Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Признание торгов недействительными». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Торги по банкротству – реализация изъятой и описанной у компании собственности, активов, входящих в конкурсную массу. Это главный этап, по окончанию которого за счет полученных от продажи имущества денег, будут погашены требования, выставленные кредиторами. Экспертизой и реализацией активов предприятия занимается арбитражный управляющий, назначенный судом из состава, предложенного инициатором процедуры СРО.
Кто имеет право на оспаривание торгов в банкротстве?
Причиной отмены открытого аукциона может стать – незаконное устранение участников, конкурс был проведен в другую дату, которой нет в извещении, цена лота сильно завышена. Есть и иные основания.
Признать конкурс недействительным могут участники процедуры банкротства:
- Заинтересованные лица. Если они не согласны с итогами открытого аукциона.
- Участники, не допущенные к торгам. Подали заявку, но арбитражный управляющий внес неверные реквизиты финансовой организации для перевода залога или регистрация на площадке не прошла по причине технических неполадок. Нужно доказать, что компания или физлицо хотело принять участие в открытом конкурсе, но из-за некоторых обстоятельств не получилось.
- Конкурсные контрагенты. Кредиторы могут оспорить итоги конкурса, если у них есть доказательства, что продажа активов прошла с определенными нарушениями, сумма от реализации имущества значительно меньше.
Как и когда можно оспорить торги?
Оспорить результаты торгов можно, если кого-то необоснованно отстранили от участия в них, если торги проведены раньше, чем указано в извещении, неправильно определена цена лота или его продали не по самой высокой предложенной цене (ст. 449 Гражданского кодекса). Этот перечень неисчерпывающий и может состояить из самых рахных оснований осноавнных на законе. На практике оснований намного больше, чем указано в законодательстве. Так, нами признаны недействительными торги, проведенные в период запрета и соответствующих обеспечительных мер. Нельзя забывать, что имущество с несколькими владельцами можно продать победителю торгов только после того, как другим собственникам дали возможность реализовать преимущественное право покупки актива, решил ВС в июне 2020 года (дело № А65-40314/2018)
. В случае несогласия с результатом следует оспаривать саму процедуру проведения, в том числе протокол о результатах торгов.
Оспорить торги можно через суд. Подать иск могут любые заинтересованные лица, в частности участники торгов и стороны исполнительного производства. Суд может признать торги недействительными в течение года со дня их проведения (дня подписания протокола о результатах торгов) (п. 6 ст. 448, п. 1 ст. 449, п. 1 ст. 449.1 ГК РФ). Основанием для признания торгов недействительными может быть только существенное нарушение порядка их проведения. Например, такое, которое повлияло на определение победителя торгов. Если суд признает торги недействительными, договор с их победителем также будет недействительным (п. 2 ст. 449 ГК РФ).
В законе предусмотрен порядок оспаривания торгов только заинтересованными лицами, а значит, заявителю нужно доказать, что он является таким «заинтересованным лицом». Следует доказать суду свою заинтересованность в участии, а также тот факт, что признание торгов недействительными восстановит нарушенные права заявителя.
Оспорить результаты торгов можно не только в суде. Можно также пожаловаться на действия организатора в антимонопольный орган, такое право предусмотрено в ст. 18.1 закона о защите конкуренции. В этой же статье прописаны и основания для административного оспаривания – они касаются процедурных нарушений. Если действия организатора признают незаконными, то результаты могут быть аннулированы Важное преимущество: административный порядок – это ускоренный способ защиты нарушенных прав. Он предусматривает сокращенные сроки рассмотрения жалоб. Жалобу в антимонопольный орган нужно подать в течение 10 дней с даты подведения итогов торгов.
Имущество, которое не будет реализовано
- Имущество, на которое распространяется имущественный иммунитет на основании статьи 446 Гражданского процессуального кодекса:
- единственно жилье;
- предметы домашнего обихода (холодильник, стиральная машина, кровати, плиты и т.п.);
- вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и т.д);
- имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает десять тысяч рублей (например, музыкальные инструменты, если человек получает доход игрой на музыкальном инструменте);
- средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;
- Имущество, которое является собственностью супруга на основании статьи 36 Семейного кодекса РФ:
- имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар и в порядке наследования;
- Постановление Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 48 содержит иммунитет, который распространяется на следующие случаи:
- имущество, которое было выделено гражданину или семье, как мера социальной помощи (например, земельные участки под строительство многодетным семьям, детям – инвалидам, участникам боевых действий и т.д)
Этапы проведения торгов
Проведение торгов проходит в 3 этапа:
1. Первичные торги – этап, который проходит в форме аукциона на повышение цены (то есть победителем станет тот, кто предложит наибольшую цену). Первоначальная стоимость имущества обычно является среднерыночной. Сумма, на которую будет повышаться стоимость имущества, или по-другому – шаг аукциона, устанавливается финансовым управляющим в положении, так же, как и срок проведения. Обычно срок составляет – 1 месяц.
На данном этапе выигрывает тот покупатель, который предложит наибольшую цену, от установленной первоначальной.
2. Повторные торги – этап, который состоится в том случае, если имущество не получилось реализовать на первом этапе. Стоимость имущества здесь снижается на 10 %. Процедура не отличается от первичных торгов, срок также составляет 1 месяц.
3. Публичные торги – завершающий этап торгов. Проводится в случае, если повторные торги признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок. Финансовый управляющий выставляет имущество на открытые торговые площадки (Авито, Циан и другие). Цена имущества на данном этапе стартует с рыночной и снижается каждые 3-7 дней на 10%. Срок и сумма снижения стоимости предусматривается Финансовым Управляющим в положении о торгах.
Результатом торгов является заключение договора купли-продажи и передача имущества новому собственнику.
Пример реализации автомобиля в 3 этапа
Финансовый Управляющий выявил у гражданина М. автомобиль. Оценив его стоимость, было подготовлено положение о торгах с начальной стоимостью в 350 000 рублей.
После утверждения Судом положения Финансовый Управляющий сделал объявление в газете «КоммерсантЪ» и в ЕФРСБ.
Срок первичных торгов был установлен с 10.10 по 10.11 – заявок за этот период не поступило, торги признаны несостоявшимися.Повторные торги были назначены на период с 15.11 по 15.12, стоимость авто была установлена 315 000 рублей –подана единственная заявка на торги, но покупатель отказался выкупать авто, торги также признали несостоявшимися.
20.12 – автомобиль был выставлен на Авито, стоимость составляла 350 000. Каждые 3 дня цена падала на 10%. 26.12, когда стоимость авто была 283 500, нашелся покупатель и 28.12 был заключен договор – купли продажи с передачей документов и ключей.
Таким образом, автомобиль был реализован только с 3 этапа торгов, по стоимости ниже заявленной в самом начале. Торги длились более 2 месяцев.
Однако, это не значит, что имущество не будет реализовано с 1 или 2 этапа. Все зависит от ликвидности.
Зачем нужны торги в банкротстве
Сразу скажем, что торги проводятся только в рамках судебного банкротства через арбитраж. Оно включает обязательную стадию — реализацию имущества. Если человек решил банкротиться через МФЦ, то продавать активы должника не будут. Потому что, по идее, там просто и продавать-то нечего.
Ведь одним из условий для обращения в МФЦ является окончание исполнительного производства ввиду отсутствия у должника активов, по всем должникам уже известному пункту закона «Об исполнительном производстве» (пункт 4 части 1 статьи 46).
Следовательно, приставы должны убедиться, что на должника не оформлены дорогие активы, например, недвижимость или автомобили, что он не скрывает какое-либо другое имущество от взыскания. Напомним, что у должника может не быть видимого на первый взгляд имущества. Но могут при этом иметься активы, размещенные на счетах в банках в виде денег. А это тоже имущество.
Должник иногда полагает, что если он находятся в списке очень хороших (считай — с круглой суммой на счете) клиентов, то он — неприкасаемое для банка лицо. Поэтому-то банк не сдаст такого супер-отличного «денежного» клиента приставам. Но это далеко не так. Банк вас однозначно сдаст, если пристав пришлет запрос «по вашу душу».
Поэтому пристав арестует средства и на пенсионной карте, и даже может наложить «лапу» на социальные пособия должника (чаще всего это верно для должниц женского пола), вплоть до счета, на который приходят алименты. Да, арестовать детские пособия — это незаконно, но очень эффективно в качестве стимула как можно быстрее расплатиться с долгами.
Порядок оспаривания сделок должника при банкротстве
Процедура оспаривания сделок банкрота проходят не в отдельном исковом производстве, а в рамках того же дела о банкротстве.
Данная процедура включает в себя этапы:
- Подготовка заявления об оспаривании сделки должника и подача его в суд
- Рассмотрения дела в арбитражном суде и суде общей юрисдикции. Такое производство осуществляется по общим правилам АПК РФ и ГПК РФ. При этом при рассмотрении данных дел, наряду с должником и его кредиторами, безусловно участвуют лица, являющиеся сторонами оспариваемой сделки. Также привлечению подлежат иные лица чьи права могут быть нарушены вынесенным судебным актом
- Вынесение судебного решения по заявлению об оспариванию сделки и вступление его в законную силу.
В чём смысл оспаривания сделок в банкротных делах?
Банкротство не наступает внезапно. Финансовое положение компании или человека ухудшается постепенно. Но даже если неплатежеспособность наступает внезапно (например, госорган накладывает крупный штраф за валютное нарушение), то потом начинаются суды, и у должника есть время, чтобы подготовиться к банкротству.
Что значит «подготовиться к банкротству»? Если мы говорим о недобросовестном должнике, то речь о том, чтобы вывести имущество. Зачем? Чтобы оно не досталось кредиторам. Ведь у должника можно взыскать только то, что у него есть. Вот недобросовестные должники (что фирмы, что граждане) и избавляются от имущества, чтобы оно не ушло кредиторам. Оспаривание сделок применяется и при банкротстве юридических лиц (компаний), и при банкротстве физических, то есть людей.
При этом, конечно, должники сохраняют контроль над имуществом. Они могут продать его своим родственникам или друзьям, чтобы формально у них этого имущества не было, а фактически они продолжали бы им владеть, пользоваться и извлекать из него прибыль.
Банкротную процедуру ведёт арбитражный управляющий. Он ищет такие «липовые» сделки, цель которых — оставить кредиторов ни с чем. И если он их находит, то он оспаривает эти сделки в Арбитражном суде.
Если Арбитражный суд приходит к выводу, что арбитражный управляющий прав, то он возвращает выведенное имущество должнику, и оно попадает в конкурсную массу. Далее оно продаётся на торгах, и вырученные средства уходят кредиторам.
Поэтому в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» появилась глава III.1 «Оспаривание сделок должника».
Основания для оспаривания торгов в банкротстве
Продажа имущества должника регулируется ст. 139 ФЗ № 127-ФЗ.
Причинами, по которым допускается признание аукциона недействительным, считаются нарушение его порядка, ущемившее права и законные интересы участников.
Основания для оспаривания могут быть следующими:
- Организатор заранее не проинформировал о проведении торгов.
Сведения не были размещены на сайте ЕФРСБ либо в издательстве «Коммерсант». Это не позволило заинтересованным лицам подать заявления на участие и внести задаток.
- Потенциального покупателя необоснованно не допустили к торгам.
Это могло произойти, если банк беспричинно отклонил перевод задатка или организатор неверно указал сведения на электронной площадке.
При этом, если другой участник внес задаток и купил лот, на который претендовал покупатель, недопущенный к торгам, организатора можно заподозрить в махинации.
- Участника отстранили от аукциона без достаточных оснований.
На практике была ситуация, когда участник внес задаток, но банк с опозданием перевел средства. В результате потенциального покупателя не допустили к торгам. Он не согласился с этим и обратился в суд, который пояснил, что:
- организатор вправе устанавливать срок перевода задатка;
- деньги не поступили на счет своевременно из-за сотрудников банка;
- главная цель реализации имущества — получить средства, чтобы удовлетворить требования кредиторов, а чем больше участников, тем выше шанс продать лот дороже;
- если бы покупатель участвовал в аукционе, то выкупил бы товар по большей цене, чем предложил победитель.
Суд признал результаты торгов недействительными. Сделка была аннулирована.
- Организатор совершил действия, направленные на сговор с покупателем, например, решил продать имущество должника своему знакомому.
Для этого была использована схема:
- на торгах было два покупателя, представляющих интересы площадки;
- первый — дал за лот чуть больше, чем другие;
- второй — сильно завысил цену;
- ни один из других участников не захотел покупать лот.
Оспаривание сделок должника при банкротстве юридического лица по ФЗ 127
Несмотря на некоторые дополнительные условия, временный управляющий на этапе наблюдения или санации активно проверяет договора в первую очередь по общим основаниям. Он выявляет все моменты перехода имущества, расхода значительного количества денежных средств. Причем под прицел попадают даже безобидные, штатные мероприятия. Как закупка у поставщиков. Если появятся какие-то подозрения, уйти на рассмотрение могут даже такие обычные акты.
Разумеется, проверка по общим основаниям происходит в соответствии с ГК РФ. В итоге расторжение возможно при наличии одного из следующих условий.
- Любого размера и характера нарушение текущего законодательства. Причем даже если оно не касалось условий, прописанных внутри документа;
- Существуют какие-нибудь противоречия правового или нравственного характера. Это весьма зыбкое понятие, которое рассматривается в индивидуальном порядке. Ориентироваться стоит исключительно на судебную практику, а не какие-то нормы;
- Скрывается истинная воля стороны. Возможно, имело место принуждение, шантаж, угрозы или введение в заблуждение. Человека или организацию нельзя заставлять идти на озвученные в договоре условия. Такие соглашения оспаривать легко, достаточно заявления о том, что договоренность была достигнута под давлением;
- Нет права на подобные действия. Грубо говоря, это распоряжение чужим имуществом или подписание документа без фактической возможности выполнить условия. К примеру, сделка была заключена с несовершеннолетним гражданином,а ее сутью было кредитование. Как мы знаем, лица, не достигшие 18 лет, в нашей стране не имеют права брать денежные ссуды.
Поскольку именно на этом этапе в основном и происходит оспаривание сделок при банкротстве юридических лиц, сроки также зависят от длительности наблюдения и санации. Совокупно это более двух лет в максимальной продолжительности. Но это в какой-то мере срок, когда управляющий в принципе будет интересоваться данным вопросом. А есть еще и иной лимит ограничения, исковая давность, которая в таком случае также применяется.
Специальные основания
Они уже напрямую вытекают как раз из 127 ФЗ и отношения к ГК РФ, по сути, не имеют. Почти все эти факторы регулируются конкретно вторым пунктом 61 статьи. Давайте взглянем на них более внимательно:
- Отсутствие встречного предложения или его неравноценность. Проверка происходит весьма просто. Выявляется объект, сравнивается стоимость по договору со среднерыночной ценой на момент совершения акта отчуждения. И если будут отмечены расхождения более 20%, это уже подозрительно. Грубо говоря, сторона могла просто «продешевить», проиграть переговоры по неопытности. Но когда разница достигает сотен и тысяч процентов, все становится очевидным. При этом изучаются соглашения, вступившие в силу уже после старта судебного дела о несостоятельности, а также те, которые были заключены не более чем за год до этого момента.
- Нанесение ущерба интересам кредиторов. Это своего рода афера, в которой участвуют обе стороны. И урон должен быть явно умышленным, без фактора случайности. Если все эти элементы совпадают, то расторжение таких соглашений работает практически в 100% ситуаций. Причем исковая давность в данном случае больше. Если подразумевается такое оспаривание сделок должника при банкротстве, 3 года – это максимальный срок. А не 12 месяцев, как в предыдущем пункте.
- Нарушение порядка очередности. Удовлетворение требований одного кредитора в ущерб другого. Причем последовательность оплаты строго определяется законом: пострадавшие, потом сотрудники, далее банки. К тому же предприятие могло погасить задолженность, которую по договору еще не нужно было оплачивать, а в других банках висят просрочки по несколько лет.
Срок на подачу иска о признании торгов недействительными
На данный момент законодатель установил годичный срок на оспаривание торгов. Поэтому для отмены результатов тендера, в том числе, для признания торгов по продаже земельного участка недействительными, необходимо не затягивать с подачей нужного заявления (жалобы)., поскольку такой срок начинает исчисляться с момента торгов.
В случае пропуска такого срока по уважительным причинам (например, нахождение за пределами РФ, болезни руководителей предприятия и т.п.) данный срок может быть восстановлен, для чего требуется подать мотивированное ходатайство.
Форма передачи данных о предстоящих торгах, в также документы регламентирующие закупки также могут стать поводом для обращения в суд с исковым заявлением. Это логично, если об аукционе объявили массово по радиостанции, не предоставив конкретных объяснений потенциальным участникам. В итоге может быть принято решение о признании недействительными торгов, которые уже завершились.
ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал YouTube, чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.
Завершающим этапом процедуры банкротства является соответствующее решение арбитражного суда. Это решение в срок от 30 до 60 дней вносится в государственную организацию, регистрирующую юридических лиц. Сведения о ликвидации несостоятельного должника вносятся в ЕГРЮЛ.
По закону обжалование торгов в конкурсном производстве может быть произведено до появления записи в ЕГРЮЛ. Это правомерно, поскольку с появлением записи прекращается правоспособность должника как юридического лица. С этого момента договора, заключенные ранее с этим лицом, не могут быть оспорены.
Закон оставляет за заинтересованным лицом право подачи заявления в суд. Иск может содержать требование возместить убытки, последовавшие вследствие неправомерных действий организатора торгов. Подавать заявление можно до окончания срока исковой давности.
Оспаривание торгов при банкротстве
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 30 июня 2020 г. № РП/44252/16
«Об обжаловании действий конкурсного управляющего при проведении торгов по реализации имущества должников-банкротов в порядке статьи 18.1 закона о защите конкуренции»
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.
1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
Сроки обжалования торгов по 44-ФЗ
Сроки обжалование закупочной процедуры по 44-ФЗ достаточно разнообразны в зависимости от вида жалобы. Ни один другой вид торгов не обладает таким разнообразием.
Законодательством РФ установлены специальные сроки на обжалование торгов по 44-ФЗ в антимонопольный орган следующие:
- жалоба на действия госзаказчика, которые связаны с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта;
- жалоба на аукционную (конкурсную, котировочную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
- если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта — до заключения контракта;
- жалоба на действия оператора торговой площадки — не позднее 30 дней с момента совершения действий;
- жалоба на действия заказчика (организатора) — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки.
Если допущен пропуск данных сроков, то жалоба подается только в суд. Но проблема будет состоять в доказывании причины неподачи жалобы в УФАС в установленный срок. В случае недоказывания такой причины, будут сложности с удовлетворением иска.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 30 июня 2016 г. № РП/44252/16 «Об обжаловании действий конкурсного управляющего при проведении торгов по реализации имущества должников-банкротов в порядке статьи 18.1 закона о защите конкуренции»
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
В соответствии с пунктом 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка) принимает решение о необходимости выдачи организатору торгов, оператору электронной площадки обязательного для исполнения предписания.
Согласно части 8 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация.
В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий; конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий.
Таким образом, в случае если конкурсный управляющий (внешний управляющий) выступает в качестве организатора торгов при проведении торгов в рамках Закона о банкротстве, антимонопольный орган по итогам рассмотрения жалобы в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, вправе выдать такому конкурсному управляющему (внешнему управляющему) обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
В случае если организатором торгов при проведении конкурсного производства выступает специализированная организация, привлеченная на договорной основе конкурсным управляющим (внешним управляющим), при выявлении антимонопольным органом нарушений законодательства Российской Федерации при организации и проведении таких торгов, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обязательное для исполнения предписание выдается специализированной организации как организатору данных торгов.
При этом обращаем внимание, что в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган направляет, в том числе организатору торгов уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее — уведомление).
Согласно части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Исходя их положений пункта 19 статьи 110 Закона о банкротстве, продажа предприятия оформляется договором купли-продажи, который заключает внешний управляющий с победителем торгов.
Учитывая изложенное, в случае обжалования действий (бездействия) специализированной организации как организатора торгов, в перечень лиц, которым антимонопольный орган направляет уведомление, следует включать конкурсного управляющего (внешнего управляющего) в целях информирования его как лица, осуществляющего заключение договора купли-продажи по итогам торгов, о приостановлении торгов в части заключения договора до рассмотрения жалобы по существу в соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, ФАС России обращает внимание на следующее.
По общему правилу статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, обязательных в силу законодательства Российской Федерации, рассматриваются территориальными органами ФАС России по месту нахождения организатора торгов.
Такое правило обусловлено тем, что при рассмотрении антимонопольным органом жалоб необходимо соблюдение принципа оперативности, а также в целях всестороннего рассмотрения жалобы и принятия мотивированного решения, получения исчерпывающей информации о проводимых торгах и обеспечения присутствия организатора торгов на рассмотрении жалобы для защиты своих прав и интересов.
Учитывая изложенное, при поступлении в антимонопольный орган жалоб на действия (бездействие) организатора торгов по реализации имущества (предприятия) должника-банкрота в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, необходимо определять подведомственность рассмотрения жалобы исходя из того, на территории какого территориального органа ФАС России согласно сведениям, указанным в жалобе, фактически находится организатор торгов (специализированная организация, внешний управляющий, конкурсный управляющий), в случае если адрес государственной регистрации организатора торгов не совпадает с фактическим адресом его местонахождения.
Кроме того, в случае если проведение торгов в рамках Закона о банкротстве осуществляется специализированной организацией и обжалуются действия такого организатора торгов при проведении процедуры торгов, то такая жалоба рассматривается территориальным органом ФАС России, на территории которого находится специализированная организация. При этом в случае если обжалуются действия организатора торгов в части заключения договора, то такая жалоба рассматривается территориальным органом ФАС России, на территории которого находится конкурсный управляющий (внешний управляющий).
Таким образом, антимонопольным органом рассматриваются жалобы на действия (бездействие) конкурсного управляющего (внешнего управляющего), в случае если он является организатором торгов или осуществляет заключение договора купли-продажи по итогам проведения торгов в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве.
Дополнительно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 20.4 Закона о банкротстве неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с Законом о банкротстве, является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также по требованию саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является.
Учитывая изложенное, рассмотрение вопросов о ненадлежащем исполнении конкурсным управляющим (внешним управляющим) своих обязанностей, связанных с порядком проведения оценки имущества должника и определением начальной цены продажи такого имущества, не относится к компетенции антимонопольного органа и является предметом судебного обжалования в арбитражный суд по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве.