Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как организации должны исчислять земельный налог в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий и помещений. С этого момента переоценка будет проводиться во всех регионах раз в четыре года, а в городах федерального значения — раз в два года. Данные изменения направлены на то, чтобы сделать практику переоценки единой для всей России, а сведения о кадастровой стоимости актуальными среди всех регионов страны.
Переоценка кадастровой стоимости объектов недвижимости ведет к изменению суммы налога в будущем, поскольку кадастровая стоимость является основой для его расчета, пояснил Вячеслав Климов. «Но результаты этой переоценки россияне увидят в 2024 году, когда будут платить налог на имущество за 2023 год», — отметил он.
Информацию о том, как изменится кадастровая стоимость, можно узнать из выписки из ЕГРН или справки о кадастровой стоимости, которые можно получить в МФЦ или заказать в территориальных управлениях Росреестра.
Кaк paccчитaть нaлoг нa зeмлю: нaлoгoвaя бaзa
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.
Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.
Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.
Кaк yзнaть кaдacтpoвyю cтoимocть зeмeльнoгo yчacткa?
Для pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa пo кaдacтpoвoй cтoимocти cyщecтвyeт oтдeльный кaлькyлятop. Oн пpeдcтaвляeт coбoй кapтy, нa кoтopoй нeoбxoдимo нaйти cвoй 3У (пo aдpecy) и нaжaть нa нeгo. Пpoгpaммa пoкaжeт и cтoимocть yчacткa, и нaлoгoвyю cтaвкy пo eгo кaтeгopии.
Кpoмe oнлaйн-pacчeтoв, ecть и дpyгиe cпocoбы yзнaть КC:
- Чepeз выпиcкy, зaкaзaв cooтвeтcтвyющий дoкyмeнт в EГPН;
- Чepeз кaдacтpoвый пacпopт. Taкoй дoкyмeнт мoжeт быть «нa pyкax» y зeмлeвлaдeльцa, oднaкo, нe cтoит зaбывaть, чтo cвeдeния быcтpo ycтapeвaют, a знaчит, и КC yкaзaннaя в нeм, мoжeт быть нeaктyaльнoй.
Кто является налогоплательщиком по земельному налогу
Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо отметить, что земельный налог относится к местным налогам. А это значит, что все выплаты поступают в бюджет местных властей, там где этот налог используется. То есть земельный участок должен находится в пределах субъекта, у которого регламентирован данный налог. В свою очередь налогоплательщиком является владелец участка земли, либо гражданин получивший право на бессрочное владение землей. Ниже представлена таблица с описанием распределения полномочий по регулированию земельного налога.
Уровни власти РФ | Полномочия в части земельного налога | Комментарии |
Федеральный уровень | Объект налогообложения (за что платим налог); порядок исчисления базы по налогу на землю (с какой суммы платим налог); налоговый период для данного вида налога (когда платим налог); максимальные и минимальные ставки, то есть определение границы по ставкам для местной власти | На федеральном уровне определяются границы и регламент применения системы налога на землю |
Местный уровень | Величину ставок по налогу в пределах установленных границ, зонирование территорий субъекта для разграничения применения разных ставок, налоговые льготы | Местные власти корректируют ставки по своему усмотрению и могут применять различные виды налоговых льгот для разных категорий граждан. При этом они должны соблюдать установленные границы на федеральном уровне |
Налоговые льготы по земельному налогу в 2023 году
В рамках обеспечения социальных программ по поддержке населения существует огромное количество специальных льгот для людей, которые в этом нуждаются. Сюда же можно отнести и налоговые льготы по налогу на землю. При наличии всех необходимых документов может получить льготу любой человек, который попадает под одну из этих категорий:
- Люди, имеющие инвалидность разной степени, а также родители и опекуны детей инвалидов;
- Ветераны военных действий, а также герои страны, которые имеют соответствующие документы и медали;
- Участники ликвидации последствий чернобыльской катастрофы;
- Многодетные семьи, семьи с низким достатком, пенсионеры и т.д.
Величина зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Этот показатель публикуется в ЕГРН. Какой будет налог на землю с 2023 в официальных документах обозначается уже 1 января.
Если это новый земельный участок, который образовался и официально зарегистрирован в течение года, то данные по нему нужно предоставить в ЕГРН. Комиссия сама определит реальную стоимость и базу.
Главное положительное изменение в 23 году – отсутствие официального повышения стоимости. В таком случае, все цены останутся на уровне 2022 года, если в ЕГРН не решат понизить кадастровую стоимость земельного участка.
Исключение – изменение характеристик. Например, раньше землю можно было использовать только для сельского хозяйства, а в новому году получено разрешение на коммерческое строительство. В таком случае, исходя из общих инструкций, цена будет пересмотрена, а база для начисления налога изменится.
Что делать, если ФНС прислали неверно рассчитанный земельный налог за 4 квартал 2022
Уведомление приходит по телекоммуникационным каналам связи — через оператора электронного документооборота, либо в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России. Его могут отправить по почте, на адрес регистрации организации.
Нужно сравнить фактически уплаченный налог на землю с суммой указанной в уведомлении. Если они совпадают, ничего предпринимать не надо. Если нет — тогда два варианта действий:
- при переплате — зачесть её в счёт будущих платежей, либо написать заявление о возврате излишне уплаченного налога;
- при недоплате — перечислить недостающую сумму и пени за просрочку уплаты недоимки.
Законом «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее — Закон) предусмотрено определение налоговой базы земельного налога — кадастровой стоимости в белорусских рублях с ее индексацией (пункт 3 статьи 5 Закона).
Так, налоговая база земельного налога на 1 января 2023 г. для исчисления и уплаты земельного налога за 2023 год определяется по видам функционального использования земельных участков в следующем порядке:
- для общественно-деловой зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны;
- для жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон — в белорусских рублях на дату оценки таких зон в сумме, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 годы;
- для жилой многоквартирной зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны в сумме, проиндексированной с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2021 год и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 годы;
- для производственной зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны в сумме, проиндексированной с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2019, 2020 и 2021 годы и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 годы.
Кроме того, согласно Закону в 2023 году для земельных участков, в качестве налоговой базы земельного налога по которым установлена площадь, проиндексированы пороговые значения кадастровой стоимости на прогнозный уровень инфляции (на 19,4 %) по сравнению с пороговыми значениями, установленными статьей 240 НК на 2022 год.
Так, в 2023 году площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы земельного налога для земельных участков:
- общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 11 018 белорусских рублей за гектар;
- общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 7 344 белорусских рублей за гектар;
- общественно-деловой зоны, за исключением указанных в подпунктах 6.5 и 6.6 пункта 6 статьи 240 НК, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 40 060 белорусских рублей за гектар;
- производственной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 20 029 белорусских рублей за гектар;
- рекреационной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 22 032 белорусских рублей за гектар;
- жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 58 757 белорусских рублей за гектар;
- жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 29 380 белорусских рублей за гектар.
Ставки земельного налога
Проиндексированы на прогнозный уровень инфляции (на 19,4 %) ставки земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется площадь земельных участков, за исключением земель и земельных участков, указанных в пунктах 2–5 статьи 241 НК, а именно:
- для общественно-деловой, производственной и рекреационной зон — в размере 220,32 белорусского рубля за гектар;
- для жилой многоквартирной зоны — в размере 14,71 белорусского рубля за гектар;
- для жилой усадебной зоны — в размере 29,38 белорусского рубля за гектар.
Ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения и средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь (прил. 3 и 4 к НК соответственно) также проиндексированы.
С 1 января 2023 года предусматривается применение ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 3, — на земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), либо земельные участки, целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), на которых в течение трех лет с даты принятия решения о предоставлении земельного участка (если принятие такого решения не требуется — в течение трех лет с даты государственной регистрации перехода прав на такой земельный участок) либо в течение трех лет с даты принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка:
- не произведена государственная регистрация создания последнего из возводимых капитальных строений (зданий, сооружений) и (или) государственная регистрация изменения капитальных строений (зданий, сооружений) в связи с вводом в эксплуатацию последней очереди строительства и (или) пускового комплекса, за исключением элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью строительства или пусковым комплексом (в случае, если они подлежат государственной регистрации);
- не принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств (в том числе при возведении сооружений и (или) передаточных устройств с выделением очередей строительства и (или) пусковых комплексов), за исключением элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью строительства или пусковым комплексом (в случае, если их государственная регистрация не требуется).
Годовая сумма земельного налога исчисляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку, которая зависит от категории используемых земельных участков (п. 1 ст. 243 НК).
Ставки налога на все категории земельных участков (кроме земель сельхозназначения, лесного и водного фонда) определяются из налоговой базы.
Применяются два вида ставок:
-
в процентах от кадастровой стоимости (если налоговая база — кадастровая стоимость);
-
в виде фиксированного платежа за гектар (если налоговая база – площадь земельного участка).
При определении ставок на земли сельхозназначения нужно учитывать, проведена или не проведена их кадастровая оценка (в баллах).
Если проведена, то ставка устанавливается в зависимости от балла оценки и вида земельного участка (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами или луговые земли) (п. 2 ст. 241 НК), а если нет – налог исчисляется по средним ставкам по районам (п. 4 ст. 241 НК).
По средним ставкам района исчисляют земельный налог (п. 5, 8 ст. 241 НК):
— по сельхозземлям, входящим в состав земель лесного фонда;
— сельхозземлям, входящим в состав земель водного фонда;
— земельным участкам, предоставленным для добычи торфа на топливо и удобрения и сапропелей на удобрения;
— земельным участкам, входящим в состав земель водного фонда и предоставленным для рыборазведения и акклиматизации рыбы.
— по земельным участкам, предоставленным физлицам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства в садоводческом товариществе и дачном кооперативе, расположенных за пределами населенных пунктов, по которым не имеется кадастровой стоимости. При этом ставка увеличивается на коэффициент 1,6.
Применяется ставка, установленная для земельных участков производственной зоны, если на земельном участке, входящем в состав земель лесного фонда, расположена недвижимость, не связанная с ведением лесного хозяйства, либо земельный участок, входящий в состав земель водного фонда, используется для предпринимательской деятельности и занят недвижимостью.
Исходя из фактического функционального использования участка будет исчислен налог на земельные участки (п.9 ст.241 НК):
-
предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные;
-
самовольно занятые. При этом уплата налога не узаконивает самовольно занятый земельный участок;
-
находящиеся в госсобственности, предоставленные в аренду и своевременно не возвращенные.
Обратите внимание! Если на земельном участке находится недвижимость, которая не является самовольной постройкой и построена после 01.01.2019, то организации вправе по таким участкам применить ставку налога в размере:
|
Если по земельному участку проходит государственная автомобильная дорога
Льгота по земельному налогу предоставляется организациям в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования. Об этом гласит п. 2 ст. 395 НК РФ.
Определение дороги дано в ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Согласно Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 8 ноября 1968 г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII, термин «дорога» означает всю полосу отвода любой дороги или улицы, открытой для движения.
Обратите внимание: льгота предоставляется на земли, занятые государственными автомобильными дорогами общего пользования и установленными полосами отвода этих дорог. Ведомственные и частные автомобильные дороги подлежат налогообложению земельным налогом в общеустановленном порядке. Классификацию автомобильных дорог в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.1991 N 61 см. на схеме.
Схема. Классификация автомобильных дорог
----------------------------------------------------¬
¦ Автомобильные дороги ¦
L-----T--------------------------T---------------T---
¦ ¦ ¦
¦/ ¦/ ¦/
--------------+---------------¬ -------+------¬ -----+------¬
¦ Дороги общего пользования ¦ ¦Ведомственные¦ ¦ Частные ¦
¦ (внегородские автомобильные ¦ ¦ дороги ¦ ¦ дороги ¦
¦ дороги, которые являются ¦ L-------------- L------------
¦ государственной ¦
¦ собственностью России) +-------------------¬
L-------------T---------------- ¦
¦ ¦
¦/ ¦/
--------------+----------¬ ----------------------+-------------¬
¦ Федеральные дороги ¦ ¦ Дороги в собственности субъектов ¦
¦ (дороги в федеральной ¦ ¦ Российской Федерации ¦
¦ собственности) ¦ L------------------------------------
L-------------T---------T-
¦ L-------------------------¬
¦/ ¦/
--------------+-----------¬ ---------------------+-------------¬
¦ Магистральные дороги ¦ ¦ Прочие дороги ¦
¦- соединяющие столицу ¦ ¦- соединяющие между собой столицы ¦
¦ России со столицами ¦ ¦ республик в составе России, ¦
¦ независимых государств,¦ ¦ административные центры краев, ¦
¦ столицами республик в ¦ ¦ областей, а также эти города с ¦
¦ составе России, ¦ ¦ ближайшими административными ¦
¦ административными ¦ ¦ центрами автономных образований.¦
¦ центрами краев и ¦ ¦ При отсутствии автомобильной ¦
¦ областей; ¦ ¦ дороги от сети федеральных дорог¦
¦- обеспечивающие ¦ ¦ от административных центров к ¦
¦ международные ¦ ¦ федеральным дорогам относятся ¦
¦ автотранспортные связи ¦ ¦ автомобильные дороги от этих ¦
L-------------------------- ¦ центров до аэропортов, морских, ¦
¦ речных портов, железнодорожных ¦
¦ станций ¦
L-----------------------------------
Напомним, что Закон о плате за землю освобождал от уплаты налога земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования (п. 12 ст. 12). Земли, занятые территориальными автомобильными дорогами общего пользования, облагались земельным налогом в общеустановленном порядке.
Льготы для организаций народных художественных промыслов, а также малочисленных народов Севера
Организации народных художественных промыслов имеют право на льготу по освобождению от уплаты земельного налога. Она предоставляется в отношении земельных участков, которые находятся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используются для производства и реализации изделий указанных промыслов. Это следует из п. 6 ст. 395 НК РФ.
Кроме того, от уплаты земельного налога освобождаются граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов. Перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255. Льгота применяется в отношении земельных участков, используемых такими налогоплательщиками для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).
Следует отметить, что в Законе о плате за землю норма о налоговой льготе для рассматриваемых категорий налогоплательщиков была сформулирована иным образом. Согласно п. 2 ст. 12 этого Закона от уплаты земельного налога освобождались предприятия и граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных этнических групп, а также народными художественными промыслами и ремеслами в местах их традиционного бытования.
Через сколько могут потребовать платить повышенный налог
По истечении трех лет после выделения или изменения целевого назначения такого участка нужно проверить, что происходит с объектами, расположенными на этом участке. Если на нем должны быть построены капстроения, в отношении которых предусмотрена государственная регистрация, но не осуществлена госрегистрация последнего из возводимых строений, то участок попадает под повышенное налогообложение до момента введения этого здания.
Бывает, что на земельных участках строят объекты, которые не подлежат госрегистрации, добавила Юлия Волкогонова. «В таком случае в течение трех лет необходимо проконтролировать, приняли ли в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений либо передаточных устройств. До тех пор, пока это не будет сделано (в период с истечения трех лет и до факта введения в эксплуатацию), участок будет попадать под повышенное налогообложение», – констатировала эксперт.
Юлия Волкогонова пояснила, что земельный участок, на котором отсутствует капитальное строение, скорее, термин. «На этом участке может стоять три здания, но третье либо недостроено, либо незарегистрировано. В любом случае это земельный участок, на котором отсутствует капитальное строение», – пояснила она.
Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.
-
Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).
-
Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.
-
Последние изменения законодательства
Пройдемся кратко по всем изменениям в отношении земельного налога организаций:
- с 1 января 2020 года – заявительный порядок налоговых льгот, сверка с налоговым органом по объектам обложения и единая декларация за все земельные участки;
- с 1 января 2021 года – бездекларационный порядок расчета, обязанность предоставлять сообщение о наличии земельных участков в собственности;
- с 1 января 2022 года – единый срок уплаты всех имущественных налогов;
- с 1 января 2023 года – обязанность предоставления налоговых деклараций по объектам обложения, размер налога которых рассчитывается от среднегодовой стоимости.