Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности специальной оценки условий труда (СОУТ) в 2023 году.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно пункту 4 приложения к приказу № 699н, выявлять потенциально опасные и вредные производственные факторы может сам работодатель либо его представитель вместе с сотрудниками. Для этой задачи не нужно обращаться за услугами в стороннюю организацию.
Проблемы, которые решает приказ
Основная цель принятия приказа, как было сказано ранее — облегчить работу, снизить финансовые издержки и нагрузку как на работодателей, так и на оценивающие организации. Работодателю дается право самому распоряжаться проведением СОУТ в своей организации. Но когда кому-то дается право, за этим правом автоматически возникает ответственность.
Приказ позволяет учесть специфику своей работы и на ее основе провести спецоценку и сформировать локальный нормативный акт. Но все ли захотят этим заниматься? Ведь чтобы это делать, нужно разобраться в действующем законодательстве по охране труда, самостоятельно идентифицировать опасные факторы, а раньше можно было отдать это сторонней организации и не касаться вопросов охраны труда в своей деятельности. Вполне допустимо, что работодатель в этом случае задастся вопросом: «Зачем мне брать на себя ответственность?»
Здесь и становится очевидной еще одна цель приказа, которая соответствует цели всей трансформации законодательства — вовлечь работодателя в вопросы охраны труда. Теперь не получится закрыть обязательные требования формальной «бумажкой» от сторонней организации — придется разобраться с тем, что такое в принципе процедура СОУТ и как работать по предложенному чек-листу.
Центр тяжести регулирования ОТ переносится с федерального на локальный уровень. Не всем это нравится, и даже во ВНИИ труда приходит много писем и вопросов по типу: «Почему вы нас вывели из строя? Так хорошо было работать по четким правилам, например, вешать табличку здесь и на такой высоте, а теперь приходится самому принимать решение, вешать или не вешать эту табличку». Выясняется, что кроме привычных всем запретов есть другие способы решения проблем: инвестировать в новые технологии, использовать не только индивидуальные, но и коллективные средства защиты и т.д. А от работодателей нужна компетентность, которую они могут получить с помощью обучений, проверки знаний — тогда они смогут решить и вопросы спецоценки, и идентификации опасных факторов, и других действий, которые возникают в рамках СУОТ. Иллюзия того, что если на руках есть «корочка», то можно провести какую-то процедуру, со временем должна исчезнуть.
ВТОРОЙ ШАГ: создание списка рабочих мест для проведения проверки условий труда
Перед составлением графика следует определиться с количеством рабочих мест на предприятии. В этом поможет штатное расписание. После его изучения необходимо отсеять аналогичные, поскольку трудовое законодательство позволяет не проводить поголовную оценку, а исключить аналогичные места, но оставить не менее двух аналогичных. Грамотный подход к составлению списка позволит рационально распределить время и сэкономить средства. Поскольку сторонней организации для проведения СОУТ нужно оплачивать. А оплата формируется из расчета за каждую проверочную точку.
Как понять, какие рабочие места являются аналогичными? Очень просто, для трудящихся должны быть одинаковыми следующие моменты.
- Наименование должности.
- Марка и название оборудования.
- Идентичные должностные обязанности и перечень заданий.
- Сотрудники располагаются в одном помещении.
ТРЕТИЙ ШАГ: подписание договора на выполнение спецпроверки трудовых условий
Проведением специальной оценки условий труда совместно с комиссией от организации занимаются специализированные лаборатории. Выбирать проверяющих по принципу, чьи услуги обойдутся дешевле, не стоит. В этой сфере достаточно неблагонадежных организаций и мошенников. Поиск лучше осуществлять в реестре аккредитованных лабораторий по проведению СОУТ.
Типичные ошибки в организации и проведении спецоценки условий труда
Некоторые лаборатории выполняют теоретическую оценку, опираясь на производственную документацию, изучая технические паспорта оборудования и фотоснимки рабочей среды. Выезд на предприятие они не осуществляют, предлагая скидку. Это очень плохой способ экономии.
Работники компании, которые ежедневно трудятся в условиях, которые могут оказаться на деле вредными и требующими компенсации за вред здоровью, могут подать письменную жалобу в трудовую инспекцию. Руководителю не только придется потратиться на повторную проверку, но и выплатить штраф за нарушение правил проведения СОУТ.
Типичной ошибкой может стать умышленное занижение показателей трудовой среды. В последующем работодатель сможет сэкономить на льготных выплатах. Но когда факт подлога вскроется, ответственность не заставит себя долго ждать.
Чем грозит ненадлежащая спецпроверка?
Трудовая инспекция очень легко определит нарушения в проведении СОУТ после изучения протокола оценки. Первый фактор, указывающий на низкое качество анализа условий труда и заинтересованность проверяющего в подыгрывании работодателю, класс условий труда.
Всего выделяют 4 класса.
- Оптимальный – нет опасности для здоровья сотрудников.
- Допустимый – неблагоприятное воздействие присутствует, но минимизируется за счет применения средств индивидуальной защиты, дополнительных перерывов на отдых, современного оснащения помещения.
- Вредный – имеет несколько подклассов, чем выше ступень, тем вреднее процесс производства.
- Опасный – сотрудникам полагается ранний выход на пенсию и ряд льгот.
Как менялось законодательство о СОУТ до 2021 года
Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2021 № 208-ФЗ и от 27.12.2021 № 553-ФЗ.
Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.
Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2021 года.
Что нужно делать теперь?
Специальная оценка представляет собой целостный комплекс мероприятий, которые направлены на идентификацию опасных, вредных производственных факторов, а также на оценку уровня их влияния на сотрудников с учетом колебаний фактического значения и установленного норматива. Основная задача спецоценки – определить, соответствуют ли условия рабочего места установленным законом требованиям, и обнаружить рабочие места, условия работы на которых вредны либо опасны. Работники, работающие в таких условиях, обязательно должны получать соответствующие компенсации и дополнительные гарантии.
Специальная оценка проводится всеми работодателями без исключения: и на различных видах предприятий, и индивидуальными предпринимателями. Проверке не подлежат рабочие места таких категорий:
- принадлежащие работникам, которые заняты надомным трудом;
- сотрудников, работающих на дистанционной основе;
- сотрудников работодателей – физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Раньше аттестация требовалась только на тех рабочих местах, на которых используется оборудование, ручные инструменты, машины, механизмы, установки, устройства, транспортные средства, аппараты или где располагались источники опасности. Сейчас проверка касается любого рабочего места, невзирая на применяемые в прошлом факторы и критерии. Это значит, что спецоценка рабочих мест офисного персонала также необходима. До принятия закона вопрос об офисных рабочих местах был дискуссионным.
Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза
Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.
Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.
В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).
- С 2020 года в Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ вносятся изменения и дополнения, по которым у участников СОУТ появятся новые обязанности.
- Компания-оценщик будет обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным.
- Использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета).
- У компании-оценщика появится новая обязанность по информированию работодателя о факте отправки сведений в ФГИС СОУТ о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений в информационную систему.
- С 2020 года штрафы за нарушение порядка проведения СОУТ и непроведение спецоценки будут начисляться не только по результатам проверок, но и в автоматическом режиме по результатам мониторинга сведений, имеющихся в информационной системе.
Что появилось нового в процедуре СОУТ с 2021 года
Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2021 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.
Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.
Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:
- на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
- сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.
Подача декларации, информирование ФСС и сотрудников
Получив подписанный заказчиком отчет, организация, проводившая СОУТ, должна отправить его в Федеральную государственную систему учета результатов проведения СОУТ. Проверяет информацию в системе трудовая инспекция.
Работодатель со своей стороны обязан сообщить в ФСС России сведения о результатах СОУТ, а также не позднее 30 рабочих дней с момента утверждения отчета подать декларацию соответствия условий труда в Роструд. Декларация подается только на рабочие места, на которых вредные и опасные производственные факторы не были выявлены или условия труда по результатам измерения этих факторов признаны оптимальными или допустимыми.
Декларация будет действовать пять лет. Если за этот период не произойдет профзаболеваний или несчастных случаев на производстве, то она продлевается еще на пять лет, в течение которых можно не проводить спецоценку.
Кроме того, работодателю нужно под подпись ознакомить работников с результатами СОУТ и разместить на сайте сводные данные об итогах спецоценки (при его наличии). На это также отводится 30 дней с момента подписания отчета. С сотрудниками необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием класса условий труда и полагающимися им гарантиями и компенсациями.
Единой установленной цены нет. Размер стоимости проводимой оценки отличается по регионам и колеблется, в основном, в диапазоне от 600 до 1500 рублей за 1 рабочее место («от» – потому что точный вариант необходимых исследований зависит от специфики предприятия; цена меньше, если вредных факторов нет, а рабочих мест много). Иногда организация, имеющая право на проведение СОУТ, назначает минимальную стоимость договора — например, не менее 15 тысяч рублей. Так, СОУТ Москва (точнее, московские компании) предлагает провести, в среднем, по стоимости около 2000 рублей за рабочее место, но не ниже 10 000 рублей за организацию.
Так как СОУТ в 2018 году вынуждены проводить все работодатели, за срочность проведения до начала 2019 года уже назначают доплату.
В случае, если СОУТ не будет проведена, то в законодательстве предусмотрены штрафы (ст. 5.27.1 КоАП): для ИП и должностных лиц 5-10 тыс. руб., а для юрлиц – 60-80 тыс. руб. Отсутствие СОУТ, ставшее причиной тяжкого вреда здоровью работника, или повлекшее его смерть, наказывается штрафом от 400 тыс. руб. или лишением свободы до 5 лет (ст. 143 УК РФ).
Кто и в какие сроки проводит СОУТ?
Оценка проводится независимой специализированной организацией совместно с представителями работодателя. Все обследования происходят в рамках заключенного контракта и за счет работодателя.
Статьей 8 Закона № 426 установлена периодичность проведения СОУТ – не реже, чем раз в 5 лет.
Начиная с 1 января 2014 года, все работодатели обязаны провести проверку рабочих мест своих работников с привлечением специализированной организации. Если до указанной даты процедура была проведена, то следующий срок наступает по истечении пятилетнего периода от даты проведения.
Внеплановая аттестация рабочих мест допустима при возникновении следующих обстоятельств (ч.1 ст.17 Закона №426):
- рабочие места организованы вновь;
- изменения в производственном процессе, которые могут повлиять на уровень негативного воздействия на организм человека, связанные, в том числе, с заменой оборудования;
- применение средств защиты, которые ранее не использовались;
- выявление профессионального заболевания у работника, если установлено, что его причиной стало воздействие вредных и опасных условий труда;
- исполнение предписания инспекции по труду;
- по инициативе профсоюза, представившего мотивированные доводы для проведения внеплановой СОУТ.
Повторную плановую проверку проводят каждые пять лет на рабочих местах, где предыдущая проверка показала наличие вредных и опасных условий труда. Если ранее задекларировано соответствие нормативам, то документы по СОУТ продлеваются на следующие пять лет без организации плановой оценки.
Законом № 426 установлены следующие сроки для внеплановой проверки:
- 12 месяцев — с даты ввода в эксплуатацию новых рабочих мест, перевода их в другое помещение, а также при изменении технологического процесса;
- 6 месяцев — при получении предписания от инспектора по труду, замене средств защиты, в отношении рабочего места, где произошел несчастный случай или выявлено профессиональное заболевание.
Этапы специальной оценки условий труда
Прежде чем рассказать об особенностях каждого этапа СОУТ, выделим алгоритм действий работодателя:
- необходимо определить перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводиться обследование;
- выбирается экспертная организация, заключается договор;
- на предприятии издается приказ о создании комиссии, которая будет участвовать в обследовании рабочих мест;
- эксперты и комиссия проводят фактическое обследование, опрашивают сотрудников, делают необходимые замеры и анализы;
- формируется отчет с указанием всех выявленных факторов, негативно влияющих на безопасность труда;
- для каждого рабочего места присваивается класс условий труда;
- после утверждения отчета экспертной организации, работодатель обязан подать декларацию о соответствии условий труда государственным стандартам.
Ознакомление сотрудников с результатами оценки условий труда
В течение 30 календарных дней руководитель компании (предприятия) должен ознакомить сотрудников с результатами специальной оценки условий труда. В эти временные рамки не входят выходные дни, внеочередной или плановый отпуск, отдых сотрудника между сменами, поездки в командировку или пребывание на больничном. С полученными результатами персонал должен быть ознакомлен под подпись. Это необходимо, поскольку работы в опасных или вредных условиях дают сотрудникам право на следующие преференции:
- Уменьшение обязательного рабочего времени с 0 до 36 часов в неделю (то есть шестичасовой рабочий день)
- Увеличение заработной платы. Оклад должен быть повышен не менее чем на 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда
Классификация условий труда по степени вредности и/или опасности
Условия труда подразделяются на четыре класса:
- 1-й класс — оптимальные. На сотрудника либо не воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, либо уровень их воздействия соответствует гигиеническим нормативам. Такие условия позволяют сотруднику сохранять высокую работоспособность
- 2-й класс — допустимые. Уровень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые воздействуют на сотрудника, не превышает установленные гигиенические нормативы. Организм сотрудника успевает восстановиться до следующего рабочего дня
- 3-й класс — вредные. Уровень воздействия на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов превышает установленные гигиенические нормативы. В рамках этого класса выделяют 4 подкласса (степени):
- 1-я степень: организм сотрудника не успевает восстановиться до начала следующего рабочего дня. Увеличивается риск для здоровья
- 2-я степень: в организме сотрудника происходят стойкие изменения, которые в долгосрочной перспективе (через 15 лет и более) могут привести к развитию профессиональных заболеваний начальной и легкой степени тяжести
- 3-я степень: в организме сотрудника могут начаться изменения, приводящие к профессиональным заболеваниям легкой и средней степени тяжести. Сотрудник может потерять профессиональную трудоспособность в период трудовой деятельности
- 4-я степень: у сотрудника могут развиться профессиональные заболевания в тяжелой форме, что приведет к потере общей трудоспособности в период трудовой деятельности
Новый регламент передачи сведений в ФГИС СОУТ
Поправки, введённые с 2020 года, больше относятся не к самой процедуре, а к её подготовительному и заключительному этапу:
- организация, проводящая оценку условий труда, обязана предварительно зарегистрировать работодателя в системе ФГИС СОУТ и сообщить ему идентификационный номер. Без него сдать отчёт в СОУТ не получится
- организация-оценщик должна сообщить работодателю в течение трёх рабочих дней о внесении данных в систему. Сделать это можно на бумажном носителе в виде заказного письма или в виде электронного документа
- результаты специальной оценки условий труда можно будет использовать только после внесения соответствующей информации в базу ФГИС. Этот момент теперь соответствует дате утверждения предоставленного отчёта