Воинский учет 2022: как организовать в компании

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Воинский учет 2022: как организовать в компании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с п. 7 ст. 8 закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ, п. 9 постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о воинском учете» от 27.11.2006 № 719 (далее — постановление № 719), абз. 1 п. 9 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях», утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ 11.07.2017 (далее — Методические рекомендации) все организации, в которых есть работники, признаваемые законодательством призывниками и военнообязанными, обязаны вести воинский учет. Отвечает за данную функцию на предприятии руководитель, непосредственно исполняет — кадровый работник.

Как вести карточки по воинскому учёту

С 8 января 2022 года организации должны вести специальные отдельные карточки по воинскому учёту. Их нужно заводить на военнообязанных работников и работников-призывников.

Карточка ведётся по форме 10 (Приложении № 22 к Инструкции № 700) на основании удостоверений призывников и военных билетов (или документов, которые заменяют военный билет).

В карточках необходимо указывать:

  • личные данные сотрудников;
  • сведения о воинском учёте;
  • сведения о приёмах и об увольнениях.

Отдельные сведения можно уточнить у самих работников — информацию о семейном положении, образовании, занимаемой должности, месте жительства (или пребывания).

Карточка заполняется разборчиво, без помарок и неустановленных сокращений чернилами (шариковой ручкой) синего, фиолетового или чёрного цвета, либо в электронном виде с обязательной распечаткой.

Записи о семейном положении, адресе, номере телефона вносят карандашом.

В картотеке карточки нужно хранить в алфавитном порядке по следующим разделам:

  1. Офицеры запаса.
  2. Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы запаса.
  3. Военнообязанные запаса женского пола.
  4. Призывники.

Если на воинском учёте в организации состоит более 500 сотрудников, в пятый раздел картотеки нужно поместить карточки сотрудников с мобилизационными предписаниями и отметками об их вручении.

Отдельно (в любом порядке) нужно карточки работников:

  • которые встали на учёт по месту пребывания на срок более трёх месяцев или по месту жительства (пребывания), не подтверждённому регистрацией — можно выделить в отдельные группы и разложить в порядке, удобном для работы с ними;
  • снятых с воинского учёта — можно хранить отдельно от картотеки до очередной сверки с военкоматом или органом местного самоуправления, а потом уничтожить, составив об этом соответствующий акт.

Проверка военкоматом: готовим документы

Работодатели обязаны вести воинский учет.

Это значит проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности; заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета; информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации. Причем все это регулярно проверяется военкоматами. Посмотрим, как подготовиться к проверке и на что обратить внимание.

Любая организация, независимо от формы собственности, обязана вести воинский учет. Об этом говорит п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Однако на практике компании либо не ведут воинский учет, либо соблюдают формальный учет, проверяя соответствующие документы лишь при приеме на работу.

При этом не каждая компания знает о том, что военкоматом может быть проведена проверка правильности ведения воинского учета, а также начислены штрафные санкции. Подробнее об этом – в статье.

Читайте также:  Статья 41 БК РФ. Виды доходов бюджетов (действующая редакция)

Кто ведает воинским учетом в фирме

Полнота ответственности за данную деятельность в организации возлагается на руководителя (п. 6 ст.1 ФЗ № 53, п. 9 Положения №719). Начальник вправе в тексте спецприказа назначить для исполнения этих действий выделенного сотрудника. Если назначенное лицо по какой-то причине временно не присутствует на работе (например, в ежегодном отпуске или уехал в командировку), его на это время нужно заместить другим сотрудником, причем преемнику придется передать всю учетную документацию.

Руководитель имеет право передать полномочия военного учета специалисту отдела кадров, бухгалтеру и др., оформив совместительство или внутреннее совмещение. Целесообразно прописать эти требования в должностной инструкции.

Информация к размышлению

На основании п.20 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях при выявлении нарушений в организации и ведении воинского учета военнообязанных должностные лица военных комиссариатов районов (городов) наделены полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению.

Руководители и другие должностные лица, ответственные за военно – учетную работу в организациях, за невыполнение обязанностей по воинскому учету несут ответственность, установленную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП).

  • непредставление в установленный срок в военкомат списков граждан, принятых и уволенных, предусмотрен штраф в размере от 2 до 4 базовых величин. При повторном нарушении — штраф от 4 до 6 базовых величин (ст. 25.2 КоАП);
  • умышленное неоповещение допризывника, призывника и военнообязанного о вызове в военкомат либо воспрепятствование их явке на сборные пункты или призывные участки — штраф в размере от 2 до 4 базовых величин, за повторное нарушение — штраф от 2 до 8 базовых величин (ст. 25.3 КоАП);
  • нарушение должностным лицом обязанностей по воинскому учету или воспрепятствование выполнению гражданами обязанностей по воинскому учету — штраф от 4 до 5 базовых величин (ч. 2 ст. 25.8 КоАП).

К ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету также могут быть привлечены и работники.

Уклонение призывника или военнообязанного от воинского учёта –наказывается штрафом или арестом на срок до трёх месяцев (ст.437 УК РБ).

Ответственность за ведение в/у ненадлежащим образом

Отрицательные результаты проверки ведения учета военнообязанных сотрудников (наемных работников) согласно действующему российскому законодательству предусматривают штрафные санкции к руководителям предприятий.

Размеры штрафов за невыполнение требований по в/у согласно КоАП РФ (ст. 21 п/п 1-7):

  • За несвоевременное предоставление сведений по трудоустроенным военнообязанным гражданам в территориальный комиссариат (органы местного самоуправления) – 300-1000 рублей;
  • За препятствие мобилизации военнообязанных сотрудников – 500-100 рублей;
  • За небрежное хранение документации по воинскому учету – 100-500 рублей.

Сверка с военкоматом как происходит. Сверка данных в военкомате

Согласно Приложение № 12 к (подп. д) п.29): 1. Сверка сведений о воинском учете граждан в личных карточках (документами воинского учета военных комиссариатов, а в поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов, — с учетными данными органа , осуществляющим первичный воинский учет.

Комиссия, назначенная Конгрессом в августе, заняла более года, чтобы утвердиться, и с самого начала она была разделена на два непримиримых блока, потому что парлетация правящей партии не хотела проводить серьезное и независимое расследование, которое идентифицирует тех, кто несет ответственность за резню.

Скорее, они работали, чтобы предотвратить разъяснение фактов. Комиссия была уполномочена называть свидетелей полицейскими и военнослужащими, министрами штатов, судьями, прокурорами и родственниками жертв.

Дополнительное обследование

Дополнительное освидетельствование требуется в случае затруднения с установлением категории годности. Если юноша откажется от него, представив заявление в письменной форме с указанием причины отказа, категория будет установлена на основании уже полученных сведений и медицинских заключений.

Подробно о том, как проводится дополнительное обследование в военкомате, читайте у нас.

Для дополнительного обследования призывник получает направления с печатями и подписями. Проводится оно бесплатно.

Освидетельствование, которое должно подтвердить или уточнить диагноз, проводится в государственных диспансерах, поликлиниках и больницах. По окончании его призывник получает заполненное и заверенное печатями медучреждения направление с заключением врача по его заболеванию.

В некоторых случаях больница сама пересылает акт в военкомат. Поставленный диагноз сверяется с Расписанием болезней, присваивается предварительная категория, которая затем утверждается призывной комиссией.

Плановая военкомовская проверка

Проверка воинского учета, внесенная в план, не станет неожиданностью для компании. Военкомат или комиссариат уполномочены сообщить о грядущем аудите не менее чем за три рабочих дня. Для этого руководству направляется копия распоряжения (приказа) военного комиссара.

Читайте также:  Возврат куртки, как вернуть куртку в магазин и можно ли получить деньги

В этой бумаге проставляются:

  • цель и задачи проверки;
  • сроки визита проверяющих;
  • юридическое обоснование;
  • требования, исполнение которых будут контролироваться (общезаконодательные и установленные внутренними нормативными актами).

Данный документ представитель руководства получает лично и расписывается в получении.

Результатом планового военкомовского аудита будет оценка двух ключевых пунктов:

  • организации ведения учета;
  • записей в личных карточках.

Это интересно: Какова минимальная продолжительность еженедельного непрерывного отдыха

По первому пункту проверяющие вынесут вердикт «удовлетворительно», если выполнены требования федерального законодательства, либо «неудовлетворительно».

Заполнение личных карточек оценивается по 4-балльной шкале:

  • «отлично» – все требуемые личные карточки имеются в наличии, заполнены правильно, не содержат неточностей, нарушений правил и расхождений в данных с материалами контрольной сверки;
  • «хорошо» – проверяющие выявили некоторое число карточек с упомянутыми нарушениями, но их немного, до 5% от общего массива;
  • «удовлетворительно» – допускается до 10% «некондиционных» карточек;
  • «неудовлетворительно» – испорчено более 10% личных карточек.

Как происходит проверка учетной работы

Проверку выполняет военкомат или органы местного самоуправления. В компаниях численностью более 500 человек проверки проходят обычно раз в году. В небольших юридических лицах проверки разрешено производить не чаще одного раза в три года.

Проверяющие изучают руководящие документы по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в текущем, 2022, году:

  • приказ о ведении воинского учета;
  • план работы по ведению воинского учета;
  • карточки военнообязанных граждан;
  • журнал проверок;
  • расписка в приеме от граждан военных документов;
  • служебное делопроизводство.

При проведении проверки контролеры оценивают:

  • организацию учетных мероприятий;
  • полноту и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках военнообязанных работников.

Правовая база воинского учета

Для Закона не столь важно, к какой форме собственности относится компания: воинский учет работающих там лиц вести придется во всех случаях. Это утверждает п. 7 ст. 8 Федерального закона от №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года.

Естественно, далеко не все сотрудники имеют отношение к прохождению воинской службы, поэтому важно понять, в отношении кого нужно осуществлять учет. Для этого существуют нормы специального Положения о воинском учете №719, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. (в п. 14 и 16). Учитывать нужно:

  • военнообязанных лиц;
  • потенциальных и актуальных призывников.

Каким образом организовывать военно-учетные дела на предприятии, регламентируют Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генеральным штабом Вооруженных сил РФ.

Что должен делать работодатель в рамках военкомовского учета:

  • при трудоустройстве уточнять военнобязанность граждан по записям в удостоверениях личности (есть или нет штамп «военнообязанный» на 13 странице гражданского паспорта РФ);
  • вносить актуальную информацию в личные карточки;
  • обеспечивать надлежащее и своевременное исполнение обязанностей сотрудников при их мобилизации или проведении военной подготовки;
  • изучать предоставленные документы, касающиеся воинских обязанностей, на предмет неверных сведений, правок, недостачи страниц, подозрении в подделке и т.п., и при нахождении информировать военный комиссариат.

ВАЖНО! Недостаточно формально относиться к требованиям закона, уделяя внимание воинским данного учета, и при ненадлежащем исполнении этого необходимого требования предпринимателю будут вменены санкции (КоАП РФ, ст. 21.1 – 21.5).

Кто ведает воинским учетом в фирме

Полнота ответственности за данную деятельность в организации возлагается на руководителя (п. 6 ст.1 ФЗ № 53, п. 9 Положения №719). Начальник вправе в тексте спецприказа назначить для исполнения этих действий выделенного сотрудника. Если назначенное лицо по какой-то причине временно не присутствует на работе (например, в ежегодном отпуске или уехал в командировку), его на это время нужно заместить другим сотрудником, причем преемнику придется передать всю учетную документацию.

Руководитель имеет право передать полномочия военного учета специалисту отдела кадров, бухгалтеру и др., оформив совместительство или внутреннее совмещение. Целесообразно прописать эти требования в должностной инструкции.

Воинский учет в организации

Организации, независимо от форм собственности, должны вести воинский учет своих работников (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ ). Цель воинского учета – обеспечение в мирное время полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а в периоды мобилизации, военного положения и в военное время также и обеспечение потребностей в людских ресурсах органов госвласти, местного самоуправления и организаций (п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). Представим для воинского учета в организации пошаговую инструкцию 2020. Напомним, что для ведения воинского учета в организации Методические рекомендации, актуальные и на 2020 год, были утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Читайте также:  Пособие при рождении ребенка в 2023 году

Это интересно: 44 закон для муниципальных предприятий

Документы для постановки на воинский учет

Ко мне часто обращаются родители, которых не интересует получение билета. Но они хотят узнать о процедуре учета подробнее. Специально для них я подготовила перечень документов для постановки на воинский учет и написала про особенности процедуры.

Как я говорила выше, первоначальная постановка на учет происходит с 1 января по 31 марта. В этот промежуток времени юноши, которым исполнилось 17 лет (или те, кому исполнится в год постановки), должны явиться в районный военкомат. Копия паспорта (2-3 стр.+регистрация).

Какие документы нужны для военкомата при постановке на учет:

  • Копия свидетельства о рождении.
  • Копия временной регистрации*
  • Справка ф-9 (при постоянной прописке).
  • Копия документа об образовании (аттестат/диплом).
  • Справка с места учебы (форма 26/Приложение 2).
  • Справка с места работы (при официальном трудоустройстве).
  • Анкета от родителей.
  • Характеристика с места учебы.
  • Результаты анализов (кровь, моча, ФЛГ, ЭКГ, вич, гепатит).
  • 6 фото 3х4 (ч/б, матовые).

* — если имеется.

Журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан

Формат: 210 х 288 (вертикальный) Прошнурован и опломбирован 64 страницы, пронумерованы Обложка: золотистый картон Cъемная обложка из прозрачного ПВХ

Оферта ЕАИСТ: 889077-16

Журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации – применяется для внесения сведений о проверках, выявленных нарушениях и предписаниях об устранении выявленных нарушений.

Воинский учет – это вид исполнения гражданами воинской обязанности, который обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов (далее – система воинского учета), в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.

Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, характеризующих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Кроме кадрового делопроизводства, в организации должен вестись воинский учет. Увы, многие руководители не задумываются об этом.

Основными нормативными актами, регламентирующими ведение воинского учета в организации, являются:

— Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ);

— Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

— Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение);

— Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне»;

— Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генштабом Вооруженных Сил РФ (далее — Рекомендации).

Воинский учет делится на общий и специальный. На специальном учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в ОВД, ГПС, учреждениях и органах УИС, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

В отношении военнообязанных, работающих в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, состоящих на общем воинском учете, военные комиссариаты при наличии заявок указанных органов составляют планы по направлению таких военнообязанных для работы на должностях гражданского персонала в этих органах в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *