Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое соцпакет работника и что в него входит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Определенные категории населения могут рассчитывать на ряд инструментов поддержки со стороны государства, основываясь на собственной нуждаемости. Такие меры помощи выражаются в виде специальных социальных льгот, которые выплачиваются из средств федерального или регионального бюджета с целью улучшения качества жизни незащищенных групп граждан. Основание для получения полагающихся преференций может затрагивать различные аспекты жизни человека: от рождения ребенка до смерти члена семьи.
В российском законодательстве отсутствует единый правовой акт, в котором отражены все доступные для населения социальные льготы. Поэтому нормативная база выстраивается из документов, обосновывающих статус и права на меры помощи каждой категории граждан:
- Закон РФ №4301-1 от 1993 года – для Героев СССР/РФ и полных кавалеров ордена Славы.
- ФЗ № от 1995 года – для ветеранов ВОВ/боевых действий/военной службы.
- Закон РФ №1244-1 от 1991 года – для граждан, пострадавших от радиации в связи с катастрофой, произошедшей на Чернобыльской АЭС.
- ФЗ № от 1997 года – для Героев Труда РФ/Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой славы.
- ФЗ №181 от 1995 года – для инвалидов.
- Указ Президента РФ №431 от 1991 года – для многодетных семей.
- Федеральный закон №178 от 1999 года – для малоимущих граждан.
- Закон РФ №1032-1 от 1991 года – для безработных.
- Федеральный закон №159 от 1996 года – для детей, оставшихся без попечения матери и отца.
Как правило, государственная помощь предоставляется гражданам в течение всего срока действия основания для назначения соответствующих мер поддержки. К примеру, социальные льготы для малоимущих семей остаются до тех пор, пока среднедушевой доход граждан, получающих преференции, меньше величины прожиточного минимума по региону (ст. 7 Федерального закона № 178-ФЗ от 1999 года).
ВАЖНО
Говоря о периоде уплаты социальных льгот гражданам, примечательно, что приобретатель финансовой помощи, обязан самостоятельно извещать органы социальной защиты при утрате основания и дальше пользоваться государственными мерами поддержки (п. 1 ст. 10 ФЗ №178 от 1999 года).
Законодательство о социальном обеспечении предусматривает широкий спектр льгот для инвалидов, пожилых, семей, имеющих детей. К числу социальных льгот относятся:
♦ льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива;
♦ бесплатный или льготный проезд на городском транспорте; транспорте пригородного сообщения, а также на железнодорожном, воздушном и водном, междугородном автомобильном транспорте;
♦ бесплатная установка телефона;
♦ налоговые льготы;
♦ первоочередное бесплатное предоставление жилья;
♦ льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение;
♦ льготы по предоставлению медико-социальной помощи и обеспечению лекарственными препаратами;
♦ обеспечение транспортными средствами;
♦ льготы по протезированию и т. д.
Социальные льготы и преимущества можно дифференцировать (классифицировать) в зависимости от категории граждан, которым они предоставляются.
В трудные кризисные периоды во многих слоях общества возникают проблемы с обеспечением удовлетворения элементарных потребностей. Денег может не хватать даже на еду. При наличии проблем со здоровьем человеку могут требоваться дорогие лекарства и оказание квалифицированной медицинской помощи. Такие слои можно назвать социально незащищенными. При стихийном развитии капитализма и рыночных отношений многие из тех, кто оказываются в данных категориях, остаются практически ни с чем. Задача государства состоит в том, что бы обеспечить им приемлемое существование за счет собственных средств. Развитие системы социальной защиты населения идет по многим направлениям в большинстве стран мира.
Права граждан на социальную защиту закреплены в Конституции Российской Федерации от 1993 года. Меры по социальной поддержке и защите изложены в статье 7 данного выпуска. Она создает правовое поле для работы системы государственной социальной защиты населения.
В ней задействована система органов и учреждений социальной защиты населения. Самой верхней является государственная власть, которая занимается разработкой законов, издает указы, которые реализуются через государственные программы. Также этим занимаются и общественные организации, а также организации, ведущие благотворительную деятельность, например, Красный Крест.
Непосредственными исполнителями социальной работы являются добровольные или задекларированные социальные работники. Профессиональных социальных служащих в России насчитывается несколько десятков тысяч человек, а всего в мире – примерно 0,5 миллиона чел. Однако значительная часть работ выполняется лицами без специального образования, согласившимися на данный вид работ по причине сложившихся обстоятельств (например, ЧС), либо по внутреннему убеждению.
Таким образом, система органов социальной защиты населения сейчас довольно многочисленна.
Регулирование доходов населения
Цель государственного распределения и перераспределения рыночных доходов – уменьшение резкой дифференциации по уровню доходов и капиталу.
Принципы распределения доходов в обществе:
- уравнительное (эгалитарное) распределение, когда все члены общества (его определенной части) получают равные доходы или блага;
- рыночное распределение – каждый владелец фактора производства получает доход в соответствии с хозяйственной продуктивностью своего фактора. По отношению к обладателям рабочей силы (т.е. наемным работникам) действует принцип распределения по труду. Он означает, что доходы трудящихся зависят от рыночной оценки значимости их вида труда и от его конечных результатов;
- распределение по накопленному имуществу – получение дополнительных доходов теми, кто накапливает и передает по наследству собственность (землю, дома, ценные бумаги и т.д.);
- привилегированное распределение характерно для недемократических обществ, в которых люди, находящиеся у власти, перераспределяют общественные блага в свою пользу (в виде повышенных окладов и пенсий, улучшенных условий жизни, труда и отдыха, спецобслуживания и др.).
В жизни все эти принципы обычно сочетаются. Сложность проблемы распределения и перераспределения доходов обусловлена отсутствием ответа на вопрос:
«Какое распределение доходов считать правильным?»
Элементы механизма распределения и перераспределения доходов:
- предоставление общественных благ;
- налогообложение;
- трансферты.
Уровень благосостояния людей характеризует получаемые ими доходы. Понятие «дохода» шире понятия «заработной платы», поскольку доход может содержать и другие денежные и натуральные поступления.
Виды доходов:
- номинальный доход – общее количество денег, которое получено отдельными лицами (или начислено им) за определенный период. Основные элементы этого дохода: трансфертные платежи; проценты по вкладам и облигациям, дивиденды на акции, страховые выплаты, лотерейные выигрыши и пр.;
- располагаемый доход – это доход, который может быть использован на личное потребление и сбережения. Он равен номинальному доходу минус налоги и другие обязательные сборы и платежи;
- реальный доход отражает покупательную способность номинального дохода. Это количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход.
Основные категории граждан, имеющих право на льготы по системе социального обслуживания это: престарелые, инвалиды, многодетные семьи, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны труда, Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, Герои Социалистического труда, ликвидаторы аварии на Чернобыльской атомной электростанции и граждане пострадавшие от радиации, несовершеннолетние узники концлагерей, жертвы политических репрессий и другие.
Среди основных видов социальных льгот, можно отметить: жилищно-бытовые, налоговые, по оплате проезда на транспорте, по медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию, лекарственному обеспечению и другие.
В августе 2014 года исполнилось 10 лет со дня подписания нашумевшего Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ», известного как закон о монетизации льгот. Процесс его принятия и внедрения вызвал шквал критики. Некоторые предсказывали, что он приведет к масштабным социальным бедам и катастрофам, но эти прогнозы не сбылись. Вместе с тем, начало реализации Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ» спровоцировало существенные волнения и недовольство значительной части общества. По сути, это стало первым серьезным испытанием для новой власти: президента В. Путина и правящей партии «Единая Россия».
Сейчас не вызывает сомнений то, что закон в целом был необходим. В 90-е годы левое большинство Госдумы установило огромное количество натуральных льгот, большая часть которых оставалась только на бумаге, потому что федеральный бюджет был в 6 раз меньше их объема. В некоторых городах право на бесплатный проезд в общественном транспорте получило до 90% населения. Это приводило к тому, что существующие парки изнашивались, и на смену выходящим из строя государственным автобусам и троллейбусам приходили частные маршрутные такси без льгот. Были регионы, в которых из льготных лекарств удавалось получить в аптеке только бинты, йод и валидол.
Таким образом на январь 2005 года полностью магнетизированы были льготы лишь в четырех регионах: Тверской, Пензенской, Вологодской и Татарстане. Большинство регионов остановили свой выбор на смешанной форме социальной поддержки граждан.
Ряд субъектов федерации, таких как Новгородская и Калининградская области, Ханты-Мансийский автономный округ. Красноярский край, Дагестан, Хакасия и Северная Осетия не стали проводить монетизацию и оставили старую систему натуральных льгот еще на год.
Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ — это новая страница в социальной политике государства. Благодаря этому законопроекту Россия, возможно приблизилась к модели социального обеспечения многих европейских стран. Так как большая часть льгот — это по сути дела, вынужденная добавка государства к низким пенсиям и зарплатам, призванная хотя бы в минимальной степени материально поддержать пенсионеров и инвалидов, живущих за чертой бедности.
Список использованных источников
1. Конституция РФ
2. Митрофанова М.Ю. Условия назначения и порядок проведения увеличения пенсии в системе обязательного пенсионного страхования / М.Ю. Митрофанова, В.Ю. Зимцова // Сборник научных трудов магистрантов и преподавателей Посвящается 90-летию В.И. Ильдеменова: сб. ст. — Чебоксары: Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, 2018. — С. 167-170.
3. Подколзина И.М. Особенности развития системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации / И.М. Подколзина, О.Е. Дрегнин // Проблемы экономики и юридической практики. — 2018. — № 4. — С. 72-77.
4 . Роик В.Д. Досрочные пенсии за работу во вредных условиях труда. От патерналистической к страховой модели / В.Д. Роик. — М.: Проспект, 2017. — 320 с.
Социальные гарантии для педагогических работников установлены ТК РФ (ст. 333–335) и законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (п. 5 ст. 47):
- сокращение продолжительности рабочего времени;
- периодическое получение дополнительного профессионального педагогического образования;
- удлиненный ежегодный основной отпуск и 1 раз в 10 лет отпуск продолжительностью до 12 месяцев;
- досрочное назначение пенсии по возрасту;
- обеспечение нуждающихся социальным или специализированным (наемным) жильем;
- иные законодательно установленные в РФ и ее регионах меры.
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. № 237. 1993.от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Федеральный Закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Российская газета. N 78. 05.05.2009; От 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 25.11.2006N 195-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ, от 22.12.2008 N 269-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ.
- Федеральный Закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета. N 138-139. 30.07.2002. От 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 08.05.2004 N 34-ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 25.11.2006 N 196-ФЗ, от 21.12.2006 N 239-ФЗ, от 09.04.2007 N 43-ФЗ, от 22.07.2008 N 156-ФЗ, от 18.07.2009 N 187-ФЗ.
- Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие // Е.Е. Мачульская. М.: БЕК, 2010. — 573 с.
- Аракчеев В.С. Пенсионное право России. // В.С. Аракчеев. СПб., 2010. — 445 с.
- Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Гречук Л.А. Право социального обеспечения России: Учеб. пособие. // В.С. Аракчеев, Д.В. Агашев, Л.А. Гречук. Томск, 2010. Ч. 1. — 435 с.
В качестве заключения можно выделить несколько принципов эффективного механизма социальной защиты:
- социальная защита должна основываться на эффективном труде работающих и таким образом быть частью экономических отношений между работодателем и работником;
- социальная защита не должна ограничиваться одним кругом гарантий. Если повысить заработную плату, но не позаботиться о повышении квалификации способных сотрудников или об обновлении производственного оборудования, эффект может оказаться далеко не таким заметным, как ожидалось;
- социальная защита должна базироваться на самостоятельности и самозащите сотрудников. Иными словами, работник должен стремиться защитить себя сам, а не ждать решения извне. При этом, конечно, работодатель тоже должен не стоять на месте, а развиваться, заботясь не только об увеличении прибыли, но и о наличии в штате мотивированных, заинтересованных людей;
- необходимо напоминать сотрудникам об их собственной ответственности — о том, что нужно соблюдать внутриорганизационную дисциплину, вести здоровый образ жизни. Ведь лучший защитник работника — это он сам.
Для государства наличие социальной защищенности является критерием эффективного функционирования. От степени такой защищенности зависят благосостояние государства, уровень его конфликтности и уязвимости. Для предпринимателя социальная защита — один из способов мотивирования к труду, поскольку она позволяет удовлетворить не только физиологические, но и социальные потребности. В то же время социальная защищенность работающего населения может существенно зависеть от того, в каком состоянии экономика государства. И нельзя не добавить, что механизмы экономического управления поведением работодателей в области охраны труда не действуют на уровне малых предприятий, которые не включены в отраслевую систему управления охраной труда.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Налоговый вычет по НДФЛ. Как получить?
Чтобы получить социальные льготы по НДФЛ на ребенка, необходимо написать заявление и с ним обратиться к работодателю. К заявлению нужно приложить документы:
- Свидетельство о браке.
- Свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка.
- Если ребенок является инвалидом, то понадобится справка об этом.
- Если ребенку исполнилось 18 лет и он обучается по очной форме в учебном заведении, необходима об этом справка.
- Если родитель разведен и выплачивает алименты, необходимо постановление суда или исполнительный лист о перечислении этих выплат на ребенка.
- Если родители не состоят в браке или разведены и второй родитель претендует на льготу по НДФЛ, то необходима расписка от первого родителя о том, что второй участвует в материальном обеспечении ребенка.
Дополнительная социальная помощь оказывается преимущественно не государством, а частными фондами, которые устраивают общественные сборы и после распределяют полученные средства между нуждающимися людьми в финансовом или гуманитарном виде.
Деятельность подобных фондов является исключительно добровольной, они не обязуются помочь каждому нуждающемуся, а делают это исходя из собственных соображений.
Со стороны государства также присутствует несколько дополнительных видов социальной поддержки. К примеру, осиротевшим детям и попавшим в приют, по достижению совершеннолетия предоставляется квартира или небольшой частный дом. Соответственно, процесс происходит в порядке живой очереди, ждать свою жилплощадь сиротам придется от 2-х месяцев до нескольких лет.
Еще один вид дополнительной помощи – льготная ипотека. Понижается процентная ставка, меньше сумма выплат, предоставление на более длительный срок. Поддержка предусмотрена молодым семьям.
Многодетные семьи могут получить небольшой земельный участок для дальнейшего строительства на нём. Более того, земля переходит к ним во владение на бессрочный период и будет передана по наследству их детям.
Существует особое пособие на погребение, которое также считается дополнительным видом социальной поддержки. Пособие является компенсацией расходов на похороны почивших родственников.
Финансовая поддержка осуществляется при поддержке Фонда социального страхования РФ или других компетентных организаций. Для получения выплаты необходимо подать некоторые документы и прошение на получение пособия.