Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и цели деятельности саморегулируемых организаций (СРО)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Идея предпринимательства предполагает возможность проявления инициативы и самостоятельности как отдельных предпринимателей, так и их объединений. Вместе с тем полный отказ от государственного регулирования предпринимательской деятельности, в частности в сферах, где затронуты права потребителей, а также общества в целом, невозможен. Указанные факторы обусловили появление в современном праве такого института, как саморегулирование. Саморегулирование позволяет профессиональным сообществам и бизнес-сообществам самостоятельно определять правила осуществления своей деятельности без чрезмерного вмешательства государства, с одной стороны, и сохранить определенный государственный контроль в тех сферах и в той мере, в которой он необходим для сбалансированного развития экономики и защиты интересов общества — с другой.
Понятие саморегулирования и саморегулируемой организации
Стоит ли вступать в СРО?
Имеет ли смысл вступать в саморегулируемую организацию? Если деятельность подлежит обязательному получению допуска, вступать в объединение нужно. Работа без свидетельства – опасное мероприятие. Если правонарушение будет обнаружено, ЮЛ может быть привлечено к ответственности. Но стоит ли вступать в СРО добровольно? Преимущества вступления приведены выше. Это юридическая, консультационная, информационная поддержка, защита интересов, постоянное взаимодействие с другими участниками. Однако нужно учитывать и минусы:
- Большой размер вступительных взносов (могут составлять 200 000 – 400 000 рублей).
- Необходимость ежемесячно выплачивать членские взносы.
- Необходимость прохождения ежегодных проверок СРО.
- Если другой участник объединения нанесет ущерб третьему лицу, средства (в том числе совокупность компенсационных взносов фирмы) будут направлены на выплату компенсации.
Основной вопрос, который стоит перед потенциальным участником СРО – финансовый. Однако если компания располагает соответствующими средствами, вступить в объединение рекомендуется. Это поможет закрепиться на рынке.
Сколько стоит вступление в СРО
Несмотря на то, что СРО называется некоммерческим партнерством, поддержание ее функционирования обходится недешево. Это сложная структура, объединяющая не только участников, но включающая в себя контрольную, ревизионную и дисциплинарную комиссии; исполнительный и коллегиальный органы управления; третейский суд. Высшим органом управления СРО является общее собрание ее членов. Для финансирования этой деятельности участники партнерства уплачивают при вступлении в организацию взносы: вступительный, членский, целевой.
Размеры этих взносов устанавливаются самой организацией, приведем пример этих сумм одного из некоммерческих партнерств:
- вступительный взнос — 10 000 рублей;
- членский годовой взнос — от 55 000 рублей (при доходах участника СРО до 10 млн. рублей) до 150 000 рублей (при доходах более 500 млн. рублей);
- целевой годовой взнос — 5 000 рублей.
И наконец, взнос в компенсационный фонд, который идет на возмещение ущерба, нанесенного участниками СРО третьим лицам в результате своей профессиональной деятельности. Размеры взносов в компенсационный фонд указаны в ст. 55.16 Градостроительного кодекса. Например, для строителей от 100 000 рублей, а для проектировщиков и изыскателей от 50 000 рублей.
Возврат всех внесенных взносов при выходе участника из СРО не производится (ст. 55.7 Градостроительного кодекса и ст.13 закона № 315-Ф3 от 1 декабря 2007), кроме случаев ликвидации некоммерческого партнерства.
Согласно ст. 55.6 (6) Градостроительного кодекса допуск СРО выдается в срок не позднее чем в трехдневный срок после принятия решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд. Некоторые СРО предлагают различные способы кредитования для своих членов, то есть оплаты взносов в рассрочку.
Основным законодательным актом, регулирующим процесс саморегулирования предпринимательской деятельности, является Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон о СРО). Нельзя не отметить, что принятие данного Закона явилось началом реформирования всей системы государственного регулирования предпринимательства. В ряде сфер произошел переход от такого традиционно используемого способа воздействия государства на бизнес, как лицензирование, к саморегулированию.
СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.
Гражданско-правовой статус саморегулируемых организаций (далее — СРО) определен положениями ГК РФ. Основы правового положения СРО, как некоммерческих организаций, установлены Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» .
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
Закон о СРО появился, когда в России был уже накоплен значительный опыт объединения субъектов рынка в профессиональные сообщества, сложились традиции саморегулирования. Кроме того, известен положительный опыт деятельности профессиональных саморегулируемых организаций в зарубежных странах .
Подробнее см.: Герасимов А.А. Саморегулируемые организации: теоретические и практические проблемы правового регулирования и деятельности: монография. М.: Российская академия адвокатуры и нотариата, 2012. С. 44 — 77; Ершова И.В., Ершов А.А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации: монография. М.: Юриспруденция, 2011. С. 89 — 97; Грачев Д.О. Саморегулируемые организации: зарубежный опыт и тенденции развития российского законодательства // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2006. N 3; Заворотченко И.А. Саморегулируемые организации за рубежом // Журнал российского права. 2007. N 8; Павлодский Е.А. Саморегулируемые организации России // Журнал российского права. 2009. N 1.
Следует отметить, что некоторые ученые негативно отнеслись к появлению Закона о СРО. Так, Н.Г. Семилютина отмечает, что «вступление в действие закона о СРО привело в определенной степени к фетишизации СРО независимо от того, насколько эффективно то или иное объединение предпринимателей выполняет функции по самоорганизации рынка» . В.К. Андреев задает вопрос, «нужен ли вообще единый Закон о саморегулируемых организациях безотносительно к тому или иному виду предпринимательской деятельности и виду товарных и финансовых услуг. Не послужит ли он дальнейшей бюрократизации российской системы управления и координации в деятельности субъектов предпринимательской деятельности» .
Семилютина Н.Г. Регулирование, дерегулирование, саморегулирование и вопросы статуса СРО // Материалы VI Ежегодных научных чтений памяти профессора С.Н. Братуся (Москва, 26 октября 2011 г.) «Законность в экономической сфере как не обходимый фактор благоприятного инвестиционного климата». М.: Юриспруденция, 2012. С. 166 — 167.
Андреев В.К. Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права России: курс лекций. М.: Российская академия правосудия, 2012. С. 183.
Как представляется, необходимость появления единого Закона о СРО диктуется введением в законодательные акты требования обязательного членства в СРО для субъектов отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности. Поскольку зачастую СРО приходит на смену лицензированию, необходимо выработать единые подходы в отношении правовой природы, требований к таким организациям, процедуры их легитимации, функций и т.п. Сделать это можно только в рамках единого закона, что впрочем не отрицает, а, напротив, предопределяет дифференциацию норм в специальном законодательстве.
Особенности саморегулирования отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности определены специальным законодательством. Такие особенности предусматривает, например, Градостроительный кодекс РФ (далее — ГрК РФ), Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Федеральный закон от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ «О кредитной кооперации», Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» и др.
За что могут исключить из саморегулируемой организации
Все основания для изгнания строительной, проектной или инженерно-изыскательской компании из СРО описаны в статье 55.7 Градостроительного кодекса РФ. Приведем их в полном объеме:
- двукратное невыполнение требований Госстройнадзора в течение года;
- нанесение ущерба клиентам или другим лицам из-за несоблюдения технических регламентов, установленных СРО и законодательством РФ;
- неоднократное нарушение стандартов и регламентов СРО в течение одного года (либо одно нарушение грубого характера);
- многократные задержки либо неуплата взносов (как регулярных, так и в компенсационный фонд).
По собственной инициативе можно выйти из СРО, если вас не устраивает размер членских взносов или вы прекратили деятельность. Также членство в саморегулируемой организации прекращается в случае ее реорганизации, присоединения к другой СРО либо расформирования.
Решение об исключении участника из СРО принимает общее собрание. В трехдневный срок это решение должно быть доведено до исключенного ИП или юрлица. Если принято решение о возврате средств из компенсационного фонда, деньги возвращаются также в день вступления в силу решения об исключении.
Ответы на вопросы читателей
Есть ли четкие государственные стандарты по требованиям к численности персонала строительной фирмы, образованию, стажу сотрудников и руководства?
Требования устанавливают сами СРО, но в целом они не слишком отличаются друг от друга. Например, обязательное минимальное число специалистов с высшим профильным образованием зависит от масштабов фирмы и составляет от 3 до 115 человек в строительстве, от 3 до 45 человек в проектировании и от 3 до 20 человек в инженерных изысканиях. У таких специалистов должно быть не менее 5 лет стажа по профессии, и не реже раза в 5 лет они должны проходить повышение квалификации.
Можно ли при выходе из СРО вернуть взносы?
Вступительный и членские взносы не возвращаются. Взносы в компенсационные фонды можно вернуть, если выход из СРО был добровольным либо в связи с реорганизацией СРО. Также ранее уплаченные взносы можно перевести в другую СРО. Обратите внимание: взносы не вернутся, если ранее производилась выплата из компенсационного фонда в счет возмещения вины вашей компании – в любом размере.
Если все требования соблюдены, а СРО отказывается вернуть взносы, участник вправе подать иск в арбитражный суд.
Заявление и пакет документов на вступление в СРО в соответствии с ГрК РФ рассматривается до 30 дней. При помощи специалистов компании СтройЮрист этот срок сократится до 3-5 дней, в зависимости от требований саморегулируемой организации.
Регистрацией специалиста в национальном реестре НОСТРОЙ/НОПРИЗ без нужных знаний и опыта можно заниматься до нескольких недель. Однако на нашей практике можно ускорить процесс до 1-3 дней.
Удостоверение о повышении квалификации самостоятельно получать около 3 недель.
Внимание! С 01.09.22 вместо УПК вводится независимая оценка квалификации (НОК).
Но, учитывая сложность перехода всей отрасли на НОК с 1 сентября 2022 года, был принят приказ Минстроя №529/пр, переносящий этот срок. Теперь обязательство получения НОК, когда просрочено повышение квалификации, перенесено на 12 месяцев. То есть можно получать сертификаты о повышении квалификации до 1 сентября 2022 года, и они будут действительными.
Если получать справку о несудимости через Госуслуги, то это может занять от 3 дней до 2 недель, через МФЦ от 1 до 3 недель, через отделение МВД до 30 дней.
Выписку из реестра действующему члену объединения можно получить бесплатно и срок ее актуальности составляет месяц. Проверить достоверность документа может любой желающий на сайте СРО в реестре участников.
Права и обязанности организации
СРО имеет право оспаривать решения госорганов, идущие вразрез с интересами ее участников. Правление организации уполномочено принимать участие в подготовке законодательной базы, связанной со сферой ее деятельности, и выносить на рассмотрение собственные законопроекты. В отношении своих членов СРО имеет полномочия применять дисциплинарные меры, если был установлен факт нарушения принятых в организации правил и норм.
Саморегулируемое объединение обязано:
- проверять качество работы компаний-участников;
- готовить нормативную документацию, регулирующую деятельность членов СРО;
- создавать условия для повышения квалификации и обучения сотрудников компаний;
- рассматривать жалобы, поступающие от третьих лиц в адрес участников организации.
Некоторые СРО также занимаются сертификацией услуг и продукции, выпускаемой входящими в ее состав ИП и юридическими лицами.
Функции СРО и ее членов
Статья 6 Закона о СРО устанавливает функции, права и обязанности СРО и ее членов, общие для всех видов СРО. Вниманию подлежат обязательные для исполнения функции:
-
каждой без исключения СРО, вне зависимости от сферы предпринимательства, необходимо разработать и установить в СРО условия членства субъектов сферы предпринимательства;
-
применение мер дисциплинарного воздействия к своим членам. СРО наделены данной функцией для предотвращения членами СРО возможного намеренного причинения вреда своим контрагентам и третьим лицам под страхом применения к ним различных мер дисциплинарного воздействия, таких как принуждение к устранению нарушений, возмещение вреда и многое другое;
-
анализ деятельности членов СРО. Для проведения саморегулируемой организацией анализа деятельности членов, каждый член в определенный промежуток времени с периодичностью представляет в СРО информацию (отчет, документацию) о своей деятельности;
-
каждая СРО должна обеспечить информационную открытость всех своих членов, для этого информация публикуется на официальном сайте СРО. Информационный перечень, подлежащий публикации содержится в законе о СРО;
-
всеми саморегулируемыми организациями должен осуществляться контроль за деятельностью своих членов по соблюдению условий членства в компании и требований правил и стандартов, установленных саморегулируемой организацией;
-
каждая СРО обязана принимать жалобы от всех потерпевших от действий членов саморегулируемой организации. Данные жалобы подлежат рассмотрению саморегулируемой организацией, а также СРО рассматривает дела обо всех нарушениях членами условий членства и установленных организацией правил и стандартов.
-
все саморегулируемые организации должны вести реестр своих членов, такой реестр ведется организацией по требованиям, установленным законом о СРО, и отражает те сведения, которые по закону должны найти обязательное отражение в реестре.
Правовой статус саморегулируемых организаций.
Под саморегулируемыми организациями Закон о СРО понимает некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных данным законом и другими федеральными законами, основанными на членстве, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (п. 1 ст. 3).
Закон о СРО имеет ограниченную сферу деятельности, т.к. он распространяется не на все виды СРО. Например, он не распространяется на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов и др.
СРО должны быть созданы в форме некоммерческой организации в соответствии с требованиями, установленными Законом о СРО, ГК РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и должны отвечать следующим требованиям:
1) быть основаны на членстве;
2) объединять субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединять субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Объединение в одной СРО субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами;
3) объединять в своем составе в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении СРО, объединяющих указанных субъектов, не установлено иное;
4) иметь стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО;
5) обеспечивать дополнительную имущественную ответственность каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами;
6) в случае, если иное не установлено федеральным законом, должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО.
Федеральными законами могут быть установлены иные (в том числе повышенные) требования к некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, для признания их СРО.
Некоммерческая организация приобретает статус СРО с даты внесения сведений о ней в государственный реестр СРО и утрачивает его с даты исключения сведений о ней из указанного реестра (п. 6 ст. 3 Закона о СРО). Реестр ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Например, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии ведет единый государственный реестр СРО оценщиков и арбитражных управляющих, Ростехнадзор – СРО в строительной сфере.
Правила ведения государственного реестра СРО определены постановлением Правительства РФ «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций» от 29 сентября 2008 г. № 724.
Это так называемый общий способ приобретения некоммерческой организацией статуса СРО, основанный на юридическом факте внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО. Наряду с этим выделяется и специальный способ, предусмотренный иными законами, заключающийся в получении разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти (в сферах рынка ценных бумаг, инвестиционной деятельности).
Только с момента внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО она вправе осуществлять свою уставную деятельность (абз. 3 п. 1, п. 3 ст. 49 ГК РФ).
В системе юридических лиц СРО выступает в качестве вида (разновидности) организационно-правовой формы ассоциации (союза) (п. 3 ст. 50 ГК РФ).
СРО, как и любое юридическое лицо, обладает правоспособностью. При этом одни авторы полагают, что ее правоспособность является исключительной, другие – специальной; высказана также точка зрения, что у СРО с момента ее внесения в государственный реестр СРО возникает публичная правоспособность (наряду с гражданской правоспособностью), которая является основной для деятельности СРО.
На наш взгляд, правоспособность СРО является специальной, поскольку Законом о СРО определены конкретные функции, права и обязанности таких организаций, а также существенные ограничения их прав (ст.ст. 6, 14). Так, например, СРО не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Кроме того, они не вправе учреждать хозяйственные товарищества и общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой СРО, и становиться участником таких хозяйственных товариществ и обществ.
Виды СРО
Существуют следующие основные виды СРО:
СРО в строительстве — состоящие из фирм и индивидуальных предпринимателей, занятых непосредственно в строительной сфере;
СРО в инженерных изысканиях — участники которых выполняют инженерные изыскания;
СРО в проектировании — основанные на членстве юридических лиц, занимающихся подготовкой проектной документации.
с 01.02.2014 по 29.03.2014
Судебное дело 2013 года в сфере саморегулирования
43.2%
126
Ростехнадзор против СРО «СтройРегион»
32.9%
96
Пожарное СРО против 624 Приказа МРР
7.5%
22
Росреестр против 4 СРО арбитражных управляющих
7.2%
21
Росреестр — отказ ЦОМОС в статусе СРО
9.2%
27
Иной вариант
История и назначение законодательства по СРО
Федеральный закон № 315 о лицензировании деятельности строительных организаций был принят в 2007 г. Лицензия давала право работать в профильной отрасли. В 2010 лицензии были заменены на свидетельство о допуске. Работы, по которым требовалось разрешение, были утверждены Приказом № 624 Минрегиона РФ от 30.12.2009. Значимой вехой в системе саморегулирования стал ФЗ № 372, который отменил допуски. Сегодня для легальной деятельности в сфере строительства необходимо оформить членство в СРО и иметь выписку из реестра саморегулируемой организации. Централизованно контролировать деятельность большого количества фирм для государства проблематично. Намного эффективнее, когда профессионалы в своей отрасли, объединившись, сами регулируют свою деятельность. Правительству остаётся только корректировать перечень таких объединений.
Кто должен вступать в организацию
В СРО обязаны вступать все субъекты, деятельность которых приведена в перечне, отраженном в Приказе Минразвития №274. Даже если деятельность, указанная в перечне, является дополнительной, а не основной для субъекта, вступать в объединение все равно придется. Однако нужно сказать, что в СРО часто вступают фирмы на добровольной основе. Связано это со следующими преимуществами, предоставляемыми при получении доступа:
Если в процессе деятельности будет нанесен ущерб третьим лицам, компенсация им выплачивается из компенсационного фонда. Эта мера полезна как для участников, так и для самой СРО. Объединение, понимая принцип субсидиарной ответственности, будет более внимательно подходить к предоставлению доступа. Участник же при возникновении тяжелой ситуации получает финансовую поддержку. Однако нужно также принимать во внимание, что фирма регулярно перечисляет взносы в общий компенсационный взнос.
Общие условия вступления в СРО
СРО обладают довольно широкими полномочиями. В частности, организации могут самостоятельно устанавливать размер некоторых взносов, условия вступления. Ограничение только одно – условия получения доступа не могут быть мягче тех положений, которые прописаны в законе. Однако объединения могут делать эти условия более жесткими. Существуют СРО, в которые вступить крайне сложно. Однако участие в них является наиболее престижным.
Рассмотрим стандартную схему вступления в СРО:
Составлению заявления предшествует выбор подходящего объединения. СРО подбирается по территориальному, отраслевому принципу. К примеру, если строительная организация работает в Челябинске, она должна искать объединение, специализирующееся на строительной деятельности, работающее в Челябинской области. Немаловажным фактором в выборе являются условия вступления. Если компания не может пройти строгий отбор, ей нужно обращаться к СРО, более лояльным в предоставлении допуска.
ВАЖНО! У каждого объединения могут быть свои требования относительно перечня документов, необходимых к предоставлению. Поэтому перед подачей заявки нужно зайти на сайт конкретного СРО и ознакомиться с установленными условиями.
Причины исключения из СРО
Членство в саморегулируемой организации предполагает следование установленным стандартам: соблюдение требований к качеству выпускаемой продукции, внедрение новых технологий, расширение клиентской базы, привлечение инвесторов (при необходимости), выход на новые рынки.
Другими словами, участник должен находиться в постоянном развитии, чтобы предлагать конкурентоспособный продукт.
Если ООО или ИП проявляют пассивность, испытывают постоянные материальные трудности, а качество производимых товаров и оказываемых услуг падает, собрание вынесет на обсуждение вопрос об их исключении из СРО.
К примеру, компания-застройщик, систематически срывающая сроки сдачи объектов в эксплуатацию, портит репутацию и саморегулируемой организации, поэтому подлежит исключению из реестра. Также не следует забывать о членских взносах и прочих материальных обязательствах, которые распространяются на участников партнерства.
Требования к саморегулируемой организации
Саморегулируемой организацией признаётся некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», при условии её соответствия всем требованиям, установленным законом «О саморегулируемых организациях».
К числу указанных требований относятся:
-
наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
-
обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого её члена перед потребителями произведённых товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьёй 13 настоящего Федерального закона;
-
объединение в составе саморегулируемой организации в качестве её членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определённого вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное.