Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность и штрафы за нарушения правил СанПиН и СП в 2020 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ответственность за санитарные правонарушения предусмотрена в различных законодательных и подзаконных актах Российской Федерации, ведомственных руководящих документах, например, в таких как: постановления правительства РФ, уголовный кодекс России (УК РФ), кодекс об административных правонарушениях (КоАП), санитарные правила и нормативы (СанПиН), региональные законы субъектов РФ и так далее.
Разъяснения и рекомендации Роспотребнадзора
Для профилактики коронавирусной инфекции на рабочих местах и организации работы в условиях распространения COVID-19 Роспотребнадзор разработал ряд рекомендаций общего характера (письма от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24, от 07.04.2020 № 02/6338-2020-15, от 27.03.2020 № 02/5210-2020-24, от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 и др.).
Для отдельных сфер есть свои рекомендации, например:
- для образовательных организаций (письмо Роспотребнадзора от 12.05.2020 № 02/9060-2020-24);
- предприятий общепита и торговли (письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7515-2020-24);
- работы вахтовым методом (МР 3.1/2.2.0176/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 30.04.2020 № 02/8480-2020-24);
- салонов красоты и парикмахерских (МР 3.1/2.2.0173/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7500-2020-24);
- киноиндустрии (МР 3.1/2.1.0178/2-20, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.05.2020).
Прежде всего, такие документы адресованы работодателям и работникам соответствующих организаций. В частности, в письмах содержатся рекомендации:
- по контролю температуры у сотрудников;
- обеспечению их масками, перчатками, антисептиками;
- соблюдению социальной дистанции;
- дезинфекции помещений и оборудования;
- своевременной изоляции лиц с симптомами инфекционного заболевания;
- информированию работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены и т. п.
Письма Роспотребнадзора по своей юридической природе нормативными правовыми актами не являются и носят рекомендательный характер. Минэкономразвития России даже в свое время направляло в ведомство письмо (от 21.05.2020 № 16169-АХ/Д26и), в котором предлагало дополнительно…
Административная и уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в рассматриваемой сфере, является Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона № 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно статье 33 Федерального закона № 52-ФЗ больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 50 и 51 Федерального закона № 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки, в том числе о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами.
Главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, имеют право выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания; о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по разработке и утверждению государственных санитарноэпидемиологических правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715, дополнен коронавирусной инфекцией (2019-nCoV).
Административная ответственность за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрена статьей 6.3 (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) КоАП РФ.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, составляют, в том числе противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Субъектом правонарушения выступает лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм: гражданин, должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.
В случае поступления сообщения о событиях, содержащих признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, соответствующая информация с собранными материалами направляется в органы Роспотребнадзора для принятия процессуального решения.
В сложившейся эпидемиологической ситуации возможно применение статьи 6.36 (воспрепятствование оказанию медицинской помощи) КоАП РФ.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляют действия, воспрепятствующие в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской ПОМОЩИ (за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.17 КоАП РФ), если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.
Воспрепятствованием могут признаваться любые действия граждан, связанные с противодействием по оказанию медицинской помощи, включая отказ открывать дверь или впускать медицинских работников в помещение для выполнения медицинских процедур (к примеру, медицинского осмотра, госпитализации).
Субъектом правонарушения выступает физическое лицо.
На основании пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.
№ З-ФЗ «О полиции» сотрудники полиции вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, выражающихся, в том числе в невыполнении законных требований должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический контроль и (или) выполняющих установленные мероприятия по недопущению распространения коронавирусной инфекции (часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ).
Невыполнение такого требования сотрудников полиции может квалифицироваться по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 19.4 (неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль) КоАП РФ установлена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Справочно: полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях (пункт 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ) по части 1 статьи КоАП РФ наряду с должностными лицами Роспотребнадзора наделены органы внутренних дел (полиция), в пределах задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Рассмотрение дел об административных правонарушениях по указанной норме относится к исключительной компетенции судей (часть 1 статьи 23.3 КоАП РФ).
Объективную сторону правонарушений по части I статьи 19.4 КоАП РФ составляют действия, выражающиеся в неповиновении законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора.
Субъектами данного административного правонарушения могут быть граждане и должностные лица.
Субъективная сторона правонарушения состоит в умысле на неповиновение законной деятельности должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль и надзор.
Административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об устранении нарушений законодательства предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Преступление, предусмотренное статьей 236 УК РФ, посягает на общественные отношения по охране здоровья и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Санитарно-эпидемиологические правила установлены нормами законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил выражается в совершении активных действий, запрещенных правовыми нормами или предписаниями, либо в бездействии. Например, в неисполнении, ненадлежащем исполнении или уклонении от выполнения возложенных обязанностей, в том числе от карантинных мероприятий, изоляции и госпитализации, либо в несоблюдении ограничений, установленных предписаниями должностных лиц органов государственного надзора.
Санитарные правонарушения
Конструкция санитарного правонарушений в отечественной правовой системе предусматривается в нормах профильного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в соответствии с нормами которого, легальная дефиниция рассматриваемого вида противоправного поведения выглядит следующим образом:
Определение 1
Санитарное правонарушение – совершенное виновно, в форме умысла или неосторожности нарушение норм действующего права, в том числе установленных санитарных правил, невыполнение предусмотренных санитарных, а равно противоэпидемических мероприятий, а также несоблюдение властных распоряжений и предписаний компетентных органов, учреждений и их должностных лиц, объектом посягательства которого выступают права и законные интересы граждан и всего общества.
Лица совершившие санитарное правонарушение, в соответствии с действующим национальным законодательством могут быть привлечены к трем видам юридической ответственности:
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
- Уголовная ответственность, как реакция на наиболее общественно-опасные противоправные деяния в рассматриваемой сфере;
- Административная ответственность, наступающая ввиду совершения общественно-вредных санитарные правонарушений;
- Дисциплинарная ответственность, налагаемая на уполномоченных должностных лиц, в рамках существующих трудовых или служебных отношений.
Куда жаловаться на нарушение санитарных норм?
Контролем в сфере защиты прав потребителей, проверкой организаций и предпринимателей, реализующих и производящих товары, эпидемиологическим контролем и мониторингом соблюдения санитарных норм в РФ занимается Роспотребнадзор. Именно в этот государственный орган, в первую очередь, следует обращаться при нарушении санитарных норм.
Жалоба направляется в территориальное отделение Роспотребнадзора по месту нахождения предполагаемого нарушителя. В случае отсутствия положительного результата или бездействия территориального органа рекомендуется обращаться непосредственно в центральный аппарат федеральной службы.
В любом случае, столкнувшись с нарушением санитарно-эпидемиологических норм гражданин вправе обратиться за восстановлением нарушенного права в прокуратуру. Сотрудники прокураторы также уполномочены рассмотреть заявления в случае, если Роспотребнадзор не разрешил ситуацию.
Если иные способы защиты исчерпаны или человеку причинен материальный или моральный вред несоблюдением санитарных правил, то гражданин вправе обратиться в суд. Дело будет рассмотрено в общем порядке гражданского судопроизводства.
Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил
В соответствии со ст.55 Закона N 52-ФЗ за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил установлена гл.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Ответственность за нарушение СанПин
Для того, чтобы назначить меру наказания необходимо доказать факт причинения ущерба. Мотивация совершенного правонарушения не учитывается (по неосторожности, умышленно и т.д.).
Виды ответственности |
Описание |
Дисциплинарная |
к такому виду привлекает руководство компании, где произошло правонарушение. В компании проводится внутреннее расследование на основе норм ТК РФ. |
Административная |
данный вид ответственности наступает за совершение общественно-вредных правонарушений |
Уголовная |
наступает в случаях эпидемии, массового отравления или заражения людей, а также смерти по неосторожности. |
Мерами
административной ответственности
являются административ-ные наказания.
Меры административной ответственности
(административные наказания) являются
разновидностью мер административно-правового
принуждения, применяемых к лицу,
совершающему административное
правонарушение.
Меры
административной ответственности имеют
рядотличительных
признаков:
—
перечень мер административной
ответственности установлен Кодексом
Российской Федерации об административных
правонарушениях
(далее – КоАП) и является исчерпывающим;
—
назначенные и исполненные меры
административной ответственности
(административное наказание) влекут
для правонарушителя истечение срока
погашения административной ответственности.
Лицо считается подвергнутым административной
ответственности в течение одного года
со дня исполнения постановления о
назначении административного наказания
(ст. 4.6 КоАП);
- —
меры административной ответственности
(административные наказания) не
применяются в момент совершения
административного правонарушения.
Они применяются всегда после совершения
административного правонарушения; - —
меры административной ответственности
(административные наказания)
назначаются в том случае, когда
административным правонарушением
причинен необратимый (невосстановимый)
вред. Меры административной ответственности
призваны компенсировать такой вред; - —
меры административной ответственности
(административные наказания)
назначаются уполномоченным органом
(должностным лицом), когда собраны,
закреплены и исследованы доказательства
по делу об административном правонарушении,
установлена вина правонарушителя.
Перечисленные
КоАП меры административной ответственности
взаимосвязаны и образуют единую систему
административных наказаний. Они
могут быть классифицированы по различным
основаниям.
- За
совершение административных правонарушений
могут устанавливаться и применяться
следующие административные наказания: - —
предупреждение; - —
административный штраф; - —
конфискация орудия совершения или
предмета административного правонарушения; - —
лишение специального права, предоставленного
физическому лицу; - —
административный арест; - —
административное выдворение за пределы
Российской Федерации иностранного
гражданина или лица без гражданства; - —
дисквалификация; - —
административное приостановление
деятельности; - —
обязательные работы. - В
отношении медицинских работников
(организаций) применяются, как правило,
предупреждение и административный
штраф.
Предупреждение
(ст. 3.4 КоАП) является мерой административного
наказания, выраженной в официальном
порицании физического или юридического
лица. Предупреждение выносится в
письменной форме.
Административный
штраф (ст.
3.5 КоАП) представляет собой денежное
взыскание, налагаемое уполномоченным
органом (должностным лицом) на
физическое или юридическое лицо,
совершившее административное
правонарушение. Административный штраф
призван оказать воздействие на
материальные интересы правонарушителя.
Взыскиваемые с физических и юридических
лиц суммы административных штрафов
подлежат зачислению в бюджет в полном
объеме в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Административная ответственность — это вид ответственности за нарушение Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) и принятых в соответствии с ним нормативный документов.
К административной ответственности за нарушение законодательства об охране труда привлекаются руководители, должностные лица и другие ответственные работники.
″ Что делать специалисту по охране труда в случае, когда его привлекают к административной ответственности?
Есть три варианта развития событий:
1. Оплатить штраф в случае, если признаете, что допустили нарушение.
2. Оплатить штраф, но попросить администрацию предприятия компенсировать оплаченный Вами штраф в случае, если Вы уверены, что Вас оштрафовали за те нарушения, которые не прописаны в Ваших должностных инструкциях. Такая практика достаточно часто встречается.
3. Обратиться к руководителю инспектора, который Вас проверял, либо обратиться в суд в случае, если Вы полностью не согласны с теми нарушениями, которые Вам предъявляют.
Санитарные правонарушения
Конструкция санитарного правонарушений в отечественной правовой системе предусматривается в нормах профильного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в соответствии с нормами которого, легальная дефиниция рассматриваемого вида противоправного поведения выглядит следующим образом:
Санитарное правонарушение – совершенное виновно, в форме умысла или неосторожности нарушение норм действующего права, в том числе установленных санитарных правил, невыполнение предусмотренных санитарных, а равно противоэпидемических мероприятий, а также несоблюдение властных распоряжений и предписаний компетентных органов, учреждений и их должностных лиц, объектом посягательства которого выступают права и законные интересы граждан и всего общества.
Лица совершившие санитарное правонарушение, в соответствии с действующим национальным законодательством могут быть привлечены к трем видам юридической ответственности:
- Уголовная ответственность, как реакция на наиболее общественно-опасные противоправные деяния в рассматриваемой сфере;
- Административная ответственность, наступающая ввиду совершения общественно-вредных санитарные правонарушений;
- Дисциплинарная ответственность, налагаемая на уполномоченных должностных лиц, в рамках существующих трудовых или служебных отношений.
Как снизить штраф за несоблюдение санитарных норм?
Для снижения размера штрафа от лица, привлекаемого к ответственности, необходимо соответствующее заявление, подкрепленное сильными аргументами. Сделать это можно как при рассмотрении дела, так и при обжаловании размера штрафа.
Пределы штрафа за несоблюдение санитарных норм установлены санкцией статьи, предусматривающей наказание. Для снижения размера штрафа рекомендуется обращать внимание суда или должностных лиц на смягчающие обстоятельства дела. К ним относятся: имущественное состояние, нарушение норм СанПиН впервые, личность виновного и иные обстоятельства.
Следует отметить, что при наличии исключительных обстоятельств касаемо совершенного правонарушения и его последствий, привлекаемое к административной ответственности лицо вправе заявить ходатайство о применении наказания ниже низшего размера.
Кроме того, при совершении правонарушения, которое не повлекло неблагоприятные последствия для охраняемых законом интересов, виновное лицо может быть освобождено от административного наказания по причине малозначительности проступка. В этом случае, привлекаемое к ответственности лицо освобождается от наказания, административное дело в отношении его прекращается.
Сколько времени дается на уплату штрафа
Наиболее известным и распространенным показанием сегодня считается штраф. Именно к нему прибегают специалисты вышеуказанного органа, если нарушение не имеет слишком серьезных последствий. Вся подробная информация о сумме штрафа, подлежащего к уплате, и о периоде, в течение которого виновное лицо обязано его уплатить, должна присутствовать в выписанном постановлении.
Важно! Согласно КоАП РФ, штрафная сумма должна быть уплачена виновным лицом в течение шестидесяти суток с момента вступления постановления в законную силу. В отдельных ситуациях предусмотрена отсрочка платежа.
Если деньги по штрафу не поступили, то виновное лицо также может быть привлечено к ответственности, и размер штрафа будет удвоен. Когда у нарушителя нет возможности внести нужную сумму, его могут приговорить к выполнению обязательных работ или к аресту на 15 суток.
Ответственность за нарушение санитарного законодательства
Административное право
Прежде чем изготавливать любой документ, советуем в разуме разделить документ на 3 групп. Последние не точно должны быть расположены в этой же последовательности.
Сначала необходимо понять к чему вы хотите в конце заявления, справивишись, обдумайте причины. Существенными могут стать обычаи, законы, писаные правила. Начало критично важная часть, который формирует отпечаток.
Кроме того стремитесь выяснить какому важному лицу направлен готовящийся просительный документ и кто должен удовлетворить претензию.
Санитарное законодательство РФ являет собой совокупность нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственного управления и государственной власти.
Акты и правила санитарного законодательства, в свою очередь, устанавливают требования относительно санитарной охраны труда и быта населения, а также внешней среды.
Ответственность за нарушение санитарного законодательства может быть дисциплинарной (трудовая), административной и уголовной.
санитарного законодательства РФ определяется общественным и государственным строем страны, потребностями населения относительно охраны здоровья, и определяют требования, обязательные к исполнению всеми ведомствами, министерствами, юридическими и физическими лицами, касаемо охраны здоровья населения в области производственной деятельности, вредных факторов окружающей среды, предупреждения различных инфекционных заболеваний. Нормы и требования санитарного законодательства РФ применяемы в таких сферах, как планировка и благоустройство населенных мест, охрана окружающей среды, строительство и эксплуатация производственно-промышленных предприятий и жилых домов, дошкольных и школьных учреждений, коммунальных сооружений, также на основе санитарного законодательства решаются вопросы относительно структуры и деятельности СЭС (Санитарно-эпидемиологической службы).