Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности закона «О защите конкуренции»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Конкуренция как экономическая категория. Конкуренция (лат. «concurrere» — сталкиваться, сбегаться) представляет собой особого рода экономические отношения (соперничество, борьбу) между участниками рынка, возникающие в связи с производством и обменом материальных благ (товаров, работ, услуг). Конкуренция выступает необходимым условием и важнейшим способом эффективного осуществления предпринимательской деятельности. Положительное влияние конкуренции на экономику проявляется в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов, развитию предпринимательской инициативы. Конкурентная борьба субъектов предпринимательства направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых больше всего нуждаются потребители, так как борьба ведется за потребительский спрос. Конкуренция способна координировать экономическую деятельность без административного принуждения, что позволяет предпринимателям добиваться увеличения собственной выгоды (прибыли). Указанные обстоятельства свидетельствуют о несомненном преимуществе экономики, основанной на конкуренции субъектов предпринимательства.
Ответственность за недобросовестную конкуренцию
Лицо, совершившее акт недобросовестной конкуренции, может быть привлечено как к гражданско-правовой, так и к административной ответственности.
Нарушитель обязан возместить убытки, причиненные конкуренту в результате акта недобросовестной конкуренции.
При этом убытки включают в себя как реальный ущерб, так и упущенную выгоду. Таким образом, доход, не полученный конкурентом из-за распространения негативных ложных сведений о его товаре, также будет подлежать возмещению.
Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена ст. 14.3, ст. 14.33 КоАП РФ:
нарушителям (юридическим лицам) грозят штрафы в размере от 100 000 до 500 000 рублей.
В отдельных случаях размер штрафа исчисляется с учетом размера суммы выручки нарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
Антиконкурентное поведение участников рыночной экономики составляет особый предмет государственного правового регулирования. Основные принципы и методы правовой охраны конкуренции нашли свое отражение в Федеральном законе от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»), который определил несколько самостоятельных типов антиконкурентного поведения хозяйствующих субъектов: злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, а также осуществление ими недобросовестной конкуренции. В целях предотвращения негативного воздействия на конкуренцию со стороны участников товарного рынка Закон «О защите конкуренции» ввел ряд адресованных им запретов.
Каждый тип антиконкурентного поведения обладает своей спецификой и характеризуется набором строго обозначенных обстоятельств, при наличии которых действия хозяйствующих субъектов образуют тот или иной состав антимонопольного нарушения. Достижение участниками товарного рынка ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ими согласованных действий является одним из самых противоречивых и неоднозначных, с точки зрения антимонопольного регулирования, типов такого поведения.
Сама правовая конструкция, выбранная законодателем для определения понятий запрещенных «соглашений» и «согласованных действий», является непростой и требует детального анализа для выявления юридически значимых признаков нарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 11 Закона «О защите конкуренции». Сложность квалификации соглашений (действий) хозяйствующих субъектов на основании приведенных норм права состоит в том, что не всякое поведение хозяйствующих субъектов на отдельном товарном рынке, отвечающее одному или нескольким критериям, обозначенным Законом «О защите конкуренции», по своему существу образует состав антимонопольного нарушения. Необходимость выявления приведенных в законе условий в их совокупности порождает вопросы о круге обстоятельств, подлежащих выяснению, объеме и видах доказательств, достоверно свидетельствующих о совершении участниками товарного рынка вменяемых нарушений.
Понятие и субъекты конкуренции. Право на свободную конкуренцию
Неправомерная деятельность органов власти, ограничивающая конкуренцию
Данные правонарушения по своей правовой природе не являются монополистической деятельностью. Как уже упоминалось, последняя понимается как деятельность именно хозяйствующих субъектов по ограничению конкуренции.
В отличие от хозяйствующих субъектов, которые могут выступать субъектами монопольного (доминирующего) положения на рынке, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также органы и организации, исполняющие функции указанных органов, этого права лишены, так как их деятельность по осуществлению публичной власти не является экономической и предпринимательской. Они не признаются субъектами монополии (доминирующего положения) и конкуренции на рынке, поэтому закон не упоминает их при определении этих понятий.
Тем не менее противоправное поведение органов и организаций публичной власти, направленное на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, является общественно опасным в связи с тем, что данные субъекты используют указанную власть в целях неправомерного получения или создания различных привилегий и преимуществ (в том числе для отдельных субъектов предпринимательства), нарушающих права и законные интересы предпринимателей на рынке.
Правонарушения органов публичной власти закон подразделяет на индивидуальные акты и действия; соглашения и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию.
Индивидуальные акты и действия. В антимонопольном законодательстве они именуются актами и действиями (бездействием) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и осуществления таких действий) (ст. 15 Закона о защите конкуренции).
Рассматриваемые правонарушения подразделяются на две группы: 1) неправомерные акты и действия, посягающие на свободу конкуренции и предпринимательства на рынке; 2) акты и действия по неправомерному приобретению избыточных властных полномочий.
Акты и действия, посягающие на свободу конкуренции и предпринимательства на рынке, — это принятие актов и совершение действий (бездействие) указанными органами и организациями, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и приводят к следующим ситуациям: к ограничению самостоятельности субъектов предпринимательства, созданию дискриминирующих или, напротив, благоприятствующих условий деятельности отдельных субъектов предпринимательства.
Видами договоров купли-продажи являются:
1) договор розничной купли-продажи, по которому продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;
2) поставка товаров;
3) контракт на поставку товаров для государственных нужд;
4) договор контрактации;
5) договор энергоснабжения, по которому энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии;
6) договор купли-продажи недвижимости, по которому продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество;
7) договор продажи предприятия, по которому продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам.
Проанализируем более подробно видовое разнообразие антиконкурентных соглашений
- Картель: особая и самая опасная форма горизонтального соглашения. Происходит, как правило, между конкурирующими предприятиями в одном рыночном сегменте. Главная задача здесь – обман потребителей и получение сверхприбылей путем ограничения конкуренции.
- Картель ценового характера: характеризуется установлением идентичных цен на похожую продукцию или услуги.
- Картелью можно считать также любого рода соглашения, приводящие к снижению уровня конкуренции на определенном рынке.
- Предварительное соглашение на торгах: подобный сговор ставит своей целью обоюдную выгоду после победы одной из договаривающихся сторон.
- Раздел рынка: субъекты сговариваются о распределении преференций. Это могут быть потребительские группы, сферы влияния, объемы продаж, географические территории, на которых происходит реализация товара, и многое другое.
- Вертикальные неправомерные договоры: в этом случае происходит связывание нескольких организаций, не являющихся конкурентами, но имеющих возможность дополнять продукцию друг друга различными услугами или товарами с целью навязыванию потребителю всего пакета ненужных ему услуг.
Из всех вышеперечисленных объединений самыми опасными последствиями обладают формы картельного сговора. Такое антиконкурентное соглашение приводит к реальной монополизации захватываемого рынка. В результате ликвидируется конкуренция, чем наносится реальный экономический ущерб нам с вами, как потребителям.
Аффилированное лицо: определение по закону
Понятие аффилированного лица, установлено статьей 4 ФЗ № 948 – 1.
Аффилированное лицо представляет собой физическое или юридическое лицо, способное оказывать влияние на деятельность юридических и физических лиц.
В юридических организациях, аффилированными считаются:
- Участник Совета директоров, а также иного коллегиального органа управления организацией;
- Лицо, принадлежащее к той группе лиц, к которой принадлежит само юридическое лицо;
- Лицо, обладающее правом распоряжения более 20% общего количества голосов;
- Когда организация входит в состав финансово – промышленной группы, аффилированными признаются члены совета директоров.
Физические лица, получают статус аффилированных когда:
- Лицо принадлежит к той же группе, что и физическое лицо;
- Лицо обладает правом распоряжения более 20% общего количества голосов.
Про «а ля закупки» и поправках в абз. 1 ст.17 Закона о защите конкуренции
Общественность критикует инициативу ФАС России, которая хочет обязать крупные хозяйствующие субъекты закупать товары и услуги у малого и среднего бизнеса. И правда, какая-то странная инициатива. Но речь сейчас не об этом.
Соответствующие поправки ФАС России к проекту федерального закона N 817991-6 «О внесении изменений в федеральный закон «О защите конкуренции» и иные законодательные акты Российской Федерации» не ограничиваются вопросом сокращения административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства. Там есть и вполне здоровые идеи, достойные всяческой поддержки. Допустим, изменения в абзац первый статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Предлагается после слов «запроса предложений» абзац первый статьи 17 дополнить словами «, в случаях, если проведение торгов, запроса котировок или запроса предложений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации,».
Теперь попробую пояснить, в чем сейчас состоит парадоксальность юридического бытия и как принятие поправки могло бы облегчить жизнь тем, кто не осуществляет обязательных закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ.
С одной стороны, компании, которые не подпадают под строгие правила 44-ФЗ и 223-ФЗ, вправе заключать договоры по какой угодно процедуре с любым понравившимся контрагентом. Свобода договора все-таки какая-то еще есть в ГК РФ.
С другой стороны, если компания принимает некие внутренние стандарты для проведения «а ля закупок», чтобы подчеркнуть свою добропорядочность и желание работать с контрагентами, выбранными как бы на «конкурентных» началах, то она автоматически попадает в «прокрустово ложе» ст.17 Закона о защите конкуренции.
Что это означает на практике?
Допустим, захотелось заключить соглашение не с победителем внутренней процедуры «а ля закупки», а с совместным предприятием, которое будет состоять из уже отобранного генерального подрядчика и еще одной компании. Никто вроде бы не возражает, кроме ст.17 Закона о защите конкуренции. Ибо назвался груздем – полезай в кузов:
- Решим назвать победителем совместное предприятие — нарушим п.3 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции (нарушение порядка определения победителя). У нас же в процедуре участвовал конкретный генеральный подрядчик. О новом юридическом лице – совместном предприятии — никто не слышал ни на этапе допуска, ни на этапе оценки предложений. Оно вообще пока еще не существует, а будет создано как раз перед заключением договора.
- Или вот назовем победителем генерального подрядчика, но припишем в каких-нибудь документах пунктик о том, что «победитель обязан после заключения договора подписать с компанией N соглашение о совместной деятельности». И опять столкнемся с угрозами ч.1 чт.17 Закона о защите конкуренции. Возможно, «ход конем» будет расценен как нарушение п.1 ч.1 ст.17 – координация организатором торгов деятельности их участников. А возможно нарушим что-то другое, ведь список по ч.1 чт.17 является открытым.
В Научно-практическом комментарии к Федеральному закону «О защите конкуренции» (постатейный) / К.Н. Алешин, А.В. Андросенко, И.Ю. Артемьев и др.; отв. ред. И.Ю. Артемьев. М.: Статут, 2015 (стр. 280-283) так прямо и о. «Нет каких-либо препятствий для квалификацией судами соответствующих процедур как торгов независимо от их фактического названия».
Но и тут обнаруживается парадокс: общие требования к любым закупкам в ч.1 ст.17 есть в Законе о защите конкуренции есть, а вот формальных полномочий у ФАС России по осуществлению контроля за закупками юридических лиц, которые не подпадают по действие законов 44-ФЗ и 223-ФЗ – нет.
Не верите? А вот и зря. Я вам больше скажу. Кирилл Чоракаев на днях порадовал публику ссылкой на Постановление Правительства от 24.10.2015 № 1139. Именно этот документ с 01 ноября 2015 года дает ФАС России полномочия осуществлять контроль за закупками товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц по 223-ФЗ.
Положения и трактовки
В 2009 году ФАС России признала ООО «Газпромнефть» злоупотребившей своим монопольным положением на рынке. Суд обязал компанию выплатить штраф в размере 4,7 млрд. рублей.
Навигация по статье
- Все о защите конкуренции
- Федеральный закон 135-ФЗ
- Статья 17 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ
- Статья 9 закона о защите конкуренции 135-ФЗ
- Статья 11 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ
- Статья 10 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ
- Статья 4 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ
- Ограничение конкуренции по 44-ФЗ
- Ограничение конкуренции по 223-ФЗ
- Глава 8 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ и другие основания применения санкций
О живительном воздействии конкуренции на экономику страны и потребительский рынок, вероятно, знают все. Польза этого распространённого и столь же древнего, как сама хозяйственная деятельность явления, кажется очевидной. Однако, несмотря на естественность этого глобального процесса, он во всех странах нуждается в защите государства подобно памятникам культуры или редким представителям флоры и фауны. В Российской Федерации организационно-правовыми основами защиты конкуренции служат несколько правовых актов, в числе которых Федеральный закон №135-Ф. О функциях и механизмах, предусмотренных этим документом и описанных в основных его статьях, будет рассказано ниже.
В экономической системе существует два базовых вида конкуренции: совершенная и несовершенная. Первая представляет собой теоретическое построение, идеал. Эта модель используется при разработке методологии анализа прочих рыночных структур. Несовершенный тип представляют монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. По определенным действиям эти виды не отличаются, однако они обладают рядом специфических черт.
Монополия, например, представлена на рынке обычно одной компанией, имеющей достаточно крупные размеры. Для успешного ее функционирования необходимо постоянное поддержание уникальности. Олигополию формируют несколько компаний, имеющих возможность договориться о совместном влиянии на состояние рынка. В качестве одной из ключевых целей выступает соблюдение стабильности на фоне поддержания заданного уровня доходности. Под монополистической конкуренцией понимают такую модель, при которой каждая компания не обладает существенным влиянием на состояние рынка. Соответственно, субъекты действуют согласно своим возможностям.
Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции
Закон о конкуренции регулирует не только отношения хозяйствующих субъектов, но и участие в них органов государственной власти, которые с помощью своих полномочий могут влиять на конкурентные отношения.
Для них (органов власти) установлены запреты на действия (бездействие), принятие актов, которыми не допускается, устраняется, ограничивается конкуренция.
Особое внимание законодатель уделил порядку предоставления государственных и муниципальных преференций.
Последние изменения, коснувшиеся гл. 5 закона № 135-ФЗ, направлены на создание прозрачной системы предоставления преференций, общественного контроля за деятельностью чиновников и борьбы с коррупцией.
В этой главе перечисляются разрешенные виды преференций, виды, которые нужно согласовывать с антимонопольным органом и запрещенные виды.
Некоторые виды отношений, попавшие в сферу применения закона № 135-ФЗ, имеют свою нормативную базу.
Так, порядок проведения торгов, запроса котировок цен и предложений установлен ФЗ «Об организованных торгах» от 21.11.2011 № 325-ФЗ, «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и т. д. Тем не менее к этим отношениям предъявляются дополнительные антимонопольные требования, изложенные в гл. 4 закона № 135-ФЗ.
Таким образом, закон № 135-ФЗ регулирует, ограничивает, запрещает те или иные действия, способные привести к недобросовестной конкуренции, последствиями которой являются нанесение ущерба, ущемление интересов или банкротство контрагентов.
Деятельность государства, направленная на защиту конкуренции
Задача государства состоит в том, чтобы при помощи правового механизма обеспечить предупреждение, а в необходимых случаях и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, определить эффективные меры административного воздействия, как на непосредственных участников рынка, так и органы государственной власти и местного самоуправления в тех случаях, когда эти органы предпринимают попытки к ограничению и устранению конкуренции. Вся эта деятельность государства обозначена одним термином – «защита конкуренции».
Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к основным функциям антимонопольных органов относит выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по предупреждению и прекращению его нарушений и привлечение к ответственности за такие нарушения.
Можно встретить высказывание о дублировании антимонопольными органами судебного процесса, о том что процедура, применяемая антимонопольными органами, является «квазисудебной». Однако административная процедура, применяемая антимонопольными органами, существенно отличается от судебного процесса, не заменяет и не исключает его:
1. При возбуждении и рассмотрении дел антимонопольным органом не применяется принцип диспозитивности. Антимонопольный орган не только вправе, но и обязан возбуждать дела по собственной инициативе при установлении нарушения антимонопольного законодательства.
2. По иному проявляется и принцип состязательности. Антимонопольный орган не только способствует сторонам в получении и представлении доказательств, но и сам обязан собирать доказательства нарушения антимонопольного законодательства. Для этого Закон о защите конкуренции предусматривает право беспрепятственного доступа антимонопольного органа в органы власти и в организации (ст. 24), право требовать предоставления необходимых документов (ст. 25).
3. Антимонопольный орган не связан заявлениями, доводами и требованиями лиц, участвующих в деле, а рассматривает дело в полном объеме.
4. Рассмотрению дел антимонопольным органом часто предшествует длительное расследование и сбор доказательств, установление доминирующего положения нарушителя, для чего проводится анализ конкурентной среды. Такие действия не только не свойственны суду, но и не входит в его компетенцию. Определение доминирующего положения является исключительной компетенцией антимонопольного органа.
Иначе решается в административном процессе вопрос о равенстве сторон и их правах. В состязательном (судебном) процессе уделяется большое внимание обеспечению равных прав сторон, их обязанности предоставления доказательств.
Нормы о процедуре рассмотрения дел антимонопольным органом также обеспечивают лицам, привлекаемым за нарушение антимонопольного законодательства, и иным лицам, участвующим в процессе, возможность знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства, участвовать в рассмотрении дела. Однако при этом следует иметь в виду, в случае нарушения некоторых статей Закона о защите конкуренции (ст. 10, 11) имеется экономическое неравенство хозяйствующих субъектов. О контрагенте хозяйствующей организации, занимающей доминирующее положение, можно говорить как о экономически зависимой стороне рыночных отношений, часто лишенной возможности выбрать другого контрагента, особенно когда хозяйствующий субъект – субъект естественной монополии. В этих условиях экономически более слабый участник рыночных отношений либо экономически зависимый должен получать активную поддержку антимонопольного органа.
Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает значительный набор мер административного принуждения, применяемого антимонопольными органами за нарушения антимонопольного законодательства.
Среди присутствующих в Законе о защите конкуренции положений об ответственности важнейшей и наиболее применяемой санкцией является предписание антимонопольного органа. Федеральная антимонопольная служба России имеет право давать хозяйствующим субъектам предписания тринадцати видов (п. 2 ч.1 ст. 23 Закона о защите конкуренции). Предписание является правообразующим юридическим фактом, имеющим форму акта уполномоченного государственного органа. Цель такого акта состоит в том, чтобы породить возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере реализации антимонопольного законодательства.
Одной из проблем, связанных с предписаниями антимонопольного органа, является проблема определения его правовой природы. Ни законодатель, ни судебно-арбитражная практика не содержат в настоящее время унифицированного, обоснованного и однозначного решения этого вопроса. В п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 года № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» отдельная разновидность предписаний антимонопольного органа обозначена с помощью термина «мера публичной ответственности».
Ещё одно проблемное средство защиты конкуренции – это административная ответственность.
Интенсивность конкуренции – характер и степень противостояния конкурентов.
Одной отрасли или на одном рынке. На конкурентную ситуацию влияют меры государственного регулирования отрасли – ограничения импорта, запреты на экспорт и т. п., что способно как увеличить, так и уменьшить привлекательность отрасли. Для степени интенсивности конкуренции используют обычно модель Майкла Портера. Она описывает функционирование конкурентной среды в рамках пяти основных конкурентных сил:
1. Угроза выхода на рынок новых компаний – добавляют в отрасль новые производственные мощности и тем самым уменьшают рыночные доли существующих конкурентов;
2. Рыночная власть поставщиков влияет на цены и качество поставляемых продукции, услуг, что отражается на рентабельности отрасли. Условия, при которых рыночная власть поставщиков высокая:
А) доминирование нескольких поставщиков;
Б) большая концентрация в отрасли поставщиков, нежели чем в отрасли производителей;
В) недоступность товаров-заменителей;
Г) незначимость производителя для поставщиков;
Д) важность продуктов поставщиков для производителя;
Е) высокая дифференциация поставщиков;
Ж) высокие издержки производителя по смене поставщика;
З) возможности поставщика по прямой интеграции с производителем.
3. Рыночная власть покупателей выражается в их способностях понижать цены в отрасли, путем уменьшения количества покупаемых ими товара, или требовать лучшего качества продукта за ту же цену. Факторы, ведущие к большей рыночной власти покупателей:
А) большая концентрация, чем в отрасли производителя;
Б) большие объемы покупок;
В) недифференцированные или стандартные товары, услуги производителя;
Г) угроза обратной интеграции покупателя с производителем;
Д) открытость информации о составе затрат производителя;
Е) высокая ценовая эластичность спроса в отрасли;
4. Угроза появления товаров-заменителей. Наличие заменителей устанавливает верхнюю границу цены на продукт в отрасли. Когда цены существующих товаров поднимаются выше данной границы, покупатели могут переключиться на товары-заменители.
5. Конкуренция между существующими компаниями в отрасли – ядро модели Портера. Интенсивность конкуренции между фирмами будет высокой, если в отрасли присутствуют: большое количество фирм, небольшая степень их дифференциации, низкий темп роста отрасли, высокие фиксированные затраты, стратегическим или эмоциональным причинам.
Интенсивность конкуренции также зависит от типа взаимодействия между конкурентами и скорости происходящих в отрасли процессов.
Равновесная цена – цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить.
При равновесной цене:
– цена, при которой спрос и предложение равны друг другу;
– цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;
– цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.
Конкуренция является двигающим механизмом рынка. Конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия цен на рынке. Немаловажно, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложении или спросе товаров. Эти изменения взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. В этом случае говорят об общем равновесии рынка. В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей.
Именно конкуренция движет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства, в конечном счете, означает их устранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффективные методы производства.
Участники рыночных сделок могут осуществлять обмен и по неравновесным ценам, поскольку не знают равновесных. В этом случае на рынке возникает дефицит или избыток, и участники обмена, обнаружив, что их желания, представленные соответствующими функциями спроса и предложения, оказываются недостижимыми.
Рынок является местом действия трех основных экономических субъектов:
1) государство – предметом его купли, являются: товары общественного и государственного пользования. Предметом продажи, в свою очередь – услуги государственных организаций и учреждений, земля, природные ресурсы, жилье, лицензии;
2) предприятия – предмет их купли: рабочая сила, земля, природные ресурсы, сырье, полуфабрикаты, товары, деньги, ценные бумаги. Предмет продажи: товары, услуги, принадлежащие им имущественные ценности, интеллектуальная собственность;
3) домашние хозяйства – предмет купли: потребительские товары, услуги, имущественные ценности, а предметом продажи – труд, имущественные ценности, товары и услуги.