Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Режим труда и отдыха водителя: как не получить штраф». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Водители транспортных средств — особая категория работников. Их труд требует повышенной концентрации внимания и идеального физического самочувствия. Полноценный отдых имеет для них большое значение. Именно поэтому порядок составления трудового графика для водителей дополнительно регулируется положением «Об особенностях режима рабочего времени и отдыха водителей автомобилей», утв. приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 (далее — Положение).
Что включает в себя рабочее время водителей
Помимо времени управления автомобилем, рабочее время водителя включает в себя:
- время ремонта автомобиля, выполняемое водителем самостоятельно;
- время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, ожидание посадки и высадки пассажиров;
- время специальных перерывов для отдыха;
- время подготовки автомобиля перед выездом и обслуживание после выезда;
- время предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, а также время следования от рабочего места до места проведения медосмотра и обратно;
- время иных работ, не связанных с управлением автомобилем, и иное время, предусмотренное трудовым договором, локальным актом и законодательством РФ;
- время простоев не по вине водителя.
Ненормированный рабочий день
Также законодательно предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:
8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее — еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.
Ненормированные рабочие дни могут иметь любую продолжительность. При этом общее количество рабочих часов не должно превышать 40 в неделю.
Продолжительность рабочего времени
Трудовым законодательством установлены понятия рабочего времени и нормальной продолжительности рабочего времени. В общем случае последняя не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). В соответствии с п. 7 Положения для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.
Если по условиям работы не может быть соблюдена определенная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов (ст. 104 ТК РФ).
Стоит отметить, что продолжительность учетного периода в отношении водителей устанавливается, как правило, равной одному месяцу (п. 8 Положения). Если водитель занят на перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период или на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может составлять от одного до шести месяцев.
Доплата за работу в выходные и праздничные дни
По общим правилам работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещена. В соответствии с п. 28, 29 Положения привлечение водителя к работе в выходной или нерабочий праздничный день осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ (с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации). В названной статье Трудового кодекса, кроме прочего, поименованы:
- работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям;
- работы, вызываемые необходимостью обслуживания населения;
- неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.
Режима труда и отдыха водителей
При организации перевозки груза (особенно если груз надо было доставить «еще вчера») всегда есть соблазн гнать машину без остановки, покрывая за день максимально возможное расстояние и забывая при этом, что беспилотники пока еще не стали нормой дорожной жизни и за рулем по-прежнему сидит обычный человек с обычной склонностью уставать и засыпать от усталости. И что такой водитель, борющийся с сонливостью и теряющий концентрацию, неизменно превращается в угрозу для всех участников дорожного движения. Да, некоторое время может везти и угроза может оставаться только угрозой, но рано или поздно она все равно обернется реальным серьезным дорожно-транспортным происшествием, где в лучшем случае пострадают только автомобили, а в худшем…
Благо, в сфере грузоперевозок есть специальные законодательные акты. (нормы режима труда и отдыха водителей), призванные избавить транспортные компании от такой «рачительности» и «забывчивости». И хотя они порой содержат в себе противоречия и недосказанности, а проверить абсолютно каждого находящегося в рейсе водителя не представляется возможным, контроль за соблюдением рабочего времени за рулем становится все строже.
В Европе только водитель, находящийся в пути в то время, как давно уже должен отдыхать, может получить штраф, составляющий четверть его заработка (его наниматели, естественно, в разы больше). А систематические «фокусы» с тахографом обойдутся ему даже в тюремное заключение. По крайней мере, в 2013-м году водителя из Шотландии постигла именно такая участь — 6 месяцев тюрьмы и, как следствие, крест на работе перевозчиком.
Подтверждена возможность использования суммированного учета рабочего времени
Соответствующие изменения внесены в пункт 18 Положения. И если в старой редакции было указано, что суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не могла превышать 90 часов, то из новой редакции ограничение убрали. Из этого следует, что теперь это время может превышать 90 часов.
На первый взгляд может показаться, что данная норма ухудшает положение водителей, но последующие поправки, касающиеся увеличения времени отдыха водителей, сглаживают это противоречие. Теперь время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем (при направлении в рейс двух и более водителей), засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. То есть нововведение гарантирует третьему водителю оплату труда во время управления транспортным средством наравне с его коллегами. Такие поправки внесены в пункт 22 Положения.
Графики работы водителей
В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.
Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.
Существует 2 типа учета рабочего времени:
- Ежедневный учет рабочего времени. Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательством.
- Суммированный учет рабочего времени. Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.
Каждый из этих типов ниже будет рассмотрен подробнее.
Принцип формирования рабочего времени сотрудника
Режим труда и отдыха водителей дальнобойщиков, последние новости
При составлении специального графика учитываются некоторые принципы для минимизации негативных последствий в отношении специалиста, который не должен получать травм, а также для снижения попадания в определенные аварийные ситуации, которые могут привести к тяжким последствиям:
- принцип сохранения здоровья и обеспечения режима отдыха гражданина, как во время следования, так и во время послерейсового отдыха;
- учет погодных данных при формировании текущего графика;
- учет времени прибытия и графика следования, а также определение средней скорости движения;
- принцип минимизации вреда для здоровья при построении маршрута следования.
Периоды работы и отдыха
Работодатель может продлить смену сотрудников до 10 часов в день. Иногда смена может продолжаться до 12 часов. Однако в этом случае совокупное время вождения должно составлять не больше 9 часов. Увеличивать это время нельзя. Если водитель будет беспрерывно находиться за рулем больше 9 часов, это снизит концентрацию его внимания. А это может привести к ДТП. 12 часов – это исключительный случай. В приказе Минтранса №170 от 3 мая 2018 года оговорены обстоятельства, в которых можно увеличивать длительность рабочего дня:
- Человек занят на городских маршрутах (пункт 11 Положения).
- Человек занят на международных перевозках (пункт 10).
- Перевозки, связанные с нуждами здравоохранительных, коммунальных, почтовых учреждений.
- Поездки на служебных авто, связанные с нуждами государственных органов (пункт 12).
- Работа на инкассаторских авто.
Ранее в этот перечень входили перевозки на пожарных и аварийно-спасательных ТС, однако сейчас они исключены из Положения.
ВНИМАНИЕ! Иногда возникает необходимость в рейсе, превышающем 12 часов. К примеру, это может быть поездка в дальний город. Что делать в этом случае? В рейс нужно направлять двух водителей. Работать они будут посменно.
Комментарий к ст. 107 ТК РФ
1. Предусмотренные данной статьей виды времени отдыха различаются в зависимости от времени и цели его предоставления.
2. Перерывы в течение рабочего дня (смены) предоставляются для отдыха и питания (см. коммент. к ст. 108) или для обогревания и отдыха (см. коммент. к ст. 109).
3. Ежедневный (междусменный) отдых — это время с момента окончания работы и до ее начала на следующий день (смену). Его продолжительность определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности и зависит от длительности ежедневной работы и обеденного перерыва.
Трудовой кодекс не устанавливает минимальную продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха. По сложившейся практике режим работы в организации устанавливается, как правило, таким образом, чтобы минимальная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем обеденного перерыва была не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху день (смену). Аналогичное правило установлено Санитарно-эпидемиологическими правилами «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту СП 2.2.2.1327-03», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.05.2003 N 100. В них предусмотрено, что продолжительность ежедневного отдыха между сменами должна быть вдвое больше продолжительности работы. Меньший отдых (но не менее восьми часов) допустим только при чрезвычайной ситуации (аварийные работы) (п. 10.24).
Для отдельных категорий работников некоторых отраслей минимальная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха регламентируется в специальных нормативных правовых актах, устанавливающих особенности режима рабочего времени и времени отдыха.
Так, в соответствии с п. 16 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы, утв. Приказом Госкомрыболовства России от 08.08.2003 N 271, плавающему составу предоставляется ежедневный отдых продолжительностью 12, 16, 17 или 18 часов в сутки в зависимости от установленной продолжительности смены (вахты).
Конкретная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха предусмотрена в соответствующих нормативных правовых актах и для работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств. Согласно п. 18 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утв. Приказом Минтранса России от 16.05.2003 N 133, ежедневный отдых указанных работников не может быть менее 12 часов (см. также коммент. к ст. 329).
В соответствии с п. 12 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 30.01.2004 N 10, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха диспетчера УВД не может быть менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). В отдельных случаях продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть уменьшена до продолжительности предшествующей рабочей смены с соответствующим увеличением времени отдыха в течение текущего месячного периода.
Согласно п. 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей — не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.
4. Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) предоставляется работникам продолжительностью не менее 42 часов. Конкретная продолжительность этого вида отдыха зависит от вида рабочей недели и режима труда в организации (см. коммент. к ст. ст. 110, 111).
5. Нерабочие праздничные дни — это установленные ТК свободные от работы дни, посвященные выдающимся событиям или памятным традиционным датам (см. коммент. к ст. 112).
6. Отпуск как вид времени отдыха представляет собой определенное число свободных от работы календарных дней (помимо праздничных нерабочих дней), предоставляемых работникам для непрерывного отдыха и восстановления работоспособности с сохранением места работы (должности). Различаются ежегодные оплачиваемые отпуска (см. коммент. к ст. 114) и отпуска без сохранения заработной платы (см. коммент. к ст. 128).
Время, отведённое на отдых, складывается из таких частей, как:
- Перерыв для приёма пищи – обычно выделяется в процессе смены в удобное время и может длиться до 2 часов. В случае, когда время работы за день более 8 часов, таких перерывов может быть и два – главное, чтобы их общая длительность была от 30 минут до 2 часов.
- Междусменный отдых – минимальное время такого отдыха должно превышать время рабочей смены в 2 раза.
- Выходные дни – должны занимать не менее 42 часов непосредственно перед междусменным отдыхом или после него.
Ненормированный рабочий день
Также законодательно предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:
8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2021, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее — еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.
Ненормированные рабочие дни могут иметь любую продолжительность. При этом общее количество рабочих часов не должно превышать 40 в неделю.
Суммированный учет рабочего времени
Суммированный учет рабочего времени — более сложная схема. При такой схеме рассчитывается рабочее время водителя не в течение 1 дня, а в течение месяца.
Примечание. До 1 января 2021 года в некоторых случаях (в курортной местности и на сезонных перевозках) допускалось применять суммированный учет в течение сезона. С 1 января 2021 года учетный во всех случаях составляет 1 месяц.
Например, в течение месяца, состоящего из 31 дня есть 23 рабочих дня. В этом случае общее время работы водителя не должно превышать 23*8 = 184 часа. При этом могут быть рабочие дни, в течение которых водитель работает больше 8 часов.
Однако и тут есть свои особенности. При суммированном учете длительность рабочего дня не может превышать 10 часов.
Виды графиков для водителей автобусов
Для водителей автобусов могут составляться следующие виды графиков:
- Сменный. Водители работают в соответствии с месячными графиками. Для длительных маршрутов составляется особый график, в котором отражается время в пути и стоянок.
- Разрывной. Этот график составляется в случаях, когда востребованность водителя в течение рабочей смены неодинакова. Суммарное время такой разорванной смены должно укладываться в рамки смены без переработки. Первый перерыв должен наступить не ранее чем через 4 часа после начала смены. Разрывной график устанавливается только при согласии шофера. Водитель проводит перерыв в месте, оборудованном для отдыха.
- Ненормированный. Такой график обычно составляется при суммированной отчетности.
Ответственность за нарушение
Законодательство предусматривает наступление ответственности работодателя за нарушение длительности междусменных перерывов в работе трудящихся, в том числе водителей и медицинских работников. В частности, кодекс об административных нарушениях предполагает за несоблюдение минимальной продолжительности перерывов между сменами водителей, установленной законом, штраф для руководителя предприятия в размере до 3000 рублей. В дополнение к этому такое нарушение можно рассматривать как несоблюдение требований и условий, необходимых для получения лицензии. Поэтому оно способно привести к более серьезным последствиям вплоть до лишения организации лицензии на осуществление автотранспортных перевозок.
С 2017 г. предполагается ужесточение штрафных санкций за нарушение режима труда и отдыха водителей.
I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации»* (далее -Трудовой кодекс Российской Федерации).
2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее — водители).
*Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. I ), ст. 3.
Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, — по согласованию с представительным органом работников.
3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.
4. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
5 . На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.
Что входит в рабочее время водителя
Кроме управления транспортным средством в расчет рабочего времени водителя берутся:
- Подготовка к рейсу и заключительные работы после возвращения в организацию. При поездках на дальние расстояния и междугородних перевозок дополнительно учитывается время на работы в транзитном пункте. Состав и продолжительность этих работ устанавливаются работодателем по согласованию с водителями организации.
- Пред- и послерейсовый медосмотры. Их продолжительность также устанавливается руководителем.
- Стоянка в погрузочно-разгрузочных пунктах и пунктах посадки/высадки пассажиров.
- Регламентированные перерывы. Например, для отдыха от управления автомобилем, для обогрева при работе в низких температурах или для отвода теплоты при работе в жару и другие перерывы. Перерыв для отдыха от управления автомобилем водитель должен сделать не позже чем через 4 первых часа за рулем. А в дальнейшем — не позже чем через каждые 2 часа. Отдохнуть нужно не менее 15 минут.
- Простои не по вине водителя.
- Работы по устранению обнаруженных в пути неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис.
- Охрана груза и автомобиля во время стоянки в транзитных пунктах.
- Если в рейс отправляются два водителя, учитывается время пребывания сменщика на рабочем месте, когда он не управляет автомобилем.
Некоторые виды деятельности водителя могут оплачиваться не в полном объеме. Время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда он не за рулем, работодатель может оплатить только на 50%. Время на охрану груза и автомобиля на 30%. При этом, если в рейс на одном автомобиле вышли два водителя, то время охраны груза засчитывается только одному из них. Эти моменты должны быть прописаны в трудовом договоре.
Пример расчета рабочего времени водителя для разных видов деятельности:
Вид деятельности | Фактическое время | Рабочее время |
Охрана груза и автомобиля | 2 часа | 36 минут (минимум 30%) |
Второй водитель был на рабочем месте, но не за рулем | 4 часа | 2 часа (минимум 50%) |
Предрейсовый медосмотр | 15 минут | 15 минут |
Управление транспортным средством | 4 часа | 4 часа |
Отдых от управления автомобилем | 20 минут | 20 минут |