Кто может быть признан банкротом РБ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто может быть признан банкротом РБ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Банкротство (экономическая несостоятельность) – это понятие, которым пугают всех бизнесменов, и в большинстве своем напрасно. Банкротство часто является лучшим выходом из сложной ситуации, в котором оказался Ваш бизнес.

Стадии процедуры банкротства в РБ

  • Учредитель/владелец принимает решение провести процедуру банкротства.
  • Назначение ликвидационной комиссии.
  • О проведении процедуры необходимо уведомить регистрирующие органы.
  • Комиссия осуществляет действия необходимые для прекращения деятельности фирмы, готовит ликвидационный баланс и анализирует текущее состояние баланса предприятия.
  • Анализ становится базой для составления и подачи в экономический суд заявления о финансовой несостоятельности фирмы. Учредителю (для УП) или Общему собранию учредителей (для ООО, ОАО, ЗАО, ОДО) дается 10 дней на оповещение об этом работников.
  • Суд возбуждает дело о признании компании банкротом и назначает управляющего. Согласно белорусскому законодательству, подающий заявление должен предложить список из минимум 3 физических лиц — кандидатов.
  • В отношении должника открывается конкурсное производство, о котором сообщается в СМИ.
  • У кредиторов есть 2 месяца для предъявления своих требований к компании-банкроту.
  • Если факт банкротства был доказан документами, предоставленными управляющим, где содержатся все необходимые сведения о банкротстве, по истечении указанного срока, суд признает субъект хозяйствования банкротом и открывает ликвидационное производство.
  • Удовлетворение требований кредиторов. При этом, порядок погашения задолженности определяется Законом о банкротстве РБ.
  • Управляющий предоставляет итоговый отчет о ликвидации юридического лица. На его основании суд выносит постановление о завершении ликвидационного производства.
  • Субъект хозяйствования исключается из реестра ЕГР и получает соответствующую выписку, все задолженности списываются и считаются погашенными.

Минимальный срок, за который производится данная процедура – 8 месяцев.

Ликвидация и банкротство по законам Беларуси

Если заявление о банкротстве, поданное кредитором, должником, иным уполномоченным лицом, признано экономическим судом обоснованным и нет оснований для введения сокращенной процедуры банкротства, то по решению суда вводится защитный период. Защитный период вводится в целях завершения досудебного оздоровления, а также проверки наличия оснований для открытия конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника экономическим судом. Его продолжительность не может превышать трех месяцев, за исключением случая, когда по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, экономический суд вправе установить защитный период сроком до трех лет в целях завершения досудебного оздоровления.

В процедуре защитного периода могут применяться меры по обеспечению требований кредиторов, проводится анализ финансового состояния и платежеспособности должника в целях определения наличия оснований для открытия конкурсного производства, а также достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения (заработной платы) управляющему.

По окончании защитного периода суд рассматривает заявление о банкротстве должника, отчет временного управляющего о своей деятельности и анализ финансового состояния и платежеспособности должника, а также отчет об окончании реализации плана завершения досудебного оздоровления в защитном периоде.

Основаниями для открытия конкурсного производства являются:

  • устойчивый характер неплатежеспособности должника;
  • невозможность должника исполнить платежные обязательства и (или) произвести выплаты по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в установленный срок ввиду неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер;
  • иные обстоятельства, свидетельствующие о неплатежеспособности должника.

Общий срок конкурсного производства составляет при проведении ликвидационного производства 16 месяцев, при проведении санации – 22 месяца.

Под санацией понимается процедура конкурсного производства, применяемая в целях обеспечения стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности, восстановления платежеспособности должника. Санация вводится экономическим судом на основании решения собрания кредиторов или по собственной инициативе на срок, не превышающий 18 месяцев со дня вынесения решения о ее проведении. Срок санации может быть продлен:

  • на основании ходатайства собрания кредиторов и (или) управляющего – не более чем на 12 месяцев;
  • по ходатайству государственного органа, согласованному с Советом Министров Республики Беларусь, – не более чем на 5 лет.

Для восстановления платежеспособности должника могут приниматься следующие меры:

  • ликвидация дебиторской задолженности;
  • исполнение обязательств должника собственником имущества должника либо учредителями (участниками) должника или иными третьими лицами;
  • предоставление должнику финансовой помощи;
  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств;
  • продажа части имущества должника;
  • уступка требования должника;
  • предоставление отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов;
  • продажа предприятия должника как имущественного комплекса;
  • размещение в установленном порядке дополнительного выпуска акций должника;
  • иные меры.

Не реже одного раза в месяц управляющий обязан представлять комитету кредиторов (собранию кредиторов) и в экономический суд отчет о своей деятельности. Не позднее 15 дней до истечения срока санации управляющий обязан представить конкурсным кредиторам отчет управляющего по итогам санации. Одновременно с представлением отчета по итогам санации управляющий вносит на собрание кредиторов предложение:

  • о прекращении санации в связи с восстановлением платежеспособности должника;
  • заключении мирового соглашения;
  • продлении установленного срока санации;
  • прекращении санации и заявлении в суд ходатайства об открытии ликвидационного производства.

Рассмотренный на собрании кредиторов отчет и протокол этого собрания направляются для утверждения в экономический суд. По результатам рассмотрения отчета управляющего по итогам санации и жалоб кредиторов суд выносит определение об (о):

  • утверждении отчета управляющего по итогам санации;
  • отказе в утверждении отчета управляющего по итогам санации; продлении срока санации;
  • утверждении мирового соглашения.
Читайте также:  В неравных условиях: как получить наследство, будучи гражданской женой

Утверждение судом отчета управляющего по итогам санации является основанием для рассмотрения вопроса о прекращении производства по делу об экономической несостоятельности.

Ликвидационное производство открывается со дня принятия экономическим судом соответствующего решения. Срок такого производства по общему правилу не может превышать одного года. При этом экономический суд вправе продлить срок ликвидационного производства на 6 месяцев и более (при необходимости).

В процедуре ликвидационного производства осуществление операций по основному счету должника и совершение им сделок допускаются только в объеме и сроки, установленные планом ликвидации, утвержденным собранием (комитетом) кредиторов. С момента принятия решения об открытии ликвидационного производства управляющий уведомляет работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с законодательством о труде.

Заказать бесплатную консультацию

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:

Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;

Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;

Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;

Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.

  • копия паспорта,
  • ИНН,
  • СНИЛС,
  • справка об отсутствии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя,
  • свидетельства о заключении и расторжении брака, рождении детей,
  • копия паспорта супруга,
  • брачный договор, соглашение о разделе имущества, заключенное в течение последних 3 лет.
  • договоры с банками, микрофинансовыми организациями и др.,
  • расписки о займах у физлиц,
  • справки, подтверждающие образование задолженности, графики платежей,
  • решения суда, постановления о возбуждении исполнительного производства судебными приставами,
  • претензии, исковые заявления от кредиторов,
  • платежные требования от государственных органов, например, налоговой инспекции, Пенсионного фонда или ГИБДД.
  • справка с места работы по форме 2-НДФЛ,
  • трудовая книжка,
  • выписка с индивидуального лицевого счета,
  • справки из Пенсионного фонда и фонда социального страхования о назначении пенсий, пособий, других социальных выплат,
  • справка из службы занятости о статусе безработного,
  • справки о наличии счетов и вкладов, выписки по банковским счетам, справки об остатках электронных денег и об их переводах,
  • свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимость, свидетельство о государственной регистрации транспортного средства,
  • сведения о наличии доли в уставном капитале, выписка из реестра акционеров.

Процедуры банкротства

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:

  • Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
  • Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
  • Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
  • Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
  • При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
  • Реструктуризация долгов гражданина;
  • Реализация имущества гражданина;
  • Мировое соглашение.

Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:

Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;

Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;

Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;

Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.

Новые требования к управляющим

В процессе работы над законопроектом от идеи сохранить возможность осуществления деятельности по антикризисному управлению только физическими лицами, похоже, отказались. Не вошли в последний из доступных вариантов проекта и ранее анонсированные положения о создании палаты антикризисных управляющих.

В то же время планируется усилить требования к управляющим – юридическим лицам. Так, разработчики предлагают ввести обязанность получения аттестата управляющего не только руководителем такого юрлица, но и ключевыми работниками. Одновременно хотят установить запрет на передачу не относящимся к должнику лицам полномочий руководства деятельностью управляющего организации и полномочий самого управляющего в делах о несостоя­тельности и банкротстве.

В законопроекте заложен и ряд новаций, призванных упростить управляющим выполнение их функций. Это введение возможности:

  • проводить заочное голосование кредиторов в совокупности с регулированием данной процедуры;

  • применять в ходе одних электронных торгов метод повышения и понижения утвержденной собранием кредиторов начальной цены («англо-голландский аукцион»);

  • передавать кредиторам имущество в счет погашения требований не только после нерезультативных торгов, но и при невозможности его продажи по прямым договорам.

Читайте также:  Ипотека с использованием материнского капитала как первоначального взноса

Какие сложности возникают при признании банкротства через МФЦ

Внесудебка работает в России уже 10 месяцев, и можно подвести предварительные итоги. Они неутешительны с точки зрения тех людей, кто принятия закона ждал и активно на него уповал. МФЦ оказались слабым звеном в деле переложения «головной боли» заботы о должниках с головы арбитражных судов (в первую очередь — финуправляющего) на «голову» кого-то иного.

Арбитражные управляющие и юристы, специализирующиеся на делах о банкротстве физиков и юр лиц, предполагают, что система не очень долго будет сохранять такие контуры, как сегодня — с входной точкой через МФЦ. И будет в дальнейшем модернизирована. А функции банкротства в упрощенном порядке будут переданы Налоговой службе (ФНС), так как именно ей известны все данные об имуществе и доходах неплательщиков.

Причин неповоротливости МФЦ много. Вот некоторые из них:

МФЦ не должны заботиться о корректности данных в заявлении, подаваемом банкротом на упрощенную процедуру.

Правки в этом заявления, что называется «по ходу дела», в отличие от судебного процесса, недопустимы. Любая неточность возвращает должника в начало процесса – к отказу в принятии заявления и к необходимости подавать его снова не раньше, чем через 30 дней.

В течение 6 месяцев владельцы долгов заявителя могут измениться (и делают они это очень активно, так как банки и МФО продают долги коллекторам). От кредитора приходит отказ в признании долга на «Федресурсе», с указанием, что долг продан коллекторской компании «Финансовые услуги», контактное лицо — директор по развитию бизнеса Григорий Галицких.

Это значит, что никто и никогда в МФЦ не обязан искать на просторах России ни это агентство. Ни самого Григория Александровича. А вот заявителю придет отказ в списании долгов.

Ну и самый сложный момент — это получения подтверждения информации о закрытии в ФССП исполнительного производства по именно вашим долгам. И тот факт, что пристав выдал вам постановление о прекращении дела, еще ничего не гарантирует. Ведь служащие МФЦ обязаны все данные проверять.

И вот посылает сотрудник МФЦ запрос в ФССП… и ждет ответа ровно три дня (так ему велит поступать закон). А пристав банально молчит, потому что письмо-то он от МФЦ прочитал, но ведь ни один закон не обязывает его на запрос «какого-то там МФЦ» отвечать.

Причина простая — нет регламента взаимодействия государственных служб в рамках внесудебного банкротства. Все как всегда в России — закон-то приняли, а подзаконные акты, которые бы прописали права и обязанности вовлеченных в процедуру структур — принять забыли.

В общем — удачи и мужества вам, должники, рискнувшие пойти внесудебным путем!

Ожидаемые изменения в 2020 году

Ожидается, что в 2020 году процедура банкротства юридических лиц станет проще и прозрачнее, учитывая огромное количество накопившихся и неразрешенных дел в суде. Возможно, более широкие полномочия получат уволенные работники компаний, признанных несостоятельными, сократятся сроки судебных разбирательств, ужесточится наказание за преднамеренное банкротство.

Усиление роли государственных органов в проведении инвентаризации стратегических и градообразующих предприятий может быть закреплено законодательно. Планируется увеличить порог задолженности стратегических предприятий с 1 до 5 млн рублей, продлить процедуру финансового оздоровления до 5 лет (сейчас 2 года).

Министерство экономического развития предлагает дать полномочия прокурору принимать участие в делах о финансовой несостоятельности, в частности, проводить экспертизы для выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротств. Ожидается, что закон о банкротстве юридических лиц с изменениями будет рассмотрен и утвержден в начале 2020 года.

Номер документа: 423-З
Дата принятия: 18/07/2000
Состояние документа: Утратил силу
Начало действия документа: 12/02/2001
Органы эмитенты: Парламент
Утратил силу с: 25/01/2013

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Что такое банкротство

Банкротство — это возможность законно списать долги через суд либо их реструктуризировать. Однако просто заявить в банк о своей несостоятельности и отказаться от долговых обязательств не получится. Банкротство должно быть подтверждено судебным решением. Свое тяжелое материальное положение придется доказать. Такие дела рассматриваются в арбитражном суде. Процесс этот непростой.

Заявить о банкротстве физлица могут несколько сторон:

  • сам гражданин;
  • кредитор (банк или другие финансовые организации);
  • государственный орган — (чаще всего ФНС).

Важно учесть, что подача заявления не гарантирует, что по окончании всех процедур долги будут списаны.

По закону заемщик вправе подать заявление в суд, если:

  • фактически не в состоянии исполнить денежные обязательства в установленный срок;
  • очевидны признаки неплатежеспособности и недостаточности имущества;
  • размер задолженности превышает стоимость имущества должника.

Особенности процедуры банкротства

Как показывает практика, в процедуре банкротства физлиц много скрытых минусов, которые становятся очевидными уже в процессе. Чем же грозит банкротство заемщику, оказавшемуся в сложной финансовой ситуации?

Читайте также:  Объединение ПФР и ФСС с 2023 года

Отсутствие опыта

Многие даже не представляют, как происходит эта процедура, с чего начать, какие нужны документы. Без хорошей юридической подготовки при самостоятельном оформлении есть риск допустить ошибки, которые в будущем выльются в потерю времени и финансов. А профессиональная правовая помощь стоит недешево.

Стоимость

Процедура банкротства не бесплатна. Придется потратиться. Стоимость услуг финансового управляющего является фиксированной и составляет 25 тыс. руб. Еще в 300 руб. обойдется госпошлина. Но это лишь официальные расходы. В реальности гражданам приходится доплачивать немалые суммы, иначе найти грамотного управляющего и хорошего юриста становится проблематично. А если попытаться сэкономить на услугах опытных специалистов, то можно столкнуться с другими рисками. Например, имущество заемщика может быть распродано намного ниже его реальной стоимости.

Длительность

Процедура банкротства — довольно длительный процесс. Ведь арбитражным управляющим требуется время на поиск и продажу имущества. Иногда сама процедура может затянуться на годы, а сопутствующие проблемы будут только нарастать.

Признание сделок недействительными

Могут быть оспорены сделки по отчуждению имущества, совершенные за последние 3 года. Например, должник продал квартиру по подозрительно низкой стоимости. Финуправляющий обязательно проверит все Ваши последние сделки на наличие признаков преднамеренного и фиктивного банкротства — если они будут найдены, долги не спишут, а дело закроют.

Продажа имущества

Тот, кто решится начать процедуру банкротства, должен понимать, что все его имущество, кроме единственного жилья, будет продано в счет долга. Даже если это имущество зарегистрировано на его близких родственников, которым он менее чем за 3 года его продал или подарил. Если единственным жильем является квартира, взятая в ипотеку, должник может потерять и ее, поскольку она находится в залоге.

Списывают не все долги

Это может стать неожиданностью для заемщика, но платежи по алиментам или за услуги ЖКХ останутся.

Все денежные средства от реализации имущества поступают в распоряжение финансового управляющего.

Вы можете позвонить в агентство ЭОС анонимно, не стоит спешить начинать процедуру банкротства. Практически во всех случаях мы сможем подсказать, что делать.

Критерии банкротства предприятия

Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.

Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?

Кто может быть признан банкротом

Абсолютно несостоятельными банкротами могут быть признаны должники, не выполняющие расчеты по обязательствам более 3 мес. Инициирование процедуры возможно по желанию предприятия – добровольное банкротство или же по заявлению кредиторов, а также уполномоченных органов. Среди последних чаще всего запускают признание несостоятельности налоговые инспекции, социальные органы – ПФР или ФСС, трудовая инспекция, суд.

Если организация добровольно подает документы о банкротстве, заявление представляется в арбитражный суд по месту официальной регистрации должника. Форма составляется письменно, имеет унифицированную структуру и подписывается руководителем компании. В обязательном порядке прикладываются документы, подтверждающие накопленный размер обязательств – к примеру, по налоговым платежам, это могут быть акты сверок с ИФНС, решения или требования об уплате сумм и т.д. При наличии ходатайств их также следует предъявить.

После детального рассмотрения заявления и при обоснованности представленных доказательства арбитражным судом может выноситься решение об инициировании процедуры банкротства упрощенным или полным способом. Последовательность дальнейших действий включает проведение наблюдения, финоздоровления, конкурсного производства непосредственно погашения долгов и мирового соглашения.

Организационно-правовая форма и отраслевая принадлежность бизнеса никак не ограничивают права юрлица на инициирование процедуры банкротства. Заявить о своей неплатежеспособности могут ООО, ЗАО, ОАО, НПФ, ИП, главы КФХ, сельхозорганизации, финансовые структуры, страховые компании, ПИФ, НПФ, профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные кооперативы (банкротство кредитора), застройщики, банки, физлица (путем личного банкротства гражданина) и др. Полный перечень содержится в Законе № 127-ФЗ.

Законное банкротство, защищая интересы должника и кредиторов, включает мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия под контролем управляющего. Если изыскиваются возможности для реорганизации бизнеса, работа направлена на укрепление финансово-хозяйственной деятельности организации с постепенным погашением всех долгов и возвратом к нормальному функционированию.

Банкротство — это сложный процесс. Пройдя в суде все стадии несостоятельности, или обратившись с этой целью в МФЦ, должник получает статус банкрота и избавляется от задолженностей. Звучит как сказка — «избавиться от долгов раз и навсегда» Но это законный выход из долговой ямы, но который при этом подойдет не каждому должнику.

Будут и последствия после банкротства. Они установлены законодательно:

  • в течение 5 лет при получении кредита или займа должник обязан уведомлять о своем статусе банкрота будущего кредитора;
  • в течение 3 лет не сможет управлять юридическим лицом или занимать руководящие должности в бюджетных организациях;
  • в течение 5 лет гражданин не сможет повторно объявить себя банкротом через суд;
  • в течение 10 лет должник не сможет повторно объявить себя банкротом во внесудебном порядке.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *