Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственные нормативные требования охраны труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начало 2021 года запомнилось рядом событий в области охраны труда. Сначала утратили силу более сотни нормативных актов, а теперь и порядка 113 правил по охране труда разом превратились всего в 40. Все это настолько взбудоражило специалистов по ОТ, что многие до сих пор пребывают в некотором шоке. Чтобы развеять сомнения и опасения специалистов и руководителей компаний, чиновники дали по этому вопросу свои разъяснения.
Статья 2. Законодательство об охране труда и сфера его применения
- Настоящий Закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
- Сфера действия настоящего Закона распространяется на всех субъектов хозяйствования, использующих наемный труд, независимо от форм собственности, вида деятельности и способа хозяйствования.
- Законодательство Донецкой Народной Республики об охране труда основывается на Конституции Донецкой Народной Республики и состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики.
- Действие настоящего Закона распространяется на:
1) работодателей;
2) работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
3) членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;
4) студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;
5) военнослужащих, направляемых на работу в организации, на предприятия и прочее;
6) граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.
- На граждан Донецкой Народной Республики, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Донецкой Народной Республики, распространяется законодательство об охране труда Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено международным договором Донецкой Народной Республики.
- Если международным договором Донецкой Народной Республики установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.
Статья 11. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям промышленной безопасности и охраны труда
- Каждый работник имеет право на:
1) рабочее место, соответствующее нормам и требованиям охраны труда;
2) получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
3) отказ от порученной работы, если создалась производственная ситуация вследствие нарушения требований промышленной безопасности и охраны труда, опасная для его жизни или здоровья либо для людей, которые его окружают, или для производственной или окружающей среды, о чем он обязан немедленно сообщить непосредственному руководителю или работодателю. Факт наличия такой ситуации при необходимости подтверждается специалистами по охране труда предприятия с участием представителя профсоюза, членом которой он является, или уполномоченного работниками лица по вопросам охраны труда;
4) работник, работающий по гражданско-правовому договору на территории работодателя и действующий под контролем работодателя за безопасным ведением работ (оказанием услуг) либо действующий под контролем работодателя за безопасным ведением работ (оказанием услуг) вне территории работодателя вправе отказаться от исполнения гражданско-правового договора полностью или частично в случае, если работодателем не созданы или созданы ненадлежащим образом безопасные условия для выполнения работ (оказания услуг), предусмотренные гражданско-правовым договором;
5) обеспечение необходимыми средствами индивидуальной и коллективной защиты работников, санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми устройствами и средствами, в соответствии с нормами и требованиями промышленной безопасности и охраны труда за счет средств работодателя;
6) обучение безопасным методам и приемам труда, проведение инструктажа по вопросам охраны труда за счет средств работодателя;
7) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
8) подачу запроса на проведение проверки условий и охраны труда на его рабочем месте государственными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;
9) обращение в органы государственной власти Донецкой Народной Республики, органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
10) личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;
11) внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;
12) компенсации, установленные законодательством Донецкой Народной Республики, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.
- Работникам, работающим по гражданско-правовым договорам, компенсации по условиям труда могут устанавливаться этими договорами.
Статья 12. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
- Для реализации права работников на охрану труда государство осуществляет государственное управление в области охраны труда, контроль (надзор) за соблюдением законодательства об охране труда и устанавливает ответственность за нарушение законодательства об охране труда.
- Гарантии права работников на охрану труда определяются Конституцией Донецкой Народной Республики, трудовым законодательством Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
- Гарантии права работников, работающих по гражданско-правовым договорам, на охрану труда определяются в этих договорах и не могут противоречить законодательству Донецкой Народной Республики в сфере охраны труда.
- Гарантии права на охрану труда иных категорий работников определяются в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в сфере охраны труда.
- Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, при этом:
Как работодателю организовать охрану труда в организации с 1 марта 2022 г.
Работодатель должен, по нашему мнению, утвердить положение о системе управления охраной труда и локальный нормативный акт, в котором он устанавливает порядок реализации мероприятий, связанных с выявлением опасностей, оценкой уровней профессиональных рисков, их снижением. Помимо этого, нужно ежегодно реализовывать мероприятия по улучшению условий и охраны труда. Если работодатель ведет производственную деятельность и у него больше 50 человек, он обязан создать службу охраны труда или ввести у себя должность специалиста по охране труда. Если у работодателя не больше 50 человек, эту службу можно не создавать и такую должность не вводить. В таком случае их функции осуществляет руководитель работодателя (лично ИП). Эти функции могут также выполнять другая организация или ИП, которые оказывают услуги в области охраны труда, с которыми у работодателя должен быть заключен договор ГПХ.
Понятие о государственных нормативных требованиях охраны труда
В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Государственными нормативными требованиями по охране труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и нормативных правовых актах субъектов РФ, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Порядок разработки и принятия нормативных правовых актов по охране труда регулируется постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».
Комментарий к статье 211 ТК РФ
Раздел X ТК закрепляет основные государственные нормативные требования охраны труда. Кроме того, такие требования закреплены и в других федеральных законах, законах субъектов РФ, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, нормативных правовых актах Минздравсоцразвития России, других органов федеральной исполнительной власти. Отдельные нормативные правовые акты упраздненного Минтруда России продолжают действовать в соответствии со ст. 423 ТК.
При разработке государственных нормативных требований охраны труда учитываются специальные Методические рекомендации, утвержденные Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 N 80 .
———————————
Бюллетень Минтруда России. 2003. N 5.
Одной из основных обязанностей работодателя, установленных ст. 22 ТК, является обеспечение работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей, обеспечения безопасности и условий, отвечающих требованиям охраны и гигиены труда.
Постановлениями Правительства РФ, приказами, иными актами федеральных органов исполнительной власти, а также другими нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, установлены государственные нормативы, процедуры и критерии по охране труда. Такими актами являются, например, Постановления Правительства РФ от 06.02.1993 N 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» , от 25.02.2000 N 162 «Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» .
———————————
САПП РФ. 1993. N 7. Ст. 566.
СЗ РФ. 2000. N 10. Ст. 1130.
Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на пять лет и могут быть продлены не более чем на два срока.
Одним из направлений государственной политики в области охраны труда (помимо перечисленных в ст. 210 ТК) является установление единых нормативных требований по охране труда для юридических и физических лиц при осуществлении ими любых видов трудовой деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Расследование и учет несчастных случаев на производстве
Риск присущ всякому труду. Поэтому в Правилах отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713, предусмотрено 32 класса, характеризующих степень риска работ в различных отраслях. К первому классу отнесена издательская деятельность, а к 32-му — угольная промышленность. Страховые тарифы по классам профессионального риска установлены от 0,2% до 8,5% выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц.
Но независимо от класса риска расследуются все несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания.
В ходе расследования необходимо прежде всего установить такое юридически значимое обстоятельство, как исполнение пострадавшим трудовых обязанностей или выполнение им какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также осуществление иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Дополнительными квалифицирующими признаками ст. 227 ТК называет:
а) перечень лиц, несчастные случаи с которыми подлежат расследованию и учету;
б) перечень повреждений здоровья, полученных этими лицами;
в) обстоятельства, при которых данные повреждения здоровья квалифицируются для пострадавших как несчастные случаи на производстве.
Перечень лиц включает четыре основные категории пострадавших. К первой категории относятся работники, выполняющие работу по трудовому договору, в том числе временные и сезонные работники, совместители и надомники. При этом не имеет значения, оформлен трудовой договор надлежащим образом или нет. Вторая категория — это студенты и учащиеся образовательных учреждений, проходящие производственную практику в организациях, а также другие лица, проходящие профобучение или переобучение в соответствии с ученическим договором. Третья категория — лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией как уголовно-исправительного учреждения, так и иных организаций.
Четвертая категория включает других лиц, принимающих участие с ведома работодателя в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя без заключения трудового договора.
Перечень повреждений здоровья, полученных пострадавшими и подлежащих расследованию, изложен в ч. 3 ст. 227 ТК. Это следующие увечья или иные телесные повреждения (травмы): тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения травматического характера, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций; иные повреждения здоровья, обусловленные однократным воздействием на пострадавшего внешних факторов.
Комментарий к Статье 211 ТК РФ
В комментируемой статье установлено, что государственные требования охраны труда, правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, устанавливаются в федеральных законах и других нормативных актах РФ и ее субъектов.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Кого назначить ответственным за охрану труда на предприятии
Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.
Сотрудник, назначенный на роль инспектора по ОТ, должен соответствовать квалификационным требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2014 года № 524н. Перед допуском к работе его нужно направить на обучение по охране труда. Подойдут 40-часовые курсы в учебном центре — об этом сказано в п. 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организации от 13.01.2003 № 1/29.
Если специалист по охране труда не справляется в одиночку, создают службу из нескольких человек. Предварительно вносят изменение в штатное расписание, разрабатывают должностные инструкции, корректируют положение о СУОТ.
Основы принятия государственных нормативных требований охраны труда
Государственные нормативные требования охраны труда — важнейшее для современной практики понятие, ибо в соответствие с ними должны быть приведены условия труда, ибо в соответствии с ними работодатель должен проводить работы по охране труда, ибо соответствие с ними оценивает государственная экспертиза труда, ибо государственный надзор и контроль осуществляется над их соблюдением и т.п. Это не так давно появившееся понятие стало столь важным, что законодатель в новой редакции Трудового кодекса РФ счел нужным выделить их из требований охраны труда и отличить от требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда.
Законодатель не дал детальное и всеобъемлющее определение понятию «государственные нормативные требования охраны труда», но определил, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Нормативные акты по ОТ и ТБ для работодателей
Есть базовый список законодательных актов, которые регулируют охрану труда сотрудников при выполнении рабочих задач:
- ТК РФ. Для того, чтобы подробно ознакомиться с обязанностями работодателя по охране труда сотрудников, следует изучить раздел 10 данного кодекса, в котором подробно прописаны все аспекты, касающиеся ОТ;
- ФЗ за номером 125. Данный закон содержит сведения о соцстраховании работников при выполнении работ, а также о порядке начисления компенсации в случае получения производственной травмы;
- ФЗ за номером 123. В этом законе прописаны требования, которые государство устанавливает к корпоративным объектам различного назначения (производственного, бытового и т.д.).
Понятие декларации, как вида отчетности руководителя
Наряду со специальной оценкой условий труда, с 2014 года у работодателей появилась обязанность отчитываться перед государством посредством представления декларации соответствия условий труда установленным требованиям.
Приказ Минтруда от 07.02.14 N 80н устанавливает порядок оформления и представления декларации. Декларацию разрешено подавать лишь тем руководителям, которые в установленном порядке провели спецоценку.
Последняя проводится с целью определения классов и подклассов условий труда, в соответствии с которыми рассчитываются гарантии и компенсации работникам, труд которых вреден или опасен.
Декларация подается относительно рабочих мест, проверка которых не выявила опасных или вредных факторов. Адрес/Метроатом декларации является госинспекция по труду населенного пункта, где расположена организация. Действует декларация в течение 5 лет. Однако декларацию не нужно подавать заново, если в течение указанного времени на поименованных в декларации рабочих объектах не произошло несчастных случаев, или отсутствуют случаи профзаболеваний работников по причине вредных, или опасных составляющих производимого труда.
Что конкретно изменилось
Итак, в общей сложности на момент пересмотра в России действовали 113 правовых документов, устанавливающих правила по охране труда для разных отраслей деятельности. 83 из них приняты еще до 2012 года, а оставшиеся 30 – в период с 2012 по 2021 годы. Все эти документы планировалось отменить: вместо них собирались разработать 48 нормативных актов, которые ввели бы новые требования безопасности при выполнении разных видов работ, отвечающие современному состоянию экономики и техники.
Для пересмотра этой обширной базы создана специальная рабочая группа; кроме того, каждый проект в установленном порядке прошел обязательную процедуру, которая включала размещение на портале проектов, общественное обсуждение, антикоррупционную экспертизу и оценку регулирующего воздействия. Разумеется, не всем проектам удалось успешно пройти все эти этапы: некоторые из них возвращали на доработку. В результате к 1 января 2021 года работа по созданию запланированных 48 нормативных документов завершена не полностью: сейчас приняты 40 правовых актов. Но и это, конечно, неплохой результат.
Стоит особенно подчеркнуть, что из этих 40 новых правил по ОТ только правила для морских и речных портов не имеют ограничений по сроку действия. Все остальные 39 нормативных документов будут применяться с 1 января 2021 года по 31 декабря 2025 года. Это заставляет предположить, что по истечении этого срока ответственные исполнители предложат новые, усовершенствованные тексты нормативных актов, которые примут без ограничения по сроку применения.
Государственные нормативные требования охраны труда (ст.211 ТК РФ)
- Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
- Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при:
- – проектировании,
- – строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов,
- – конструировании машин, механизмов и другого оборудования,
- – разработке технологических процессов,
- – организации производства и труда.
- Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
- Утверждаются государственные нормативные требования охраны труда сроком на 5 лет и могут быть продлены не более, чем на 2 срока.
- Пересмотру подлежат:
- – При изменении законодательства РФ об охране труда;
- – При изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
- – При внедрении новой техники и технологий;
- – По результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний.
- Единые правовые документы включают в себя основные государственные документы, которые устанавливают фундаментальные принципы политики государства в области охраны труда.
- Это Конституция Российской Федерации (основной закон), Трудовой кодекс РФ.
- Межотраслевые правовые документы представляют собой государственные документы, которые действуют без исключения во всех отраслях экономики.
- Отраслевые правовые нормативы определяют требования безопасности, являющиеся специфическими для той или иной отрасли экономики.
Нормативные правовые акты предприятия представляют собой локальные акты, действующие только на данном предприятии. Это распоряжения, инструкции по охране труда.
- Перечень видов документов по охране труда представлен в таблице 3.
- Таблица 3
- Перечень видов документов по охране труда
Вид документа | Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ |
1. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) определяют терминологию в области ОТ, требования к производственному оборудованию, СИЗ. | Госстандарт России Госстрой России |
2. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН). | Минздравсоц развитие |
3. Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) | Госстрой России |
4. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) | Ростехнадзор Госатомнадзор России |
5. Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ) | Минздравсоц развитие |
6. Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), отраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О) | Федеральные органы исполнительной власти |
Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда утверждаются Минтруда России.
ССБТ – это комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья человека в процессе труда.
VII. Требования охраны труда при проведении земляных работ
120. Работодатель обязан в рамках СУОТ с учетом пункта 5 Правил проанализировать опасности и их источники, представляющие угрозу жизни и здоровью работников при выполнении работ с размещением рабочих мест в выемках и траншеях, связанных со вскрытием грунта на глубину более 30 см (за исключением пахотных работ), забивкой и погружением свай при возведении объектов и сооружений всех видов, подземных и наземных инженерных сетей, коммуникаций, а равно отсыпка грунтом на высоту более 50 см (далее – земляные работы).
121. При наличии профессиональных рисков, вызванных установленными опасностями, безопасность земляных работ должна быть обеспечена на основе выполнения требований по охране труда, содержащихся в организационно-технологической документации на производство работ:
- Определение безопасной крутизны незакрепленных откосов котлованов, траншей (далее – выемки) с учетом нагрузки от строительных машин и грунта
- Определение типов и конструкций крепления стенок котлованов и траншей, мест и технологии их установки, а также места установки лестниц для спуска и подъема людей
- Выбор типов машин, применяемых для разработки грунта, и мест их установки
- Дополнительные мероприятия по контролю и обеспечению устойчивости откосов в связи с сезонными изменениями
122. С целью исключения размыва грунта, образования оползней, обрушения стенок выемок в местах производства земляных работ до их начала необходимо обеспечить отвод поверхностных и подземных вод.
Место производства работ должно быть очищено от валунов, деревьев, строительного мусора.
123. Производство земляных работ в охранной зоне кабелей высокого напряжения, действующего газопровода, других коммуникаций, а также на участках с возможным патогенным заражением почвы (свалки, скотомогильники, кладбища и тому подобное) необходимо осуществлять по наряду-допуску.
Производство работ в этих условиях следует осуществлять под непосредственным наблюдением руководителя (производителя) работ, а в охранной зоне кабелей, находящихся под напряжением, или действующих газопроводов, кроме того, под наблюдением работников организаций, эксплуатирующих эти коммуникации.
124. Разработка грунта в непосредственной близости от действующих подземных коммуникаций допускается только при помощи лопат, без помощи ударных инструментов.
Применение землеройных машин в местах пересечения выемок с действующими коммуникациями, не защищенными от механических повреждений, разрешается по согласованию с организациями – владельцами коммуникаций.
125. В случае обнаружения в процессе производства земляных работ не указанных в организационно-технологической документации на производство работ коммуникаций, подземных сооружений или взрывоопасных материалов земляные работы должны быть приостановлены.
126. При размещении рабочих мест в выемках их размеры должны быть достаточными для размещения конструкций, оборудования, оснастки, проходов на рабочие места шириной не менее 0,6 м, а также необходимое пространство в зоне выполнения работ.
127. Выемки, разрабатываемые на улицах, проездах, во дворах населенных пунктах, а также в других местах возможного нахождения людей, должны быть ограждены защитными ограждениями. На ограждении необходимо устанавливать предупредительные надписи и (или) знаки, а в ночное время – сигнальное освещение.
128. Для прохода людей через выемки должны быть устроены переходные мостики.
Для прохода на рабочие места в выемки следует устанавливать трапы или маршевые лестницы шириной не менее 0,6 м с ограждениями или приставные лестницы (деревянные – длиной не более 5 м).
129. При производстве работ нахождение работников в выемках с вертикальными стенками без крепления в песчаных, пылевато-глинистых и талых грунтах допускается при расположении этих выемок выше уровня грунтовых вод, при отсутствии в непосредственной близости от них подземных сооружений, а также на глубине не более:
- В неслежавшихся насыпных и природного сложения песчаных грунтах – 1,0 м
- В супесях – 1,25 м
- В суглинках и глинах – 1,5 м