Когда ставить зимнюю резину по закону в 2022 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда ставить зимнюю резину по закону в 2022 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», летние шины (без маркировки М&S) могут использоваться с марта по ноябрь, зимние ошипованные шины (с маркировкой М&S) – с сентября по май, зимние неошипованные шины (с маркировкой М&S) – круглый год. Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены региональными органами государственного управления государств–членов Таможенного союза.

Причиной многих дорожных аварий нередко являются шины, неподходящие для данного времени года. Почему надо выбирать правильное изделие?

Летние покрышки отличаются от зимних целым рядом характеристик, к примеру:

  • разный состав резиновых масс, из которых изготовлены шины. Летом из-за обилия прямых солнечных лучей асфальтовое покрытие сильно нагревается. Автомобиль нуждается в шине, которая не расплавится на дороге. В то же время при морозе и гололеде резина не должна замерзнуть, иначе лопнет на холодном асфальте;
  • зимние шины обладают липучками, шипами и прочими «штучками», которые увеличивают надежность сцепки с дорогой. Но в неподходящих погодных условиях они скорее мешают ездить, чем помогают;
  • разный рисунок протектора. В теплое время года с глубоким рельефом на изделии нелегко справиться на дороге, особенно в дождливую погоду, а в холодный период – он, наоборот, необходим для безопасного движения.

Когда лучше переходить на зимнюю резину?

Нет никаких требований ГИБДД относительно таких условий, как:

  • при какой температуре переобуваться,
  • с какого числа до начала официальной зимы (декабря) менять шины,
  • наличие наледи на дорожном покрытии.

Есть только обязанность эксплуатировать машину с зимними покрышками в декабре, январе и феврале.

Но по опыту автолюбителей можно выделить 2 основных этапа переходящих на зиму:

  • те, кто переобувается сразу после первого снегопада – это рационально делать, если Вы часто ездите по трассе, Ваш автомобиль не очень устойчив в поворотах и/или летняя резина уже изрядно изношена; также есть смысл, если у Вас липучки – они, после того, как первый снег оттает, не испортятся на чистом асфальте,
  • те, кто переобувается, когда начнётся настоящая зима – если Вы ездите преимущественно по городу, у Вашего авто полный привод, то этот подход для Вас.

Когда ставить зимнюю и летнюю резину по закону?

Конкретного срока, в течение которого нужно произвести замену покрышек, в законе не предусмотрено, однако он устанавливает запрет на использование определенного типа резины в некоторые месяцы:


  • с июня по август запрещено ездить на ошипованных шинах;
  • с декабря по февраль запрещено ездить без зимних шин.

Исходя из этих двух простых правил можно сделать довольно объемные выводы:


  1. На неошипованной зимней резине, например, фрикционной (шины-липучки), можно ездить круглый год – закон этого не запрещает.
  2. Использовать зимой покрышки с шипами противоскольжения не обязательно. Вместо них можно поставить любую другую зимнюю резину. К зимним относятся покрышки, на которых есть маркировка «М+S», «M&S», «M S» или значок с схематичным изображением снежинки внутри горы с тремя вершинами.
  3. Всесезонную резину можно использовать круглый год, только если на ней нет шипов, но есть зимняя маркировка.
  4. В весенние и осенние месяцы водитель может использовать резину любого типа по своему усмотрению.

Читайте также:  Социальные карты детская и дошкольная в Санкт-Петербурге
Месяц Летние Шипованные Нешипованные зимние
Декабрь-февраль Запрещается Разрешается Разрешается
Март-май Разрешается Разрешается Разрешается
Июнь-август Разрешается Запрещается Разрешается
Сентябрь-ноябрь Разрешается Разрешается Разрешается

Ротация шин при замене

При смене шин не забывайте об их периодической ротации — перестановке, схему которой можно найти в инструкции к автомобилю. Перестановка колёс обеспечивает равномерность их износа, что продляет срок эксплуатации всего комплекта. Стандартные схемы ротации шин представлены ниже, но лучше свериться с инструкцией именно вашей машины. Менять шины местами рекомендуется каждые 10 000 км пробега.

На задне- и полноприводных машинах передние шины переставляются на заднюю ось по диагонали (схема A), либо меняются по перекрёстной схеме (B). На машинах с передним приводом ситуация обратная: задние шины переставляют вперёд по диагонали (схема C).

Шины с направленным рисунком протектора развернуть без перебортирования не получится. Для их ротации без снятия с дисков передние колёса просто меняют местами с задними на каждой из сторон машины (схема D).

Если автомобиль укомплектован полноразмерным запасным колесом, а не докаткой, и вы купили комплект из пяти новых шин, обязательно включите «запаску» в ротацию (схемы E и F), переставляя колёса каждые 10 000 км. Это позволит дольше использовать комплект и без проблем заменить запасным колесом любое из основных в случае порчи — их износ будет одинаковым. Благодаря такой схеме покупка пяти шин в итоге оказывается выгоднее, чем четырёх, за счёт более длительной эксплуатации.

Чтобы соблюсти ротацию, пометьте старые шины цветным маркером до того, как их снимут с машины; если забыть об этом, то разобраться, где какая покрышка стояла, будет трудно.

Порядок использования покрышек по сезонам

Регламент «О безопасности колесных транспортных средств» четко поясняет, в какой сезон разрешено применение определенных видов шин. Основные данные представлены в таблице.

Зимние шины с шипами

Зимние шины без шипов

Летние шины

Всесезонные с маркировкой M+S

Всесезонные без маркировки M+S

Зима

+

+

+

Лето

+

+

+

+

Межсезонье

+

+

+

+

+

Особенности всесезонной резины

Для изготовления всесезонных шин используется резина средней твердости. Покрышки имеют относительно низкий протектор, при этом рисунок наносится шире и глубже по сравнению с летними вариантами, но менее глубоко, чем у зимних колес. Наилучшие свойства такая резина показывает при температуре от –10°C до +10°C. Количество липучек и шипов уменьшено, если сравнивать с зимними шинами.

Такой вариант хорошо подходит для межсезонья с частыми сменами положительных и отрицательных температур. В период очень теплой или морозной погоды эффективность «универсалов» снижается. При высоких значениях резина «плывет», а на холоде дубеет. Поэтому большинство производителей всего лишь допускает возможность эксплуатации всесезонных шин в таких условиях.

Что будет за несоблюдение требований?

Согласно пункт 1 статьи 12.5 КоАП РФ, нельзя использовать транспортное средство, если имеются неисправности или присутствуют условия, при которых запрещено эксплуатировать машину. Под этот пункт попадает и использование резины, не соответствующей сезону.

Если гражданин своевременно не произвел замену покрышек, в его отношении может быть применено предупреждение. Если человек не исправил сложившуюся ситуацию, при повторной остановке на него может быть наложен штраф в размере 500 руб. Аналогичное правило действует и в случае, если водитель ездит на лысых покрышках. Однако наказание применяется не за использование летней резины во время зимнего периода, а за несоответствие глубины протектора установленным требованиям.

В положениях 12 главы КоАП РФ ссылки на нормы, закрепленные в техническом Регламенте таможенного союза, отсутствуют. Это значит, что оштрафовать водителя за езду на покрышках, не соответствующих сезону, нельзя. Однако подобное может рассматриваться, как неисправность. В этой ситуации и вступает в силу статья 12.5 КоАП РФ.

Сегодня разработка закона о зимней резине продолжается. Так, комитет Госдумы предложил повысить величину штрафа за использование покрышек, не соответствующих сезону, до 2.000 руб. Однако на сегодняшний день законопроект еще не принят.

Читайте также:  Продажа квартиры через нотариуса

МВД предложило штрафовать за езду на летней резине зимой

МВД разработало поправки в перечень «неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». В частности, в него предлагают внести запрет на использование на автомобилях летней резины в зимнее время и шипованной — в летнее. Документ направлен в аналитический центр при правительстве. МВД рассчитывает, что поправки вступят в силу с марта 2023 года.

Запрет на летнюю резину на период с декабря по февраль собираются ввести для легковых автомобилей (категория М1) и легких грузовиков (N1). Шипованную резину летом (июнь—август) намерены запретить на всех транспортных средствах. Регионы смогут вводить эти ограничения на разный срок в зависимости от погодных и климатических условий.

Водители грузовиков типов N2 и N3, а также автобусов (M2, М3, но для последней категории предусмотрено исключение, если нельзя установить цепи) при отсутствии зимних шин (шипованных или нешипованных) должны быть оснащены цепями противоскольжения. Но это требование будет применяться в зависимости от решения региональных властей, которые также установят период его действия. Требование не коснется полноприводного транспорта повышенной проходимости (категория G).

Последняя редакция перечня была утверждена правительством в минувшем мае. Она включает семь частей, которые касаются неисправностей тормозов, рулевого управления, внешних световых приборов, устройств очистки ветрового стекла, колес и шин, двигателя и других элементов автомобиля.

Относительно шин в данной редакции перечислены следующие недопустимые неисправности:

  • внешние повреждения;
  • нарушения крепления;
  • недостаточная глубина рисунка протектора;
  • несоответствие шин по размеру или нагрузке автомобиля, на котором они установлены;
  • установка разных шин на одну ось автомобиля.

За наличие какой-либо из перечисленных в перечне неисправностей может грозить штраф 500 руб. согласно п. 1 ст. 12.5 КоАП.

Существует несколько понятий, известных каждому водителю авто. Это:

  • Протектор (по-латински «тот, кто прикрывает») – технический элемент резинового ската, который сохраняет его внутреннюю часть от повреждений и обеспечивает максимальное сцепление колес с покрытием дороги.
  • Покрышка – это шина, а в просторечье «обувь» для авто. Толстый резиновый чехол, надеваемый на камеру автомашины.
  • Штраф – материальное взыскание, налагаемое за правонарушение.
  • Предупреждение за нарушение ПДД – официальное указание сотрудника ГИБДД на совершение противоправных действий. Профилактическая мера, применяемая во избежание опасных ситуаций на дрогах.
  • КоАП (Кодекс РФ об административных правонарушениях) – нормативный акт, которым упорядочены правила привлечения к ответственности лиц по нарушениям гражданского характера.

Есть ли запрет на шипованную резину летом

Сегодня запрета ездить летом на шипованной резине в России нет.

Но, Регламент таможенного союза, о котором мы писали выше, устанавливает для стран Таможенного союза следующие правила:

  • Шипованная резина должна быть установлена на все колеса автомобиля.
  • Запрещено использование шипованных шин в летние месяцы — с июня по август.
  • Предельное число шипов на погонный метр протектора — 60 штук. Это требование применяется к резине, изготовленной после 1 января 2016 года. Правда, допускается и большее количество шипов на шине, если специальными испытаниями будет установлено, что они не вызывают значительный износ дорожного покрытия и обеспечивают хорошие сцепные свойства.

Поэтому, возможно, что в скором времени такие запреты введут и в Основные положения об эксплуатации транспортных средств, и тогда водителей ждет административная ответственность. На сегодняшний день, вы можете ездить на зимней резине хоть круглый год.

Какая должна быть резина для зимы

Требования к зимним шинам:

  • обязательное наличие значка — графического изображения горной вершины с 3-мя вершинами, внутри которой находится снежинка;
  • обязательное наличие одного из следующих знаков — M + S, M&S или MS;
  • остаточная глубина протектора — не менее 4 мм.

Если шина не соответствует вышеуказанным требованиям, она считается непригодной для эксплуатации на обледенелых или заснеженных поверхностях (как того требует закон).

В свою очередь, Раздел 5 «Колеса и шины» Основных положений о допуске транспортных средств… (далее — Положения) гласит, что любая резина (включая зимние шины) должна:

  • иметь глубину протектора не менее указанной в п. 5.1. Минимальные пороговые позиции;
  • не иметь внешних повреждений, обрывов или порезов, обнажающих кабель, отслоения каркаса, отслоения боковой стенки;
  • соответствовать по размерам и допустимой нагрузке конструкции автомобиля.
Читайте также:  Что делать, если затопили соседи сверху

Кроме того, Регламент не разрешает:

  • установить на одну ось зимние шины разного размера или конструкции (например, на левое колесо установить R13, а на правое — не R14);
  • ставьте одновременно шипованные и нешипованные зимние шины, т.е на все 4 колеса должны быть установлены зимние шины одного типа.

Чтобы понять, правомерно ли накладывает штраф за отсутствие зимней резины сотрудник ГИБДД, необходимо ознакомиться с регламентом Таможенного союза. В нем, в частности, четко оговаривается, какие месяцы в году относятся к зимним, а какие — к летним. К первым всегда причисляют декабрь, январь и февраль. Лето — это соответственно июнь, июль и август. Однако отдельно взятый регион вправе устанавливать свои ограничения, причем только в сторону увеличения количества зимних месяцев. Такая ситуация вполне логична, ведь, к примеру, в Красноярском крае снег на улицах лежит гораздо дольше, чем в той же Ростовской области.

В законе четко оговаривается, что запрещено эксплуатировать автомобиль, который не укомплектован зимними покрышками, в период с декабря по февраль. Причем на всех колесах машины должна быть установлена зимняя резина. Но точные сроки «переобувания» транспортного средства могут устанавливать регионы.

Почему нельзя зимой ездить на летней резине

Эксплуатация летний резины в зимних условиях опасна как для самого автомобилиста, так и для других участников дорожного движения. Дороги зимой могут иметь наледь, покрываться толстым слоем снега, да и просто асфальт меняет свои характеристики, в связи с холодной температурой. Почему запрещено использовать летние шины в условиях холодного времени года:

  • существенно увеличивается тормозной путь, потому что резина не приспособлена к езде по снегу и льду:
  • сцепление с дорогой уменьшается, поэтому снижается маневренность транспортного средства:
  • покрышки быстро изнашивается, потому что резина не предназначена для воздействия острого льда и холодного снега.

Конечно, ответственность за износ покрышек полностью лежит на владельце транспортного средства. По мере их порчи необходимо заменять старые колеса на новые. Но если их технические характеристики не соответствуют нормам, принятым для соответствующего времена года, то на водителя может быть наложен штраф.

Закон о зимней резине в Нижегородской области

Когда переобуваться в зимнюю резину по закону? Движение на летних покрышках запрещено с 1 января 2015 года по техрегламенту ТС, приложении № 8.

Некоторые эксперты утверждают, что отсутствием точной ссылки на наказание в КоАП за движение зимой на летних шинах, сотрудники ГИБДД могут злоупотреблять, подводить другие нарушения под категорию перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобиля.

В Нижегородской области надо одевать зимнюю резину по закону 1 декабря, но советуют делать это 1 ноября или 15-20 октября, если зима ранняя. В 20 числах октября в этом регионе температура воздуха опускается ниже минус 1 холода, что для летней резины уже недопустимо.

ГИБДД настоятельно советует Нижегородцам залить незамерзающие жидкости по сезону, проверить функционирование стеклоочистителей, работу фар, стеклоомывателей и сцепления шин еще 20 октября.

Во избежание ДТП ведомство рекомендует придерживаться пониженной скорости, притормаживать перед пешеходными переходами, соблюдать дистанцию, не делать резкие перестроения и повороты, торможения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *