Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Маломерные суда: что это такое, какими бывают и что нужно о них знать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для номерных знаков плавсредств малого размера в ГИМС также существуют определенного рода правила, которые необходимо выполнить владельцу. В этом вопросе, придерживаясь ранее взятого образца, конечно, проведем череду сравнений и в этой области. Раньше, например, в 2021 году регистрационный номер представлял собой совокупность семи различных знаков. Здесь использовались как цифры, так и буквы. Этот номер должен был наносится на обе стороны судна: внутреннюю и внешнюю.
Регламентация процесса регистрации. Новая
Правила регистрации маломерного судна постоянно подвергаются пересмотру, зачастую приобретают новый облик или даже разные прочтения. Все нюансы отражены в этой части статьи.
Проще всего понять и оценить весь масштаб изменений в регламенте возможно только на конкретном примере. Представим, что некоторое плавстредство имеет определенную массу снаряжения, которая составляет 110 кг. Раньше, до внесения изменений в правила, к такому судну возможно было прикреплять двигатель с мощностью равно 9,9 лошадиных сил, что позволяло даже не ставить на учет и не проходить регистрации плавательного средства в определенных органах. В подобном случае вес лодки совместно с мотором исчислялся 200 килограммами.
Новый регламент заставляет владельцев водных транспортных средств учитывать такой вес мотора, максимальная мощность которого позволена непосредственным производителем плавсредства. Допустим, изготовители лодки указали в паспорте изделия, что максимальная мощность любого двигателя, возможного к применению, может быть равна 50 лошадиным силам. Подобный мотор на сегодняшнем рынке имеет вес приблизительно сто килограммов.
Таким образом, выходит, что суммарный вес транспорта и двигателя, несомненно, будет значительно превышать указанную в Федеральном законе норму в 200 килограмм. Теперь другого выхода, кроме регистрации плавательного средства в органах, производящих контроль, нет.
Техосмотр маломерных судов в 2021 какие документы нужны для техосмотра
Министерства транспорта РФ об утверждении правил плавания по внутренним водным путям РФ.
Здесь нужно сказать, что составлен определенный и довольно ограниченный перечень водных объектов, которые подпадают под внутренние водные пути. Требование об обязательном наличии на судне УКВ радиостанции не распространяется на маломерные суда, которые будут эксплуатироваться за пределами внутренних водных путей.
Надо понимать, что, допустим, Волга — это внутренний водный путь, а какой-нибудь приток Волги не является внутренним водным путем. Какие действия может предпринять инспектор ГИМС, если на воде судоводитель отказывается останавливаться, предъявлять документы или вообще начинает убегать от инспектора? Стрелять он имеет право? Амаяк Нуникян: Нет.
У государственного инспектора по маломерным судам отсутствуют полномочия по задержанию нарушителей. 3. документ, удостоверяющий личность заявителя; 4. документ, подтверждающий право пользования и (или) распоряжения маломерным судном; 5.
техническую документацию на переоборудование маломерного судна (в случае переоборудования маломерного судна). Основанием для получения отметки в судовом билете о допуске маломерного судна к плаванию является заключение о годности маломерного судна к плаванию в определенном районе безопасного плавания маломерного судна в морских, прибрежных морских и внутренних водах. Перечень вопросов, наиболее часто задаваемых гражданами по регистрации и аттестации 1.
Важно Инспекторы Центра ГИМС МЧС России по Республике
Как исключить судно из реестра маломерных судов
«Вывести» лодку из Реестра будет теперь сложнее — это обратная сторона новшеств 2022. Для этого потребуется основания, которых прописано всего три. При чем, они должны быть подтверждены документом.
В зависимости от обстоятельств теперь требуется предоставить:
- документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель маломерного судна, пропажу маломерного судна без вести, а также утрату маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений;
- таможенную декларацию по вывозу маломерного судна с территории Российской Федерации;
- свидетельство о годности к плаванию или заключение о результатах идентификации и осмотра судна.
Главные изменения 2022 года
- Утрачивают силу Приказы МЧС России от 24 июня 2016 г. N 340 и от 24 июня 2016 г. N 339.
В них были прописаны предыдущие правила и регламент. Это не означает, что все начинается в в 2022-ом с «чистого» листа. Многие моменты в новых правилах прописать «забыли». Так, что далеко старые скрижали можно не убирать, кое что все-таки придется брать и оттуда, пока не утрясется и не внесут правки.
Самые важные изменения затронули Реестр маломерных судов:
- Реестр официально ведется в электронном виде, как единый документ для всей России.
- Заявления о регистрации будут приниматься, в основном, через портал Госуслуг.
- Судовладельцу будет выдаваться электронный судовой билет и (по желанию) бумажный. Правда вид теперь у него, судя по Приложению, не привычная и удобная «корочка», а простыня формата А4. Оба выданных варианта будут иметь одинаковую силу.
По сути, с этого года мы официально и повсеместно переходим на единый электронный Реестр со всеми плюсами и минусами современных технологий. Это принципиальный момент, который позволяет понять те нововведения, с которыми нам теперь жить.
Новые правила ГИМС для маломерных судов 2020 — правовая база
Весной 2022 года в СМИ появилась информация, что специалистами МЧС России разрабатывается новый проект ФЗ «О безопасности судоходства маломерных судов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, будет изменен ряд понятий о судоходстве «маломерок» и их правовом статусе. Также планируется корректировка критериев определения маломерных судов, не подлежащих обязательной регистрации в ГИМС, т.к. действующий регламент толкуется неоднозначно.
Однако, с тех пор официальных заявлений от чиновников об изменении правил судоходства на маломерных судах по территориальным водам России в 2022 году пока не поступало. Это значит, что разработка проекта еще продолжается и на будущий год важных поправок к действующему законодательству не предвидится. Однако, не будет лишним освежить в памяти правила вождения маломерных судов, которые, кстати, были изменены в РФ всего год назад, в канун наступления 2022 года. Ведь, скорее всего, принятые правила судоходства для маломерных судов продолжат действовать в такой же редакции и на протяжении 2022 года.
Понятие маломерного судна
Изначально судами назывались и весельные лодки, и большие пароходы для речных круизов. Постепенно для удобства законодатели решили разграничивать плавательные средства. Так появилась довольно обширная группа маломерных судов. Чтобы не путаться в понятиях, если конкретное определение. Согласно N 36-ФЗ от 23 апреля 2012 года, маломерное судно – это плавательное средство не более 20 метров в длину и рассчитанное на перевозку не более 12 человек.
Под приведенное определение подпадают много видов водного транспорта для разнообразных частных нужд. Для удобства их также разделили на категории. Надзорный орган для владельцев «маломерок» – ГИМС, Государственная инспекция маломерных судов. Она является подразделением МЧС России. ГИМС следит, чтобы все плавательные средства были учтены и классифицированы, находились в исправном техническом состоянии, использовались по назначению и с соблюдением норм безопасности.
·
Все фотографии судов этого класса
АШ | ||
02 | Республика Башкортостан | БА, ББ, БШ, БЮ |
03 | Республика Бурятия | БМ, БТ, БУ, БЯ |
04 | Республика Алтай | АЩ |
05 | Республика Дагестан | ДА, ДБ |
06 | Республика Ингушетия | ЧИ |
07 | Кабардино-Балкарская Республика | ЕА, ЕД |
08 | Республика Калмыкия | ЗК, ЗЛ |
09 | Карачаево-Черкесская Республика | ЧЖ |
10 | Республика Карелия | ША, ШБ, ШВ, ШК, ШЛ, ШМ, ШН, ШП, ШС, ШУ, ШХ |
11 | Республика Коми | ЩА, ЩД, ЩИ, ЩК, ЩН, ЩП, ЩР, ЩТ |
12 | Республика Марий Эл | МБ, МВ, МР, МЯ |
13 | Республика Мордовия | МД, МФ |
14 | Республика Саха (Якутия) | ЯА, ЯБ, ЯВ, ЯГ, ЯД, ЯЕ, ЯИ, ЯК, ЯЛ, ЯМ, ЯН, ЯФ, ЯЧ, ЯЩ, ЯЫ, ЯЭ, ЯЮ, ЯЯ |
15 | Республика Северная Осетия-Алания | СО |
16 | Республика Татарстан | ТТ, ТЛ, ТФ, ТХ, ТШ, ТЫ |
17 | Республика Тыва | ТВ |
18 | Удмуртская Республика | УА, УБ, УД, УС, УУ, УШ |
19 | Республика Хакасия | ХД |
20 | Чеченская Республика | ЧК |
21 | Чувашская Республика | ЧУ, ЧФ, ЧХ, ЧЦ |
22 | Алтайский край | АЛ, АК, АМ, АТ, АХ |
23 | Краснодарский край | КВ, КГ, КМ, КР, КС, КТ, КХ,ФА, ФБ, ФГ, ФН, ФР |
24 | Красноярский край | КЖ, КЗ, КУ, КФ, КЧ, КШ, КЩ, КЮ, КЯ, + ДН, ДВ, ДГ, + ЭВ, ЭД |
25 | Приморский край | ПЖ, ПЗ, ПН, ПР, ПТ, ПУ, ПШ |
26 | Ставропольский край | СП, СТ |
27 | Хабаровский край | ХА, ХБ, ХВ, ХГ, ХЗ, ХК, ХН, ХП, ХР, ХС, ХТ, ХФ, ХЮ |
28 | Амурская область | АЖ, АИ, АУ, АЧ, АЯ |
29 | Архангельская область | АА, АБ, АВ, АГ, АД, АЕ, АС |
30 | Астраханская область | АЗ, АН, АО, АП, АФ, АЦ, АЮ |
31 | Белгородская область | БЕ |
32 | Брянская область | БН, БР, БС |
33 | Владимирская область | ВА, ВД, ВЛ |
34 | Волгоградская область | ВБ, ВИ, ВМ, ВН, ВО, ВП |
35 | Вологодская область | ВВ, ВГ, ВЕ, ВЖ, ВЗ, ВК, ВХ, ВШ |
36 | Воронежская область | ВР, ВС, ВТ, ВЮ |
37 | Ивановская область | ИА, ИВ, ИД, ИЕ, ИХ |
38 | Иркутская область | ИБ, ИГ, ИИ, ИК, ИН, ИР, ИС, ИТ, ИУ, + ИМ |
39 | Калининградская область | ЖА, ЖБ, ЖД, ЖЕ, ЖК, ЖН |
40 | Калужская область | ФЖ, ФЗ, ФС |
41 | Камчатский край | УМ, УН, УО, + УК |
42 | Кемеровская область | ЮА, ЮЕ, ЮЖ, ЮЗ, ЮИ, ЮК, ЮМ, ЮС |
43 | Кировская область | КИ, КК, КЛ |
44 | Костромская область | ЭА, ЭК, ЭН, ЭР, ЭТ, ЭУ, ЭФ |
45 | Курганская область | ЕГ, ЕМ, ЕС |
46 | Курская область | ЕТ, ЕШ |
47 | Ленинградская область | ЛГ, ЛЕ, ЛЖ, ЛЗ, ЛИ, ЛН, ЛТ, ЛХ, ЛЯ |
48 | Липецкая область | ЛП, ЛШ |
49 | Магаданская область | МА, МЖ, МЗ, МЧ, МЫ |
50 | Московская область | МО, МГ, МК, МТ, МХ, МЦ, МЩ |
51 | Мурманская область | МН, МЛ, МУ, МШ |
52 | Нижегородская область | ГА, ГД, ГЕ, ГИ, ГН, ГО, ГР, ГС |
53 | Новгородская область | НД, НК, НЛ, НО, НТ, НУ |
54 | Новосибирская область | НА, НБ, НВ, НГ, НЖ, НЗ, НЯ |
55 | Омская область | ОА, ОГ, ОЕ, ОМ |
56 | Оренбургская область | ОБ, ОВ, ОД, ОЖ |
57 | Орловская область | ОЗ, ОИ, ОР |
58 | Пензенская область | ПД, ПЕ |
59 | Пермский край | ПА, ПБ, ПВ, ПГ, ПЛ, ПМ, ПО, ПП, ПФ, ПЯ, + ПХ |
60 | Псковская область | ПИ, ПК, ПС, ПЫ, ПЧ |
61 | Ростовская область | РА, РБ, РВ, РГ, РЗ, РИ, РО, РТ, РХ, РЮ |
62 | Рязанская область | РД, РЕ, РЖ, РЯ |
63 | Самарская область | КА, КО, КП, КЦ, КЫ, КЭ |
64 | Саратовская область | СА, СБ, СГ, СД, СЖ, СЗ, СИ, СУ |
65 | Сахалинская область | СХ, СР |
66 | Свердловская область | СВ, СЕ, СК, СЛ, СФ |
67 | Смоленская область | СМ, СН |
68 | Тамбовская область | ТА, ТБ |
69 | Тверская область | КБ, КД, КЕ, КН, ТЩ |
70 | Томская область | ТГ, ТЕ, ТЖ, ТК, ТМ, ТН, ТО, ТР, ТЭ |
71 | Тульская область | ТУ |
72 | Тюменская область | ТЮ, ТЗ, ТЦ, ТЧ |
73 | Ульяновская область | УВ, УГ, УЕ, УИ, УЛ |
74 | Челябинская область | ЧА, ЧБ, ЧВ, ЧГ, ЧЕ, ЧМ, ЧП, ЧР, ЧЯ |
75 | Забайкальский край | ЧТ, ЧН, + ЧШ |
76 | Ярославская область | ЯЖ, ЯО, ЯП, ЯР, ЯС, ЯТ, ЯУ, ЯХ, ЯЦ, ЯШ |
77 | Город Москва | МС, МИ, ММ, МЮ |
78 | Город Санкт-Петербург | ЛА, ЛБ, ЛВ, ЛД, ЛМ, ЛР, ЛС, СС, СЦ, СШ |
79 | Еврейская автономная область | ХЕ |
83 | Ненецкий автономный округ | АР |
86 | Ханты-Мансийский автономный округ | ТД, ТИ, ТП, ТС, ТЫ |
87 | Чукотский автономный округ | ЧО |
89 | Ямало-Ненецкий автономный округ | ТЯ |
91 | Республика Крым | — |
92 | Город Севастополь | — |
— | Агинский Бурятский автономный округ | ЧШ |
— | Коми-Пермяцкий автономный округ | ПХ |
— | Корякский автономный округ | УК |
— | Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ | ДН, ДВ, ДГ |
— | Пермская область | ПА, ПБ, ПВ, ПГ, ПЛ, ПМ, ПО, ПП, ПФ, ПЯ |
— | Усть-Ордынский Бурятский автономный округ | ИМ |
— | Эвенкийский автономный округ | ЭВ, ЭД |
— | Суда системы МЧС России | ЧС |
Небольшие лодки бывают различных характеров движения. Типы речных судов:
- водоизмещающие – это суда, плавающие на невысокой скорости и удерживающиеся на поверхности за счет силы удержания воды;
- глиссирующие лодки удерживаются благодаря гидродинамическим усилиям, воздействующим на их дно;
- плоскодонное судно;
- суда с крыльями, расположенными под водой. Благодаря крыльям достигается некоторое парение над водой;
- конструкции с воздушной подушкой;
- комбинированные суда – это лодки, способные изменять тип движения для поддержания устойчивости как на стоянке, так и во время движения.
Какие бывают маломерные суда?
Сначала давайте определимся с основным понятием и ответим на вопрос – что такое маломерное судно. Федеральный закон №36 определяет эту формулировку так. Это водное транспортное средство длиной не более 20 метров и вместительностью до 12 пассажиров вместе со снаряжением.
Под понятие маломерного судна подходят следующие плавательные средства:
- Моторная лодка – водное транспортное средство с подвесным мотором. Выделяют транспортные, туристические и разъездные лодки, которые отличаются грузоподъемностью;
- Катер – основное отличие от лодки — наличие мощного стационарного мотора;
- Гребная лодка – малое судно без мотора, но оснащенное веслами;
- Байдарка или каяк – легкая длинная лодка. Чаще используется в спортивных соревнованиях или туристических походах. Для управления необходимо двухлопастное весло;
- Парусник – плавательное средство, которое приходит в движение благодаря парусам и энергии ветра. Разновидности могут сильно отличаться по своим габаритам;
- Гидроциклы/скутеры – скоростные и маневренные плавсредства со стационарным мотором. В длину до 3х метров, максимальная скорость – до 200 км/ч, грузоподъемность – до 300 кг;
- Надувная лодка – резиновое судно, оснащенное либо веслами, либо мотором. Отличается легкостью и удобством в эксплуатации;
- Катамаран – двукорпусное малое судно, оснащенное ферменным или палубным мостом посередине. В зависимости от разновидности, могут значительно отличаться по габаритам.
Определение понятия «транспортное средство». Разъяснения Верховного Суда РФ
Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ» содержатся следующие разъяснения:
«Под транспортными средствами в главе 12 КоАП РФ понимаются:
- подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,
- подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,
- подлежащие государственной регистрации прицепы к указанным автомототранспортным средствам,
- трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины,
- транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед).
При этом понятие транспортного средства, закрепленное в примечании к статье 12.1 КоАП РФ, расширительному толкованию не подлежит. Вместе с тем в предусмотренных отдельными статьями главы 12 КоАП РФ случаях устанавливается административная ответственность и лиц, управляющих иными средствами передвижения (в частности, велосипедами, гужевыми повозками), при нарушении такими лицами ПДД РФ (например, части 2 и 3 статьи 12.29 КоАП РФ)».
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» содержатся следующие разъяснения:
«Под механическими транспортными средствами в статьях 264 и 264.1 УК РФ понимаются автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, квадрициклы, мопеды, иные транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право, а также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины.
Лица, управлявшие транспортными средствами, не относящимися к указанным механическим транспортным средствам (например, велосипедами), и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям 1, 2 или 3 статьи 268 УК РФ».
Рекомендуемые по теме публикации:
- Управление транспортным средством – это .. Понятие, судебная практика
- Водитель транспортного средства – это .. Определение понятия, судебная практика
- Владелец транспортного средства, водитель – это … Определение понятия
Понятие и виды транспортных средств в Правилах дорожного движения
В п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 приведены определения понятий следующих транспортных средств:
Велосипед — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Гибридный автомобиль — транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.
Маршрутное транспортное средство — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Мопед — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
Мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
Прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Школьный автобус — специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.
Электромобиль — транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.
Общее устройство маломерного моторного судна
Основными составными частями маломерного моторного судна (на примере катера любительской постройки) являются:
Корпус — Основная часть судна, в которую входят набор и обшивка. Набор состоит из продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки. Передняя часть корпуса называется баком (бак), средняя часть — шканцами (шканцы), кормовая часть — ютом (ют).
Надстройка — Конструкция над корпусом судна, являющаяся продолжением его бортов, или помещение, расположенное на палубе по всей ширине корпуса судна.
Рубка — Часть надстройки или конструкция на палубе не занимающая всей ширины корпуса судна (расстояние от борта до стены рубки более 4% от ширины корпуса). Является помещением для управления судном и двигателем. На маломерных судах надстройка и рубка совмещается.
Моторная ниша — Отсек в кормовой части корпуса судна для размещения главного судового двигателя, узлов и агрегатов систем двигателя, топливных емкостей. Моторная ниша может быть открытая (как правило для подвесных двигателей) и закрытая (для стационарных двигателей).
Главный двигатель , реверс-редукторное устройство с гребным винтом — Механизмы, приводящие в движение маломерное судно.
Кокпит — Вырез или углубление в палубе маломерного судна на юте, как правило отделен от остальной палубы буртиком. Предназначен для размещения пассажиров, грузов и экипажа.
Леер — Туго натянутый тонкий трос в качестве ограждения вдоль бортов судна при отсутствии фальшборта. Фальшборт — продолжение борта над палубой в носовой и кормовой части судна.
Мачта — Часть рангоута маломерного судна, установленная в диаметральной плоскости судна, возвышающаяся над рубкой и предназначенная для установки приборов сигнализации (ходовых огней ) и связи.
Надводный борт , подводный борт , днище — Элементы внешней обшивки корпуса выше и ниже конструктивной ватерлинии (КВЛ).
Редан — Уступ на поверхности днища маломерного судна в носовой части, который обеспечивает при движении судна его подъем из воды до положения скольжения (глиссирования).
Каюта , кубрик — Помещения на судне, предназначенное для проживания экипажа судна и пассажиров.
Форпик — Носовой отсек, расположенный непосредственно у форштевня.
В законодательстве Российской Федерации
Регистрацию и надзор в отношении маломерных судов осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России.
До 2017 года при регистрации судну присваивались регистрационные номера вида «Р 00-00 АА» для физических лиц, «РАА 00-00» для юридических лиц и «00-00 АА» для гребных и несамоходных судов; АА — двухбуквенный код региона регистрации с использованием кириллицы.
С 2017 года судам присваивается номер вида «ББ ЦЦЦЦ RUSXX», где Б — буквы русского алфавита, совпадающие по начертанию с латинским, Ц — цифра, XX — цифровой код региона, совпадающий с автомобильным (кроме Республики Крым, которой присвоен номер 91).
До 2012 года регистрации подлежали гребные лодки грузоподъёмностью более 100 кг, байдарки грузоподъёмностью более 150 кг, надувные лодки и катамараны грузоподъёмностью более 225 кг. В 2012 году был установлен иной критерий необходимости государственной регистрации в виде «Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт (10,88 л.с.) включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров (29,5 фута), которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха».
ГИМС аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления самоходными судами внутреннего плавания вместимостью менее 80 регистовых тонн с главными двигателями мощностью более 3,68 и не свыше 55 киловатт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт, водными мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми во внутренних водах; прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями более 3,68 и не свыше 55 киловатт (5 и 74,78 л.с. соответственно) или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт (5 л.с.), водными мотоциклами (гидроциклами), используемыми в целях мореплавания.
Согласно статье 11.9 того же кодекса
В Правилах пользования маломерными судами на водных объектах Российской федерации также указано:
Пользование маломерными судами запрещается при следующих неисправностях:
а) наличие сквозных пробоин корпуса судна независимо от их местонахождения;
б) отсутствие или разгерметизация гермоотсеков и (или) воздушных ящиков судна;
в) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого устройства или повреждение его составных частей, или необеспечение надежности его работы;
Уточнено понятие маломерного судна.
Маломерное судно — это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать. Прогулочное судно — это судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах. Спортивное парусное судно — это судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.
- Указано, что регистрации не подлежат следующие виды судов:
- 1. Шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна;
- 2. Суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно;
- 3. Спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха. Таким образом, байдарки теперь не подлежат регистрации в принципе. А также не должна регистрироваться подавляющая масса сплавных и моторных катамаранов и множество других каркасных, жесткокорпусных и надувных лодок.
Суда принято делить по принадлежности к тому или иному флоту:
1. Транспортный флот предназначен для грузовых, пассажирских и грузопассажирских перевозок.
2. Промысловый флот используется для добычи морепродуктов и разработки органических полезных ископаемых в морях и океанах.
3. Технический флот оснащен специализированным оборудованием для выполнения работ по улучшению и поддержанию оптимальных условий эксплуатации других плавсредств (дноуглубительные снаряды, плавучие доки и краны, кабельные суда и плавучие мастерские).
4. Служебно-вспомогательный флот обеспечивает материально-техническое снабжение и разностороннюю поддержку всех флотов (ледоколы, буксиры, суда-снабженцы буровых и добывающих платформ, патрульные, лоцманские, пожарные, спасательные, водолазные и другие суда).
Документом, подтверждающим право владения, служит судовой билет, выдаваемый владельцу в результате регистрации в ГИМС.
При оформлении заявки о регистрации плавсредства целесообразно сразу оплатить госпошлину за выдачу судового билета через сайт Госуслуги со скидкой 30% — 140 рублей. Если вы этого не сделаете, то сумма к оплате потом составит 200 рублей.
Судовой билет выдаётся один раз и не имеет срока действия, поэтому продлевать его не требуется. Изменения вносятся через внесение изменений в реестр маломерных судов. При необходимости получения дубликата судового билета, это можно сделать бесплатно, посредством портала Госуслуги.