РЕЗЕРВЫ, УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И УСЛОВНЫЕ АКТИВЫ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «РЕЗЕРВЫ, УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И УСЛОВНЫЕ АКТИВЫ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

До вступления в силу с 1 июля 1999* МСФО (IAS) 37 в международном учете не было четкого регулирования резервов или оценочных обязательств. Но на практике в компаниях довольно часто создавались начисления, которые уменьшали актив или увеличивали обязательства. Начисления представляли собой резервы под управленческие нужды компании, которые могли создаваться в одном отчетном периоде и упраздняться в следующем на усмотрение руководства. Подобные манипуляции позволяли «выравнивать» чистую прибыль для дальнейших отчетов перед владельцами компаний или потенциальными инвесторами.

Надежная оценка обязательства

Случаи, когда невозможно адекватно оценить обязательство, крайне редки. Но если это случилось, то данное обязательство попадает под понятие условного, не признаваемого в учете, но подлежащего раскрытию. Для остальных случаев МСФО (IAS) 37 предлагает использовать наилучшую расчетную оценку.

Оценочное обязательство признается в отчетности в размере суммы, которая представляет собой наилучшую расчетную оценку затрат, необходимых на конец отчетного периода для урегулирования существующей обязанности. Лучшую оценку этих затрат стандарт определяет как разумную сумму, которую организация:

  • В состоянии заплатить для погашения обязательства;
  • Передать третьей стороне на конец отчетного периода.

Оценка этой суммы базируется на суждении руководства организации, обоснованном:

  • Практикой аналогичных операций;
  • (иногда) Экспертной оценкой.

Принимая во внимание, что на величину обязательства влияет множество критериев, стандарт предлагает 2 подхода к оценке:

  • Статистический метод – оценка средневзвешенной величины: суммирование всех потенциальных расходов скорректированных на вероятность их наступления.
  • Выбор наиболее вероятной суммы расхода нужен для оценки одной обязанности и при условии, что нет доказательств, что оценочное обязательство может быть существенно меньше или больше рассчитанной суммы.

Резервы предстоящих расходов в российской учетной практике

Далее, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности определяет следующую (третью) группу элементов отчетности фирмы, называемую резервами. Согласно пункту 72 Положения «в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату вознаграждений по итогам работы за год; ремонт основных средств; производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации. В бухгалтерском балансе на конец отчетного года отражаются по отдельной статье остатки резервов, переходящие на следующий год, определенные исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета».

В этом случае, речь идет об отнесении предстоящих затрат на расходы производства или обращения отчетного периода. Иными словами, записи по формированию резервов данного типа — это реализация бухгалтерского принципа соответствия доходов и расходов, согласно которому, исчисляя финансовый результат (прибыль или убыток) организации, следует признанные в учете полученными доходы уменьшать на величины расходов, обусловивших их (доходов) получение.

Определяя доходы организации как «увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)» (п. 2 ПБУ 9/99), ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, в качестве одного из необходимых критериев признания доходов называет возможность определить «расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией». Таким образом, именно соотнесение доходов с обусловившими их расходами — это признак достоверности величины определяемого в учете финансового результата, а методология бухгалтерского учета расходов — это «распределение» их между отчетными периодами, за которые исчисляется финансовый результат работы фирмы. С этой точки зрения ряд расходов фирмы фактически возникает в течение всего отчетного периода, хотя формально (с точки зрения документальной фиксации понесения денежных или материальных затрат) может быть отражен в учете позднее: отпускные выплачиваются перед выходом работников в отпуск, но «зарабатывают» их сотрудники в течение года, затраты на будущую рекультивацию земель «формируются» уже в процессе их использования, предстоящие затраты на ремонт «закладываются» эксплуатацией основных средств, затраты по гарантийному ремонту фактически связаны с собственно процессом продаж и т. п.

Фактически в этом случае речь не идет о формировании резерва, образующего капитал организации, мы лишь уточняем время признания в учете расходов, основываясь при их признании на оценке предстоящих затрат.

Оценивание величины условного обязательства

Оценивать величину УО следует в денежном выражении, прибегая к методу отбора одним из стандартных способов.

Способ оценивания величины УО Пояснения
Избрание из некоторого числа значений Оценкой УО будет признана средневзвешенная величина
Избрание из промежутка значений Оценка УО — среднее арифметическое из большего и меньшего значений промежутка
Избрание из конкретного набора промежутков значений Порядок оценивания таков:

определяется среднее арифметическое из большего и меньшего значений отдельно по всем промежуткам;

оценивается надлежащий промежуток значений;

итоговая оценка УО — средневзвешенная величина

Во время оценивания учитывается сумма встречного требования (либо к третьим лицам), если таковое возникает. В бухотчетности следует открыть данные о величине УО. Составляется надлежащий расчет с последующим его одобрением экспертными специалистами.

Отдельные особенности налогового учета резервирования по условным обязательствам

Помимо (IAS) 37, наличествует ряд иных стандартов в пределах МСФО, которые позволяют урегулировать вопросы, касающиеся резервирования, УО и активов, в том числе и по части налогового учета.

Некоторые стандарты МСФО Применение
IFRS 3 Учитывание обязательств, образующихся при слиянии бизнеса
IAS 12 Обязательства по налогу на прибыль
IAS 17 Обязательства по договорам аренды (кроме соглашений обременительного характера)
IAS 19 Учитывание вознаграждений работающих

Так, сообразно МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», п.5 под временной разницей понимают разность балансовой цены обязательства (актива) в бухотчете об экономическом положении и его базой налога (далее — НБ). Его НБ — сумма, относящаяся на обязательство в налоговых целях, снижает либо увеличивает прибыль, с которой исчисляется налог. По части налогооблагаемого вида временных разниц признаются отсроченные налоговые обязательства с учетом особенностей, регламентируемых в МСФО (IAS) 12.

Читайте также:  Освидетельствования водителей на опьянение: что изменится с марта 2023 года

По части переноса остатков неизрасходованной резервной суммы на грядущий год следует помнить, что делать это не обязательно. Но отказываясь от перенесения, нужно иметь в виду, что все траты, снижающие прибыль под налог, должны документально удостоверяться и обосновываться в финансовом плане. Деньги, которые уже отображали в тратах, второй раз при калькуляции налога на доход на засчитываются.

Факторы, не учитываемые при оценке резервов (оценочных обязательств)

 Фактор 
 МСФО (IAS) 37 
ПБУ 8/2010
Налог на 
прибыль
Сумма резерва оценивается 
до налога (п. 41).
Налоговые последствия
оценочного обязательства
и изменения в нем
рассматриваются МСФО (IAS)
12 "Налоги на прибыль"
При оценке обязательства не 
принимается в расчет влияние
налога на прибыль, которое
отражается в соответствии с
Положением по бухгалтерскому
учету "Учет расчетов по налогу на
прибыль организаций" ПБУ 18/02
(пп. "а" п. 19)
Ожидаемое 
выбытие
активов
Прибыль от ожидаемого 
выбытия активов
не учитывается при
определении суммы резерва,
даже если ожидаемое
выбытие тесно с ним
связано (п. п. 51, 52)
При оценке обязательства не 
принимаются в расчет ожидаемые
поступления от продажи основных
средств, нематериальных активов,
продукции, товаров и иных
активов, связанных с признаваемым
оценочным обязательством. Такие
поступления отражаются в
соответствии с Положением по
бухгалтерскому учету "Доходы
организации" ПБУ 9/99
(пп. "б" п. 19)
Возмещения
Когда ожидается, что 
некоторые (или все)
расходы будут
компенсированы третьей
стороной, возмещение
подлежит признанию только
тогда, когда при погашении
компанией обязательства
его получение не вызывает
практически никаких
сомнений (п. 53)
При оценке обязательства не 
принимаются в расчет ожидаемые
суммы встречных требований или
требований к другим лицам о
возмещении расходов, которые
организация, как ожидается,
понесет при исполнении данного
оценочного обязательства
(пп. "в" п. 19)

Как следует из табл. 3, при оценке резервов (оценочных обязательств) не учитываются расходы по налогу на прибыль, доходы и расходы от выбытия активов, а также суммы возмещений третьими лицами независимо от того, что все перечисленные показатели тесно связаны с возникновением данных резервов (условных обязательств). Названные показатели отражаются в финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с принципом начисления в том отчетном периоде, в котором они возникли.

Раскрытие информации об условных обязательствах в финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с международными стандартами

 Отток 
ресурсов
 Признание 
 Раскрытие 
Отток ресурсов,
содержащих
в себе
экономические
выгоды,
возможен
- Резерв не признается. 
- Возникает условное
обязательство.
- Информация об
условном обязательстве
подлежит раскрытию
- Характеристика обязательства.
- Неопределенности, которые,
как ожидается, могут повлиять
на обязательство.
- Оценка возможного
финансового результата.
- Возможность получения
возмещения
Отток ресурсов,
содержащих
в себе
экономические
выгоды,
маловероятен
- Резерв не признается. 
- Возникает условное
обязательство.
- Информация по условному
обязательству
не раскрывается
Раскрытия не представляются 

Национальные стандарты определяют необходимость раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности аналогичной информации, однако раскрытию подлежат данные обо всех имеющихся на отчетную дату условных обязательствах (п. 25 ПБУ 8/2010).

Представим, что по состоянию на отчетную дату организация «A» является стороной судебного разбирательства и адвокаты компании придерживаются мнения, что результат иска будет зависеть от судьи, ведущего дело. По их оценке, иск с 70%-ной вероятностью может быть аннулирован, с 30%-ной вероятностью организация «A» выиграет дело. Свидетельство, предоставленное юристами, указывает, что более вероятно отсутствие текущего обязательства на отчетную дату. Как следствие, признания резерва (оценочного обязательства) не требуется. Однако информацию об условном обязательстве необходимо раскрыть в примечаниях к финансовой (бухгалтерской) отчетности.

При наличии у организации солидарной ответственности с другими лицами резерв (оценочное обязательство) создается в части, в отношении которой существует вероятность уменьшения экономических выгод организации и соблюдаются прочие критерии признания. Оставшаяся часть солидарного с другими лицами обязательства, в отношении которого уменьшение экономических выгод организации не является вероятным, признается условным обязательством (п. 29 МСФО (IAS) 37, п. 10 ПБУ 8/2010).

Определение величины оценочных обязательств

Пунктом 17 ПБУ 8/2010 при определении величины оценочного обязательства организации рекомендовано идти одним из двух путей:
— выбирая из набора значений, следует принимать средневзвешенную величину. Она рассчитывается как среднее из произведений каждого значения на его вероятность;
— выбирая из интервала значений (при условии, что вероятность каждого значения в интервале отличается), следует принимать среднее арифметическое из наибольшего и наименьшего значений интервала.
Согласно тексту п. 17 ПБУ 8/2010 оно должно содержать Приложение N 2, в котором организации могут увидеть примеры определения оценочного обязательства. Но в обнародованном варианте Приказа (в том числе на официальном сайте министерства) такое Приложение не приводится.
Это Приложение содержал проект приказа. Проиллюстрируем определение величины оценочных обязательств, ориентируясь на примеры из проекта.

Пример 5. Организация является ответчиком в судебном споре. По заключению экспертов-юристов организация считает, что суд примет решение, наиболее вероятно, не в ее пользу. Если суд примет решение о возмещении организацией прямых потерь истца, то сумма потерь организации составит 100 000 руб. Если же суд примет решение о возмещении помимо прямых потерь еще и упущенной материальной выгоды истца, то общая сумма потерь составит 150 000 руб.
Вероятности первого и второго исходов дела экспертами оцениваются соответственно как 85 и 15%. В данном случае организация выбирает из набора значений.
Несмотря на то что наиболее вероятным исходом судебного разбирательства является лишь возмещение прямых потерь истца, организация принимает в расчет и другой вероятный исход дела — компенсацию упущенной выгоды.
Величина оценочного обязательства составит 107 500 руб. (100 000 руб. x 0,85 + 150 000 руб. x 0,15).

Теперь рассмотрим пример, когда в качестве оценочного обязательства принимается среднее арифметическое из наибольшего и наименьшего значений интервала.

Пример 6. Организация является стороной судебного разбирательства. По заключению экспертов-юристов организация оценивает достаточно высоко риск того, что суд примет решение не в ее пользу. Сумма потерь может составить от 200 000 до 400 000 руб. Величина оценочного обязательства рассчитывается как среднее арифметическое из наибольшего и наименьшего значений интервала и составляет 300 000 руб. ((200 000 руб. + 400 000 руб.) : 2). Предполагаемый срок исполнения оценочного обязательства не превышает 12 месяцев. Оценочное обязательство по судебному разбирательству признается в бухгалтерском учете в размере 300 000 руб.

При определении величины оценочного обязательства организация принимает в расчет:
— последствия событий после отчетной даты в соответствии с ПБУ 7/98 (утв. Приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н);
— риски и неопределенности, присущие этому оценочному обязательству;
— будущие события, которые могут повлиять на величину оценочного обязательства (если существует достаточная вероятность того, что эти события произойдут).
Эти условия указаны в п. 18 ПБУ 8/2010.
В то же время при определении величины оценочного обязательства не принимаются в расчет суммы уменьшения или увеличения налога на прибыль организаций, которые отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в соответствии с ПБУ 18/02. Не учитываются ожидаемые поступления от продажи основных средств, нематериальных активов, продукции, товаров и иных активов, связанные с признаваемым оценочным обязательством. Такие поступления отражаются в соответствии с ПБУ 9/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). Не принимаются в расчет ожидаемые суммы встречных требований или суммы требований к другим лицам в возмещение ожидаемых расходов, которые организация понесет при исполнении данного оценочного обязательства.

В каком размере признаются оценочные обязательства (строка 1430)

Определение размера оценочного обязательства зависит от того, насколько длительным окажется срок его исполнения:

Предполагаемое время исполнения обязательства, установленное в учетной политике Размер оценочного обязательства Нормативное регулирование
Менее 12 месяцев или ровно 1 год Величина, отражающая наиболее достоверную денежную оценку затрат, которые будут понесены ради исполнения данного обязательства. п. 15 ПБУ 8/2010
Более 12 месяцев Определение величины оценочного обязательства производится по приведенной (дисконтированной) стоимости.

п. 20 ПБУ 8/2010

ч. 2 п. 20 ПБУ 8/2010

(требования к установленной ставке дисконтирования)

Методическая основа резервов предстоящих расходов

С 01.01.2020 учреждения бюджетной сферы применяют положения Стандарта «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утв. приказом Минфина России от 30.05.2018 № 124н (далее – Стандарт «Резервы»). Методические рекомендации по применению Стандарта доведены письмом Минфина России от 05.08.2019 № 02-07-07/58716.

Стандарт «Резервы» применяется при формировании следующих видов резервов:

  • резерва по претензиям, искам;
  • резерва по реструктуризации;
  • резерва по гарантийному ремонту;
  • резерва по убыточным договорным обязательствам;
  • резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации.

Отношения, по которым Стандарт не применяется, указаны в п. 4 Стандарта «Резервы».

В частности, Стандарт не применяется в отношении резервов под снижение стоимости материальных запасов, резервов по сомнительным долгам, резервов по отпускам за отработанное работниками (сотрудниками) время и иных резервов, формирование и ведение которых регулируются другими нормативными правовыми актами.

Например, резерв под снижение стоимости материальных запасов регулируется положениями Стандарта «Запасы», утв. приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н.

Резерв по сомнительным долгам регулируется положениями Стандарта «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н. Резерв по отпускам за отработанное работниками (сотрудниками) время до утверждения и применения Стандарта «Выплаты персоналу» регулируется Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н).

Кроме того, перечень резервов предстоящих расходов является открытым. В связи с этим выделяют общие критерии признания резервов (п. 9 Стандарта «Резервы»):

  1. У субъекта учета имеется обязанность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни.
  2. Для исполнения обязанности потребуется выбытие активов.
  3. Размер обязанности может быть обоснованно оценен, и подтвержден расчетно или документально.
  4. Момент предъявления требования об исполнении обязательства и его размер не зависят от действий субъекта учета.

Пример составления проводок по счету 96

Таблица 1. Расчет резерва на оплату предстоящих отпусков

Должность Количество дней неиспользованного отпуска Среднедневной заработок Сумма отпускных на дату периода (гр.2 * гр.3) Ставка страховых взносов в % Сумма страховых взносов на отпускные (гр.4 * гр.5 %) Общая сумма резерва (гр.4 + гр.6)
1 2 3 4 5 6 7
Юрист 6,66 500,10 3 330,67 30 999,20 4 329,87
Бухгалтер 16,65 434,20 7 229,43 30 2 168,83 9 398,26
Инженер 23,31 651,32 15 182,27 30 4 554,68 19 736,95
Специалист отдела кадров 13,32 367,45 4 894,43 30 1 468,33 6 362,76

Резервы в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете они именуются как оценочные резервы. Целью создания данных резервов является покрытие убытков при потере активами их реальной стоимости.

Вторая группа резервов в бухгалтерском учете именуется оценочными обязательствами. Смысл создания данных резервов заключается в том, чтобы распланировать крупные известные нам расходы заранее, распределить их равномерно во времени.

Начислять оба вида резервов необходимо, чтобы данные бухгалтерской отчетности не искажались.

Оценочные резервы представляют собой некий резервный фонд, создаваемый организацией для покрытия своих возможных убытков. Порядок их формирования в бухгалтерском учете и отражения в бухгалтерской отчетности регулируется ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» и другими положениями, регламентирующими конкретный вид резерва.

В настоящее время российским законодательством предусмотрено три вида оценочных резервов:

· резерв под снижение стоимости материальных ценностей;

· резерв под обесценение финансовых вложений;

· резерв по сомнительным долгам.

Стоит обратить внимание, что организаций не могут выбирать создавать или не создавать оценочные резервы — это обязанность в силу закона! Формировать первую группу резервов обязаны абсолютно все компании (включая малые предприятия), при условии, что есть соответствующие основания для создания резервов. Данные основания указаны в соответствующих ПБУ.

В частности, резерв под снижение стоимости материально-производственных запасов необходимо создавать в случае, если МПЗ:

-морально устаревают;

-полностью или частично теряют свои первоначальные качества;

-учтены дороже текущей рыночной стоимости (стоимости продажи),

-давно не используются (ПБУ 5/01).

В части финансовых вложений – организация должна проверять все свои финансовые вложения, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, на предмет их обесценения. Если на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная стоимость финансовых вложений существенно выше их расчетной стоимости и при этом отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости финансовых вложений, то на лицо устойчивое снижение стоимости финансовых вложений. В этих случаях организация образует резерв под обесценение финансовых вложений (ПБУ 19/02).

В части дебиторской задолженности – организации следует создавать резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Итак, как уже было сказано выше, организация обязана создавать при определенных условиях указанные резервы, поэтому нет необходимости указывать данный момент в учетной политике. Однако организации следует в учетной политике прописать порядок тестирования активов на обесценение.

Согласно п.4 ПБУ 21/2008 «Учетная политика организации», ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ тестировать активы на предмет создания резерва необходимо не реже одного раза в год — при составлении годового отчета.

Порядок тестирования активов на предмет обесценения может быть прописан примерно следующим образом.

В случае если отсутствует движение активов в течение года, резерв под снижение стоимости МПЗ создается в размере 50%, свыше года – 100%.

В части резерва по сомнительным долгам необходимо указать порядок отнесения дебиторской задолженности к сомнительной, критерии оценки вероятности и признания долгов сомнительными.

За основу формирования резерва в бухгалтерском учете можно взять методику, изложенную в Налоговом кодексе (ст. 266 НК РФ):

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) в сумму резерва включается 50 процентов задолженности;

Читайте также:  Продление вида на жительство по новому закону: документы, сроки

3) сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Вторая группа резервов – оценочные обязательства регулируется ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». В соответствии с п. 4 ПБУ 8/2010, оценочное обязательство – это обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения.

В ПБУ прямо не поименованы обязательства, которые необходимо создавать, но в приложении содержатся примеры анализа обязательств на предмет формирования по ним резервов.

В частности, к оценочным обязательствам могут быть отнесены: резервы на гарантийный ремонт, резерв на гарантийное обслуживание, резерв на оплату отпусков и прочие.

В отличие о первой группы эти резервы гарантированно будут использованы.

Кроме того, в ПБУ указаны условия при соблюдении которых в бухгалтерском учете признается оценочное обязательство:

а) у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать;

б) уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;

в) величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

Таким образом, смысл создания данных резервов заключается в следующем: мы точно знаем, что данные события в будущем наступят и примерно можем оценить расходы, связанные с наступлением данных событий.

Если обязательства организации отвечают данным условиям, резервы по ним также обязательны к созданию в силу закона. У организации нет права выбирать и утверждать в учетной политике создавать данный резерв или нет, кроме случаев, предусмотренных в законодательстве.

В соответствии с п. 3 ПБУ 8/2010, положение может не применяться субъектами малого предпринимательства, за исключением субъектов малого предпринимательства — эмитентов публично размещаемых ценных бумаг.

В соответствии с п. 16 ПБУ 8/2010 величина оценочного обязательства определяется организацией на основе имеющихся фактов хозяйственной жизни организации, опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств, а также, при необходимости, мнений экспертов. Организация обеспечивает документальное подтверждение обоснованности такой оценки.

В ПБУ не прописана конкретная методика создания резервов. В связи с этим, выбранный метод оценки и расчета всех признаваемых оценочных обязательств, состав и форму расчетов, подтверждающих величину оценочного обязательства, необходимо прописать в учетной политике организации. Это позволит избежать ошибок работников, разногласий с налоговыми органами.

Назаренко Татьяна Александровна

ООО «Листик и Партнеры»

Посмотреть «Весь список»

К оценочным резервам относятся: резервы под снижение стоимости материальных ценностей, резервы под обесценение финансовых вложений в ценные бумаги, резервы по сомнительным долгам. Создание таких резервов производится в конце отчетного года за счет операционных расходов.

Для учета указанных резервов предназначены следующие счета бухгалтерского учета: 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений в ценные бумаги», 63 «Резервы по сомнительным долгам». Формирование оценочных резервов отражается по дебету счета 91 «Операционные доходы и расходы» и кредиту счетов 14, 59, 63.

Неиспользованные резервы восстанавливаются в составе операционных доходов в периоде, следующем за периодом их создания, что отражается по дебету счетов 14, 59, 63 и кредиту счета 91.

Что такое условные долги в бухгалтерском учете?

Чтобы понять, какие расходы могут учитываться на этом счете, нужно изучить ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

Примечание от автора! Как следует из названия документа, оцениваться будут задолженности, существующие условно. То есть, на них никто не предоставит акта выполненных работ или товарной накладной. Бухгалтер должен сам или с помощью экспертов оценить обязательства и активы, с точки зрения будущих последствий.

В бухгалтерском учете 96 счет относится к активно-пассивным. Это означает, что на нем может отражаться как имущество (активы), так и источники поступлений (пассивы) одновременно.

Как рассчитать и учесть резерв на отпуск?

Резервы на оплату отпусков включают в себя:

  • отпускные и компенсации;
  • страховые взносы, начисляемые на заработную плату, и другие вознаграждения работникам.

Учет таких сумм должен вестись на субсчете 96.01.

Важный момент! Бухгалтер оценивает возможные затраты предприятия на выплату отпускных в течение года, так как внезапный значительный отток денег может стать неприятным сюрпризом для фирмы.

Анализ затрат и определение их участия в формировании себестоимости продукции должны быть закреплены в учетной политике компании (Письмом Минфина России от 19.02.2016 N 07-01-09/9317) при условии, что они проводятся:

  • ежемесячно;
  • ежеквартально;
  • раз в год.

Для расчета нет инструкции, но наиболее рационально будет использование количества дней неиспользованного отпуска, умноженных на среднедневной заработок.

Примечание от автора! Подсчеты выполняются на каждого работника отдельно. Такая функция предусмотрена в программе 1С ЗУП. Если имеющийся в распоряжении программный продукт не отвечает требованиям, то необходимо сделать расчет с помощью офисных инструментов.

Под какие обязательства формировать

Государственные учреждения формируют резервы на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» в соответствии с п. 302.1, введенным в Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета от 01.12.2010 №157н Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 №89н для обобщения информации о состоянии и движении зарезервированных сумм.
Как следует из письма Минфина РФ от 20.05.2015 №02-07-07/28998 «О порядке отражения в учете операций с отложенными обязательствами» резервы формируются в целях формирования полной и достоверной информации об обязательствах публично-правового образования (государственного (муниципального) учреждения) по методу начисления, предусматривающему отражение расходов в том периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда выплачены денежные средства, а также для равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения, в том числе для расчета налога на прибыль организаций.

Резервы могут быть сформированы под обязательства, возникающие, во-первых, вследствие совершения сделки (заключения договора) события, операции, которые оказывают влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств:

  • по предстоящей оплате отпусков за фактически отработанное время или представлению компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника учреждения;
  • по предстоящей оплате по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;
  • по иным аналогичным предстоящим оплатам.

Во-вторых, при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры обособленных подразделений учреждения, изменении видов деятельности учреждения, а также при реорганизации либо ликвидации учреждения.

В-третьих, обязательства, возникающие из претензионных требований и исков, в том числе в рамках досудебного или внесудебного рассмотрения претензий.

В этом случае резерв будет рассчитан на размер сумм предъявленных к учреждению штрафных санкций, иных компенсаций по причиненным ущербам. Помимо этого, в резерв следует включать и сумму ожидаемых судебных издержек в случае предъявления учреждению согласно законодательству РФ претензий или иных аналогичных ожидаемых расходов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *