Проверка статуса регистрации ККТ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверка статуса регистрации ККТ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Данный вопрос регулируется Приказом Федеральной налоговой службы России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/483@. В рамках упомянутого правоприменительного регламента содержатся абсолютно все инструкции и порядки, рассказывающие о том, как именно представители предприятия отправляют бумаги для проведения последующих инспекционных процедур. Никаких сложностей с такой адресацией нет: все свидетельства, выкладки и сертификаты направляются только через сайт и Личный кабинет налогоплательщика, в удаленном, дистанционном формате. Внутри указанной платформы присутствует отдельный, нужный раздел — ЛК пользователя контрольно-кассовой техники. Причем ответ на такое обращение также придет достаточно быстро (от одного до трех дней).

Последние новости об изменениях законодательства по применению ККТ

В июне 2021 года был принят ФЗ № 170-ФЗ, включающий в себя множество поправок, касающихся исключительно процедур по проверкам физических и цифровых касс. В соответствии с новыми положениями:

  • отменяются плановые выездные осмотры, теперь контроль представляется только во внеплановом формате, без каких-либо уведомлений;
  • работа с машинами производится по адресу нахождения плательщика налогов или в точках установки устройства, к которым относятся и жилые помещения;
  • сам процесс досмотра регламентируется новым положением, вступившим в юридическую и правоприменительную силу с 1 июля 2021 года.

Иных поправок в федеральном законодательстве пока нет, а обо всех дополнительных моментах предпринимателей уведомляет, например, новостной портал Министерства финансов.

Ответственность за нарушение требований к применению учетной аппаратуры

В современном Кодексе об административных правонарушениях представлено сразу несколько статей. По их нормам штрафуются предприятия, не соблюдающие требования в различных областях взаимодействия с ККМ:

  • за несоблюдение правил работы с устройствами — от 1500 до 10 тыс. российских рублей;
  • за полное неприменение модуля (или использование его устаревшего аналога) — до половины суммы расчета, но не менее 10 тыс. руб.;
  • при повторном проступке или по транзакциям свыше 1 млн руб. — приостановление деятельности корпорации на срок до девяноста суток.

Избавиться от представленных проблем можно путем установки, настройки и регистрации правильных учетных машин.

Что запомнить о блокировке онлайн-касс

  1. Если касса не передает данные о пробитых чеках в ОФД более 30 дней, фискальный накопитель блокируется. Чтобы снять блокировку, достаточно возобновить передачу данных.
  2. Основные причины блокировки фискального накопителя:
    • нет подключения к интернету;
    • технический сбой;
    • у кассы заводской брак;
    • закончился срок действия или переполнена память ФН.
  3. Перед временным простоем кассы отправьте все данные в ОФД и получите подтверждение. Чтобы налоговая не подумала, будто вы скрываете доходы, каждый рабочий день открывайте и закрывайте смену на ККТ.
  4. Если кассу исключат из реестра, завершится срок действия фискального накопителя или компанию ликвидируют, налоговая может снять ККТ с учета в одностороннем порядке, без заявления пользователя.
  5. Регулярно контролируйте отправку данных в ОФД. Посмотреть информацию о пробитых чеках можно в личном кабинете ОФД или сформировав отчет о текущем состоянии расчетов.

Что будет, если не снять с учета кассу при закрытии ИП

3 июля 2018 года в закон № 54-ФЗ добавлен новый пункт. Согласно ему, при внесении в единый госреестр данных о завершении деятельности индивидуальных предпринимателей налоговая в одностороннем порядке снимает контрольно-кассовую технику с регистрации.

Информация о необходимости предоставлять отчет о закрытии фискального накопителя и какие-либо другие уточнения в законе отсутствуют. Другими словами, теперь индивидуальный предприниматель может не подавать заявление на снятие кассы с учета, а просто закрыть ИП.

Поправка была принята недавно, практики по ее использованию еще нет. Поэтому специалисты советуют пока «подстраховываться» и снимать ККТ с учета через заявление.

Заявление на снятие с учета онлайн-кассы

В заявлении укажите:

ФНС внесла изменения в форму бланка (приказ от 07.09.2018 № ММВ-7-20/527@). У нас вы можете скачать новый образец бланка заявления о снятии ККТ с учета.

При передаче ККТ другому пользователю к заявлению надо приложить отчет о закрытии фискального накопителя. Его можно сделать через меню онлайн-кассы.

Читайте также:  Какие льготы положены пенсионерам от государства и как их получить

Если ККТ сломалась или ее украли — отчет не нужен. В этом случае лучше снять с учета онлайн-кассу как можно скорее. Сделайте это через интернет: это самый простой и быстрый способ. Дополнительных документов при поломке или краже не понадобится. Как снять кассу с учета через личный кабинет — ниже на странице.

Если техника работала без передачи данных в ОФД (например, в отдаленных регионах), надо приложить все фискальные данные, записанные в накопитель.

Рекомендуем снимать онлайн-кассы с учета через личный кабинет — это просто и удобно. Для этого вам потребуется электронная цифровая подпись. Несколько действий — и все готово. Далее пошагово разберем снятие онлайн-кассы с учета через личный кабинет.

В каких случаях нужно снимать кассу с учета?

В Федеральном законе №54-ФЗ прописано, когда снимать ККТ с регистрации. Владелец бизнеса обращается с заявлением, если:

  1. Он решил обновить технику и закупил новую современную модель кассы.
  2. С момента регистрации в налоговой прошло больше 7 лет (необходима перерегистрация кассы).
  3. Бизнес продается, и в стоимость продажи входит кассовое оборудование. Только помните, что после внесения изменений в ЕГРИП, ЕГРЮЛ касса у вас останется «мертвым» грузом. Поэтому заранее до момента заключения сделки закройте архив ФН, сделайте отчет и обратитесь в Налоговую с заявлением для снятия оборудования с учета.
  4. Касса сломалась и ремонту не подлежит. Трещины и сколы к таким повреждениям не относятся. После оценки в сервисном центре в течение 5 дней передайте в налоговую информацию с накопителя и заключение от производителя.
  5. Касса потеряна или украдена.

Документы по снятию ККМ для налоговой

После того, как все необходимые предварительные проверки и операции проведены, пора приступать к формированию пакета документов для налоговой. В него входит несколько важных документов, без которых снятие кассы с регистрации невозможно. Вот перечень этих документов:

  • карточка, выданная при регистрации кассовой машины в налоговой;
  • заявление о снятии ККМ с учёта;
  • личный паспорт заявителя или представителя по доверенности;
  • технический паспорт контрольно-кассовой техники и отдельно паспорт блока ЭКЛЗ;
  • журнал кассира-операциониста;
  • журнал регистрации вызовов технических специалистов;
  • копия заверенного налоговой инспекцией баланса за последний отчётный период;
  • кассовая книга от ООО;
  • книга доходов и расходов от ИП.

Последние два документа не обязательны, но в некоторых случаях инспектор налоговой службы может попросить их для полноценного анализа сведений по ККМ.

От сотрудника обслуживающего центра, налоговики потребуют:

  • чек с фискальным отчётом за всё время использования кассы;
  • акт о снятии показаний кассовых счётчиков;
  • по одному чеку-отчёту за каждые последние три года эксплуатации кассы;
  • помесячные фискальные отчеты также за трехгодовой период;
  • чек о закрытии архива памяти аппарата;
  • отчёт по блоку памяти ЭКЛЗ;
  • акт о передаче ЭКЛЗ на хранение. Кстати говоря, храниться он должен не менее пяти лет с момента снятия кассы с учета на случай возможной налоговой проверки.

После того, как все вышеперечисленные документы будут отданы специалисту налоговой инспекции, и процедура снятия кассы с учета будет завершена, с кассовым аппаратом можно делать все, что заблагорассудиться: продать, сдать в аренду, отдать в комиссионный отдел технического центра, подарить, просто поставить в угол. Однако стоит помнить, что если модель кассы вычеркнута из госреестра, дальнейшее её использование будет невозможно. В этом случае кассу можно только выбросить.

Основные моменты, которые следует учитывать при снятии ККМ с учета самой налоговой

Если налоговики сами решили убрать с учета кассовый аппарат какого-либо предприятия, что обычно связано с нарушениями правил его использования, то владельцу не надо подавать заявление. Повторную процедуру регистрации разрешается пройти только после устранения нарушений.

Когда касса снимается с регистрационного учета из-за окончания допустимого периода эксплуатации фискального накопителя, то потребуется дополнительно предоставить кой-какие сведения. Под ними подразумевается информация, считываемая ФН и сохранившаяся в его архиве. Это необходимо сделать в течении месяца со дня, когда был ограничен функционал кассового аппарата.

Суть предпринимаемых по снятию с учета контрольно-кассовой машины действий заключается в том, чтобы у налоговых служб была возможность проверить соответствие информации, содержащейся в кассовом журнале, с данными, хранящимися в фискальной памяти, после чего последует дезактивация машины и передача данных на защищенной ленте на хранение. Тут следует иметь ввиду, что действующее законодательство не регламентирует строго весь этот процесс. Поэтому каждый субъект РФ регулирует его по – своему.

По этой причине, до того, как отправиться в налоговую инспекцию, следует заранее уточнить, какие требования предъявляются со стороны конкретного отдела фискальной службы, где машина была зарегистрирована.

Некоторые налоговые службы не требуют приглашения технического специалиста из ЦТО и доставки к ним кассового аппарата. В этом случае дело ограничивается лишь проверкой предоставляемого пакета документов, которые должны быть корректно оформлены, и в которых должна быть подпись инженера технического центра.

Читайте также:  ​​Военные пособия на погребение в 2023 году

Перечень документов для ИФНС

ККМ, подлежащая снятию с учёта в ИФНС, должна иметь следующий сопроводительный пакет:

  • регистрационная карточка, выданная при постановке на учёт;
  • журнал кассира-операциониста (форма КМ-4);
  • паспорт кассового аппарата и паспорт ЭКЛЗ;
  • журнал вызова сотрудников технического обслуживания;
  • копия баланса за последний отчётный период (отмеченный налоговой), кассовая книга или книга доходов и расходов (для ООО и ИП соответственно) – данные документы не обязательны, но могут понадобиться для работы налогового инспектора.

В процессе снятия памяти кассовой машины сотрудник ЦТО предоставляет:

  • акт о снятии показаний счётчиков аппарата (форма КМ-2);
  • чек с фискальным отчётом за всё время эксплуатации ККМ;
  • по 1 чеку-отчёту за каждый из 3-х последних лет работы кассы;
  • помесячные фискальные отчёты за аналогичный период;
  • отчёт по последней ЭКЛЗ;
  • чек о закрытии архива памяти аппарата;
  • акт о передаче блока памяти на хранение.

Регистрация ККМ в налоговом органе

В силу требований п. 1 ст. 4 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, используемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или предпринимателя в качестве налогоплательщика. Только при условии регистрации ККМ в налоговом органе допустимо ее применение. Регистрация производится в порядке, установленном Положением о регистрации и применении ККТ и Административным регламентом . Инициатором регистрации ККМ в налоговом органе является организация (индивидуальный предприниматель) — пользователь контрольно-кассовой техники. Отметка о регистрации ККМ в налоговом органе делается в паспорте контрольно-кассовой техники. В этом же документе фиксируются отметки о перерегистрации и снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию, проверке исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, установке средств визуального контроля, наклеивании марок-пломб и выводе техники из эксплуатации.

Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н.

Нормативный срок амортизации истек, а уведомление о снятии с учета ККМ не получено

А можно ли использовать исключенную из Государственного реестра ККМ с истекшим нормативным сроком амортизации, если она не снята с учета в налоговом органе? В п. 1 ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ закреплено, что организации и индивидуальные предприниматели, использующие контрольно-кассовую технику, обязаны:

  • применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
  • выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;
  • обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;
  • производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти при участии представителей налоговых органов.

Как видим, одной из обязанностей пользователей ККМ является использование техники, которая зарегистрирована в налоговом органе. Однако пользователям не вменена в обязанности подача в налоговый орган заявления о снятии с учета ККМ, исключенной из Государственного реестра контрольно-кассовой техники, нормативный срок амортизации которой истек. Значит, исключенной из Реестра ККМ с истекшим нормативным сроком амортизации нельзя пользоваться, если данная техника снята с учета в налоговом органе (если снятие произведено налоговым органом, пользователь об этом уведомлен).

Подтверждение правильности представленных рассуждений можно найти у судей, рассматривавших дела, связанные с привлечением пользователей ККМ к административной ответственности, установленной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, за осуществление денежных расчетов с населением с применением контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра, срок амортизации которой истек. На основании указанной нормы неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. В свою очередь, под неприменением ККМ следует среди прочего понимать использование ККМ, не включенной в Государственный реестр (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16). Арбитры подчеркнули: объективная сторона состава административного правонарушения имеется только при использовании контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра, с истекшим нормативным сроком эксплуатации, при условии уведомления налоговой инспекцией о снятии данной машины с учета. Поэтому, пока не получено уведомление, использование такой техники правомерно (Постановления ФАС ВВО от 07.07.2009 по делу N А29-261/2009, ФАС МО от 28.01.2009 N КА-А40/13315-08).

Читайте также:  Налоговые органы перешли на новую форму справки об уплате налогов

Что собой представляет проверка ККТ

Важно! На практике можно столкнуться с двумя ситуациями. Первая, при которой хозяйствующий субъект является инициатором проверки того факта, что ККТ зарегистрирована в налоговой. И вторая, при которой проверка осуществляется представителями фискальных органов.

Согласно приказа Минфина России №94, порядок снятия кассы с учета возможен в самостоятельном порядке, например, когда истек срок использования аппарата и касса исключена из госреестра. В этом случае налоговая в письменном виде должна уведомить владельца кассы не позднее дня, следующего за датой истечения данного срока. Владельцу кассы рекомендуется проверить модель кассы по госреестру. Если в перечне ее нет, то значит она снята с учета.

Налоговый орган, в связи с изменениями в законодательстве, может явиться к владельцу кассы с внеплановой проверкой. Это может явиться следствием нарушения со стороны налогоплательщика в порядке использования ККТ. Действия налоговой в этом случае регламентируются следующими документами:

  • Приказ Минфина РФ от №132н, в котором указан порядок проведения проверки ККТ;
  • Закон РФ №943-1, в котором указываются пошагово действия налоговиков и иных органов РФ;
  • Закон 294-ФЗ, в котором указаны права владельца кассы при проверке аппарата представителями налогового органа.

На место осуществления предпринимателем деятельности представители налоговой службы могут являться практически каждый день. Однако, основные нарушения они могут выявить уже при первом посещении налогоплательщика. Поэтому следует выделить некоторые аспекты, на которые налоговики обращают пристальное внимание:

  • правильность эксплуатации ККТ;
  • соблюдение закона 54-ФЗ;
  • соблюдение правил распоряжения выручкой.

Если касса используется в виртуальном режиме, то проверка происходит следующим образом:

  1. После оплаты налоговый орган формирует чек, а после передает его ОФД (оператор фискальных данных) по сети.
  2. Далее ОФД осуществляет оценку корректности документа, его регистрацию и сообщает результат обработки.
  3. После этого кассовый аппарат распечатывает чек и при необходимости направляет его на электронную почту или посредством СМС.
  4. Далее ОФД направляет чековый документ в налоговый орган. Следует помнить, что покупатель в любое время может осуществить проверку кассового чека на сайте налоговой.

Последствия для владельца ККТ в случае выявления нарушений

Если в результате проверки ККТ налоговым органом были выявлены нарушения, то налогоплательщик будет нести ответственность в соответствии со ст. 14.15 КоАП РФ. Наказание для владельцев касс предусматривается за следующие нарушения:

  • нарушение требований закона 54-ФЗ при использовании ККТ;
  • несоблюдение порядка проведения процедуры регистрации кассы;
  • несоответствие условиям использования ККТ.

Меры наказания для налогоплательщиков в данном случае предусматриваются следующие:

  1. Вынесение предупреждения, либо штраф в размере от 1500 до 3000 рублей для должностных лиц.
  2. Вынесение предупреждения, либо штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей для юридических лиц.

Такие же убытки понесет компания в случае отказа в представлении документов по запросу налогового органа.

Документы по снятию ККМ для налоговой

После того, как все необходимые предварительные проверки и операции проведены, пора приступать к формированию пакета документов для налоговой. В него входит несколько важных документов, без которых снятие кассы с регистрации невозможно. Вот перечень этих документов:

  • карточка, выданная при регистрации кассовой машины в налоговой;
  • заявление о снятии ККМ с учёта;
  • личный паспорт заявителя или представителя по доверенности;
  • технический паспорт контрольно-кассовой техники и отдельно паспорт блока ЭКЛЗ;
  • журнал кассира-операциониста;
  • журнал регистрации вызовов технических специалистов;
  • копия заверенного налоговой инспекцией баланса за последний отчётный период;
  • кассовая книга от ООО;
  • книга доходов и расходов от ИП.

Последние два документа не обязательны, но в некоторых случаях инспектор налоговой службы может попросить их для полноценного анализа сведений по ККМ.

От сотрудника обслуживающего центра, налоговики потребуют:

  • чек с фискальным отчётом за всё время использования кассы;
  • акт о снятии показаний кассовых счётчиков;
  • по одному чеку-отчёту за каждые последние три года эксплуатации кассы;
  • помесячные фискальные отчеты также за трехгодовой период;
  • чек о закрытии архива памяти аппарата;
  • отчёт по блоку памяти ЭКЛЗ;
  • акт о передаче ЭКЛЗ на хранение. Кстати говоря, храниться он должен не менее пяти лет с момента снятия кассы с учета на случай возможной налоговой проверки.

После того, как все вышеперечисленные документы будут отданы специалисту налоговой инспекции, и процедура снятия кассы с учета будет завершена, с кассовым аппаратом можно делать все, что заблагорассудиться: продать, сдать в аренду, отдать в комиссионный отдел технического центра, подарить, просто поставить в угол. Однако стоит помнить, что если модель кассы вычеркнута из госреестра, дальнейшее её использование будет невозможно. В этом случае кассу можно только выбросить.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *