7. Понятие и элементы семейных правоотношений

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «7. Понятие и элементы семейных правоотношений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Четкого определения семьи в настоящее время нет. Авторами предлагаются разные подходы (психологические, социальные, педагогические и др.) для определения понятия семья. Но так, же семья имеет широкое применение и в юридических правовых актах, законах, поэтому, справедливо, можно предположить юридический смысл определения данного слова. Давайте попробуем разобраться!

Понятие семьи по законодательству Российской Федерации

На законодательном уровне такого понятия как «Семья», как и понятие брака в действующем Семейном кодексе Российской Федерации не закреплено. Это связанно с тем, что понятие брака и семьи включают не только имущественные правоотношения, но и личные. Следовательно, понятие семьи в семейном праве Российской Федерации вытекает из теории и норм семейного права России. В этой связи, в современной юридической литературе существуют различные подходы к определению понятия «семья»

По мнению Черничкиной Г.Н., семья — это круг лиц, которые связанны между собой личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из заключения брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание.

Как считает Абрамова Е.Н., семья — это организованная социальная группа, в которой члены этой группы связаны между собой совместным бытом, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью; Ивашин Д.И. дает определение семьи, как является союзу лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих (то есть детей).

Общее во всех подходах то, что семья это социальный институт, ячейка общества. Мы бы выделили, что семья это особый социальный институт, союз между мужчиной и женщиной, поскольку законодательно, брак — официальная форма регистрации отношений в нашей стране возможен только между мужчиной и женщиной достигших брачного возраста ст.12 СК РФ. А кроме того основанный на добровольном согласии лиц между которыми заключается брак, не имеющих родственных связей между собой до вступления в брак, а также не имеющих ограничений в дееспособности, вследствие, психического расстройства.

Брак — государственная форма регистрации отношений. Обязательным условием для создания семьи не является.Простыми словами, хотите, женитесь, хотите, нет. Но к семейным отношениям (семье) применяется аналогия закона, аналогия права ст.5 СК РФ, т.е. к гражданскому браку, оценке такой семьи будут применяться ряд положений о браке, как например, равенство супругов в семье ст.31 СК РФ.

Пример, мужчина и женщина познакомились и решили попробовать жить вместе. Предполагается, что они будут жить на одной территории, между ними с этого момента возникают личные права и обязанности: мужчина помогает по дому, женщина готовит еду, после работы оба возвращаются в одно место проживания, взаимные подарки, праздники, общий досуг и пр. Фактически, отдельное окружение (заботы, хлопоты, проблемы и т.д.) как мужчины, так и женщины будут связываться между собой в этом месте жительства, в простонародье используются термины «приживаются», «притираются», с целью связать свою дальнейшую жизнь совместно, рождения и воспитания детей.

При этом семью можно выделить как самостоятельную структуру, основанную на обязанности мужчины и женщины. Которые, оба, в свою очередь, обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей ст.31 СК РФ.

Проживание на отдельной территории, либо с родителями на определение понятия семьи не влияет. Родственники, проживающие совместно образуют другую семью, например №2, согласитесь, в одном месте жительства могут проживать множество родственных семей, приведу пример: брат, сестра, родители и в итоге, возможно, целых 3 семьи. Взаимоотношения между семьями не рассматриваем, но этот фактор оказывает свое влияние!

После рождения ребенка, сам ребенок попадает в семью, в которой он был рожден. Значения не имеет проживают ли мать и отец совместно. За ребенком до его совершеннолетия закрепляется право жить в своей семье. Если родители живут раздельно, то ребенок может жить как с матерью, так и с отцом.

Понятие правовой системы семьи

Общественная жизнь регулируется юридическими правилами и нормами. Ими охвачены все аспекты человеческого бытия. Однако интересно, что понятие права и семьи не регламентируется никаким отдельным законодательным актом. То есть семейный кодекс, конечно же, существует, и он имеет огромную силу. Но применить его можно не к семейным отношениям как таковым. Правовые обязательства появляются не по причине существования самих семейных уз между людьми, а, скорее, из-за возникающих брачных отношений и родственных связей. Именно эти обстоятельства и рассматриваются в соответствующих кодексах.

Таким образом, в юриспруденции под семьей понимается группа лиц, связанных некоторыми отношениями родства и по этой причине несущих правовые обязательства друг перед другом. Большое значение имеют долг родителей перед маленькими детьми и ставших взрослыми детей перед их престарелыми родителями, отношения супругов, бабушек и дедушек с их внуками, опекунов и усыновленных ими лиц.

Однако существует так называемое понятие правовой семьи, которое часто ошибочно принимают за юридическую категорию, имеющую отношение к браку. На самом же деле речь здесь идет об абстрактных вещах. На территории определенного государства или близких по менталитету стран, как правило, складывается особая система юридических отношений, отличная от той, которая может появиться, скажем, на другом континенте. И понятие правовой семьи означает здесь не привычную для нас «ячейку общества», живущую по закону, а систему юридических отношений и категорий некоторого государства. Такое образование может возникнуть и по причине отличия взглядов на право некоторой группы людей. Так сформировалась, к примеру, непохожая на традиционную религиозная правовая семья.

Как укрепить брачный союз?

Быть мужем и женой непросто. Все семьи рано или поздно оказываются на пороге кризиса. Не нужно ждать его наступления, важно предпринять своевременные меры для исправления ситуации.

Как сделать брак крепче:

  • уважать друг друга;
  • не опускаться до оскорблений:
  • принимать чужую точку зрения;
  • своевременно благодарить;
  • говорить тёплые слова без повода;
  • идти на уступки;
  • расставаться с привычками, нарушающими покой внутри семьи;
  • проявлять чувства, в том числе и на людях (если это нравится партнёру);
  • не делитесь подробностями ваших отношений с чужими людьми;
  • умейте хранить семейные тайны;
  • прощайте;
  • одинаково относитесь ко всем детям;
  • выделяйте время для общения с членами семьи;
  • дарите подарки по поводу и без него;
  • не перебивайте;
  • давайте свободное пространство;
  • помните о сексуальном удовлетворении супруга;
  • умейте прощать.

Взаимоотношения мужа и жены

Семью можно считать таковой с того момента, как два человека вступили в брак. Опорой, на которой строится этот союз, считают любовь, чувственное влечение одного человека к другому. С годами чувства могут видоизменяться, им на смену приходит совместное прошлое, дети, пережитые моменты. Всё это удерживает людей вместе.

Читайте также:  Как получить помощь больным наркоманией и алкоголизмом

Гармония в семье не возникает просто так, она невозможна без внимания друг к другу, взаимного уважения. Если этого не будет, в отношениях появляются ссоры. Постоянное недовольство друг другом будет нарастать, что может стать причиной расторжения брака. Поэтому мало выйти замуж или жениться, нужно поступательно учиться жить в союзе с другим человеком. Если не подходить к вопросу брачных отношений с умом, то не первый, не второй, не третий брак, не окажутся удачными.

Мужчины часто не имеют достаточного количества дипломатических навыков, чтобы улаживать возникающие проблемы. Поэтому играть роль миротворца, чаще всего, приходится женщине. Именно женское мышление, склад характера, позволяют сглаживать острые углы, заниматься воспитанием и развитием детей.

Ещё одним недостатком мужской натуры является чрезмерная вспыльчивость. Поэтому мужья плохо управляют своими чувствами, не могут держать эмоции под контролем. И снова на помощь приходит чуткая и мудрая женская натура, от которой зависит атмосфера спокойствия в доме.

Брачно-семейное законодательство

Члены семьи перечислены в Семейном кодексе РФ. К ним относятся люди, которые имеют между собой родственную связь, которая подтверждается документально. Люди, проживающие на одной жилплощади, тоже могут считаться родственниками.

Если кто-то из дальних родственников лишился родителей, то другие родные люди обязаны взять опеку над ними. Родственники не могут заключать между собой браки, так как это противоречит этики и законодательству.

Отметим! Понятие семьи появилось очень давно и она не будет считаться настоящей без заключения брачного союза. Каждый член имеет свои права и обязанности, как перед другими родственниками, так и перед законом.

Семейный кодекс определил список людей, которые в тех или иных обстоятельствах являются родственниками.

Это может быть не прямое, а косвенное родство. Даже совершенно посторонние люди, после определенных событий могут стать родственниками.

Квалификация семьи:

  1. Отец (супруг)
  2. Мать (супруга)
  3. Дети
  4. Братья
  5. Сестра
  6. Двоюродные братья и сестра
  7. Троюродные братья и сестра
  8. Бабушки и дедушки
  9. Тети и дяди
  10. Двоюродные тети и дяди
  11. Троюродные тети и дяди
  12. Племянники и племянницы
  13. Двоюродные племянники и племянницы
  14. Троюродные племянники и племянницы
  15. Свекор
  16. Свекровь
  17. Тесть
  18. Теща
  19. Сват
  20. Зять
  21. Невестка
  22. Деверь
  23. Золовка
  24. Шурин
  25. Свояченица и свояк
  26. Сводные братья и сестра
  27. Внуки
  28. Пасынки
  29. Отчимы и матчихи

Членом семьи можно стать при разных обстоятельствах:

  • Брак
  • Усыновление или удочерение
  • Опека
  • Родственники невесты автоматически становятся членом семьи жениха и наоборот

Примечание! Члены семьи, как правило, проживают на одной территории, ведут одно хозяйство.

В современном российском семейном праве в брачные отношения могут вступить совершеннолетние, дееспособные лифа на добровольной основе.

В исключительных случаях возраст вступления в брак может быть снижен.

Браком может быть признан лишь, закрепленный юридически в органах ЗАГС факт.

Предлагаем ознакомиться Отмена отказа от наследства: можно ли аннулировать сделку и отозвать заявление об отказе от наследства

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Церковный брак, с юридической точки зрения государством не признается, так как из него не проистекают правовые последствия для сторон, вступающих в данные родственные правоотношения.

Отталкиваясь от норм современного российского семейного права, в состав членов семьи могут входить следующие субъекты семейных правоотношений:

  • Супруги;
  • Родители и дети;
  • Усыновители и усыновленные;
  • Бабушки и дедушки и так далее по нисходящей линии;
  • Родные, сводные, приемные братья, сестры;
  • Мачеха и отчим, падчерица и пасынок.

Все иные родственники, к которым модно отнести дядей, тетей, племянников и так далее, не относятся к субъектам правоотношений, за исключением отдельных случаев, когда, в соответствии с законом, происходит изменение их юридического статуса.

Наблюдая за воспитанием детей и поведением родителей в различных семьях позволили В.В.Столину сформулировать неоптимальную и оптимальную родительские позиции

Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность родительской позиции — это умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения.

Гибкость рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка связи с различными изменениями условий жизни семьи.

Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести собой родителей, а стиль общения должен опережать появление новых психических или личностных качеств детей.

В неблагополучных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительской позиции по одному или нескольким выделенным показателям.

ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВА

Конвенция ООН «О Правах Ребенка» представляет собой первую попытку кодификации прав детей. Ниже приводится ряд выдержек из Конвенции с указанием соответствующих прав родителей. Попробуйте заменить слово «право» на слово «потребность» и взглянуть на эти права как на базовые человеческие потребности.

1. Дети имеют право на уважение со стороны родителей и опекунов и вправе принимать участие в обсуждении затрагивающих их решений.

2. Дети имеют право па выражение своих желаний, мыслей и чувств, если это не приводит к нарушению действующего законодательства или прав других людей.

3. Дети имеют право па неприкосновенность частной жизни, включая право на конфиденциальность переписки и телефонных разговоров, если иное не установлено действующим законодательством.

4. Дети имеют право на получение информации, особенно информации использование которой может привести к улучшению качества их жизни.

5. Дети имеют право на надлежащий уход и защиту от всех форм насилия, в том числе от жестких наказаний, унижения и неуважения.

6. Дети имеют право на нормальное качество жизни, нормальное питание, нормальное медицинское обслуживание, а также на использование максимальных возможностей в плане развития.

7. Дети-инвалиды имеют право жить активной жизнью и быть максимально независимыми в пределах своих возможностей.

8. Каждый ребенок имеет право на отдых и игру, а также на предоставление ему возможности заниматься всеми допустимыми видами деятельности.

Главные идеи семейного психотерапевта В. Сатир связаны с пониманием семьи как центра, формирования новых людей, поэтому нужно учиться быть родителями.

По мнению В. Сатир, родительско-детские отношения должны строиться по законам эффективного личностного общения.

Родитель должен быть не начальником, а лидером, который призван научить ребенка, общим способам самостоятельного разрешения проблем.

Воспитание должно быть направлено на выработку у ребенка ценнейших интеллектуальных личностных качеств: уникальности, отзывчивости, силы, сексуальности, участия, доброты, реалистичности, ответственности, самостоятельности рассудительности.

Последователь А. Адлера педагог Р. Дрейкурс развил и конкретизировал взгляды ученого, внедрил в практику консультаций и лекций для родителей.

Задачи воспитания родителями своих детей он видел в:

Для достижения положительного поведения детей психологи советуют родителям:

— использовать совместные семейные обсуждения проблем и достижений семьи;

— расспрашивать ребенка о его проблемах (вместо объяснений и констатации), это способствует развитию навыков мышления и критики. Задавать вопросы детям только при наличии подлинного интереса к мнению и чувствам ребенка. Нельзя задавать вопросы как «ловушки», если родитель заранее знает ответ;

Читайте также:  Договор социального найма: как получить квартиру от государства

— критикуя ребенка, лучше использовать Я-высказывания: «Я заметил, что ты не почистил зубы. Давай сделаем это сейчас»;

— давать детям возможность выбора хотя бы между двумя приемлемыми вариантами. Пo мере взросления детей количество альтернатив должно увеличиваться;

— не заставлять или наказывать, а воспитывать, позволяя детям прочувствовать естественные или логические последствия их поступков. Естественные последствия просты: если ребенок стоит под дождем, он промокает; логические последствия требуют вмешательства родителей: если ребенок не кладет грязную одежду в корзину для белья родитель ничего не говорит, но и не стирает эту одежду;

— применять некарательные методы коррекции поведения (тайм-аут, установление связи «дополнительная возможность — дополнительная ответственность», включен» чувства юмора, замена чрезмерного многословия на корректное действие).

«Гуманистическая» модель воспитания подразумевает, прежде всего, помощь родителей в индивидуальном становлении ребенка. Поэтому приветствуется стремление родителей к эмоциональной близости, пониманию, чуткости в отношениях с детьми. Воспитание рассматривается как взаимодействие, совместная, общая, взаимная деятельность по изменению обстоятельств жизни, собственной личности и как следствие личности другого человека.

Стать воспитателем родитель должен начать с себя, с изменения своего восприятия ребенка как несовершеннолетнего «наброска» человека. Только уважительное, доверительное, но возлагающее определенную меру ответственности воспитание может привести к оптимальному формированию личности ребенка.

И зарубежные, и отечественные авторы активно призывают к педагогическому просвещению, воспитанию родителей. Книги, пособия, руководства «для отчаявшихся» или просто задумывающихся родителей не только содержат рекомендации, каким должен быть родитель, но и предлагают способы, приемы личностного самоусовершенствования.

Для чего нужна семья?

Каждый человек нуждается в близких и любящих людях, которые разделят с ним радость и поддержат в трудной ситуации. Основная функция семьи — удовлетворение духовных потребностей человека. При создании молодой семьи на первом месте должна стоять именно духовная составляющая, ведь тёплые и доверительные отношения — залог крепкого и гармоничного союза.

Когда люди влюблены, им приятно проводить время вместе. Общение их окрыляет и вдохновляет, они делятся друг с другом мечтами и планами на будущее. От такого общения человек питается энергией позитива и радости, чувствует уверенность в завтрашнем дне. Два любящих человека — это неразрывное целое. Они закладывают в семейный фундамент духовные ценности: любовь, понимание, сочувствие, сопереживание.

Портрет счастливой семьи

Лев Толстой писал, что все счастливые семьи счастливы одинаково. И всё же семейная идиллия каждой гармоничной пары состоит из уникальных моментов и воспоминаний, трепет и радость которых возможно понять только двоим. Но ни в одной счастливой семье нельзя обойтись без мелких споров и недоразумений. Кризисы и конфликты также случаются, но благоразумным и любящим людям удаётся быстро их преодолевать.

Многие семьи со стороны кажутся практически идеальными. Муж и жена не ссорятся на людях, не орут на своих детей, соблюдают спокойствие и приличие. Они общаются друг с другом вежливо и уважительно, поэтому окружающие принимают такую пару за образец семейных отношений. Но на самом деле не всё столь радужно. Часто под хорошими манерами супруги скрывают серьёзные проблемы.

Большинство древних цивилизаций видели в браке сред­ство продолжения рода и механизм передачи прав собствен­ности.

Брак «привязывал» женщину к мужчине и гаранти­ровал, что дети являются биологическими наследниками мужа. История знает множество династических браков и экономических брачных союзов.

Нередко брак становился предметом торга, инструментом перераспределения имуще­ства и власти. Брак эволюционирует вместе с обществом. Брак долго считался союзом на всю жизнь, и во многих странах разводы были запрещены.

Всего 30 лет на­зад ни одна женщина не могла подать в суд на мужа за из­насилование; брак закреплял доминирование мужчины над женщиной.

Сегодня в ряде современных государств женщи­на пользуется равными правами со своим супругом. Брак представляет собой эволюционирующее социальное парт­нерство мужчины и женщины, регулируемое законами и правилами общества в конкретных исторических условиях.

В результате развития общества ученые выделили несколько типов союзов.

  • По количеству партнеров – моногамные и полигамные. Первые представляют собой союз одной женщины и одного мужчины, вторые допускают проживание с несколькими партнерами одновременно. Большинство семей моногамны. Часто этому способствует религия. В православной традиции любовь одного мужчины и одной женщины скрепляется узами брака.
  • По структуре родственных связей – простые и нуклеарные. В простых совместно проживают родители и их дети, а в нуклеарных – несколько поколений, ведущих общее хозяйство.
  • По количеству детей – бездетные, малодетные и многодетные.
  • По типу проживания. Если молодожены живут с родителями жены – это матрилокальная, если с родителями мужа – патрилокальная. Отдельно живущие супруги относятся к неолокальному типу.
  • По форме управления – матриархат, патриархат, демократия. В матриархальной главенствует женщина. Она берет большую долю ответственности и принимает большинство решений. В патриархальной вся власть сосредоточена в руках мужчины. В демократической – оба супруга несут равную ответственность и принимают решения совместно.
  • По социальному статусу – молодая, приёмная, сложившаяся.
  • По морально-психологическому состоянию – благополучная, неблагополучная.
  • По материальному состоянию – обеспеченная или малоимущая.

Понятие социальной структуры общества — это совокупность разнообразных социальных групп и отношения между ними, а также внутри них Структура общества.

Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

Особенно важную роль семья играет в жизни ребенка. Когда мы вырастаем, мы часто покидаем родительское гнездо для того, чтобы наладить свою собственную жизнь и в перспективе создать собственную семью. Но к этому моменту мы уже получили от родителей все, что нам было необходимо, чтобы решиться отправиться в самостоятельное плавание.

Обучение. Глядя на родителей, мы учимся не только повторять за ними простейшие действия, но и взаимодействовать с окружающим миром. В детстве папа и мама учат нас, как правильно держать вилку или как чистить в зубы. А потом, сами того подчас не осознавая, на примере родителей мы учимся, как необходимо вести себя с другими людьми: с противоположным полом, с друзьями, с надоедливыми соседями и т. д.

Моральная поддержка. Человек, у которого есть семья, никогда не будет одинок. Безусловно, отношения внутри семьи у всех складываются по-разному. Но если вы растете в нормальной, любящей семье, вы всегда можете рассчитывать на поддержку со стороны близких. Они и утешат вас и помогут советом, а если потребуется, то и делом.

Экономическая поддержка. До определенного момента человек не может обеспечивать себя самостоятельно и все наше детство нас содержат родители. Так поступают не только люди, но и животные, которые заботятся о своем потомстве, пока те не достигнут определенного возраста. Людей от животных отличает то, что этот процесс, как правило, взаимный. После того, как вы вырастаете и встаете на ноги, уже вы начинаете помогать родителям как финансово, так и морально и физически. По мере того, как человек стареет, он все больше становится похож на ребенка, которому во всем нужна помощь. Не зря говорят в народе – что стар, что мал. В этом вопросе многое зависит от воспитания.

Семья сопровождает человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. В терминах общей теории систем, как указывает Л.Б. Шнейдер, семья не есть простая сумма членов этой семьи, это, прежде всего, определенная сеть
взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того чтобы понять состояние семьи, необходимо нечто большее, чем простой анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семейную систему как целое. По определению В.В. Столина, семья — это «открытая система, подверженная внешним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия». Системный подход в исследовании семьи использовали В. Сатир, С. Минухин, М. Боуэн.
Семья как система впервые выступила объектом исследования в 1975 году в трудах американского психотерапевта М. Боуэна, предложившего новые подходы к изучению человеческого поведения через призму семейных отношений. Выделяя семейную систему в ряду живых систем, М. Боуэн определил отличия семейной системы и сделал акцент на эмоциональной системе взаимоотношений людей, как самой актуальной. Боуэн М. и Керр М. предложили рассматривать семью как систему и эмоциональные отношения в семье как систему. При этом важное значение выделялось семейным ролям и функциям, от которых зависит эмоциональное здоровье семьи. Особое внимание эти исследователи уделили эмоциональным кризисам и разрывам в семейной системе, которые существенно влияют на поведение, развитие членов семьи. Эти исследования положили основу для дальнейших рассуждений о семье как системе, в которой благодаря естественным взаимодействиям происходит взаимообучение и передача опыта.
Так В. Сатир для описания семьи использует такие параметры, как энергетика семьи, структура семьи, границы семьи, функциональные характеристики семьи. Энергетика семьи включает эмоции, жизненные установки членов семьи и всё то, что определяет жизнеспособность семьи. Под структурой семьи понимаются все члены семьи и те, кто оказывает влияние на их поведение. Границы семьи определяют взаимодействие семьи с внешней средой. Стили общения, семейные правила относятся к функциональным характеристикам семьи. Правила регламентируют поведение членов семьи, что делает поступки согласованными и предсказуемыми. На основании этих параметров можно определить благополучность семьи. Если семья является благополучной, то ее члены взаимосвязаны и положительно воспринимают друг друга. Следовательно, с точки зрения В. Сатир такая семья есть открытая система. В закрытой семейной системе члены семьи разобщены, отношения регулируются страхом наказания или силой.
В рамках структурной теории С. Минухина, семья рассматривается как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, характеризующаяся внешними и внутренними границами и иерархической ролевой структурой отношений. Границы семейной системы определяются взаимоотношениями между семьёй и её ближайшим социальным окружением (внешние границы) и между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы). С. Минухин выделяет следующие подсистемы: подсистема супружеской пары, подсистема родителей, подсистема детей (сиблингов). Включенность члена семьи в подсистему накладывает на него необходимость выполнять те или иные роли подсистемы появляются постепенно в процессе жизнедеятельности семьи. Супружеская подсистема появляется первой, после заключения брака, второй — после рождения ребенка — появляется подсистема родителей, а подсистема детей появляется с появлением второго и последующих детей. Выделение подсистем позволяет С. Минухину более четко обозначить внутренние и внешние связи семьи. По мнению С. Минухина и других психотерапевтов, при помощи понятия границы можно сформулировать правила, которые определяют уровень и род допускаемых контактов. Границы регулируют отношения между системами, а вместе с тем и внутри них. Понятие границы тесно связано, по нашему мнению, с понятием открытости. В эффективно функционирующей семье, по мнению системных терапевтов, все подсистемы существуют относительно самостоятельно, в то же время предполагается наличие открытых каналов коммуникации между ними. Принято выделять три типа границ: четкие, ригидные, диффузные. При этом желательный вариант, по мнению автора теории и его последователей, это четкие границы. С. Минухин указывает, что благодаря таким границам члены семьи поддерживаются и опекаются, вместе с тем допускается и определенная их автономия, поэтому обеспечивается равновесие свободы и контроля. Четкие границы также улучшают коммуникацию между субъектами и облегчают согласование и приспособление, так как многие вещи благодаря таким границам заранее известны. Применив эти знания о границах и подсистемах, исследователи выделяют открытые и закрытые семейные системы.
Открытые системы имеют информационные каналы с внешним миром, а также каналы взаимодействия между членами семьи, что позволяет семье быть динамичной и перестраиваться в соответствии с происходящими внутри или воздействующими на нее извне процессами. Подобная открытость, подвижность семейной системы способствуют личностному росту каждого члена семьи. Закрытая система представляет собой, с позиции В. Сатир, семью, изолированную от внешних воздействий, в которой жестко зафиксированы все семейные роли и жестко определены способы реагирования на внутренние и внешние изменения. Д. Фримен обращает внимание на то, что закрытыми является ограниченное количество семей, неспособных к самостоятельному решению проблем и обладающих ограниченными внутренними ресурсами и потенциалом.
Сегодня, в рамках постнеклассической науки, задаются новые условия существования современной семьи, где она может рассматриваться как самоорганизующая социальная система (Черников А.В.). В свою очередь, семья, выступая целостным образованием, включена в качестве социальной подсистемы в более широкую систему общественных отношений. Принимая во внимание, что семья — это самоорганизующаяся, нелинейная, открытая система, образованная постоянно трасцендирующими подсистемами (на первом этапе супругами, а позже и детьми), успешное функционирование семейной системы будет возможно при постоянном согласовании систем ценностей супругов. Следовательно, согласование ценностных координат жизненного мира супругов будет проявляться в динамике общих семейных ценностей, которая, согласно принципам самоорганизации, может проявляться как в количественном, так и качественном изменении данного образования.
Таким образом, системный подход в изучении семьи позволяет учитывать характеристики семьи как системы, ее системные качества: индивидуальность и сложность семейной структуры, взаимозависимость и взаимовлияние членов семьи, индивидуальность каждого из членов семьи, роль внешней среды. Понять одного из членов семьи возможно лишь при понимании того, как функционирует вся семья. А это означает, что опора на системный подход позволяет подходить к решению многочисленных семейных проблем.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *