Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Квалификационные категории учителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изменения в аттестации педагогических работников планировалось провести еще в 2020 году, но из-за пандемии сроки дважды переносили. В 2022 году апробация нового порядка проходит в избранных регионах, и стало известно, что ждет учителей в ближайшее время.
Различия старой и новой системы
В предыдущей системе оценки педагогических работников существовало много минусов:
- чтобы подтвердить или повысить категорию, учителям нужно было собирать горы документов, вроде дипломов, грамот и прочего;
- в разных регионах была своя система оценивания, и не существовало единого порядка для преподавателей всей страны;
- уровень профессионализма никак не влиял на подъем по карьерной лестнице.
Для проведения проверки знаний необходимо обращаться в аттестационную комиссию, заявление на высшую категорию должно содержать:
- наименование комиссии;
- Ф.И.О. заявителя;
- место работы и должность;
- контактные данные заявителя: адрес, телефон, электронный адрес;
- просьбу провести профессиональную проверку;
- действующий уровень квалификации;
- сведения об образовании;
- основания для присвоения новой квалификационной группы: какие достижения имеются у педагога, каких результатов добился, каких результатов под его руководством достигли его подопечные.
К документу следует приложить:
- копию результатов прохождения предыдущей проверки;
- копии документов об образовании;
- если с момента получения тех или иных документов заявитель менял фамилию, документ, подтверждающий эту смену;
- портфолио.
Сразу после окончания учебного заведения учитель приобретает статус «молодой специалист». Он сохраняется в течение трех лет и предусматривает доплату.
После того, как молодой специалист отрабатывает по специальности два года, у него есть возможность пройти квалификационные испытания на первую категорию. Принимает решение о присвоении областная комиссия оценки качества.
Испытание состоит из очного этапа, где изучается практической опыт педагога и уровень заполнения отчетной документации. Заочный этап проходит в виде анализа предоставленного самоотчета, где по каждой позиции начисляется определенное количество баллов. Затем на заседании комиссии, принимается коллегиальное решение о соответствии учителя заявленной категории. В случае положительного исхода голосования, приказом присваивается категория.
Если учитель не принимает решения об аттестации на первую категорию, присваивается соответствие занимаемой должности внутри учреждения. Специально созданная комиссия коллегиально решает этот вопрос.
Срок действия любой категории продолжается в течение пяти лет. Спустя отведенный срок педагог может подать заявление на присвоение высшей категории. Процедура очень похожа на предыдущую, но отличается повышенными требованиями к квалификации и уровню трансляции опыта.
Если учитель чувствует в себе силы, возможно досрочное присвоение категории, но не ранее чем через два года работы.
Маршрут прохождения аттестации на первую квалификационную категорию учителя английского языка (Свердловская область, г. Екатеринбург)
Преподаваемый предмет: английский язык Должность: учитель Регион: Свердловская область Населённый пункт: город Екатеринбург .
Аттестовалась в 2023 году на первую квалификационную категорию как учитель иностранного языка в Свердловской области.
Все необходимы документы помогли подготовить в школе.
ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АТТЕСТАЦИИ На первом этапе в аттестационную комиссию подается заявление в Министерство образования.
Прилагаю образец, который един для всех педагогов . И заполняется лист самооценки. (Приложение 1 (Заявление)) Заявление рассмотрено в течение 1 месяца, после издается приказ о допуске к аттестации в виде портфолио профессиональной деятельности.
Данный приказ направляется в школу, где администрация озвучивает допуск. И начинается второй этап аттестации написание аналитического отчета и оформление портфолио.
Срок дается месяц. Этого времени вполне достаточно, поскольку подготовка к аттестации начинается педагогом заблаговременно. КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ Внимание!
В нашем регионе не применяется и по настоящее время.
КВАЛИФИКАЦИОННОЕ ИСПЫТАНИЕ В ФОРМЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ПОРТФОЛИО Формат аналитического отчета был бумажный.
Достаточно 10 страниц, но у меня все уместилось на 30.
Портфолио состоит из грамот, благодарностей, сертификатов.
Трудностей и проблем не возникало. Мой аналитический отчет размещен на моей страничке в разделе публикации. Разделы следующие: Аналитический отчет профессиональной деятельности.
Введение 1. Теоретические основания аналитической деятельности педагога 2. Анализ результатов педагогической деятельности 3. Анализ продуктивности деятельности учащихся 3.1.
Динамика образовательных достижений 3.2. Участие учащихся в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня 3.3 Внеурочная деятельность 4.
Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания 5. Планирование деятельности на следующий межаттестационный период Заключение Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности учителя в межаттестационный период с 2016 по 2023 г.: ОТКРЫТЫЙ УРОК (ЗАНЯТИЕ) Внимание! Проведение открытых занятий не требовалось.
АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ Комиссия была сформирована. Замечаний и вопросов по оформлению пакета документов не было. Аттестация проходила в школе.
Необходимо было выступить с защитным словом и презентацией. Квалификацию подтвердили в форме приказа в бумажном формате. Времени прошло с момента подачи заявления до получения решения экспертной комиссии 2 месяца.
УРОК.РФ ПРИ АТТЕСТАЦИИ Во время аттестции включила сертификаты с сайта Урок.рф в Портфолио и Презентацию для защитного слова. Также дипломы и сертификаты помогают при отчете на оценочный лист при начислении баллов стимулирующих выплат. Собираю к следующей аттестации на высшую квалификационную категорию.
Заявление на первую квалификационную категорию учителя английского языка.
Всё течет, всё меняется… Но, как показывает практика, не все изменения, принятые Правительством, приводят к лучшему, хотя первое мнение порой бывает ошибочным.
После последних изменений в аттестации учителей, что будут введены в 2021 году, на форумах и сайтах появились сообщения и комментарии недовольных педагогов.
Что планируется изменить и почему работники образовательной сферы считают себя оскорбленными, разберемся далее.
Новая форма аттестации учителей в 2021 году, по словам чиновника, разрабатывается совместно с учительским составом, что позволит исключить промахи при составлении заданий для проверки профпригодности педагогов. Новая модель проверки работников образовательной сферы будет состоять из трех основных блоков:
- Проверка уровня знаний по предмету.
- Проверка психологических характеристик.
- Проверка педагогических навыков.
- вклад в повышение уровня образования (например, организация и проведение тематических классных часов, мероприятий, проявление инициативы);
- результаты учеников (показатели освоения программ, олимпиады и конкурсы, в которых учащиеся занимали призовые места).
- владение образовательными и воспитательными методиками (учитель может описать, какими методиками пользуется в ежедневной деятельности);
- вклад в повышение уровня образования посредством совершенствования методов воспитания и обучения;
- результаты освоения учащимися программы (динамика и достижения должны быть выше средних по субъекту РФ).
- владение новейшими образовательными и воспитательными методиками, применение знаний в практической деятельности;
Такой подход позволит определить не только уровень знаний педагога, но и его умение подать материал, найти общий язык с детьми и так далее. Пока информации о том, в каком виде будет проходить проверка знаний, психологии и педагогики, нет, поскольку схемы и метод до конца не проработаны, а предложенные варианты вызывают возмущения в сотрудников образовательной сферы.
Успешная добровольная аттестация на 1 категорию учителя русского языка предполагает глубокий анализ по трем пунктам:
Аттестация на 1 категорию учителя английского языка, биологии, географии, математики или другого предмета предполагает анализ педагогической деятельности и достижений по тем же пунктам.
К таковым относятся:
Аттестация на 1 категорию учителя не требует наличия какой-либо квалификационной категории, так как предыдущая, вторая категория, была упразднена последними изменениями в законодательстве. Требование остается актуальным только для тех педагогов, которые проходят соответствие высшей категории.
информационно-аналитическая справка, подписанная руководителем или копии документов).
В информационно-аналитическом отчете учителя английского языка необходимо указать динамику учебных достижений учащихся, их успехи, участие в олимпиадах, конкурсах, имеющиеся награждения. Также стоит добавить материал по использованию технологий на уроках, внеклассную работу.
Пример заявления на аттестацию учителя
Изменения коснутся формата. Добавятся такие элементы:
- Письменная работа (составление плана, исправление ошибок в тексте).
- Урок, снятый на видео с планом его проведения и конспектом.
- Кейс для выявления психологических и педагогических компетенций (как решить конфликт в коллективе, как помочь новичку адаптироваться, как исключить буллинг).
Каждое задание выполняется за 4 часа, но в разные дни. Возможно, в конечную сумму добавят баллы количественные показатели успешности учеников, положительный отзыв руководства, отзывы бывших учащихся.
Новая модель аттестации начнет работать не раньше 2022/2023 учебного года – до этого времени регионы сами принимают решение касательно формы прохождения.
Кроме высокого уровня владения иностранным языком, необходимо подготовить несколько важных документов:
- Заявление.
- Если ранее были подобные тестирования, то нужны копии результатов.
- Документы и копии об образовании.
- Личная документация о смене фамилии, если диплом выдан на девичью фамилию.
- Характеристика, рекомендации или сопроводительное письмо с места работы.
- Документы о повышении квалификации.
- Информационная карта с результатами деятельности.
- Подготовленное портфолио.
- Компьютерная презентация про свои достижения за время работы.
- Сайт.
В пакет документов администрация добавляет справку с места работы, результаты учеников, отзывы выпускников.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВЛЕНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОЙ (ВЫСШЕЙ) КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
– должность «учитель», «преподаватель», «педагог дополнительного образования» – рядом указывается предмет либо направление деятельности. Например: учитель начальных классов, преподаватель специальных дисциплин, преподаватель по классу скрипки, педагог дополнительного образования (краеведение), педагог дополнительного образования (физкультурно-спортивная направленность) и т.д.
– должность с указанием предмета, дисциплины, направления (в случае когда педагогический работник ведет несколько предметов) – указывается только тот, по которому учитель будет проходить экспертизу профессиональной компетентности).
В строке «Прошу меня аттестовать. » указывать только должность (без специальности). Педагогические работники по должности «учитель», «преподаватель», «педагог дополнительного образования» предмет либо направление деятельности НЕ УКАЗЫВАЮТ.
Например: преподаватель, концертмейстер или методист.
В строке «В настоящее время имею…» указывать категорию, которая имеется на данный момент.
Например: имею высшую категорию (при наличии категории на момент подачи заявления) или квалификационную категорию не имею.
Срок ее действия – указывается точная дата (число, месяц, год (по аттестационному листу или приказу).
В случае когда педагогический работник подает заявление на высшую квалификационную категорию, при истечении срока действия категории в строке указывается: в настоящее время категории не имею, имел высшую квалификационную категорию по должности преподаватель, срок ее действия … (указать срок действия по аттестационному листу, заверенная копия листа прикладывается к заявлению).
В строке «Основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную категорию считаю следующие результаты работы» указывать:
— какими современными образовательными технологиями и методиками владеет аттестуемый, как применяет их в практической профессиональной деятельности;
— показатели результатов освоения обучающимися аттестуемого образовательных программ (в динамике за 5 лет) и сравнение этих показателей с подобными средними показателями в данном образовательном учреждении;
— результаты участия обучающихся аттестуемого во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (в динамике за 5лет);
— описать личный вклад в инновационную деятельность образовательного учреждения, активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания.
Сроки независимой аттестации педагогов
При аттестации, которая устанавливает компетентность педагога, работодатель за 1 месяц до начала процедуры представляет ему все собранные сведения, характеристики и результаты методической работы. Педагог подтверждает ознакомление письменно – росписью.
Период обязательной аттестации длится в рамках двух месяцев. Дату, место и время процедуры оповещают не позднее, чем за 1 месяц до начала.
Во время добровольной аттестации учитель самостоятельно подает заявление без временных рамок. Законодательством не установлено точного периода самой процедуры, поэтому педагог лично подает документацию в подходящее для него время. Однако, если педагогическому работнику была ранее присвоена квалификационная категория, то подавать заявку требуется за 3 месяца до истечения действия предыдущих результатов. В противном случае может истечь срок еще на этапе рассмотрения заявки.
Тест с ответами на тему: Дежурный по станции
1.Какими документами должен руководствоватьс я дежурный по станции (ДСП)?
- ПТЭ, ИДП, ИССИ и др. +
- СНиПа, ПТЭ БЧ.
2. Что должен сделать ДСП перед приемом поезда на станцию?
- Приготовить маршрут и открыть входной светофор. +
- Только приготовить маршрут.
- Только открыть светофор.
3.Меняет входной (выходной) светофор показание при проходе поезда?
- Да +
- Нет
- Частично
4.Что делать ДСП при перерыве средств связи?
- Обратиться за помощью к начальнику станции (ДС).
- Перейти на телефонные средства связи. +
- Самому постараться исправить ситуацию.
5. Что служит отправлением поездов с путей, имеющих индивидуальные выходные светофоры?
- Разрешающее показание выходного светофора. +
- Идущий на встречу поезд.
- Знание машиниста о свободности участка.
6.Возможно ли отправление поезда, голова которого перекрывает входной сигнал и его невозможно открыть на разрешающее показание?
- Не возможно
- Возможно, но только с заполнением пункта 1 на бланке зеленого цвета. +
- Возможно, но только с заполнением пункта 2 на бланке зеленого цвета.
7. Возможно отправить поезд по открытому выходному светофору, когда машинисту не видно его показания?
- Не возможно
- Возможно, но только с заполнением пункта 1 на бланке зеленого цвета.
- Возможно, но только с заполнением пункта 2 на бланке зеленого цвета. +
8.Что служит разрешением на отправление поезда с подталкивающим локомотивом, следующим по всему перегону?
- Разрешающее показание выходного светофора. +
- Разрешающее показание выходного светофора, но машинисту нужно вручить ключ-жезл.
- Приказ ДСП с заполнением пункта 2 на бланке зеленого цвета.
9. Как отправить поезд в случае неисправности автоблокировки?
- На бланке зеленого цвета с заполнением пункта 1.
- На бланке зеленого цвета с заполнением пункта 2.
- Путевая записка. +
10.Как отправить поезд по открытому входному светофору, когда машинисту его не видно?
- Приказ ДСП, с заполнением разрешения на бланке зеленого цвета пункта 2. +
- Приказ ДСП, с заполнением разрешения на бланке зеленого цвета пункта 1.
- Путевая записка.
11. Как отправить поезд на перегон с возвращением обратно?
- Разрешающее показание выходного светофора, на право следования выдается ключ-жезл. +
- Разрешающее показание выходного светофора.
12. Как отправить поезд встречного направления после перекрытия выходного светофора?
- Путевая записка. +
- Приказ ДСП, с заполнением разрешения на бланке зеленого цвета пункта 2. +
- Приказ ДСП, с заполнением разрешения на бланке зеленого цвета пункта 1.
13. Как отправить поезд при невозможности открыть входной светофор?
- Путевая записка. +
- Приказ ДСП, с заполнением разрешения на бланке зеленого цвета пункта 2. +
- Приказ ДСП, с заполнением разрешения на бланке зеленого цвета пункта 1.
14.Что указываются в ТРА (технико-распоря дительный акт станции) станции?
Правила составления аттестационного листа
Аттестационный лист не имеет унифицированного, обязательного к применению образца, поэтому писать его можно в свободном виде. Однако при его оформлении следует придерживаться некоторых правил. В частности, нужно обязательно указывать
- дату аттестации,
- данные сотрудника, который подвергся проверке: его фамилию, имя, отчество, должность (она должна соответствовать штатному расписанию, а ее функции, права и ответственность – должностной инструкции),
- далее следует фиксировать контрольные вопросы (они должны напрямую касаться практической деятельности работника),
- ответы на них
- и вердикт комиссии.
При необходимости каких-то дополнений и примечаний со стороны экзаменаторов их также необходимо регистрировать в аттестационном листе.
Во всех школах появится должность советника по воспитательной работе
В некоторых регионах советники директоров уже работают в экспериментальном порядке, а в 2023 году такие специалисты будут работать уже повсеместно.
Занять эту должность может педагог, имеющий опыт воспитательной работы и прошедший переподготовку на базе Международного детского центра «Артек». В обязанности советника по воспитанию входит разработка и реализация программ воспитания в школе, вовлечение учащихся в проекты детских и молодежных объединений, а также содействие в организации творческих, туристических и спортивных мероприятий.
Советник по воспитанию получает доплату в размере 15 тысяч рублей за полную ставку.
Заявление и приложение на аттестацию
по преподаваемым предметам.
Вовлекаю обучающихся в творческую, проектную, исследовательскую деятельность, оказываю консультационную помощь по подготовке учащихся к конкурсам. Анализирую результаты участия обучающихся в предметных конкурсных мероприятиях.
Благодаря активному включению обучающихся в проектную деятельность, различные конкурсы и олимпиады удалось обеспечить развитие мотивации активной познавательной деятельности, логического и системного мышления школьников с использованием богатейшего компьютерного и технологического инструментария.
Как положительный результат расцениваю успешное обучение моих детей в начальной школе, стабильный уровень мотивации. За подготовку участников и призеров конкурсов, олимпиад имею многочисленные дипломы и благодарности.
Раздел III. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания(для высшей категории – в том числе продуктивного использования новых образовательных технологий), транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности(для высшей категории – в том числе результатов экспериментальной и инновационной деятельности) 3.1.Совершенствование методов обучения и воспитания Таблица 5 Учебный год Тема курсов ПК Уровень Внедрение полученных знаний в образовательный процесс (проекты, образовательные технологии) Применение современных средств обучения (ИКТ-презентаций, интерактивной доски, ЦОР) 2016- 2017 «Подготовка к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» май 2017г., 72 Региональный Полученные знания использую в своей педагогической деятельности, выступаю на педагогических советах Активно применяю современные средства обучения, использую ИКТ- презентации.
2016- 2017 2017- 2023
«Проектирование и реализация системы оценки достижений планируемых результатов освоения ООП НОО в соответствии с ФГОС»
сентябрь 2016 г., 24 ч.
«Основы религиозных культур и светской этики: Формирование профессиональных компетенций педагогов для преподавания основ духовно- нравственной культуры»
февраль 2023 г., 108 ч.
Всероссийский Полученные знания использую в своей педагогической деятельности, выступаю на педагогических советах Полученные знания использую в своей педагогической деятельности, выступаю на педагогических советах **Вывод учителя: Вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяю собственный опыт в области повышения качества образования. На школьный сайт выкладываю конспекты открытых уроков, фотоотчёт о проведённых классных часах, общешкольных мероприятиях.
Перенос запуска новой системы аттестации педагогов
Подготовка изменений происходила в течение нескольких лет. В тестировании принимали участие 104 школы из 19 российских регионов. Впервые новая система была опробирована в 2018-ом году, чтобы с учетом внедренных корректив стать окончательно утвержденной в 2020-ом году.
Основной причиной недовольства педагогов стала необходимость предоставления для аттестации видеофрагмента урока. Упор был на то, что это отвлекает от занятия и направлено не на оценку их достижений, а на контроль за выполнением ФГОС.
В результате было принято решение переработать эту часть нововведений. Однако, в 2020 году система так и не заработала, поскольку началась пандемия и приоритет получили совсем иные задачи.
В соответствии с указанными событиями Министерство просвещения позволило:
- всем, чья категория истекала в период с 1 апреля по 1 сентября, продлить ее действие до конца 2020-го года;
- тем, у кого аналогичное событие должно было произойти с 01.09.20 по 01.10.21, оформить сроки по 31 декабря 2021-го года.
Далее проверки входят в штатный режим. Об этом в своем Письме № АЗ-57/08 сообщили представители Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с COVID-19: для продления сроков тем, у кого категории истекают в период с 01.10.21 по 31.12.22, оснований нет. Таким образом, аттестация педагогов снова входит в обычный режим.
Что ждет педагога, провалившего аттестацию
Новые правила гласят, что занимать должность преподавателя не сможет тот сотрудник, который не имеет даже базовой аттестационной категории.
График заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования Республики Башкортостан по аттестации педагогических работников государственных, муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность
I квартал 2023 года | 20 января |
17 февраля | |
17 марта | |
II квартал 2023 года | 21 апреля |
19 мая | |
16 июня | |
III квартал 2023 года | 15 сентября |
IV квартал 2023 года | 20 октября |
17 ноября | |
15 декабря |
Программа Worldskills Russia
В 2020 году была запущена программа Worldskills Russia. Данная программа позволяет людям, которые стали жертвами последствий коронавируса, получить профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование. Возможность обучения могут получить, например:
- выпускники образовательных организаций;
- люди, пребывающие в поиске работы;
- работающие граждане, которые находятся под риском сокращения.
Такая программа доступна во всех регионах РФ. Представлено более 170 возможных направлений программы Worldskills Russia. Изучить полный список курсов можно на официальном портале проекта.
Программа проходит на базе высших учебных заведений, колледжей и организаций дополнительного профессионального образования, которые имеют компетентных и квалифицированных специалистов, педагогов и необходимое для обучения оборудование.