Аспирантура-2021: пять изменений, которых ждут преподаватели вузов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аспирантура-2021: пять изменений, которых ждут преподаватели вузов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Еще до 2013 года аспирантура была формой профессионального образования, которое получают после ВУЗа. Она предполагала подготовку работников, которые продолжают свою карьеру в научной деятельности. С 2013 года аспирантура развилась до 3-го уровня высшего профессионального образования.

Перспективы обучения в аспирантуре

В первую очередь, студент получает научную степень. Также ему открываются следующие важные перспективы:

  • навыки и умения научно-исследовательской деятельности;
  • получение доступа к ценным данным и ресурсам, знакомство с нужными людьми в процессе проведения исследований, экспериментов, тестов, экспедиций, испытаний и т. д.;
  • преподавать в учебных заведениях, в том числе высших, а также продолжать проводить научно-исследовательскую работу;
  • кандидаты наук – это «лакомый кусок» для крупных и международных организаций, которые подбирают в штат только усердных, талантливых и перспективных сотрудников (зарплата предлагается соответствующая);
  • отсрочка от армии для мужчин (если обучение проходит очно).

Студент всегда вправе решать, продолжать ли ему обучение и развитие как специалиста в аспирантуре или же выбрать активное построение карьеры. Важно помнить, что кандидат наук всегда находится на высоком профессиональном уровне и может сделать блестящую карьеру.

Стоимость обучения на 2022-2023 год:

5.1. Право

очная

338 850 рублей

Лица, прикрепляемые для работы над диссертацией

156 000 рублей

5.2. Экономика

очная

338 850 рублей

Прикрепление к Университету

Условия прикрепления Условия прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов

ПЕРЕЧЕНЬ НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Прикрепление осуществляется по научным специальностям

5.1. Право:

5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки

5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки

5.1.3. Частно-правовые (цивилистические) науки

5.1.4. Уголовно-правовые науки

5.1.5.- Международно-правовые науки

5.2. Экономика

5.2.4. Финансы

5.2.6. Менеджмент

СРОКИ ПОДАЧИ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРИКРЕПЛЕНИЯ ЛИЦ К УНИВЕРСИТЕТУ И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ОФОРМЛЕНИЮ

Лица, прикрепляющиеся к Университету для сдачи кандидатских экзаменов, подают заявление на имя ректора с просьбой о прикреплении для оценки степени подготовленности соискателя ученой степени кандидата наук к проведению научных исследований, с указанием шифра и наименования научной специальности, контактной информацией и способе информирования о ходе рассмотрения вопроса о прикреплении.

5.1. Поступающие в аспирантуру СПб ФИЦ РАН вправе предоставить сведения о своих индивидуальных научных достижениях, соответствующих выбранной научной специальности, которые учитываются при приеме в аспирантуру.

5.2. Учет результатов достижений осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения и (или) в качестве преимущества при равенстве критериев ранжирования списков поступающих.

5.3. Поступающий обязан предоставить документы, подтверждающие получение индивидуальных достижений. В случае не предоставления подтверждающих документов о получении индивидуальных достижений баллы за них не начисляются и в сумму конкурсных баллов не включаются.

5.4. Шкала и перечень учитываемых индивидуальных достижений представлены в таблице 2.

п/п

Наименование индивидуального достижения по выбранной научной специальности Документ, подтверждающий индивидуальное достижение Баллы Примечание
1. Наличие опубликованных статей в высокорейтинговых изданиях Копия статьи
с реквизитами издательства, ссылка
на публикацию на сайте издательства
8 За каждую статью
2. Наличие опубликованных статей из перечня, утвержденного ВАК РФ Копия статьи
с реквизитами издательства, ссылка
на публикацию на сайте издательства
4 За каждую статью
3. Наличие публикаций в изданиях и материалах конференций, индексируемых в РИНЦ Копия статьи
с реквизитами издательства, ссылка
на публикацию на сайте издательства
2 За каждую публикацию
4.

Наличие патентов, свидетельств РОСПАТЕНТа

Копия свидетельства, патента, ссылка на сайте Роспатента

8

4

1

За патент

За полезную модель

За программу или БД

5.

Участие в НИОКР

(руководитель)

Копия договора, отчета, акта и др. 5 За каждое участие
6. Участие в НИОКР (участник) Копия договора, отчета, акта и др. 2 За каждое участие
7. Наличие диплома победителя или призера конкурса, конференции или иного научного мероприятия Копия диплома/ свидетельства, ссылка на сайт мероприятия 1

За каждый

диплом/ свидетельство

по результатам вступительных испытаний

7.1. По результатам вступительного испытания поступающий имеет право подать в апелляционную комиссию апелляцию о нарушении, по мнению поступающего, установленного порядка проведения вступительного испытания и (или) о несогласии с полученной оценкой результатов вступительного испытания.

Читайте также:  Налог с продажи недвижимости: когда платить и как рассчитать

7.2. Рассмотрение апелляции проводится не позднее следующего рабочего дня после дня ее подачи.

7.3. Поступающий в аспирантуру имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции.

7.4. После рассмотрения апелляции апелляционная комиссия принимает решение об изменении оценки результатов вступительного испытания или оставлении указанной оценки без изменения.

7.5. Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии доводится до сведения поступающего. Факт ознакомления поступающего с решением апелляционной комиссии заверяется подписью поступающего.

Вариант 2. Самостоятельный выбор вуза и аспирантуры

По этому варианту пошел автор данной статьи. Высшее образование я получил в Москве, а потом вернулся на родину – в Вологодскую область. Жизнь закружила – семья, работа – однако давняя мечта об аспирантуре не оставляла меня.

И тогда я просто пришел в вуз ближайшего к моему поселку города – Череповца – разузнать насчет аспирантуры. Ну, а дальше – меня тепло встретили, посоветовали отличного научного руководителя, мы познакомились, определили тему для реферата – и вскоре я поступил в аспирантуру. По этому пути тоже можно идти, правда, он несколько сложнее.

Поэтому, если у вас нет возможности поступить в аспирантуру в своем институте или имеются еще какие-то сложности, а учиться в аспирантуре хочется —

Совет: ищите удобный для вас в пространственном, финансовом плане вариант, но самое главное – обратите внимание на возможного научного руководителя, от него очень во многом зависит ваша научная судьба в ближайшие годы.

Оговоримся, что самостоятельно искать аспирантуру можно не только «методом наименьшего сопротивления» – поближе или подешевле. Можно идти как раз от обратного – искать самую лучшую кафедру или самого лучшего научного руководителя по выбранному вами направлению. Престиж – выше, но и конкуренция выше. Это такая «американская мечта» в действии – учиться у лучших ученых, чтобы самому попасть в их круг. Перед такими аспирантами – снимаю шляпу.

Выбор формы обучения

Форму обучения будущий аспирант, как правило, выбирает заранее. При обращении в отдел аспирантуры он только уточняет это в документах.

Существуют две формы обучения в аспирантуре – очная и заочная. Правда, оговоримся, что есть еще такая форма, как соискательство. В этом случае человек, не обучаясь в аспирантуре, готовит диссертацию и сдает кандидатский минимум самостоятельно. Но соискательство, во-первых, не везде есть, во-вторых, к поступлению в аспирантуру отношения не имеет, поэтому сосредоточимся только на очной и заочной форме.

Очная форма подходит для тех, кто закончил институт и имеет возможность продолжать образование дальше, не особенно заботясь о своем финансовом положении. Заочники, как правило, – люди занятые и совмещающие образование с зарабатыванием денег.

Поэтому прежде всего стоит решить для себя, что в данное время уместнее: преданность науке или финансовая независимость.

Экзамены в аспирантуру и их специфика

Вступительных экзаменов в аспирантуру три – специальность, философия и иностранный язык. Обычно на сайтах вузов представлены вопросы для подготовки к этим экзаменам.

Экзамен по специальности – самый простой и самый сложный одновременно. Простой – потому что именно по этой дисциплине аспирант и будет писать диссертацию, именно по ней он больше всего знает. Сложный – потому, что требования, предъявляемые аспиранту, отличаются от тех, которые предъявляются к студенту. Аспирант, безусловно, должен показывать более высокий уровень подготовки. К тому же по специальности потом необходимо будет сдавать еще и кандидатский экзамен.

На экзамене по философии проверяются знания абитуриентов по общему курсу философии, который читается студентам. Здесь придется вспоминать. Особенно трудно тем, кто к философии относился как к лишней дисциплине – не такой уж и лишней она оказалась.

Кстати, в кандидатский минимум, который аспиранты сдают во время учебы, также входит экзамен по философии – но уже не по общей, а по истории и философии науки. Очень специфическая, но чрезвычайно полезная для аспирантов область знаний, над которой тоже придется основательно попотеть.

Впрочем, как вопросы к вступительному экзамену по философии, так и ответы на них легко найти в интернете. Конечно, формулировки на 100 процентов не совпадут, но будущему аспиранту несложно достроить картину до нужной.

А вот про еще один вступительный экзамен – иностранный язык – такого не скажешь. Готовых ответов тут нет. А экзамен состоит из нескольких заданий:

  1. Перевод небольшого научного текста той тематики, которой занимается аспирант: химику дают текст про химию, литератору – про литературу. Можно пользоваться словарем (удобнее, конечно, не бумажным, а иметь в телефоне), но перевод должен быть очень близким к тексту. Практически «слово в слово».
  2. Второе задание – конспект научного текста и его пересказ (на иностранном языке). И снова – текст той науки, которой вы занимаетесь, но теперь нужно понять общий смысл, сделать конспект и суметь пересказать его. А также ответить на вопросы.
  3. Третье задание – беседа. Обычно нужно подготовить рассказ о себе, о своей научной работе. По ходу рассказа экзаменатор может спросить что-нибудь, уточнить. Но по большому счету это самое простое задание.
Читайте также:  Пенсии вырастут на 17 процентов: Путин подписал новый указ об индексации

Если по специальности и философии еще можно поднапрячься и подготовиться за пару недель, то по иностранному языку сделать это практически нереально. Поэтому – лучше учите язык, пока вы студенты. Тем более что в нашем мультикультурном мире без него скоро нельзя будет шагу ступить. По крайней мере, в науке.

Вступительные экзамены в аспирантуру

Когда документы будут поданы, абитуриента ждут 3 экзамена. Первый касается специализации, второй связан с философией, третий проверяет знание иностранного языка, в частности, английского. Это важно, так как знание его даст возможность аспиранту переводить аннотацию к научной статье самостоятельно, а также изучать новые публикации, которые выходят на английском, в оригинале.

К экзаменам нужно подготовиться заранее, поэтому следует узнать, какие вопросы будут задаваться, а также какой материал повторить или изучить следует абитуриенту.

Эти данные выдает методист отдела аспирантуры, также их можно скачать с университетского сайта, где Вы предполагаете учиться. В экзаменационную комиссию входит четыре человека: трое из них – преподаватели, четвертый – секретарь. Каждый билет содержит два вопроса. Когда экзамены сданы, останется только подождать результата. Если абитуриентом были произведены все необходимые действия, тогда его могут зачислить. Однако немаловажно, чтобы он прошел конкурс. В случае неудачи можно попробовать поступить на будущий год либо учиться по контракту.

Поступающий в аспирантуру подает заявление о приеме на обучение с приложением необходимых документов.

Заявление о приеме должно предусматривать заверение личной подписью поступающего следующих фактов:

  1. ознакомление поступающего с информацией о необходимости указания в заявлении о приеме достоверных сведений и представления подлинных документов;
  2. ознакомление поступающего с правилами приема, утвержденными вузом, а также с другими необходимыми документами и информацией;
  3. при поступлении на обучение на места в рамках контрольных цифр — отсутствие у поступающего диплома об окончании аспирантуры, диплома об окончании адъюнктуры, свидетельства об окончании аспирантуры, свидетельства об окончании адъюнктуры, диплома кандидата наук.

В заявлении о приеме поступающий указывает условия поступления, приоритетность зачисления по различным условиям поступления, а также страховой номер СНИЛС.

Одновременно с подачей заявления поступающий представляет следующие документы:

  1. паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, гражданство;
  2. документ об образовании;
  3. документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета (при наличии);
  4. документ, подтверждающий инвалидность;
  5. документы, подтверждающие индивидуальные достижения поступающего, результаты которых учитываются при приеме на обучение (представляются по усмотрению поступающего);
  6. иные документы (представляются по усмотрению поступающего);
  7. две фотографии поступающего (по решению вуза).

Документ установленного образца представляется (направляется) поступающим при подаче документов, необходимых для поступления, или в более поздний срок до дня завершения приема документов, включительно.

При подаче документов поступающие могут представлять оригиналы или копии (электронные образы) документов без представления их оригиналов. Заверения указанных копий (электронных образов) не требуется.

Если при подаче заявления о приеме используется суперсервис, то:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, гражданство поступающего, а также документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, считаются представленными, если информация об указанных документах подтверждена сведениями, имеющимися на ЕПГУ;
  • документ установленного образца считается представленным в копии, если информация о нем подтверждена сведениями, содержащимися в федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении». В дополнение к указанной информации поступающий может представить копию документа установленного образца для учета индивидуальных достижений и в иных случаях, требующих рассмотрения документа установленного образца.

В общем случае заявление о приеме подается на русском языке. Однако поступающий может представить заявление о приеме на языке республики РФ, на территории которой расположен вуз, или на иностранном языке, если вузом установлена такая возможность.

Документы можно представить в вуз одним из следующих способов:

  1. лично поступающим;
  2. по почте;
  3. в электронной форме посредством электронной информационной системы вуза, а также посредством суперсервиса (в случае его использования).
Читайте также:  Схема планировочной организации земельного участка своими руками

Вуз проверяет достоверность сведений, указанных в заявлении, и подлинность поданных документов, в том числе путем обращения в соответствующие государственные информационные системы, государственные (муниципальные) органы и организации.

Вуз возвращает поступающему, не принятому на обучение, поданные документы в части их оригиналов (при наличии) в самостоятельно установленный срок.

Особенности для инвалидов

При проведении вступительных экзаменов для поступающих из числа инвалидов вуз обеспечивает создание условий с учетом особенностей психофизического развития поступающих, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

При очном проведении экзаменов в вузе должен быть обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а также возможность их пребывания в указанных помещениях.

Очные вступительные испытания для поступающих из числа инвалидов проводятся в отдельной аудитории.

Во время сдачи вступительного экзамена в аудитории может присутствовать ассистент из числа работников вуза или привлеченных лиц для оказания поступающим необходимой помощи с учетом их индивидуальных особенностей.

Продолжительность вступительного экзамена для поступающих из числа инвалидов может быть увеличена по решению вуза, но не более чем на полтора часа.

Вуз обязан предоставить поступающим из числа инвалидов информацию о порядке проведения вступительных экзаменов в доступной для них форме.

Поступающие из числа инвалидов могут в процессе сдачи экзамена пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.

Специальные условия для инвалидов предоставляются на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания особых условий, и документа, подтверждающего инвалидность, в связи с наличием которой необходимо создание указанных условий.

Особенности приема на целевое обучение

Вуз устанавливает целевую квоту в соответствии с квотой приема на целевое обучение, установленной Правительством РФ, субъектами РФ, органами местного самоуправления, или количеством мест для приема на целевое обучение, установленным учредителем.

При приеме на обучение на места в пределах целевой квоты проводится конкурс по каждой научной специальности.

Прием на целевое обучение проводится при наличии договора о целевом обучении, заключенного между поступающим и органом или организацией, являющейся заказчиком целевого обучения.

При подаче заявления о приеме на целевое обучение в аспирантуре поступающий представляет помимо основных документов договор о целевом обучении.

В случае если федеральный государственный орган детализировал целевую квоту по научной специальности путем установления количества мест с указанием заказчиков целевого обучения, то:

  • учебное заведение проводит отдельный конкурс по каждой детализированной целевой квоте;
  • поступающий участвует в конкурсе по одной детализированной целевой квоте по данной научной специальности;
  • при наличии мест в пределах целевой квоты, в отношении которых не указаны заказчики, такие места являются детализированной целевой квотой, в конкурсе по которой участвуют поступающие, заключившие договор о целевом обучении с заказчиками, не указанными по другим детализированным целевым квотам.

Чтобы поступить в аспирантуру, абитуриент должен соответствовать ряду требований.

  • Главное условие для поступления на третью ступень высшего образования — наличие диплома специалиста или магистра. Поэтому поступить в аспирантуру сразу после бакалавриата невозможно.
  • В приемную комиссию вуза, на базе которого открыта аспирантура, заявитель, поступающий предоставляет набор документов, в который входят: заявление, паспорт, документы о индивидуальных достижениях и пр.
  • Сдача экзаменов. Если при поступлении в магистратуру сдается комплексный экзамен, то для зачисления в аспирантуру следует успешно справиться с тремя испытаниями. Удовлетворительные оценки абитуриент должен получить по иностранному языку, специальности и философии науки. При неудовлетворительном результате возможность пересдачи появится только через год.
  • Перед поступлением в аспирантуру необходимо пройти собеседование с научным руководителем. Он должен одобрить поступление выпускника специалитета или магистратуры, так как им предстоит на протяжении третей ступени обучения находиться в постоянном научном контакте.

Формы и сроки обучения

Для удобства аспирантов большинство российских вузов предлагают выбор формы обучения. При поступлении в аспирантуру можно выбрать:

  • Очную форму обучения. Если предпочесть этот вариант, то длительность образовательной программы составляет 3 года по гуманитарным дисциплинам. При поступлении на технические специальности этот период увеличивается до 4-х лет.
  • Заочный формат. Преимущество этого вида состоит в том, что аспирант может трудоустроиться на работу. Однако совмещать научную и трудовую деятельность очень сложно. Что касается срока обучения, то на заочке в аспирантуре придется учиться в течение 4-х лет по гуманитарным дисциплинам, а по техническим — 5 лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *