Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить коллективное фермерское хозяйство (КФХ) и получить субсидирование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Коллективное фермерское хозяйство считается отрытым со дня государственной регистрации. Только после постановки на налоговый учет оно получает правосубъектность и может осуществлять хозяйственную и иную законную деятельность. Правовая система допускает регистрацию КФХ в форме юридического лица, однако чаще всего его глава регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.
Как зарегистрировать КФХ
Для совершения регистрационных действий понадобится собрать пакет документов. Глава КФХ может лично подать бумаги в налоговую инспекцию по месту своей прописки. Это позволит избежать затрат на нотариальное удостоверение подписей.
В перечень документов, необходимых для проведения регистрации, входят:
- заявление формы р21002;
- соглашение о создании коллективного фермерского хозяйства;
- квитанция (чек) об оплате госпошлины;
- копия паспорта главы КФХ и оригинал для сверки;
- уведомление о переходе на выбранный режим налогообложения (при необходимости).
Внимание стоит уделить составлению учредительного соглашения. В нем нужно детально прописать все главные вопросы функционирования будущего субъекта хозяйственной деятельности. Согласно действующему законодательству в этом документе должны содержаться положения, определяющие:
- членов и главу КФХ;
- порядок управления и полномочия главы;
- права и обязанности членов;
- порядок формирования имущественного фонда, а также правоотношения собственности;
- правила принятия новых членов и выхода из состава коллективного фермерского хозяйства;
- порядок распределения полученных в процессе деятельности доходов, продукции.
Соглашение должно содержать сведения о дате и месте заключения. В конце документа все учредители ставят свои подписи.
Регистрация занимает не более трех рабочих дней. По истечении этого срока можно будет забрать следующие документы:
- свидетельство о государственной регистрации;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- выписку из государственного реестра.
Обязательно стоит открыть расчетный счет в банке. Он понадобится для безналичных расчетов, в том числе для уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды. Регистрация КФХ в ПФР и ФСС происходит автоматически. Соответствующие уведомления направляются почтой на адрес главы хозяйства.
Кфх: юр.лицо или ип? Можно ли создать фермерское хозяйство в форме юридического лица?
Крестьянское- фермерское хозяйство создаётся на базе объединения родственников или связанных иным свойством лиц с целью ведения хозяйственной или производственной деятельности в рамках сельского хозяйства. В Гражданском Кодексе РФ указано, что создание юридического лица не обязательно. С другой стороны, никто и не запрещает главе зарегистрировать ИП КФК, в 2013 году ГК добавился статьёй 86, где и указана такая возможность. Создание и регистрация нового юридического лица происходит на общих основаниях. Если выбирать форму, то можно руководствоваться общими преимуществам ИП перед ООО или наоборот.
До 2013 года фермерское хозяйство было обязано открывать юридическое лицо, но теперь, после принятия поправок в ГК, можно осуществлять деятельность как ИП. Если появилась потребность, то допускается открытие ООО КФК. Перед выбором организационно-правовой формы необходим полный анализ особенностей всех вариантов. У индивидуального предпринимателя, например, более лёгкое оформление документов и подача отчётов, а бизнесмен несёт личную финансовую ответственность всем своим имуществом. У ИП не нужно формировать уставной капитал, собирать учредителей и составлять устав.
Получается, что фермерское хозяйство можно регистрировать в качестве юридического лица, но делать это не обязательно. Всё зависит от ситуации на конкретной ферме. Вопрос о необходимости обычно решают с привлечением опытных юристов, которые проведут аудит и дадут профессиональное заключение. У каждого развития события есть свои преимущества.
На что можно потратить грант
- Приобрести земельные участки из земель сельхозназначения в Ростовской области
- Оплатить разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции
- Приобрести, построить или отремонтировать производственные и складские здания, помещения, пристройки, инженерные сети и т. д., а также оплатить регистрацию этих зданий, помещений.
- Построить дороги и подъезды к производственным объектам
- Подключить производственные объекты к инженерным сетям
- Приобрести сельскохозяйственных животных (в том числе у ЛПХ – не более 5 голов сельхозживотных).
- Приобрести сельскохозяйственную технику и инвентарь, грузовой автотранспорт, оборудование для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, посадочный материал для многолетних насаждений.
Каким грантополучателям отдадут предпочтение на конкурсе?
По предварительным данным, оценка заявок на грант будет проводится по следующей шкале.
1. Направление деятельности в соответствии с бизнес-планом:
- развитие молочного скотоводства, выращивание многолетних насаждений и виноградников – 3 балла;
- развитие мясного скотоводства, кролиководства – 2 балла;
- иные виды деятельности – 0 баллов.
2. Наличие у участника конкурсного отбора животноводческих помещений – для участников конкурсного отбора животноводческого направления:
- имеется в собственности и/или аренде на срок 5 и более лет – 3 балла;
- документы находятся в стадии оформления в собственность и/или аренду на срок 5 и более лет – 2 балла;
- планируется приобретение и (или) строительство и (или) реконструкция согласно бизнес–плану – 1 балл;
- иное – 0 баллов.
3. Наличие поголовья сельскохозяйственных животных молочного направления, в том числе как у владельца личного подсобного хозяйства:
- от 4 и более голов – 2 балла;
- от 1 до 3 голов – 1 балл;
- отсутствует – 0 баллов.
4. Наличие кормовой базы (в соответствии с потребностью, указанной в бизнес–плане)
- кормовой базы обеспечен полностью за счет собственного производства (есть участки в собственности или в аренде) – 2 балла;
- кормовой базой обеспечен частично за счет собственного производства (есть участки в собственности или в аренде) – 1 балл;
- корм планируется приобретать на основании договоров на поставку кормов на 5 лет – 0 баллов;
5. Каналы сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой участником конкурсного отбора:
- организация собственного перерабатывающего производства (в том числе через кооператив, членом которого является КФХ) – 3 балла;
- через перерабатывающие организации (предприятия) – 1 балл;
- иные направления сбыта произведенной продукции – 0 баллов.
6. Размер запрашиваемого гранта:
- не более 50 процентов от максимального размера гранта – 2 балла;
- от 50 процентов, но не более 90 процентов от максимального размера гранта – 1 балл;
- от 90 процентов до 100 процентов от максимального размера гранта – 0 баллов.
7. Наличие у участника конкурсного отбора собственных средств для софинансирования средств гранта:
- от 30 процентов затрат – 2 балла;
- от 15 процентов, но не более 30 процентов затрат – 1 балл;
- не более 15 процентов – 0 баллов.
8. На дату подачи заявки постоянное проживание участника конкурсного отбора на сельской территории муниципального образования Ростовской области по месту нахождения (регистрации) крестьянского (фермерского) хозяйства:
- постоянно проживает свыше 5 и более лет – 2 балла;
- постоянно проживает свыше 1 года, но не более 5 лет – 1 балл;
- планирует переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения (регистрации) крестьянского (фермерского) хозяйства – 0 баллов.
9. Состав семьи участника конкурсного отбора на дату подачи заявки:
- 3 и более детей (в том числе усыновленные и (или) находящиеся под опекой и (или) попечительством), не достигших 18–летнего возраста, – 2 балла;
- 2 детей (в том числе усыновленные и (или) находящиеся под опекой и (или) попечительством), не достигших 18–летнего возраста, – 1 балл;
- иное – 0 баллов.
Поддержка фермеров в условиях действия санкций
Антироссийские санкции затронули сельскохозяйственных производителей, возможно, в первую очередь. Фермеры терпят убытки, теряют налаженные каналы сбыта продукции. О развитии бизнеса в таких условиях говорить не приходится. Но все же с целью поддержки производителей Правительством была выделена субсидия для фермеров в сумме 3,375 миллиарда рублей.
Какие субсидии можно получить сегодня от государства фермеру-новичку или малому сельхозпредприятию? Распределение помощи таково:
- семейные животноводческие фермы получат в общем 1,425 млрд рублей госпомощи;
- фермерские хозяйства, оформляя землю в собственность, получат порядка 50 миллионов рублей;
- на бытовое обустройство начинающим фермерам-предпринимателям государство выделит 1,9 млрд рублей.
В 2015 году финансирование получат 83 региона (в 2014 — 77), в том числе Крым. Все полученные субсидии фермеры вправе потратить на такие цели:
- увеличение поголовья скота;
- покупка оборудования, материалов;
- приобретение посадочного материала, удобрения, корма;
- покупка участков для ведения на них сельхозбизнеса и другое.
Субсидии будут распространяться по регионам неравномерно. В первую очередь суммы будут выделены тем регионам, которые наиболее пострадали от санкций, самых неразвитых и нуждающихся в поддержке. Так, наибольшие субсидии будут у Дагестана (260 миллионов на регион) и Ставропольского края (свыше 300 миллионов).
Как получить субсидию?
Предприятие-претендент должно соответствовать определенным критериям, перед тем как получить субсидии фермерам:
- Получить субсидии на поддержку бизнеса могут начинающие фермеры или состоявшееся предприятие, нуждающееся в развитии.
- К начинающим фермерам причисляют россиян со средним или высшим образованием, зарегистрированных как ИП и/или являющихся главой КФХ, имеющий опыт в сельхозобласти. Для КФХ действуют дополнительные требования: проживание в местности, где ведется сельское хозяйство в течение минимум одного года, подача заявки один раз за время деятельности хозяйства.
- Если речь идет об ИП, то он должен пройти регистрацию за три года или более до подачи заявки и уже реализовать продукцию сельского хозяйства минимум на 30 тысяч рублей.
- Кроме КХФ и ИП, в подпрограмме по выделению субсидии могут участвовать сельхозкооперативы, микропредприятия, личные подсобные хозяйства.
Куры денег не клюют. На какую помощь и поддержку могут рассчитывать начинающие фермеры
Бизнесу
/ 18 января 13:30
Быть фермером в наше время модно, но затратно: потребность людей в экологичных продуктах толкает аграриев на освоение новых технологий, и очень недешевых. Но государство спешит на помощь, предлагая деньги и поддержку.
Экомаркеты, рынки выходного дня, фермерские лавки: модные торговые точки с экологически чистыми товарами от местных фермеров постепенно заполоняют города, и это спонсирует государство
Сельское хозяйство в нашей стране с давних времен занимало ключевую роль в экономическом развитии. В Новейшей истории фермерство из способа выживания превратилось в прибыльный, но нестабильный бизнес: по данным Росстата, с 2016 по 2022 годы число сельхозпредприятий сократилось почти на 1 600. Причем больше всего пострадали малые и микропредприятия.
Однако крупнейшие холдинги АПК наращивали свои мощности, увеличивали производство, занимаемые площади и выручку, воспользовавшись сложившейся ситуацией на рынке и государственной поддержкой. Среди лидеров отрасли – всем известные гиганты «Черкизово», «Мираторг», «Данон» и другие.
Как фермеру получить поддержку от государства
Парламентская газетаПарламентская газета
Изменения в Закон о развитии сельского хозяйства должны упростить получение гражданами и бизнесом комплексных мер господдержки в отрасли, сказал на заседании Правительства 26 ноября премьер Михаил Мишустин, анонсируя готовящийся законопроект. Он отметил, что в течение следующего года все формальные процедуры будут переведены полностью в электронный формат. «Тогда сельхозтоваропроизводителям не придётся собирать большое количество бумажных документов, — констатировал глава кабмина. — Субсидии, гранты, льготные кредиты станут доступны буквально в несколько кликов с помощью нового суперсервиса».
Речь, как следует из пояснительной записки к документу, идёт об информационной системе цифровых сервисов АПК.
Она должна обеспечить информирование юридических и физических лиц о возможных мерах господдержки, формирование и рассмотрение заявок на предоставление этих мер в электронной форме, сбор отчётности.
Комментируя создание сервиса, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев отметил, что она не только уменьшит бюрократизацию процессов, но и заметно сократит издержки производителей.
Систему хотят ввести в действие с 1 июля 2022 года.
В какой бы форме ни предоставлялась господдержка, главное — чтобы предоставлялась. Так прокомментировал законопроект председатель думского Комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин (фракция КПРФ). «Фермер найдёт возможность получить помощь, если она реальна, а не повисает в воздухе вместе со словами чиновников», — сказал он «Парламентской газете».
По словам депутата, введение пошлин на экспорт зерна в этом году привело к падению выручки аграриев. И даже принятое кабмином в октябре решение о направлении регионам десяти миллиардов рублей на поддержку производителей зерна не спасло ситуацию. «По сути, огромные средства изъяли, — констатировал Кашин. — Их надо было бы вернуть напрямую, а уж с «цифрой» или без, аграрии бы разобрались».
В России действует почти два десятка мер господдержки АПК. Фермеры могут получить средства на развитие растениеводства и животноводства, на поддержку финансовой устойчивости и развитие малых форм хозяйствования.
В частности, в растениеводстве можно рассчитывать на погектарную поддержку и возмещение затрат на закладку многолетних насаждений, покупку элитных семян, страхование посевных площадей, строительство объектов АПК.
Животноводам могут возместить часть затрат на приобретение племенного молодняка скота и страхование сельскохозяйственных животных, им предоставляют субсидии на каждый литр реализованного молока. А ещё есть фермерские гранты, льготные кредитование и лизинг.
Помимо мер федерального уровня, в регионах разрабатывают свои программы поддержки аграриев, и часто разобраться, на какую из выплат или других форм может претендовать то или иное хозяйство, бывает непросто.
Об этом «Парламентской газете» сказал глава Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров. Эффективность мер поддержки, по его словам, может отличаться от региона к региону — это зависит от активности местных властей.
А в систему оценки региональных министров сельского хозяйства входит такой параметр, как «доведение до получателей средств государственной поддержки».
«Проблемы с доведением есть, — констатировал сенатор. — Мы надеемся, что, если удастся исключить или хотя бы сократить человеческий фактор благодаря суперсервису, эффективность работы повысится».
Ещё одним серьёзным препоном сами сельхозпроизводители называют бюрократию — огромное количество документов, которые им нужно заполнять буквально ежедневно, причём делать это преимущественно в бумажном, не в электронном виде.
«Раньше я сдавал накладную по молоку в конце месяца, а теперь делаю это каждый день, — рассказал «Парламентской газете» глава хозяйства «Новопетровское» в Тульской области Александр Комаров.
— Также и по зерну и другим видам продукции, что мы производим, — много бумаг».
Заслуженный работник сельского хозяйства Комаров трудится на земле больше тридцати лет. Автопарк и другую технику обновлять старается регулярно, в том числе за счёт господдержки.
За годы работы он и его специалисты научились составлять заявки и подавать их куда следует. Но небольшим хозяйствам сделать это бывает непросто, что подтвердил Алексей Майоров.
«Просчитать экономическую составляющую, подготовить документы — в этом мелким предприятиям надо помогать», — сказал он.
Обратил внимание сенатор и на ещё один момент — недобросовестные производители. Их, конечно, немного, но они есть: подают неточные сведения, чтобы получить побольше помощи, например выдают одни саженцы за другие, тем самым попадая в программу поддержки.
«Автоматизация процессов позволит если не совсем это убрать, то хотя бы сделать процесс более прозрачным и наглядным, — сказал Алексей Майоров. — В идеале на одной платформе должна быть собрана вся информация о производителе, мерах поддержки всех уровней и возможности их получать».
Для чего государство субсидирует фермеров
В связи со сложившейся в последние годы ситуацией в экономике, а именно с введением санкций и запретом на ввоз сельскохозяйственных продуктов из некоторых стран, вопросы развития отечественного сельского хозяйства стали очень актуальны.
К тому же в советское время частные фермерские хозяйства были запрещены — всё производство концентрировалось в колхозах.
В настоящее время почти половина всей российской сельскохозяйственной продукции производится малыми хозяйствами. Это обстоятельство, разумеется, отмечается контролирующими органами и они постепенно увеличивают суммы помощи, одновременно упрощая процедуры их получения (хотя и не так быстро, как хотелось бы фермерам). Программа государственной помощи малым фермам работает с 2012 года и в настоящее время нет никаких предпосылок к её завершению — только к расширению.
Помощь начинающим фермерам в виде грантов почти всегда бывает целевой.
Какие документы нужно собрать, чтобы получить субсидию на развитие сельскохозяйственного предприятия
Чтобы принять участие в конкурсе на получение от государства финансовой поддержки, вам необходимо будет подготовить документы по определенному перечню. Так, речь идет о следующих бумагах:
- заявки на участие в программе;
- анкете с данными об участниках конкурса (то есть вашими данными);
- бизнес-плане вашего предприятия;
- паспорте Российского гражданина;
- трудовой книжке, в которой будет указано, что на протяжении не менее чем трех лет вы работали в отрасли сельского хозяйства (вместо книжки можно предоставить выписки из похозяйственной книги);
Также понадобится собрать документы по внушительному перечню
- сертификат о прохождении курсов для фермеров;
- диплом о получении высшего или средне-специального образования в интересующей нас области;
- документы учредительного характера, собираемые для фермерского или крестьянского хозяйства;
- свидетельство о регистрации из налоговой службы;
- выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- данные о расчетном счете, на котором будет иметься в наличии нужная сумма средств (в конкретном количестве процентов от гранта);
- смета будущих работ;
- договоры, подтверждающие, что вы продали товара не менее чем на 30 тысяч российских рублей;
- справка о покупке специализированного технического оснащения;
- запись переговоров, проводимых с компаниями-партнерами, или же точками реализации продукции;
- письма рекомендательного характера, выданные муниципальными властями или же справка о вхождении в кооператив.
Собрав все эти бумаги, вы сможете претендовать на правительственную помощь и поддержку.
Рынок крестьянско-фермерских хозяйств в России — важный сегмент экономики, так как он обеспечивает производство продуктов питания и сырья для обработки.
В последние годы рынок КФХ претерпевает существенные изменения. Одной из проблем является снижение конкурентоспособности российской аграрной продукции на международном рынке. Это может быть связано с ростом цен на энергоносители и материалы, а также с увеличением таможенных пошлин на импортируемое оборудование.
Но есть ряд перспектив. Российские власти реализуют мероприятия по содействию развитию сельского хозяйства. Существует рост спроса на органическую продукцию, которая более здоровая и экологически чистая. Это может стать возможностью для КФХ увеличить свое производство и экспортировать товары на рынки стран с высоким спросом на органическую продукцию.
Как зарегистрировать КФХ
Коллективное фермерское хозяйство считается отрытым со дня государственной регистрации. Только после постановки на налоговый учет оно получает правосубъектность и может осуществлять хозяйственную и иную законную деятельность. Правовая система допускает регистрацию КФХ в форме юридического лица, однако чаще всего его глава регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.
Для совершения регистрационных действий понадобится собрать пакет документов. Глава КФХ может лично подать бумаги в налоговую инспекцию по месту своей прописки. Это позволит избежать затрат на нотариальное удостоверение подписей.
В перечень документов, необходимых для проведения регистрации, входят:
- заявление формы р21002;
- соглашение о создании коллективного фермерского хозяйства;
- квитанция (чек) об оплате госпошлины;
- копия паспорта главы КФХ и оригинал для сверки;
- уведомление о переходе на выбранный режим налогообложения (при необходимости).
Внимание стоит уделить составлению учредительного соглашения. В нем нужно детально прописать все главные вопросы функционирования будущего субъекта хозяйственной деятельности. Согласно действующему законодательству в этом документе должны содержаться положения, определяющие:
- членов и главу КФХ;
- порядок управления и полномочия главы;
- права и обязанности членов;
- порядок формирования имущественного фонда, а также правоотношения собственности;
- правила принятия новых членов и выхода из состава коллективного фермерского хозяйства;
- порядок распределения полученных в процессе деятельности доходов, продукции.
Соглашение должно содержать сведения о дате и месте заключения. В конце документа все учредители ставят свои подписи.
Как получить субсидирование
Государство реализует различные программы с целью развития сельскохозяйственного бизнеса. Меры, направленные на поддержку фермеров, принимаются как на федеральном, так и на региональном уровне. После открытия КФХ можно претендовать на помощь со стороны государства.
В регионах часто проводятся конкурсы по распределению финансовых средств среди фермерских хозяйств. Желающие в них участвовать заранее подают заявки в конкурсные комиссии. Правилами обычно предусматривается последующая подача отчетов о расходовании государственных активов.
С целью улучшения платежеспособности в сельскохозяйственной отрасли государство предоставляет субсидии на погашение обязательств по инвестиционным кредитам. Выбор победителей также осуществляется на конкурсной основе после рассмотрения поданных заявок.
Реализация проектов по финансовой поддержке фермеров возлагается на профильные государственные учреждения. Уровни лимитов, виды помощи и правила участия в программах ежегодно меняются. Следить за актуальной информацией можно на сайтах государственных органов, работающих с бизнесом в области сельского хозяйства.
Порядок получения земли под КФХ
Это можно сделать несколькими способами:
- Организация аукциона, инициатором которого выступает органы муниципальной власти, когда надел входит в их сферу распоряжения.
- Проведение конкурса по инициативе лиц с возможным выкупом объекта в личное владение.
- Получение территории в наем без торгов для некоторых категорий лиц.
- Арендные обязательства в отношении земли, не стоящей на кадастровом учете, без проведения торгов.
Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства заключается совершении следующих действий:
- Выбор подходящего варианта. Подбор можно осуществить:
- Путем обращения в местный муниципалитет. У них скапливаются данные о наличии пустующих объектов;
- Приняв участие в публичном аукционе, сведения о которых публикуются на электронных ресурсах или в печатных СМИ;
- Выявить информацию на портале Росреестра.
- Представление заявления о выделении земельной площади. Оно подается в административные органы власти, уполномоченные на его принятие. В запросе необходимо указать данные об объекте:
- Цель использования:
- Полномочия обратившегося;
- Условия передачи угодий в собственность (безвозмездно или за плату):
- Необходимость представления территории необходимого размера (количество участников и работников, оборотные объемы);
- Подписанное соглашение о создании КФХ;
- Временной период, если аренда предполагается на небольшой срок.
заявления о предоставлении земельного участка под фермерское хозяйство
Заявка рассматривается в течении 14 дней, проект определения границ утверждается около одного месяца.
- Организация торгов. Получив заявление, сотрудниками администрации публикуется извещение о намерении передать угодья в аренду и приглашаются претенденты к участию в конкурсе. Если никто не изъявил желания поучаствовать в мероприятии, участок предоставляется инициатору без проведения торгов. Если желающие все же есть, по результатам аукциона цена аренды может вырасти существенно.
- Осуществление кадастрового учета. В ситуации, когда административный орган предварительно одобрил заявку, обратившийся должен произвести межевание объекта и его постановку на учет за свой счет. Иногда такие расходы берет на себя местный муниципалитет. Кадастровый инженер землеустроительной организации устанавливает границы территории, осуществляет топографическую съемку и оформляет необходимую документацию.Получив бумаги, нужно сдать их в Росреестр для внесения информации в единый кадастр и получения паспорта.
ВНИМАНИЕ! Если в выдаче земли будет отказано, средства, затраченные на формирование площади, возвращены не будут.
- При принятии положительного решения в пользу собственника КФХ, административный орган подписывает с заявителем соглашение о продаже или аренде земельного имущества. В нем должны быть указаны все существенные условия совершения сделки, в частности:
- Сумма арендных платежей;
- Права и обязательства сторон;
- Возможность дальнейшей покупки участка в собственность.
Когда срок его действия заканчивается, его можно:
- Продлить;
- Расторгнуть;
- Выкупить надел в собственность
- Передача земли во владение. Земельное законодательство определяет возможность выделения с/х территории в безвозмездный наем с последующим переводом его в частную собственность, если участок использовался в течении пяти лет по назначению. Его можно выкупить у государства после окончания аренды за минимальную сумму.
ВАЖНО! Договор должен пройти процедуру регистрации в Росреестре, только после этого правомочия владения участком вступят в силу.
Раздел имущества КФХ при прекращении его деятельности
Запрет на раздел имущества КФХ (земельный участок и средства производства) действует во всех случаях, за исключением прекращения фермерского хозяйства.
Раздел общего имущества КФХ может иметь место в случаях, когда деятельность хозяйства прекращается в связи с выходом из него всех его членов, т.е. тогда, когда члены КФХ добровольно или по решению суда ликвидируют свое хозяйство, перестают заниматься производством сельскохозяйственной продукции (п. 4 , , п. 1 ).
Также раздел общего имущества фермерского хозяйства возможен между наследниками после смерти последнего члена КФХ, если ни один из наследников не намерен вести фермерское хозяйство.
Прекращение деятельности КФХ независимо от причин предполагает полное погашение всех обязательств хозяйства перед кредиторами. В связи с чем, разделу между участниками КФХ подлежит только имущество КФХ, которое останется после погашения всех долгов (ст. 61, 63 Гражданского кодекса РФ).
Подробнее…
Законом о КФХ ( ) установлены и иные основания прекращения КФХ:
- в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства (статьи 217 – 223 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);
- в случае создания на базе имущества КФХ производственного кооператива или хозяйственного товарищества (ст. 259 Гражданского кодекса РФ).
В случаях прекращения деятельности КФХ по указанным основаниям раздел общего имущества между членами КФХ не возможен.
При банкротстве КФХ на имущество хозяйства может быть обращено взыскание кредиторов. Такое имущество включается в конкурсную массу и реализуется путем проведения торгов.
В случаях, когда на базе имущества КФХ создается хозяйственное товарищество или производственный кооператив, общее имущество хозяйства не делится между членами, а переходит в собственность вновь созданного юридического лица в форме вкладов и других взносов.