Формирование абсолютизма в России в XVII в.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формирование абсолютизма в России в XVII в.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В эпоху Средневековья все государства Европы были охвачены феодальной раздробленностью. Вместо некогда сильных, единых государств, каждая из стран разделилась на десятки и даже сотни мелких феодальных владений. Монархи практически утратили свою власть над народом, а каждый из феодалов превратился во всесильного властителя над своими владениями.

Начало формирования абсолютизма.

Во второй половине XVIIв. общая тенденция развития государственного строя России заключалась в переходе от самодержавия с Боярской думой, от сословно-представительной монархии, опиравшейся на Земский собор, к чиновническо-дворянской монархии, к абсолютизму. Абсолютизм – это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. Власть достигает наивысшей степени централизации. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется церковь как идеологический институт.

Усиление самодержавия во многом было узаконено в Соборном уложении 1649г. и нашло выражение в структуре центрального и местного государственного аппарата России. Изменился титул московских государей, в котором появилось слово «самодержец». После воссоединения Левобережной Украины с Россией он звучал так: «Великий государь, царь и Великий князь всея Велики и Малыя и Белая России самодержец…».

С 80-х годов XVII в. прекратился созыв Земских соборов. Последний Земский собор полного состава принял решение о воссоединении России с Украиной в 1653г. Окрепшее самодержавие больше не нуждалось в поддержке сословно-представительного органа. Он был оттеснен правительственными учреждениями – приказами. Изменения в организации местного самоуправления также отражали тенденцию к централизации и утрате выборного начала. Власть в уездах (их насчитывалось свыше 250) сосредотачивалась в руках воевод, заменявших всех должностных лиц и земские выборные органы.

Православная церковь, охватывающая всю территорию страны (насчитывалось около 15 тыс. церквей), претендовала на большую власть. Конфликт церкви и государства, внешне выразившийся в разногласиях патриарха Никона и старообрядцев, принял открытый характер. Церковный собор 1666г. вынес решение угодное царю, сместил Никона с поста патриарха, отправил его простым монахом в монастырь.

Переход к абсолютизму ускорялся и в связи с осложнением внутренней обстановки. Вершиной ее кризисного состояния стала крестьянская война под руководством С.Т. Разина (1667-1671гг.).

«Представительные» формы абсолютизма.

Абсолютизм 20 в., в таких его формах, как фашизм или нацизм, поддерживал определенные демократические идеи несмотря на то, что абсолютистские лидеры Италии и Германии страстно отвергали принципы демократии. В отличие от более старых типов абсолютизма, эти режимы настаивали на своем «представительном» характере, опоре на некую «общую волю» народа. В отличие от русского царизма или японского императорского дома, обосновывавших свою легитимность божественным волеизъявлением (аналогично британской династии Стюартов в 17 в.), нацизм Гитлера «опирался» на волю «немецкого народа». В СССР коммунистическая партия служила выразителем «подлинных» интересов трудящихся, даже если эти интересы и в голову не приходили конкретному «советскому человеку». Воля, или интерес, или историческая судьба (как в итальянском фашизме) принадлежали, конечно, к разряду вечных сущностей и не могли быть выявлены с помощью демократической процедуры выборов. «Истинное свое выражение» они получили в фюрере, дуче или партии, «осознавших требования исторического процесса».

Сосредоточение власти в руках чиновников.

Современный абсолютизм полагает, что является более динамичным и эффективным способом правления по сравнению с демократией. Независимо от того, истинны или ложны эти претензии, из них вытекают определенные практические следствия. Так, очевидно излишним оказывается понятие «верховенства закона». Правительству, заявляющему о своем динамизме, вряд ли подходит традиционное понимание закона как инструмента контроля над правителями. Наоборот, правительству, стремящемуся к выполнению законов, вряд ли подойдет идея о воле правящего класса как «единственно верном» выражении действительной воли общества. В системе абсолютизма суды как отдельный общественный институт продолжают существовать, однако выполняют чисто служебную роль в руках чиновников. Нередко решения принимаются помимо обычных судов, через специально созданные и подконтрольные судебные органы. Еще одним практическим выводом, который делают правительства с абсолютистской идеологией, является приведение законодательных органов к состоянию бессилия. Все без исключения современные формы абсолютизма стремятся к сосредоточению власти в руках исполнительных органов.

Тенденция к централизации проявляется также в ликвидации традиционных институтов местной власти. Противоречат фундаментальным требованиям абсолютистского правления и принципы разделения и ограничения власти, характерные для федерализма. Местные органы власти подчиняются центру и подлежат контролю со стороны партии. Это особенно проявляется в деятельности полиции, которая ставится под контроль центральных органов власти; полицейская система дополняется институтом тайной полиции, одним из главных бастионов современного абсолютизма. Ни одно из абсолютистских государств не чувствует себя достаточно уверенно без охранников, которые, в свою очередь, полагают, что вправе чинить безграничный полицейский произвол.

Тест с ответами по истории “Абсолютизм в Европе” 7 класс

В январе 1613г. в Москве был созван Земский собор для выбора нового царя. Это был самый многолюдный собор (около 700 человек), в котором принимали участие выборные от бояр, дворян, духовенства, посадских людей, казаков, стрельцов и даже черносошных крестьян. Из многих претендентов избрали Михаила Фёдоровича Романова, положившего начало новой династии.

По­ня­тие А. сло­жи­лось для обо­зна­че­ния ухо­дя­ще­го в прош­лое строя и для борь­бы с ним, за­тя­нув­шей­ся на весь 19 в. В нём бы­ла за­ло­же­на идея ис­то­рич. раз­ви­тия – от уг­не­те­ния и не­ве­же­ст­ва к сво­бо­де и про­све­ще­нию, от са­мо­вла­стья к кон­сти­туц. строю.

Финансирование этих вооружённых сил в годы Северной войны требовало огромных средств. Военные расходы в царствование Петра I составляли 80 – 85% государственного бюджета, в 1795 г. – 96%. В результате все другие нужды сводились к минимуму (на управление – 3-4% бюджета).

В XVIII в., в эпоху Просвещения, монархия в ряде европ. стран (Австрия, Пруссия и др.) приобрела форму т.н. «просвещенного А.».

Завоевание Америки привело к тому, что Испания и Португалия собрали большое количество золота и серебра, что продемонстрировало успех действующей в этих странах абсолютистской системы над своими соседями..

Тест с ответами по истории “Абсолютизм в Европе” 7 класс

Развитый абсолютизм – политическая форма государства, характеризующаяся неограниченной властью монарха, опирающейся на централизованную систему бюрократического управления, регулярную армию, единую систему налогов, подчиненную государственному аппарату церковь, постоянные органы суда, полиции, контроля. Разумеется, ни одного из перечисленных элементов абсолютизма в России XVII в. не было.

Сенат поднес это звание Петру I. Оно со временем было признано зарубежными державами и перешло к его преемникам.

Эпоха Петра Великого в истории, личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуются неизменным вниманием в отечественной и зарубежной историографии. Еще до революции сложились часто диаметрально противоположные взгляды о роли деятельности Петра I в истории России.

В итоге на протяжении второй половины XVII столетия в России взаимодействуют элементы двух систем. Подчас это взаимодействие приводит порой к компромиссу или непримиримым противоречиям, приводящим к слому традиционного уклада власти и становлению новых порядков.

Наиболее существенные изменения в государственной власти второй половине XVII в. происходили в период правления Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Хотя политика этих царей была различной, она способствовала развитию абсолютистских тенденций.

Одновременно была проведена реорганизация местного самоуправления. В 1713 – 1714 гг. были созданы губернии (сначала – 8, затем – 11) и трёхзвенная система местного управления (уезд-провинция – губерния). В 1717 – 1718 гг. появились магистраты (органы городского самоуправления).

Аб­со­лют­ные мо­нар­хи по­ощ­ря­ли раз­ви­тие куль­ту­ры и нау­ки и од­но­вре­мен­но стре­ми­лись к кон­тро­лю над ни­ми. К эпо­хе А. вос­хо­дит гос. ин­сти­ту­цио­на­лиза­ция куль­ту­ры и нау­ки (соз­да­ние ко­ро­лев­ских ака­де­мий, на­уч. об­ществ).

Вторая половина XVII века характеризуется усилением абсолютистских тенденций, власть царя становилась менее деспотической по форме, но более сильной и неограниченной по существу.

Начало формирования абсолютизма нашло выражение в ответ

Для абсолютистского государства ха­рактерна постоянная забота об армии. В ХVII в. возникла необхо­димость в создании постоянной армии.

Несмотря на преобразования, армия по-прежнему имела непостоянный характер. Полки нового строя тон ули в огромной массе стрельцов, казаков, служилых людей, к которым во время войны; присоединялись иррегулярные отряды татар, башкир, калмыков и др.

Тем не менее, к 1680 г. в России был уже 41 солдатский полк и 26 рейтарских и копейных полков. Стрельцов насчитывалось около 20 тыс. человек. Армия постепенно избав лялась от наемных иноземных офицеров. Русские капитаны, майоры и подполковники окончательно вытесняют иностранцев. Появились и первые русские генералы.

В царствование Алексея Михайловича была сделана и попытка создания флота. Первая эскадра Каспийского флота, состоявшая из корабля «Орел», яхты, двух шлюпок и одного челнока, создавалась в селе Дединово на Оке.

К расколу примкнула часть как низшего духовенства, протес­товавшего против усиления гнета со стороны церковной верхуш­ки, так и высшего, недовольного стремлением Никона к центра­лизации и его самоуправством.

Основную часть сторонников «ста­рой веры» составляли посадские люди и крестьяне. Они связывали ухудшение своего положения и усиление крепостничества с но­вовведениями в церкви. Многие бежали в глухие леса Поволжья и севера, на юг, в Сибирь.

При поддержке царя Алексея Михайловича Никон начал про­водить исправление богослужебных книг, изменил некоторые об­ряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб «аллилуйю» стали произносить не дважды, а триж­ды и т.д.). Реформа затрагивала внешнюю, обрядовую сторону рели­гии. Но вскоре выяснилось, что Никон стремился использовать реформу для усиления власти патриарха.

Постепенно между царем и патриархом назревали разногласия. Заявляя, что «священство выше царства», Никон пытался проти­вопоставить власть патриарха власти царя. В 1658 г. произошел от­крытый разрыв. Никон уехал в основанный им Новоиерусал им­ский Воскресенский монастырь под Москвой. Он рассчитывал, что царь вернет его, но этого не случилось. В 1666 г. в Москве был созван большой церковный собор. Перед ним предстали патриарх Никон и протопоп Аввакум. Собор лишил Никона сана патриарха. Он был сослан в Ферапонтов монастырь, а затем переведен в Кирилло-Белозёрскую обитель. В 1681 г. Никону разрешили вер­нуться, но в пути он скончался. Были отлучены от церкви, преда­ны анафеме как еретики и староверы. Протопопа Аввакума отпра­вили в заточение, а позже он был сожжен заживо.

Основное отличие государственного строя при абсолютизме – полная централизация власти. К другим характерным признакам относятся:

Начало формирования абсолютизма во II половине XVII в.

Годы правления Екатерины II (1762-1796) пришлись еще и на время возникновения буржуазии в Европе. Это были люди, достигшие успеха на капиталистическом поприще. Предприниматели требовали реформ и гражданских свобод. Особенно заметным напряжение оказалось во Франции. Монархия Бурбонов, как и Российская империя, была островком абсолютизма, где все важные решения принимались только правителем.

Читайте также:  Какой бизнес открыть в 2023 году?

В то же время Франция стала родиной таких великих мыслителей и философов как Вольтер, Монтескье, Дидро и т. д. Эти писатели и ораторы стали основоположниками идей Эпохи Просвещения. В их основе лежало свободомыслие и рационализм. В Европе стал модным либерализм. Об идее гражданских правах знала и Екатерина 2. По происхождению она являлась немкой, благодаря чему была ближе к Европе, чем все ее предшественники на российском престоле. Позже сочетание либеральных и консервативных идей Екатерины было названо «просвещенным абсолютизмом».

Хотя и можно считать, что решение в пользу общего интереса всегда будет представлять общую волю, из этого не обязательно следует, что точка зрения правительства на то, что является общим интересом, должна с необходимостью представлять общую волю. Это серьезно ослабляет позицию Руссо, считавшего, что с помощью понятия общей воли ему удалось преодолеть противоречие между свободой и властью. Однако именно этот аспект концепции Руссо оказал наибольшее влияние на развитие теории абсолютизма. Принимая решение стать императором, Наполеон мог считать, что выполняет волю французов. Гегель использовал идеи Руссо, доказывая, что исторически обусловленная воля немецкого народа была лучше всего представлена наследственным правителем, понимающим требования всеобщего «мирового духа». Поскольку для Гегеля национальное государство – носитель мирового духа, его воля является наиболее глубоким выражением воли его граждан, а его желания – выражением их желаний. Таким образом, между ними нет настоящего противоречия, и гражданин в действительности свободен, когда вынужден исполнять волю государства. Некоторые аспекты этой идеи нашли отражение в работах оксфордских идеалистов Т.Грина (1836–1882), Ф.Брэдли (1846–1924) и Б.Бозанкета (1848–1923), рассуждавших об «идеальной» природе человека и роли государства как института, с помощью которого осуществляется эта природа. Некоторые мыслители отмечали применение (или извращение) этих идей в фашизме. В 20 в. диктаторы часто присягали на верность идее «освобождения» человека.

Абсолютная монархия — это соединение всей власти в руках одного человека, подобное правление подразумевает безграничную власть на территории страны, передаваемую по наследству. Это создание законов и их осуществление, через назначаемых им сановников и служащих ему.

Монарх при таком государственном строе, становится главнокомандующим войсками и карательными органами, поддерживающими созданный им закон. Все граждане исконно бесправны и служат ему, только он может наделить их теми или иными привилегиями и правом.

При абсолютной монархии самодержец часто наделялся духовной властью над своими подданными, что ещё больше усиливало власть, таким образом, она становилась близка к диктатуре. Однако при пристальном рассмотрении безграничность абсолютной монархии становилась относительной, ограниченной церковью и аристократами (землевладельцами, феодалами, дворянами).

Кроме этого, государь должен был принимать во внимание своих подданных, чьи мнения проявлялись отзывами консультантов или народными бунтами, вплоть до свержения монарха. Это авторитарная власть, в отличие от абсолютной, была ничем не ограничена, например, повелители Древнего Востока, фараоны Египта, которые провозглашали себя Богом на Земле

Греки знали, что такое абсолютизм, поскольку наблюдали за соседними восточными деспотиями, а также имели собственный опыт тиранической власти в некоторых городах-государствах. Их дискуссии отражают глубочайший интерес к проблеме. Конфликт между послушанием всемогущему правителю и верностью кодексу вечного закона составляет главную тему Антигоны Софокла. Аристотель посвящает значительное место в Политике обсуждению тирании, которую он отличает от монархии, правящей по закону. Аристотель критически относился к любой форме власти, не считающейся с правовыми ограничениями. Но существовала и точка зрения Платона. В диалогах Государство и Политик Платон защищает идею неограниченной власти «наилучших». На его взгляд, правителям, должным образом отобранным и обученным искусству управления, следует позволить править, не ограничивая их кодексом законов или необходимостью народного одобрения. Рассуждения в Законах, однако, указывают на то, что Платон не считал такое правление ближайшей практической перспективой, а отсутствие в его философии какой-либо теории права как человеческого волеизъявления отличает его от представителей абсолютизма Нового времени.

При сыне Алексея Петре Великом власть монарха еще более укрепилась. Старые боярские роды были репрессированы после тех событий, когда московская аристократия попыталась свергнуть царя и посадить на трон его старшую сестру Софью. В то же время из-за начавшейся Северной войны на Балтике Петр начал великие реформы, которые охватывали все стороны деятельности государства.

Для того чтобы сделать их эффективнее, самодержец полностью сосредоточил власть в своих руках. Он учредил коллегии, ввел табель о рангах, с нуля создал тяжелую промышленность на Урале, сделал Россию более европейской страной. Все эти перемены были бы ему не по зубам, если ему противостояли консервативные бояре. Аристократы были поставлены на место и на время превратились в обычных чиновников, делавших свой маленький вклад в успехи России во внешней и внутренней политике. Борьба царя с консерватизмом элиты иногда приобретала анекдотические формы – чего стоит только эпизод с отрезанием бород и запретом старых кафтанов!

Петр пришел к абсолютизму, потому что эта система давала ему необходимые полномочия для всестороннего реформирования страны. Он также сделал церковь частью государственной машины, учредив Синод и отменив патриаршество, благодаря чему лишил духовенство возможности заявить о себе как об альтернативном источнике власти в России.

Абсолютизм в Европе XVI-XVII веков

При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается.

Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII—XVIII вв.

В России абсолютизм существовал в XVIII — начале XX веков С формально-юридической точки зрения при абсолютизме в руках главы государства — монарха сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами.

Социальной опорой абсолютизма является дворянство. Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном происхождении верховной власти. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет.

На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: боролся с сепаратизмом феодальной знати, подчинял церковь государству, ликвидировал остатки феодальной раздробленности, вводил единые законы.

Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии.

Новые экономические ресурсы использовались абсолютизмом для укрепления военной мощи государства и ведения завоевательных войн.

Общественное устройство в данный период характеризуется существенными сдвигами. Сословное деление, свойственное и более ранним стадиям развития феодализма, теперь приобретает наиболее четко выраженную форму. Главной чертой общественного строя этого времени является консолидация основных классов в классы-сословия.

Формирование классово-сословного строя идет в основном по двум взаимосвязанным линиям. С одной стороны, интересы однородных в социальном отношении групп сближаются, с другой — по мере поляризации классовых различий сословные различия становятся более четкими, сословная принадлежность более прочной, сословные грани все более трудно преодолимыми.

Социально-экономическая консолидация класса феодалов имела своим следствием изменение и развитие правового режима феодального землевладения. Идущий на протяжении XVII в. процесс постепенного сближения правового статуса поместий и вотчин завершился в начале XVIII в. полным слиянием этих институтов и даже заменой прежних терминов одним общим. При Петре I исчезло прежнее деление господствующего класса на многочисленные внутриклассовые сословные группы — бояр, дворян, детей боярских и т.д.

Еще отмена местничества в конце XVII в. была шагом на пути приравнивания «худородных дворянишек» к старинной феодальной аристократии. Табель о рангах, изданная Петром I, полностью устранила прежние сословные группировки внутри класса феодалов и ввела новое единое название для обозначения господствующего класса-сословия — шляхетство. Заимствованный из Польши термин исключал претензии дворян на боярский титул, равно как и возражения бояр против переименования их в дворян. Однако возрастающая общность классовых интересов очень скоро лишила смысла споры о терминологии.

Уже при жизни Петра, в конце его царствования, возрождается на новом уровне термин «дворянство». В Инструкции герольдмейстеру 1724 г. говорилось: «Его величества всего государства дворянство состоит из высших и нижних, прежних и нынешних военных, гражданских и придворных чинов». Как видим, здесь дворянством именуют весь служилый класс, класс феодалов. И хотя термин «шляхетство» будет встречаться в источниках и в более позднее время, при преемниках Петра I он не приживется. Слово «дворянство» объединит господствующее сословие в России на длительное время. Манифест о вольности дворянства, изданный Петром III, стабильно употребляет именно этот термин.

Консолидация дворянства в класс-сословие сопровождалась существенным усилением замкнутости этой социальной группы. Приобретение статуса дворянина было весьма сложным процессом. Однако господствующий класс не мог существовать без пополнения. Социально-экономическая и политическая жизнь государства требовала этого. И не случайно уже петровская Табель о рангах позволяла получить дворянство за выслугу на военной или штатской службе. Позже можно было приобрести дворянство лицам, имеющим образование, а также большие капиталы, вложенные в промышленное или сельскохозяйственное производство. Возможность перехода в дворянство то расширялась, то уменьшалась, но существовала во все времена, вплоть до Октябрьской революции.

Дворянство было верной опорой самодержавия. Это не означает, однако, что дворяне всегда слепо шли за монархом. В тех случаях, когда царь ущемлял интересы господствующей верхушки, он легко мог потерять и голову. Об этом свидетельствуют многочисленные дворцовые перевороты в XVIII в. Дело не всегда доходило до крайностей, иногда дворянство мирным путем добивалось отмены неугодных ему институтов. Именно поэтому многие реформы Петра I после его смерти сошли на нет. Так было, например, с обязательностью государственной службы для дворян, с введением единонаследия.

Вступление России в стадию абсолютизма сопровождалось и консолидацией класса эксплуатируемых. Закончилась многовековая история холопства. В начале XVIII в. оно окончательно слилось с крестьянством. Исчезли и другие, более мелкие группы эксплуатируемых, вроде захребетников или монастырских детенышей. Теперь классу-сословию эксплуататоров противостоял класс-сословие эксплуатируемых — зависимые крестьяне. Закрепощение крестьянства завершилось в XVII в.

Консолидация класса эксплуатируемых — громадного большинства населения России — проходила противоречиво. Наряду с исчезновением старых мелких сословных групп возникали внутри крестьянства новые группы и подгруппы. Деление шло по линии принадлежности крестьян тому или иному владельцу, т.е. по субъекту права собственности на крестьянина. Можно отметить четыре основные группы крестьяновладельцев: феодальное государство, церковь и ее организации, правящая династия как вотчинник, отдельные феодалы. Соответственно крестьяне делились на государственных, экономических, дворцовых, помещичьих. Эти группы состояли, в свою очередь, из более мелких.

Крестьянство стало по-своему тоже замкнутым сословием, выход из которого крайне затруднялся. Наиболее простым способом такого выхода была рекрутчина. Уже в начале XVIII в. крепостным крестьянам было разрешено покидать деревни и вступать добровольно в армию. Устранения такого выхода из крестьянства настойчиво добивались владельцы крестьян, однако интересы армии победили.

Замкнутым сословием стало и городское население, которое, подобно крестьянству, состояло из нескольких групп. Внутрисословное деление городских жителей было еще более социально контрастным.

Духовенство тоже имело тенденции к замкнутости. Так называемое белое духовенство, т.е. священники, было по преимуществу наследственным, доступ же в «черное», т.е. монашество, всячески ограничивался. Еще Петр I, старавшийся мобилизовать все людские силы страны, всячески препятствовал поступлению в монашество. В результате число «черного» духовенства уменьшилось в несколько раз.

Читайте также: 

Развитие сословного строя в XVIII в. характеризовалось исчезновением промежуточных слоев, которые постепенно включались в то или иное сословие.

Оформление сословного строя немыслимо без издания надлежащих законов.

Работа многочисленных уложенных комиссий XVIII в. не может считаться результативной, однако кодификация законодательства по отдельным отраслям имела заметные результаты. Сюда относится и кодификация законов о сословиях. Большое значение имели жалованные грамоты дворянству и городам, принятые в 1785 г.

С 1725 по 1801 г. о крестьянстве было издано 2253 разного рода правовых акта. Однако это законодательство не было кодифицировано. Принимались лишь специальные указы, регламентирующие статус определенных групп крестьянского населения.

Патриарх Никон и раскол в Русской православной церкви.

К расколу примкнула часть как низшего духовенства, протес­товавшего против усиления гнета со стороны церковной верхуш­ки, так и высшего, недовольного стремлением Никона к центра­лизации и его самоуправством.

Основную часть сторонников «ста­рой веры» составляли посадские люди и крестьяне. Они связывали ухудшение своего положения и усиление крепостничества с но­вовведениями в церкви. Многие бежали в глухие леса Поволжья и севера, на юг, в Сибирь.

При поддержке царя Алексея Михайловича Никон начал про­водить исправление богослужебных книг, изменил некоторые об­ряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб «аллилуйю» стали произносить не дважды, а триж­ды и т.д.). Реформа затрагивала внешнюю, обрядовую сторону рели­гии. Но вскоре выяснилось, что Никон стремился использовать реформу для усиления власти патриарха.

Постепенно между царем и патриархом назревали разногласия. Заявляя, что «священство выше царства», Никон пытался проти­вопоставить власть патриарха власти царя. В 1658 г. произошел от­крытый разрыв. Никон уехал в основанный им Новоиерусал им­ский Воскресенский монастырь под Москвой. Он рассчитывал, что царь вернет его, но этого не случилось. В 1666 г. в Москве был созван большой церковный собор. Перед ним предстали патриарх Никон и протопоп Аввакум. Собор лишил Никона сана патриарха. Он был сослан в Ферапонтов монастырь, а затем переведен в Кирилло-Белозёрскую обитель. В 1681 г. Никону разрешили вер­нуться, но в пути он скончался. Были отлучены от церкви, преда­ны анафеме как еретики и староверы. Протопопа Аввакума отпра­вили в заточение, а позже он был сожжен заживо.

Начало формирования абсолютизма

На континенте, однако, события развивались в пользу монархий, а не институтов представительной власти. 17 и 18 вв. были свидетелями параллельных и взаимно влиявших друг на друга политических систем Франции, Австрии, Пруссии и России – т.н. просвещенного деспотизма. Добросердечие некоторых государей может быть оспорено, однако несомненно, что они пользовались неограниченной властью. Просвещенные деспоты привлекали на свою сторону способных людей, заинтересованных в проведении реформ и нуждавшихся в инструменте власти, благодаря которому они могли достигать своих целей. Поучительно, что противодействие таким правительствам, особенно во Франции и России, опиралось на интересы феодальной знати, а не только средних слоев, защищавших идеи демократии.

Схожим образом сформировался абсолютизм и в Англии. Средневековый феодализм не давал государству эффективно использовать собственные ресурсы и возможности. Становление абсолютизма в Англии осложнилось конфликтом с парламентом. Это собрание депутатов имело длительную историю.

Династия Стюартов в XVII веке попыталась умалить значение парламента. Из-за этого в 1640-1660 гг. страну сотрясала гражданская война. Против короля выступила буржуазия и большая часть крестьянства. На стороне монархии были дворяне (бароны и другие крупные землевладельцы). Английский король Карл I потерпел поражение и в итоге был казнен в 1649 году.

Российский век абсолютизма начался во время правления Петра Великого. Однако предпосылки этого явления прослеживались еще при его отце — царе Алексее Михайловиче. Когда династия Романовых пришла к власти, важную роль в государственной жизни играла боярская дума и земские соборы. Именно эти институты помогли восстановить страну после Смуты.

Алексей инициировал процесс отказа от прежней системы. Изменения отразились в главном документе его эпохи – Соборном уложении. Благодаря этому своду законов титул российских правителей получил дополнение «самодержец». Формулировка была изменена не случайно. Именно Алексей Михайлович перестал созывать Земские соборы. Последний раз это произошло в 1653 году, когда было принято решение о воссоединении России и левобережной Украины после успешной войны с Польшей.

При сыне Алексея Петре Великом власть монарха еще более укрепилась. Старые боярские роды были репрессированы после тех событий, когда московская аристократия попыталась свергнуть царя и посадить на трон его старшую сестру Софью. В то же время из-за начавшейся Северной войны на Балтике Петр начал великие реформы, которые охватывали все стороны деятельности государства.

Для того чтобы сделать их эффективнее, самодержец полностью сосредоточил власть в своих руках. Он учредил коллегии, ввел табель о рангах, с нуля создал тяжелую промышленность на Урале, сделал Россию более европейской страной. Все эти перемены были бы ему не по зубам, если ему противостояли консервативные бояре. Аристократы были поставлены на место и на время превратились в обычных чиновников, делавших свой маленький вклад в успехи России во внешней и внутренней политике. Борьба царя с консерватизмом элиты иногда приобретала анекдотические формы – чего стоит только эпизод с отрезанием бород и запретом старых кафтанов!

Петр пришел к абсолютизму, потому что эта система давала ему необходимые полномочия для всестороннего реформирования страны. Он также сделал церковь частью государственной машины, учредив Синод и отменив патриаршество, благодаря чему лишил духовенство возможности заявить о себе как об альтернативном источнике власти в России.

Лекция 5. Начало формирования российского абсолютизма

1. К правам короля-солнца во Франции не относится право

1) определять государственную религию
2) чеканить монету, собирать налоги
3) назначать главу церкви
4) лишать своих подданных собственности

2. «Глаза и уши короля» — так называли

1) парламентариев
2) мировых судей
3) управляющих графствами
4) депутатов Генеральных штатов

3. Пик абсолютизма во Франции связан с именем короля (королевы)

1) Генриха Мореплавателя
2) Людовика XIV
3) Марии Стюарт
4) Елизаветы Тюдор

4. Принцип комплектования европейских армий в XVI-XVII вв.

1) всеобщая воинская повинность
2) рекрутская повинность
3) народное ополчение
4) наемное войско

5. К политике меркантилизма относятся такие черты, как

1) вывоз товаров из страны должен превышать ввоз их в страну
2) поощрение развития иностранных предприятий в стране
3) отмена внутренних таможенных пошлин
4) снижение налогов на иностранных торговцев

6. Для сословно-представительной монархии характерно

1) наличие неограниченной власти одного правителя
2) сочетание власти монарха и сословного представительного органа власти
3) прекращение созыва парламента
4) неограниченное влияние церкви на монарха

7. Установите соответствие между именем монарха и страной, в которой он правил.

Монархи

А) Генрих VIII
Б) Елизавета Тюдор
В) Франциск I
Г) Яков I Стюарт

Страна

1) Франция
2) Англия

8. Запишите слово (термин), о котором идет речь.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

  • Čeština
  • Dansk
  • Deutsch
  • Español
  • Suomen kieli
  • Magyar
  • Italiano
  • Nederlands
  • Norsk
  • Polski
  • Português
  • Română
  • Svenska
  • Türkçe
    • Previous article
    • Next article

    Абсолютизм в Европе XVI-XVII веков

    Эпоха, когда абсолютизм в Европе достиг своего расцвета, пришлась на вторую половину XVIII века. В России в этот период правила Екатерина 2. После нескольких десятилетий, когда в Санкт-Петербурге регулярно происходили дворцовые перевороты, ей удалось подчинить мятежную элиту и стать единоличной правительницей страны.

    Особенности абсолютизма в России заключались в том, что власть опиралась на самое верное сословие – дворянство. Эта привилегированная прослойка общества в правление Екатерины получила Жалованную грамоту. В документе были подтверждены все те права, которые были у дворянства. Кроме того, представители его освобождались от несения военной службы. Первоначально дворяне получали титул и землю именно за годы, проведенные в армии. Теперь это правило осталось в прошлом.

    Дворяне не вмешивались в политическую повестку, диктуемую троном, но всегда выступали его защитником в случае возникновения опасности. Одной из таких угроз стало восстание под руководством Емельяна Пугачева в 1773-1775 гг. Бунт крестьян показал необходимость реформ, в том числе изменений, связанных с крепостным правом.

    Самым серьезным шагом императрицы на пути изменения России стало учреждение Уложенной комиссии. Входившие в нее чиновники и юристы должны были разработать проект реформы отечественного законодательства, основой которого все еще было патриархальное «Соборное уложение» 1648 года. Работе комиссии помещали дворяне, которые видели в переменах угрозу собственного благополучия. Екатерина не решилась идти на конфликт с помещиками. Уложенная комиссия закончила свою работу, не добившись никаких фактических преобразований.

    Пугачевское восстание в 1773-1775 гг. не на шутку напугало Екатерину. После него начался период реакции, а слово «либерализм» превратилось в синоним предательства трона. Неограниченная власть монарха осталась и просуществовала весь XIX век. Она была отменена после революции 1905 года, когда в России появился аналог конституции и парламент.

    Консервативный абсолютизм в Европе был ненавистен многим так же, как и угнетаемым крестьянам российских губерний, поддержавших Емельяна Пугачева. Во Франции государственное засилье мешало развиваться буржуазии. Обнищание сельских жителей и периодические экономические кризисы также не приносили Бурбонам популярности.

    В 1789 году вспыхнула Великая французская революция. Тогдашние парижские либеральные журналы и сатирики давали самое смелое и критическое определение абсолютизма. Политики называли старый порядок причиной всех бед страны – от нищеты крестьянства до поражения в войнах и неэффективности армии. Наступил кризис самодержавной власти.

    С наступлением мира в Европе восторжествовала реакция. Во многих государствах вновь установился абсолютизм. Кратко список этих стран включал Россию, Австро-Венгрию, Пруссию. На протяжении XIX века было еще несколько попыток общества противостоять самодержавной власти. Самой заметной стала общеевропейская революция 1848 года, когда в некоторых странах пошли на конституционные уступки. Тем не менее окончательно абсолютизм канул в Лету после Первой мировой войны, когда были разрушены почти все континентальные империи (Российская, Австрийская, Германская и Османская).

    Демонтаж старой системы привел к закреплению гражданских прав и свобод – вероисповедания, голосования, собственности и т. д. Общество получило новые рычаги для управления государством, главным из которых стали выборы. Сегодня на месте бывших абсолютных монархий находятся национальные государства с республиканским политическим строем.

    Во Франции становление абсолютизма начинается в период правления короля Франциска I (1515-1547 годы), а апогея эта форма правления достигла при короле Людовике XIV, который царствовал с 1643 до 1715 год. Именно ему принадлежит фраза “Государство – это я”. Конец эпохе абсолютизма положила Великая французская революция 1789 года. Однако, переход к республике затянулся на 80 лет.

    Тест по теме: Абсолютизм в Европе и повседневная жизнь в 16-17 веках

    Благодаря распространению политики абсолютизма в Англии и во Франции формируются централизованные национальные государства.

    Централизованное государство – это страна, в которой существует сильная центральная власть (в этом случае короля), объединяющая вокруг себя все государственные территории.

    Признаки централизованного государства:

  1. Формирование единого языка и единой культуры у всего народонаселения.
  2. Оформление у государства четкой границы, отделяющей территории данной страны от других стран.
  3. Преобладание на территории страны одной коренной национальности – народности, испокон веков проживающей на данной территории, объединенной общей историей, культурой с данным государством.
  4. Распространение на территориях всего государства единой религии.
Читайте также:  Судебный порядок взыскания алиментов на несовершеннолетних детей

Постепенно, по мере возвышения роли монархов Англии и Франции, в обществе уменьшалась власть церковных организаций. Без угрызений совести короли обеих стран присваивали себе церковное имущество, подчиняли своей власти церкви.

Самым ярким примером абсолютной власти монарха стал французский король – Людовик XIV, живший с 1638 по 1715 годы, которого в народе прозвали Король-Солнце.

Целью своей жизни Людовик считал отвоевание власти у феодалов, которые на тот момент времени представляли серьезную угрозу для французской короны. Чтобы обезопасить себя от заговоров знати Людовик 14 придумал специальный дворцовый этикет, занимавший все свободное время придворных короля.

Начало формирования абсолютизма

На континенте, однако, события развивались в пользу монархий, а не институтов представительной власти. 17 и 18 вв. были свидетелями параллельных и взаимно влиявших друг на друга политических систем Франции, Австрии, Пруссии и России – т.н. просвещенного деспотизма. Добросердечие некоторых государей может быть оспорено, однако несомненно, что они пользовались неограниченной властью. Просвещенные деспоты привлекали на свою сторону способных людей, заинтересованных в проведении реформ и нуждавшихся в инструменте власти, благодаря которому они могли достигать своих целей. Поучительно, что противодействие таким правительствам, особенно во Франции и России, опиралось на интересы феодальной знати, а не только средних слоев, защищавших идеи демократии.

Схожим образом сформировался абсолютизм и в Англии. Средневековый феодализм не давал государству эффективно использовать собственные ресурсы и возможности. Становление абсолютизма в Англии осложнилось конфликтом с парламентом. Это собрание депутатов имело длительную историю.

Династия Стюартов в XVII веке попыталась умалить значение парламента. Из-за этого в 1640-1660 гг. страну сотрясала гражданская война. Против короля выступила буржуазия и большая часть крестьянства. На стороне монархии были дворяне (бароны и другие крупные землевладельцы). Английский король Карл I потерпел поражение и в итоге был казнен в 1649 году.

Российский век абсолютизма начался во время правления Петра Великого. Однако предпосылки этого явления прослеживались еще при его отце — царе Алексее Михайловиче. Когда династия Романовых пришла к власти, важную роль в государственной жизни играла боярская дума и земские соборы. Именно эти институты помогли восстановить страну после Смуты.

Алексей инициировал процесс отказа от прежней системы. Изменения отразились в главном документе его эпохи – Соборном уложении. Благодаря этому своду законов титул российских правителей получил дополнение «самодержец». Формулировка была изменена не случайно. Именно Алексей Михайлович перестал созывать Земские соборы. Последний раз это произошло в 1653 году, когда было принято решение о воссоединении России и левобережной Украины после успешной войны с Польшей.

При сыне Алексея Петре Великом власть монарха еще более укрепилась. Старые боярские роды были репрессированы после тех событий, когда московская аристократия попыталась свергнуть царя и посадить на трон его старшую сестру Софью. В то же время из-за начавшейся Северной войны на Балтике Петр начал великие реформы, которые охватывали все стороны деятельности государства.

Для того чтобы сделать их эффективнее, самодержец полностью сосредоточил власть в своих руках. Он учредил коллегии, ввел табель о рангах, с нуля создал тяжелую промышленность на Урале, сделал Россию более европейской страной. Все эти перемены были бы ему не по зубам, если ему противостояли консервативные бояре. Аристократы были поставлены на место и на время превратились в обычных чиновников, делавших свой маленький вклад в успехи России во внешней и внутренней политике. Борьба царя с консерватизмом элиты иногда приобретала анекдотические формы – чего стоит только эпизод с отрезанием бород и запретом старых кафтанов!

Петр пришел к абсолютизму, потому что эта система давала ему необходимые полномочия для всестороннего реформирования страны. Он также сделал церковь частью государственной машины, учредив Синод и отменив патриаршество, благодаря чему лишил духовенство возможности заявить о себе как об альтернативном источнике власти в России.

НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ АБСОЛЮТИЗМА

В 1624 Ришелье стал первым министром, и король, страдавший от многих болезней и приступов тоски, передоверил ему управление страной. Ришелье, полностью порвав с королевой-матерью, отказался от происпанской политики. Мария Медичи, составив новый заговор 10-12 ноября 1630, вместе со своими сторонниками потребовала отставки Ришелье, однако король предпочел своего ставленника.

Абсолютизм — это государственный строй, установившийся в ряде западноевропейских стран в Новое время, при котором верховная власть (как правило, монархическая) не ограничена представительными институтами в противоположность её ограниченности (в конституционных государствах). По­ня­тие А. сло­жи­лось для обо­зна­че­ния ухо­дя­ще­го в прош­лое строя и для борь­бы с ним, за­тя­нув­шей­ся на весь 19 в. В нём бы­ла за­ло­же­на идея ис­то­рич. раз­ви­тия – от уг­не­те­ния и не­ве­же­ст­ва к сво­бо­де и про­све­ще­нию, от са­мо­вла­стья к кон­сти­туц. строю.

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

В России процесс установления А. как гос. власти начался с сер. 17 в. Во время правления Екатерины II А. принял форму «просвещенного А.». С сер. 19 в. в России предприняты попытки создания парламентской монархии: крест. реформа 1861, земская, судебная, воен. и др. реформы; след. этапом стали Столыпинская аграрная реформа и создание Гос.

Дворянство оставалось самым влиятельным сословием. Вследствие революции цен провинциальное дворянство повсеместно сталкивалось с финансовыми трудностями. Переход к бюрократии отодвигал его от управления на местах, приход капитализма в деревню разрушал традиционный сеньориальный порядок. Дворянство постепенно утрачивало свою историческую роль и осваивало новые роли.

Целью своей жизни Людовик считал отвоевание власти у феодалов, которые на тот момент времени представляли серьезную угрозу для французской короны. Чтобы обезопасить себя от заговоров знати Людовик 14 придумал специальный дворцовый этикет, занимавший все свободное время придворных короля.

Разоряясь, крестьяне превращались в наемных работников на селе или перемещались в города, где пополняли число слуг. В городах росла численность плебса – горожан, не обладавших политическими правами.

Самым ярким примером абсолютной власти монарха стал французский король – Людовик XIV, живший с 1638 по 1715 годы, которого в народе прозвали Король-Солнце.

Людовик, в детские годы переживший войны Фронды, стал убеждённым сторонником принципа абсолютной монархии и божественного права королей (ему приписывают выражение «Государство — это я!»), укрепление своей власти он сочетал с удачным подбором государственных деятелей на ключевые политические посты.

Тест с ответами по истории “Абсолютизм в Европе” 7 класс

Формирование абсолютизма в России происходило весьма интересно. Некоторые исследователи считают, что принятая в 1993 году конституция наделила президента полномочиями, которые можно сравнить с властью абсолютного монарха, и называют сложившуюся форму правления демократическим самодержавием. Назовите основные черты абсолютизма, и вы убедитесь, что подобные мысли небезосновательны. Хотя, возможно, здесь имеет место некоторое преувеличение.

Установление крепостного права, окончательно оформившегося в 1649 году, стало переломным моментом, благодаря которому победила абсолютистская тенденция. После того как оно окончательно юридически закрепилось, дворянство оказалось целиком зависимым от центральной власти, которую представлял монарх. Ей одной было по силам обеспечить господство дворян над крестьянами, удержать в повиновении последних.

Но в обмен на это дворянство вынуждено было отказаться от претензий на личное участие в управлении государством и признало себя слугой монарха. Такова была плата за услуги со стороны власти. Дворяне получили постоянные доходы и власть над крестьянами в обмен на отказ от притязаний в государственном управлении. Поэтому неудивительно, что практически сразу вслед за юридическим оформлением крепостного права прекратились созывы Земских Соборов. В полном составе последний из них состоялся в 1653 году.

Таким образом, выбор был сделан, и ради экономических интересов дворяне пожертвовали политическими. Победила абсолютистская тенденция. Оформление крепостного права привело еще к одному важному последствию: поскольку отсутствовали условия для развития (например, исчез рынок свободной рабочей силы), формирование буржуазных отношений резко затормозилось. Буржуазия в стране длительное время поэтому не складывалась в отдельный общественный класс, а, следовательно, социальная опора у абсолютизма могла быть лишь дворянской.

Другой яркой особенностью абсолютной монархии в государстве было отношение к закону и праву. Выбор в соотношении неправовых и правовых средств был сделан однозначно в пользу первых. Личный произвол монарха и его близкого окружения стал главным методом управления. Это началось еще со времен царствования Ивана Грозного, и в 17 веке, после того как произошел окончательный переход к абсолютной монархии, мало что изменилось.

Нельзя сказать, что в этом Россия так уж сильно отличалась от западных стран (назовите черты абсолютизма, и вы в этом убедитесь). Людовик XIV во Франции (его считают классическим абсолютным монархом) также применял волюнтаризм и произвол.

Но при всех противоречиях абсолютизм в Западной Европе все же пошел по пути активного вовлечения правовых средств при регулировании различных общественных отношений. Между законом и личным произволом постепенно стало смещаться соотношение в пользу первого. Этому способствовал ряд факторов, важнейшим из которых было осознание царями того, что управлять страной намного легче, когда правовыми нормами регулируется как можно больше сфер.

Кроме того, применение при управлении государством волюнтаризма подразумевает наличие у монарха высоких личностных качеств: интеллектуального уровня, энергичности, силы воли, целеустремленности. Однако большинство правителей того времени мало чем по своим качествам напоминало Петра I, Фридриха II или Людовика XIV. То есть они не могли успешно применять личный произвол в управлении страной.

Пройдя по пути все большего применения закона в качестве основного инструмента управления государством, абсолютизм Западной Европы вступил на путь затяжного кризиса, а затем и вовсе прекратил свое существование. Ведь по своей сути он предполагал неограниченную юридически власть государя, а применение юридических средств управления вело к возникновению идеи (которую сформулировали деятели Просвещения) о верховенстве закона и права, а не воли царя.

Различной была судьба абсолютизма. Поскольку основная задача этой формы государства — сохранить существовавшие устои феодального строя, она неизбежно утрачивала прогрессивные черты абсолютизма и являлась тормозом для развития капиталистических отношений.

В ходе первых буржуазных революций 17-18 веков абсолютная монархия была сметена во Франции и Англии. В странах с более медленным капиталистическим развитием наблюдалась трансформация феодально-абсолютистской в буржуазно-помещичью монархию. Полуабсолютистский строй в Германии, например, просуществовал до Ноябрьской буржуазно-демократической революции 1918 г. Абсолютизму в России положила конец Февральская революция 1917 г.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *