Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности воспитателя в детском саду: от младшего до старшего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Министерство науки и высшего образования РФ выпустило документ, который содержит информацию о функциональных обязанностях воспитателей в детском саду и их компетенций. В него включены данные о трудовых функциях с подробной характеристикой и требования к обучению детей.
Перечислим, какие имеются обязанности воспитателя в детском саду в младшей группе и любой другой, открытой в дошкольном учреждении:
- осуществлять контроль за жизнью и здоровьем детей во все время их пребывания в саду;
- проведение различных видов занятий, развивающих, спортивных, подготовку к праздникам и пр.;
- создавать благоприятную атмосферу, которая способствует бесконфликтному общению между малышами;
- прививать воспитанникам навыки самообслуживания;
- разрешать конфликты, проявлять выдержку и тактичность с детьми и их родителями;
- контролировать состояние здоровья воспитанников;
- немедленное сообщение об опасности и форс-мажорных ситуациях непосредственному начальству или в соответствующую службу;
- проходить медицинский осмотр в соответствии с графиком.
Детский сад – это первая ступень ко всестороннему развитию ребенка, поэтому очень важно организовать верный подход к воспитанию малышей. Так, согласно установленным правилам СанПиН в 2023 году, распорядок дня в дошкольном образовательном учреждении должен содержать такие мероприятия:
- зарядку в помещении группы (должна проводиться минимум два раза и длительность упражнений зависит от возраста малышей и должна варьироваться в пределах 5-15 минут);
- физические нагрузки на свежем воздухе (что также включает активные спортивные игры);
- ролевые игры в группах, требующие активного участия;
- плаванье (если в детском саду имеются бассейны);
- обучающие занятия (длительность одного блока развивающих занятий не должна превышать десять минут и должна сменяться другими видами деятельности);
- физкультминутки (включают несколько простых упражнения).
Что касается обучающих уроков, то они включают в себя:
- знакомство с цифрами и буквами;
- художественные занятия;
- музыка и хореография;
- лепка из пластилина;
- изготовление поделок из естественных материалов;
- развитие логики и памяти.
От педагога требуется уметь правильно распределить все виды занятости, чтобы равноценно уделить внимание всем видам активности.
Должностные инструкции работников ДОУ (детского сада) / Охрана труда и техника безопасности в школе
На странице представлены новые должностные инструкции работников ДОУ (детского сада) по Профстандартам, разработанные в соответствии с ФГОС ДО в 2021 году специалистами нашей организации для дошкольных образовательных учреждений.
Данные должностные инструкции для работников ДОУ с учетом Профстандартов и ФГОС ДО используются работниками детского сада для осуществления качественного образования и воспитания воспитанников дошкольного образовательного учреждения, обеспечения безопасных условий образовательного и воспитательного процесса детей. Должностные инструкции для ДОУ по профстандарту можно купить и скачать.
Все новые должностные инструкции работников детского сада с учетом Профстандартов и ФГОС ДО для удобства распределены на должностные инструкции педагогических работников ДОУ, должностные инструкции обслуживающего персонала ДОУ и должностные инструкции работников пищеблока (кухни).
Представленные как образец новые должностные инструкции для ДОУ (детского сада), разработанные по профстандартам в 2020-2021 годах, содержат 7 необходимых разделов инструкции, правильно и грамотно оформлены, учитывают обновления ФГОС дошкольного образования и ФЗ «Об образовании в РФ».
Новые должностные инструкции педагогов ДОУ в 2021 году включают в себя должностную инструкцию воспитателя детского сада по Профстандарту 01.001 «Педагог», педагога-психолога детского сада по Профстандарту 01.
002 «Педагог-психолог», педагога дополнительного образования по Профстандарту 01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», 01.005 «Специалист в области воспитания».
Добавлены должностные инструкции контрактного управляющего и заведующего ДОУ.
Профессиональный стандарт необходим работодателю для понимания четких функциональных требований к работнику. Приказом от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утверждены в том числе и обязанности воспитателя при приеме детей в группу:
- регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
- реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.);
- развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
Какие функции младшего сотрудника ДОУ?
Что входит в обязанности младшего воспитателя? Младший воспитатель относится к учебно-вспомогательному персоналу. Не стоит путать её с помощником воспитателя, няней.
В обязанности няни входит поддержание чистоты в помещении, дезинфекция посуды и получение питания с пищеблока учреждения. В то время, когда обязанности младшего педагога шире:
- Оказание помощи воспитателю в планировании и проведении мероприятий, кормлении детей и подготовки их ко сну и прогулке.
- Создание комфортных условий для социальной адаптации дошкольников.
- Контроль за детьми во время тихого часа.
- Организация соблюдения детьми правил детского сада.
- Контроль уборки помещения и проветриваний согласно графику.
Должностные обязанности
Медицинская сестра детского сада имеет ряд обязанностей:
- ведение учета отсутствующих по болезни детей, а также изоляция заболевших воспитанников для избежания инфицирования остальных;
- ежедневный обход группы для выявления заболевших детей, а также ведения журнала посещаемости;
- ведение санитарно-просветительской работы как среди воспитателей, так и среди родителей;
- планирование графика вакцинации детей в зависимости от состояния их здоровья;
- ведение медицинской документации в соответствии с принятыми правилами;
- планирование мероприятий, направленных на улучшение адаптации детей к детскому саду;
- информирование руководства детского сада о состоянии здоровья воспитанников.
Руководитель детского сада: структура инструкции
Официальный документ, который именуется как должностная инструкция, верно определяет и контролирует обязанности работника, а также регламентирует его права и сферу ответственности. Также в данный документ входят требования к кандидату на должность: уровень опыта, наличие подходящего образования.
Все образовательные организации и детсады сюда входят также, которые ведут трудовую деятельность на основании инструкций – обязаны быть подготовлены данные на каждого работника. Так вот, должностная инструкция заведующего детским садом – основной документ. И хотя закон не предусматривает определенный шаблон данной бумаги-справки, он спустя время выработался сам. Образец следующий:
- В первую страницу документа, как правило, вносят общие данные о должности и пожелание об опыте работы и уровне образования потенциального соискателя профессии.
- Обязанности, которые должен соблюдать руководитель детсада.
- В инструкции указываются права работника.
Кроме того, в документе перечислены и расшифрованы все виды ответственности заведующего.
Распорядок дня в дошкольном учреждении:
- Рабочая смена воспитателя начинается тогда, когда первый малыш приходит в группу. Перед принятием детей в садик, педагог должен удостовериться, что малыш в полном порядке. Если относительно его самочувствия возникают сомнения, воспитатель может обратиться в медпункт за помощью либо сообщить родителям, что малыша следует забрать домой.
- После приема всех участников группы, начинается зарядка, во время которой педагог должен мотивировать ребят к активным действиям.
- После небольшой разминки детей ждет завтрак. Во время приема пищи воспитатель помогает деткам покушать. Самые маленькие нуждаются в помощи, поэтому их нужно докармливать.
- На протяжении всего дня воспитатель следит за соблюдением правильного режима.
- Прогулки проводятся при хорошей погоде и по времени должны соответствовать нормам. Перед началом прогулки воспитатель помогает одеться тем, кто не умеет, и пересчитывает воспитанников.
- По возвращении с прогулки, как правило, приходит время обеда и дневного сна.
- Окончанием рабочего дня является передача ребят родителям. Ответственный воспитатель должен пообщаться с мамами, вкратце описав «рабочий» день малышей. Если у педагога есть замечания по поводу поведения ребенка, их необходимо озвучить.
На словах должностные обязанности воспитателя детского сада выглядят простыми и понятными. Совсем иная картина вырисовывается при возникновении спорных вопросов, которые нередко возникают между родителями и персоналом сада.
Родители часто жалуются на форумах, что ребенку уделяется слишком мало внимания, его заставляют есть либо не следят за чистотой рук. В подобных ситуациях советуется учитывать, что в группе находится больше десятка малышей, и уследить за каждым поминутно не сможет ни один воспитатель.
Поэтому если неприятная ситуация случилась единожды, жаловаться нет необходимости. При систематическом повторении казуса родителям рекомендуется побеседовать с педагогом в виде просьбы. В большинстве случаев педагог принимает комментарии родителей с пониманием и следит за воспитанником в соответствии с вашими пожеланиями.
В случае если проблема выходит за рамки немытых рук, разбираться необходимо на уровне администрации. Если во время нахождения в детском саду ребенку была нанесена травма либо моральный ущерб, это необходимо засвидетельствовать, к примеру, вызвав «Скорую помощь». Только в таком случае родители смогут получить компенсацию от дошкольного учреждения. Администрация в таком случае будет разбираться с педагогом.
При получении ребенком морального ущерба, обращаться следует к заведующей детским садом. Заявление должно быть в письменном виде и полностью описывать ситуацию в корректной форме.
Прежде чем жаловаться на воспитателя детского сада, примите во внимание огромный объем работ, который проделывает этот человек ежедневно. Вместо того чтобы упрекать персонал в отсутствии внимания к ребенку, учите малыша заводить дружбу со сверстниками, а если ваша кроха возвращается в вывернутых наизнанку носочках, учите чадо одеваться самостоятельно. Большинство возникающих проблем можно решить мирным путем, ведь педагоги в большинстве своем тоже родители.
Ответственность работника
— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
Предлагаем ознакомиться: Как должны быть оформлены ценники в магазине: основные правила
3.2. Действовать от имени детского сада во взаимоотношениях с иными организациями и органами государственной власти.
3.3. Давать руководителям структурных подразделений и отдельным специалистам указания, обязательные для исполнения.
3.4. Принимать решения о наложении материальных и дисциплинарных взысканий на работников, не выполняющих или ненадлежащим образом выполняющих свои должностные обязанности, и о поощрении отличившихся работников.
3.5. Распоряжаться средствами и имуществом детского сада с соблюдением требований соответствующих нормативных актов и устава.
3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.7. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.9. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.10. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4.1. За руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью детского сада.
4.2. За нарушение устава образовательной организации.
4.3. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.4. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
При поступлении на работу в детское образовательное заведение соискатель должности предоставляет резюме. Этот документ является своеобразным кратким изложением всей предыдущей педагогической и воспитательной деятельности поступающего на работу, поэтому он должен быть безупречно составлен. Чтобы не ошибиться, соискатель должен твердо знать должностные обязанности воспитателя детского сада для составления резюме, а также правильно отразить их в этом документе.
Для того, чтобы произвести правильное впечатление, а также показать свои знания и умения, все сведения в документе должны быть правильно сформулированы и сгруппированы, разделены на смысловые блоки. По такому резюме сразу станет понятно, что соискатель четко понимает свои будущие обязанности и имеет необходимый опыт, знания и умения для выполнения работы.
Должностные обязанности помощника воспитателя детского сада
Помощника воспитателя раньше называли няней в детском саду. Это слово лучше всего описывает круг обязанностей, которые должен выполнять такой работник. Это низкоквалифицированный и тяжелый труд с невысокой оплатой труда, но исключительно важный и благородный. От этого сотрудника во многом зависит благополучие воспитанников, поэтому он должен сознавать, какие его ожидают функции.
В обязанности помощника воспитателя по должности входят следующие действия:
- Доставка еды с пищеблока по установленному внутри ДОУ графику.
- Сервировать столы, раскладывать еду.
- Собирать и мыть посуду после каждого приема пищи воспитанниками.
- Регулярно выполнять влажную уборку помещений.
- Прививать детям навыки самообслуживания, учить их одеваться, умываться, принимать пищу, ходить в туалет, мыть руки.
- Помощь воспитателю в одевании детей для прогулки.
- Прививать детям навыки правильного бытового поведения и гигиены.
- Находиться с детьми во время тихого часа, если воспитателю приходится отлучиться по рабочим делам.
- Заправлять постели после сна в ясельной и младшей группах, там, где воспитанники не могут делать этого самостоятельно в силу возраста.
- Следить за сохранностью имущества группы, вовремя подавать заявки на ремонт и приобретение нового оборудования.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЮ ДОУ
Во всех помещениях и кабинетах детского сада должны быть инструкции по охране труда.
Состояние здания детского сада ежегодно подлежит оценке при весеннем и осеннем осмотре, которые осуществляются членами комиссии по охране труда и подтверждаются оформлением соответствующих актов.
Лестничные марши должны иметь поручни для детей у стен или на ограждении: высота поручней для детей – 0,5 м, для взрослых – 0,85 м.
Наружные входы должны иметь тёплый тамбур глубиной 1,6 м. Выходы из пищеблока, изолятора и прачечной должны быть отдельными. Изолятор размещается на первом этаже.
Полы в помещениях ДОУ должны быть тёплыми – иметь покрытия с низкой теплопроводностью (паркет, доски, линолеум на утеплённой основе).
Полы в пищеблоке, прачечной, гладильной и туалетных комнатах выстилаются керамической плиткой.
Стены помещений детского сада должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую мокрую уборку и дезинфекцию.
В учреждении систематически должен производиться технический осмотр состояния штукатурки потолков, прочности балок и ровности полов, состояния лестниц и оконных рам, водопровода и канализации, физкультурного оборудования и мебели. Картины, стенды, шкафы, вешалки для одежды и полотенец должны прочно прикрепляться к полу или стене.
Для каждой возрастной группы отводятся изолированные помещения, в состав которых входят: групповая, спальня, туалетная, буфетная и раздевалка.
В детских помещениях должен соблюдаться температурный режим. Температура в дошкольных групповых комнатах должна быть +20…+21 С, в ясельных группах — +21…+22 С, в спальнях — +19 С. В отсутствие детей проводится проветривание помещений, которое заканчивается за 10 минут до возвращения воспитанников.
Уборка помещений производится ежедневно влажным способом с применением моющих средств при открытых окнах не менее чем два раза в день. Полы в туалетных комнатах моются два раза в день с применением моющих и дезинфицирующих средств. Шкафчики для одежды детей ежедневно протираются и один раз в неделю моются. Столы в столовой промываются горячей водой с мылом до и после каждого приёма пищи. Ежедневно горячей водой с мылом протираются стулья. Один раз в неделю проводится генеральная уборка помещений по графику.
Уровень естественного и искусственного освещения в ДОУ должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению здания. Неравномерность естественного освещения игровых, групповых и спальнях с верхним и комбинированным естественным освещением не должна превышать 3:1.
Спальни ДОУ должны оборудоваться стационарными кроватями, размеры которых должны соответствовать требованиям ГОСТа, относящимся к детской дошкольной мебели. В дошкольных группах допускается использование раскладных кроватей с жестким ложем, встроенные одноярусные кровати.
В групповых комнатах столы и стулья устанавливаются по числу детей в группах. Стулья должны быть в комплекте со столом, т.е. одной группы и маркировки. Подбор мебели проводится с учетом роста детей согласно таблице 1 (СанПиН 2.4.1.3049-13 раздел VI, п. 6.6.)
Группа роста детей (мм) | Группа мебели | Высота стола (мм) | Высота стула (мм) |
До 850 | 00 | 340 | 180 |
свыше 850 до 1000 | 400 | 220 | |
с 1000 до 1150 | 1 | 460 | 260 |
с 1150 до 1300 | 2 | 520 | 300 |
с 1300 до 1450 | 3 | 580 | 340 |
с 1450 до 1600 | 4 | 640 | 380 |