Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «После школы: ступени высшего образования в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Казалось бы, всегда есть привычный короткий путь — позаимствовать определения «на Западе». Но определения Европейского пространства высшего образования размыты и больше сфокусированы на количестве кредитов, чем на функциях. Это связано с изначальным фокусом Болонского процесса на международной мобильности — в первую очередь ее важно было обеспечить механически.
Чем отличается бакалавриат, магистратура и аспирантура
Любое высшее образование имеет множество нюансов и преимуществ, сначала рассмотрим их различия в таблице представленной ниже:
Образование | Срок обучения | Поступление | Выпускная работа | Дальнейшее обучение |
Бакалавриат | Не менее 4-х лет | После 10 или 11 класса, при сдаче ГИА и ЕГЭ | Выпускная дипломная работа по образовательной системе вуза | В магистратуре |
Магистратура | 2 года | После окончания специалитета или бакалавра | Магистерская диссертационная работа | В аспирантуре |
Аспирантура | От 3 до 5 лет | После окончания магистратуры или специалитета | Кандидатская диссертация | Докторантура (получение докторской степени) |
Чем должны быть бакалавриат, магистратура и аспирантура?
В Средние века бакалаврами становились те, кто освоил тривиум: логику, грамматику и риторику. Тривиум остается базой, пусть и в одежде современных «мягких навыков»: критического мышления, письма и коммуникации. Бакалавриат должен обеспечивать широкое фундаментальное образование, не менее системное, чем советские программы, но включающее разные дисциплинарные и междисциплинарные блоки.
Выпускник должен знать, как быстро освоить любую новую область знания — как раз за счет способности использовать разные типы мышления: от исторического до математического. Он также должен уметь формировать личную позицию по общественно значимым вопросам. Базовые форматы для бакалавриата: семинары и академическое эссе, где нужно выражать свою точку зрения, и групповая работа, где нужно находить общий язык с другими студентами.
При этом ключевой для экономического развития уровень — не бакалавриат, а магистратура. Магистратура — основной способ взаимодействия университета и реального сектора экономики. Несмотря на то, что первые выпуски магистров состоялись в 1994 году, в России магистратура до сих пор — ничья земля. Каждый университет и даже каждая программа интерпретируют ее по-своему.
Структура высшего образования в России
Несмотря на то, что двухуровневая система высшего образования (бакалавриат + магистратура) официально принята в России с 2009 года, а фактически в ряде вузов существует с середины 1990-х, она до сих пор вызывает массу вопросов и недопониманий.
Мы свели основные сведения о ступенях образования в следующую таблицу.
Ступень | Квалификация/ Степень |
Срок обучения | Требования для присвоения квалификации | Где можно продолжить обучение |
Высшее образование | ||||
Бакалавриат | Бакалавр | Не менее 4 лет | Госэкзамены и выпускная квалификационная работа | Магистратура |
Специалитет | Дипломированный специалист / Специалист | Не менее 5 лет | Госэкзамены и защита дипломной работы или дипломного проекта | Магистратура или аспирантура |
Магистратура | Магистр | 2 года | Защита магистерской диссертации | Аспирантура |
Аспирантура
Адъюнктура |
Исследователь. Преподаватель-исследователь / Кандидат наук (после защиты кандидатской диссертации) | Не более 3 лет по очной форме и 4 лет по заочной (для ряда специальностей 4 и 5 лет соответственно) | Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита кандидатской диссертации | Докторантура |
Подготовка научных кадров | ||||
Докторантура | Доктор наук | Не более 3 лет | Защита докторской диссертации |
Введение двухуровневой системы связано с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу, который сегодня объединяет 48 стран. Но в ряде профильных вузов сохранилась и традиционная, пятилетняя программа подготовки специалистов. Это те вузы, которые смогли доказать, что за 4 года бакалавриата невозможно подготовить квалифицированного специалиста.
Параллельное существование двух разных системы высшего образования часто порождает вопросы: чем отличается бакалавр от специалиста? а специалист от магистра? что считать вторым высшим образованием, а что — первым?
Это форма высшего послевузовского образования для подготовки учёных и преподавателей университета. Стать аспирантом можно после специалитета или магистратуры, сдав профильные вступительные экзамены.
Программа предполагает изучение профильных дисциплин и сдачу экзаменов кандидатского минимума, написание и публикацию научных статей и докладов под кураторством научного руководителя, а также выступления на научных конференциях. Большую часть времени аспирант тратит на самостоятельное написание кандидатской диссертации, которую потом защищает перед диссертационным советом.
Обучение длится 3—4 года. По окончании, при успешной защите кандидатской диссертации, выпускнику присваивают учёную степень кандидата наук.
Учёная степень кандидата наук даёт возможность стать не просто преподавателем вуза, как магистры, а доцентом кафедры или старшим научным сотрудником. Также кандидат наук получает надбавку к зарплате, освобождается от службы в армии и становится более конкурентоспособным на рынке труда.
В чем различия магистратуры и аспирантуры?
Различия между этими ступенями обучения наглядно отражены в следующей таблице.
Магистратура |
Аспирантура |
|
Кто может поступать? |
|
|
Сколько длится обучение? |
2 года |
От 3 до 5 лет |
Нужно ли сдавать экзамены при поступлении? |
Да |
Да |
Выпускная работа |
Магистерская диссертация |
Кандидатская диссертация |
Предусмотрены ли бюджетные места для поступающих? |
Да |
Да |
Выплачивается ли стипендия на очных бюджетных формах обучения? |
Да |
Да |
Кого готовят в процессе обучения? |
|
|
Какая степень присваивается после защиты научной работы? |
Магистр |
Кандидат наук* |
Можно ли после успешного обучения претендовать на поступление в докторантуру? |
Нет |
Да |
Это вторая ступень образования. По ее окончании выпускники получают государственный диплом магистра. Документ признается и за рубежом. Цель обучения – подготовка выпускников к работе в российских и интернациональных компаниях, к научно-исследовательской и преподавательской деятельности.
Период обучения – не менее 2 лет. За это время студенты углубляют теоретические знания, оттачивают на практике навыки по ранее выбранному профилю либо меняют вектор специализации. Так что очевидно, что по квалификации магистр выше бакалавра, хотя его образование тоже считается первым высшим.
В процессе учебы акцент делается на развитие узких компетенций, аналитических, исследовательских, управленческих навыков. Образовательные программы включают курсы, содержащие блоки теории и практики. Студенты разбирают реальные производственные кейсы, решая задачи, аналогичные будущим рабочим ситуациям, а также обязательно проходят стажировки и практику в компаниях и на предприятиях. Присвоенная квалификация – ключ к выигрышным стартовым позициям в карьере, обучению в аспирантуре и развитию идей магистерской диссертации.
Что такое аспирантура?
Поступление на аспирантуру это осознанный выбор в пользу получения углубленных знаний, которые помогут связать жизнь с наукой. Данная ступень высшего образования это прямой путь к получению степени кандидата наук.
Для этого нужно защитить диссертацию после обучения сроком до 3 лет на очном отделении и до 4 лет на заочном. За все время обучения Вам нужно сдать 3 кандидатских экзамена и издать несколько научных публикаций. Также если Вы решите связать свою жизнь с преподаванием в высших заведениях, в ваши обязанности будет входить проведение семинаров, а также необходимо принимать участие в проверке экзаменов студентов.
Степень специалиста или магистра поможет в получении статуса аспиранта. Но помимо этого Вам следует преуспевать в учебе, выполнять научные статьи и принимать участие в конференциях. Одним из определяющих факторов становится составленное о Вас мнение учёного совета и научного руководителя.
Кроме Высших учебных заведений, получение степени аспиранта осуществляется при Научно-Исследовательском институте. В НИИ поток поступающих меньше, чем в вузовскую аспирантуру. Одним из основных его преимуществ является низкая конкуренция и наличие вакантных мест.
Чтобы получить степень кандидата наук предстоит защитить научно-исследовательскую работу перед диссертационным советом. Как только Высшая аттестационная комиссия проведёт повторную проверку и будет вынесено положительное решение, Вы станете полноправным обладателем заветной степени кандидата наук.
Сходства, различия и преимущества аспирантуры и магистратуры
- Для поступления в магистратуру нужно обладать дипломом специалиста или бакалавра, в то время как для аспирантуры нужен диплом не ниже магистра или специалиста.
- Срок обучения магистрантов составляет 2 года, а обучение аспирантов варьируется от 3 до 5 лет.
- Основная задача аспирантуры это подготовка среднего и высшего преподавательского состава.
- Магистратура, в свою очередь, подготавливает специалистов, которые в дальнейшем могут преподавать в средних образовательных учреждениях.
- Обучение в магистратуре составляет часть исключительно вузовской системы, а аспирантура в свою очередь может быть сорганизована не только в рамках вуза, но и при НИИ или же других исследовательских организациях.
- Закончить обучение в аспирантуре Вы также можете и без защиты диссертационной работы. Тогда Вы получите диплом только о сдаче кандидатских экзаменов.
За время обучения в многоуровневой системе образования студент привыкает к самостоятельной научной работе и в праве сам выбирать, что для него нужнее и эффективнее для дальнейшей реализации своего потенциала.
Вклад, который мы вносим в саморазвитие это то, что определяет нашу дальнейшую жизнь в целом: продвижение в карьере, уровень доходов и многое другое. Любой абитуриент мечтает стать востребованным и первоклассным специалистом.
Если стоит выбор между магистратурой и аспирантурой, то в первую очередь нужно определиться для себя: хотите Вы получить углубленные знания в определённой сфере и наработать соответствующие навыки или же мечтаете связать свою жизнь с наукой и преподаванием.
Что выбрать: АБ или ПБ
Рассмотрим академический бакалавриат — что это такое? Срок обучения составляет 4 года и предполагает своё продолжение в магистратуре. Здесь делается упор на активизацию научно-исследовательской составляющей. Большая часть учебной нагрузки отводится теоретическим курсам. Эта особенность позволяет проводить обучение как в дневной, так и в заочной форме.
Второй вид — прикладной бакалавриат. Что это такое? Потребность упора на практическую составляющую обусловлена тем, что с развитием науки и техники многие специальности требуют отработанных практических навыков. Именно поэтому появилась необходимость сочетать фундаментальные знания, получаемые в вузе с практическими навыками, которые можно получить в учреждениях среднего специального образования.
Итак, каким требованиям призван соответствовать прикладной бакалавриат? Что это такое? И как будет осуществляться на практике? Развитие здесь предполагает применение большого числа специальных прикладных курсов — их больше половины. Такой вид обучения может реализовываться только на дневной форме. В итоге за тот же самый период получают бакалавра-практика, который будет готов к выполнению профессиональных обязанностей. Экспериментальная разработка таких программ началась ещё в 2009 году и проводилась высшими учебными заведениями, которые были отобраны по результатам конкурса.
Чем различаются дипломы бакалавра и специалиста
Кроме самого звания — «бакалавр» или «специалист» по какому-то направлению — в дипломе специалиста дополнительно указывается еще и точная специальность: юрист, психолог, инженер.
Если изучить приложение к диплому, где указаны учебные дисциплины и затраченное на них время, можно увидеть, что у этих двух программ обучения разная глубина охвата предметов.
Выпускникам специалитета предоставляется больше карьерных возможностей. Бакалавр сможет поравняться со специалитетом только после того, как окончит магистратуру.
Вот наглядный пример того, как отличаются уровни подготовки и компетенций выпускников двух разных программ обучения (бакалавриата и специалитета) на юридическом образовании:
Диплом бакалавра включает лишь общее направление.
Базовые различия бакалавра, магистра, специалиста
В чем еще отличия магистра и бакалавра от специалитета, так это в том, что эти две степени относятся к первым научным степеням. Звание магистра открывает перед молодыми учеными дорогу в аспирантуру.
Учащийся получает степень бакалавра до специалиста или магистра. Спустя 4 года учебы студент должен понять, куда двигаться дальше и какие вершины осваивать. Если у него в планах пойти в науку или он планирует остаться в вузе и работать преподавателем, он должен подумать о получении диплома специалиста или магистра.
Обратите внимание, что не все вузы предлагают своим студентам возможность получения диплома магистра. Еще меньше специальностей, по которым можно его получить. Подробную информацию о наличии интересующего направления и диплома получайте на официальном сайте вуза.
На какой бы системе образования вы не остановились, всегда старайтесь получить не сам диплом, а знания. Ведь именно они помогут добиться в жизни тех целей, которые вы перед собой поставите. А если достижению заветного мешают бесполезные предметы, специалисты нашего сервиса помощи студентам готовы избавить вас от этих мук.
Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.
Тем не менее бакалавриат – это полноценное высшее образование, по окончании вуза выпускникам выдают диплом с квалификацией «бакалавр». С этим документом можно устраиваться на работу – продолжать учебу в магистратуре необязательно.
Как выбрать уровень обучения
- Определиться, в какой сфере ребёнок хочет работать, выбрать специализацию и посмотреть программы подготовки. Возможно, по выбранной программе подготовки будут программы и бакалавриата, и специалитета. Выбирать надо по качеству образования, которое вы получите в том или ином вузе.
- Посмотрите представленность вузов в рейтингах университетов и в отраслевых рейтингах по выбранной сфере.
Российские: рейтинги «Интерфакс», «Форбс», РА «Эксперт».
Международные: QS World University Rankings, Academic Ranking of World Universities (ARWU), Times Higher Education World University Rankings (THE WUR), «Три миссии университета». - Изучите, какие преподаватели обучают на программах, какой у них уровень материально-технической базы, какие достижения.
- Узнайте о наличии программ двойных дипломов.
- Посмотрите рейтинг вузов с точки зрения востребованности выпускников вуза у компаний-работодателей.
После этого принимайте решение — куда поступать. А подготовку уже можно начинать вместе с нами!
Что такое аспирантура, магистратура, бакалавриат
Специалитет. Он в чем-то подобен бакалавриату, но его программа дает студенту больше практических навыков при ведении профессиональной деятельности. На специалитет также поступают, имея среднее профобразование либо среднее общее, вот только срок его получения более длительный – не четыре, а пять лет.
Окончив обучение, выпускник получит на руки диплом специалиста с квалификационной отметкой и указанием отрасли деятельности, например, «юрист – «правоохранительная деятельность» или экономист «экономическая безопасность».
На этом уровне существует несколько видов подготовки кадров, один из них аспирантура.
Аспирантура – это вид подготовки специалистов, которые впоследствии будут заниматься как научно-исследовательской деятельностью, так и преподаванием в высших учебных заведениях страны. В аспирантуре имеют возможность учиться специалисты и магистры, тут все зависит от выбранного направления деятельности, поскольку не все специальности имеют магистратуру и выпускники специалитета могут сразу поступать в аспирантуру.
Кроме практической деятельности аспирантам дают знания необходимые для ведения исследовательской и научной деятельности, педагогической деятельности. Аспирант сам осуществляет выбор желаемого направления, ищет интересующую его тему для написания диссертационной работы. Обучение в аспирантуре довольно длительное, как правило, до трех лет, а в заочной форме обучение – до четырех.
В дипломе будет проставлена отметка квалификационного уровня «преподаватель-исследователь» либо просто «Исследователь». Выпускник получает соответствующую научную степень – кандидата наук. Эта степень позволит ему впоследствии получить степень доктора наук, при условии создания определенных работ и проведения научной деятельности необходимого уровня.
У абитуриента, который поступает в белорусский вуз, подобных вопросов обычно не возникает. Всё потому, что понятия «специалитет» и «бакалавриат» чаще применяются в зарубежных университетах. В Беларуси можно получить высшее образование I ступени (получение квалификации специалиста после 4−6 лет обучения) и II ступени (получение степени магистра). Бакалавриата как такового нет. Поэтому в белорусском понимании специалист — это человек, окончивший высшее учебное заведение и получивший определённую квалификацию.
Бакалавр, магистр, сем: о чём речь?
За границей же специалитет и бакалавриат не одно и то же. Например, в России, с 2007 года ступени образования заменили на уровни. К первому уровню высшего образования относят бакалавриат. А ко второму — подготовку специалиста, магистратуру. Так, бакалавр получает общие знания по профилю без узкой специализации (учится 4 года). После окончания учёбы может идти работать либо поступить в магистратуру. При этом магистратура считается следующей ступенькой (вторым уровнем) высшего образования. По сути, как перейти из базовой школы в среднюю. Ведь после 9 классов у тебя будет свидетельство, но не такое серьёзное, как аттестат после 11 класса. Он даёт возможность поступить только в колледж или лицей, а с аттестатом за среднюю школу у тебя больше вариантов. Плюс к тому диплом бакалавра котируется за рубежом.
Специалист же получает конкретную специализацию в рамках своего направления. Например, в рамках программного обеспечения информационных технологий изучает цифровую безопасность. Учится 5−6 лет. После выпуска также может продолжить учёбу в магистратуре.
Стоит ли поступать в магистратуру: взвешиваем все «за» и «против»
Идём дальше. И бакалавр, и специалист могут поступать в магистратуру, чтобы повысить квалификацию или сменить специализацию. Например, учитель биологии может поступить в магистратуру, чтобы получить категорию. Но он также может выучиться в магистратуре на психолога. А если бакалавр или специалист повысил свою квалификацию в магистратуре, но понял, что хочет заниматься научными исследованиями в своей области? В таком случае речь идёт о послевузовском образовании и поступлении в аспирантуру для получения научной квалификации «Исследователь».
Интервью с аспирантом ПГУ об учёбе и научных достижениях
В самом начале становления Российской Федерации, в 1992 г., был принят Закон «Об образовании», который впервые ввел понятие образовательного стандарта. На сегодняшний день в стране действует третье поколение стандартов, принятых еще в 2009 г. В них регулярно вносятся поправки, последние изменения были внесены в конце 2018 г. Современное образование не стоит на месте, поэтому уже разработаны новые проекты, которые должны быть реализованы в 2019 г.
Согласно принятым федеральным образовательным стандартам, были установлены правила, касающиеся системы образования в России:
- Новый статус получила аспирантура, ставшая отдельным уровнем.
- Введены такие понятие как сетевое, дистанционное и электронное обучение, которое может быть использовано на всех ступенях образования.
- Все вузы должны создавать образовательные документы, опираясь на специальные федеральные программы обучения, разработанные специальной комиссией.
Исключение составили два ведущих вуза страны: МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ. Они могут разрабатывать собственные образовательные программы, поскольку им изначально был присвоен особый статус научно-образовательных центров.
По принятии образовательных стандартов нового поколения система высшего образования была разделена на три ступени:
Специалитет являлся основной формой образования высшего уровня в РФ до сентября 2003 года, когда Россия перешла на Болонскую систему, подписав соответствующую декларацию. Хотя форма специалитета успешно применяется некоторыми вузами страны до сих пор. Поступление на специалитет осуществляется на основе результатов ЕГЭ. Обучение продолжается 5 лет (очная форма) или 6 лет (заочная форма). Выпускник дальше может поступить как в магистратуру (только на платной основе), так и сразу в аспирантуру. Эта форма образования считается достаточно престижной в России, но за рубежом найти работу с дипломом специалиста будет проблематично, поскольку там подобная форма не практикуется.
Многие часто путают магистратуру и аспирантуру, считая, что это синонимичные понятия. Однако это совсем не так. Вот основные отличия между этими уровнями:
- магистратура – это только второй из трех высших уровней образования в России, тогда как аспирантура – третий, более высокий, заключительный этап;
- магистратура способствует получению более широкого и глубокого спектра знаний, по сравнению с бакалавриатом. Выпускники магистратуры имеют право вести преподавательскую деятельность по специальности в средне-профессиональных учебных заведениях. Но только выпускники аспирантуры могут преподавать в вузах;
- магистратура относится только к вузовской системе обучения, аспирантура, в свою очередь, может быть прикреплена к НИИ или какой-любой другой организации исследовательской направленности;
- в магистратуру могут поступать выпускники бакалавриата либо специалитета. В аспирантуру можно поступать только после получения диплома специалиста или магистра, т.е. после успешного завершения второй ступени обучения;
- по окончании аспирантуры выпускнику присваивается ученая степень кандидата наук.
Аспирантура и магистратура – две ступени высшего образования, которые практически не имеют ничего общего.
Аспирантура дает более обширные знания, позволяет углубленно работать над определенной темой. Внутренний экзамен при поступлении в аспирантуру имеет более высокий уровень сложности.
Какую ступень образования выбрать, какие между ними различия, вы узнаете, посмотрев видео.
- Магистратура необходима тем обучающимся, которые хотят в дальнейшем получить более престижную работу, благодаря прохождению еще одной образовательной ступени. Однако в жизни такая схема работает преимущественно только в самых крупных российских городах. Чаще всего работодатель проверяет только наличие диплома, а не количество пройденных ступеней, особенно в тех направлениях, где нехватка кадров ощутима сильнее всего. Но жизнь не стоит на месте, все больше и больше становится молодых, успешных руководителей, которые требуют той же успешности, активности и глубокого знания профессии от своих работников. Поэтому магистратура приобретает все большую значимость;
- магистратура может полностью изменить всю жизнь человека. Если студент, получил статус бакалавра по одной специальности, понял вдруг, что она ему неинтересна, он может сдать экзамены в магистратуру по совершенно другому направлению;
- те, кто хочет связать дальнейшую жизнь с образованием и преподавательской деятельностью, обязательно должны получить диплом магистра. Только это позволит им преподавать в колледжах и техникумах.
Бакалавриат магистратура и аспирантура в чем разница
Следующий после бакалавриата уровень образования. Магистратура нужна, чтобы углубить полученные в бакалавриате знания по выбранному направлению, дополнить их практическими навыками и подготовить студентов к научной работе. Поэтому все специальности бакалавриата «дублируются» в магистратуре – их коды совпадают, за исключением шифра, обозначающего уровень образования. Например, в бакалавриате есть направление «Картография и геоинформатика» 05.03.03. В магистратуре ему соответствует одноименное, но с кодом 05.04.03 (вторая группа цифр – это указание на уровень высшего образования, в этом конкретном случае – магистратуру).
Учиться в магистратуре 2 года, на очно-заочных и заочных программах (их немного, и они есть не на всех направлениях) – на 3–6 месяцев дольше. Выпускники получают диплом с квалификацией «магистр».
В магистратуру поступают по экзаменам, которые вузы проводят сами. Есть университеты, которые заменяют тестирование по предметам, изученным в бакалавриате, конкурсом портфолио.
Поступить в магистратуру можно с высшим образованием любого уровня – после бакалавриата, специалитета или даже аспирантуры, если вдруг после занятий наукой захочется радикально изменить направление деятельности. При этом только для бакалавров, впервые поступающих на программу более высокого уровня, учеба будет бесплатной. Выпускники специалитета и аспиранты могут учиться в магистратуре платно. Но есть одно исключение – для тех, кто получил университетский диплом до 2010 года. До этого времени в документах об образовании им присваивали квалификацию «дипломированный специалист». Именно так сформулированная запись дает право претендовать на бесплатную учебу в магистратуре после специалитета или аспирантуры.
Магистратура – система подготовки профессионалов высокого уровня в высших учебных заведениях, работающих по обязательным программам обучения студентов с правом выбора общего направления образования и углубленного изучения отдельных дисциплин по специальности.
Система высшего образования в большинстве европейских стран в соответствии с Болонским процессом имеет два уровня подготовки специалистов, осваивающих обязательные образовательные программы. Первый уровень подготовки – бакалаврат. Диплом бакалавра дает право продолжить образование по общим программам второго уровня и получить квалификацию специалиста.
По специальным программам вузы готовят магистров. Аспирантура является следующей образовательной ступенью.
Специалитет. Это единственная форма за рамками Болонской системы, существующая уже давно, но с 2011 года число пророгамм специалитета существенно ограничилась в связи с переходом на болонскую систему.
Является первой ступенью высшего образования, можно поступать имея среднее общее образование и средне специальное. Срок обучения 5 лет, по итогам защищается дипломная работа.
Бакалавриат. Первая ступень высшего образования в рамках Болонского процесса.
Условия поступления как и у специалитета. Срок обучения 4-5 лет. По итогам защищается выпуская квалификационная работа(бакалаврская работа).
Отличается от специалитета возможно меньшим сроком обучения, парадигмой обучения: компетентностный подход(много часов на самостоятельное обучение и тд.). Не дает возможности поступить сразу в аспирантуру. Многие почему-то считают его неполным высшим, но это не так.