Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в 2023 году, о которых нужно знать бухгалтеру». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 января 2023 года начнет работать новая структура, возникшая в результате объединения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Социальный фонд сохранит преемственность всех выплат, услуг и обязательств, которые находились в компетенции ПФР и Фонда социального страхования. Изменения закреплены в Федеральном законе от 14.07.2022 № 236-ФЗ.
Как составить приказ об изменении учетной политики на 2023 год
Изменения в учетную политику на 2023 год утвердите приказом руководителя. Дата — не позднее 31 декабря 2022 года. Тогда он вступит в силу с 1 января 2023 года. Если опоздаете, приказ будет действовать только с 2024 года.
В приказе укажите только изменения в учетной политике. Переписывать всю учетную политику компании заново не нужно. Вот пример:
Общество с ограниченной ответственностью «Мореман»
Приказ № 12-у
о внесении изменений
в учетную политику для целей бухгалтерского учета
Краснодар
27.12.2022
1. В связи с изменениями законодательства РФ в отношении правил ведения бухгалтерского учета внести в учетную политику ООО «Мореман» изменения, указанные в приложении 1 к настоящему приказу.
2. Изменения внести в срок до 31 декабря 2022 года.
3. Установить, что изменения, внесенные настоящим приказом, вступают в действие с 1 января 2023 года.
4. Руководителю отдела кадров Гусевой Е.А. ознакомить всех заинтересованных лиц с настоящим приказом.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на главного бухгалтера ООО «Мореман» Ивко В.Г.
Приложение:
1. Изменения учетной политики для целей бухгалтерского учета.
27 декабря 2022 года Генеральный директор Максимов /Максимов М.М.
С приказом ознакомлены:
28 декабря 2022 года
Главный бухгалтер Ивко / Ивко В.Г.
Руководитель отдела кадров Гусева / Гусева Е.А.
Обновления по спецрежимам
С 2023 года перейти на автоматизированную УСН смогут не только вновь зарегистрированные налогоплательщики, но и уже действующие, если они соответствуют требованиям, которые установлены для этого спецрежима.
При применении обычной УСН предусмотрены такие корректировки:
- изменится срок сдачи декларации — до 25-го марта (для юрлиц) и до 25-го апреля (для ИП);
- изменятся сроки уплаты авансового и годового платежей — до 28-го числа месяца после отчетного периода для авансов для всех плательщиков, до 28-го марта по годовому налогу (для юрлиц), до 25-го апреля по годовому налогу (для ИП);
- для сдачи отчетности будет применяться обновленная форма декларации по УСН;
- в перечень видов деятельности, при которых запрещено применять УСН, включили с 2023 года ювелирную деятельность.
Формирование первичных документов на бумажном носителе
При установлении правил документооборота автономным учреждениям необходимо учитывать положения Приказа Минфина России от 30.03.2015 № 52н, предусматривающие приоритетность формирования первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета по унифицированным формам в виде электронных документов.
Формирование на бумажном носителе первичных учетных документов по унифицированным формам документов, утвержденным Приказом № 52н, допустимо в следующих случаях (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091):
-
при обеспечении соблюдения требований законодательства РФ о защите обрабатываемых персональных данных, а также сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации с ограниченным доступом, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну;
-
при отсутствии технической возможности (при условии представления в бухгалтерию электронного образа такого документа).
* * *
В заключение определим основные мероприятия, которые необходимо реализовать для обеспечения успешного перехода на применение Приказа № 61н с 1 января 2023 года:
1. Привести учетную политику автономного учреждения в соответствие требованиям Приказа № 61н, в том числе внести дополнения в график документооборота с учетом использования электронных документов (определить сроки формирования, подписания, утверждения электронных документов, передачи первичных (сводных) учетных документов для их отражения в бухгалтерском учете).
2. Обеспечить наличие в программном продукте, используемом автономным учреждением для ведения бухгалтерского учета, реализованных форм электронных первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, которые обязательны к применению с 1 января 2023 года.
3. Обеспечить техническую возможность обмена электронными документами.
4. Определить список лиц, ответственных за формирование и подписание электронных документов.
5. Обеспечить всех сотрудников, составляющих и подписывающих электронные документы, простой ЭП или ЭЦП в соответствии с полномочиями на подписание и утверждение документов, определенных Приказом № 61н.
6. Обеспечить всех должностных лиц, утверждающих и согласовывающих электронные документы, ЭЦП.
7. Провести мероприятия по синхронизации справочников ГИИС «Электронный бюджет» и программного продукта, используемого в автономном учреждении для ведения бухгалтерского учета.
Обращаем внимание на то, что Приказом Минфина России от 28.06.2022 № 100н вносятся изменения в Приказ № 61н.
В перечень форм электронных первичных учетных документов добавят формы:
-
0510448 – акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов;
-
0510450 – накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов;
-
0510451 – требование-накладная;
-
0510452 – акт приемки товаров, работ, услуг;
-
0510453 – извещение о трансферте, передаваемом с условием;
-
0510521 – заявка – обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема через подотчетное лицо.
В перечень электронных регистров бухгалтерского учета добавят формы:
-
0509211 – карточка учета капвложений;
-
0509214 – карточка учета права пользования нефинансовым активом.
- С 2023 года удерживать НДФЛ придется как при выплате аванса, так и заработной платы по итогам месяца. Ранее действовал такой порядок: датой получения дохода с авансовой выплаты признавалось последнее число месяца, за который был начислен заработок, соответственно НДФЛ удерживался только при итоговом расчете с работником. Теперь датой получения дохода будет считаться фактическая дата поступления денежных средств.
- Установлены следующие сроки уплаты НДФЛ налоговым агентом:
- если налог удержан с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего, он должен быть перечислен не позднее 28-го числа текущего (речь идет об удержании НДФЛ с 23 января по 22 декабря);
- новогодние нюансы:
за период с 23 по 31 декабря — не позже последнего рабочего дня календарного года,
за период с 1 по 22 января — до 28 января.
- Отменяется запрет на перечисление НДФЛ в бюджет за счет средств работодателя. Это изменение напрямую связано с тем, что перечисление денежных средств на единый налоговый счет для уплаты НДФЛ может потребоваться до фактического удержания налога.
- Изменена форма 6-НДФЛ. Эту форму отчетности доработали с учетом изменений по расчетным периодам: в разделе 1 оставили только четыре строки для заполнения сумм налога, которые перечисляются в течении отчетного квартала. При этом срок уплаты НДФЛ указывать не нужно.
- Установлены сроки представления расчета 6-НДФЛ:
- за 1-ый квартал, полугодие, 9 месяцев — не позже 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом,
- за год — не позже 25 февраля года, следующего за отчетным.
- НДФЛ по повышенной ставке 15% будет рассчитываться от суммы всех доходов, а не от каждого вида доходов по отдельности. Лимит 5 млн рублей, сверх которого применяется новая ставка, будет определяться по сумме всех видов доходов за год – зарплаты, премии, отпускных и т.п. То есть если раньше каждый вид дохода измерялся лимитом в 5 миллионов рублей, то теперь доходы суммируются. Исключение сделано для доходов от долевого участия.
- Введен запрет на применение УСН и ПСН для ювелирного производства и торговли. Производители ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, а также оптовые и розничные продавцы этих изделий с 2023 года лишаются права применения упрощенки и патента.
- Утратившим по разным причинам право на применение УСН и прекратившим деятельность на УСН необходимо уплатить налог до 28 числа месяца, следующего за кварталом, когда право было утрачено.
- Установлены новые сроки предоставления отчетности по спецрежимам:
- УСН: для организаций: — не позже 25 марта (ранее 31 марта) года, следующего за отчетным, для ИП — не позже 25 апреля (ранее 30 апреля) года, следующего за отчетным. Срок уплаты авансовых платежей по УСН перенесли на 28-е число месяца, следующего за истёкшим отчётным периодом.
- ЕСХН: срок представления декларации по ЕСХН – не позже 25 марта года, следующего за отчетным. срок уплаты налога — не позже 28 марта года, следующего за отчетным.
- В 2023 году начнет действовать новый налоговый спецрежим: автоматическая упрощенная система налогообложения (АУСН). Этот режим станет доступным не только вновь созданным организациям, но и действующим.
Требования для применения АУСН:
- 60 млн рублей – максимальный доход за год,
- 150 млн руб. — общий объем основных средств,
- не более 5 человек – число занятых в компании, включая занятых по гражданско-правовым договорам.
Изменения по налогам в 2023 году
Правки по налогам не столь глобальные, за исключением, введения единого налогового платежа (ЕНП), который подразумевает оплату всех налогов одной единой платежкой в срок до 28 числа.
Под этим понимается, что у каждой организации или ИП будет свой единый счет, и до 28-го числа налогоплательщик должен одной платежкой с указанием ИНН и суммы, перевести денежные средства на свой счет ЕНП, а налоговый орган, по аналогии со страховыми взносами, распределит ее по всем соответствующим налогам, которые уплачивает налогоплательщик, на основании сданных деклараций.
Это касается:
-
всех налогов и сборов, в том числе НДФЛ за работника;
-
авансов по налогам;
-
страховых взносов, кроме взносов от несчастных случаев;
-
пени, штрафов, начисленных ИФНС.
Сведения о показателях отчетности по сегментам
С 2022 года ввели новые федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора: среди них — сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам. Его применяют учреждения, которые формируют консолидированную отчетность. ФСБУ определяет порядок раскрытия сведений о показателях отчетности по сегментам в составе годовой консолидированной отчетности. Такие отчеты формируют, в том числе, и главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), которые осуществляют функции и полномочия учредителя для бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, консолидированную отчетность формируют финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Федеральный стандарт выделяет три сегмента. Покажем их в таблице.
Сегмент | Организации госсектора |
---|---|
Бюджетные единицы |
К ним относятся:
|
Бюджетные и автономные учреждения | К ним относятся федеральные, региональные, муниципальные бюджетные и автономные учреждения |
Внебюджетные государственные единицы |
К ним относятся:
|
Финансовые инструменты
Новые стандарты затрагивают финансовые инструменты бюджетных учреждений. Под финансовым инструментом понимают договор, в результате заключения которого у одной стороны появляется актив, а у другой — финансовое обязательство перед другой стороной или увеличиваются чистые активы. ФСБУ определяет порядок учета:
- денежных средств;
- дебиторской задолженности;
- долговых требований;
- активов до погашения (деньги на депозитах от трех месяцев, долговые ценные бумаги);
- активов для перепродажи (акции, облигации, векселя);
- активов для получения доходов от участия (акции с целью владения, доли в уставных капиталах, участие в учреждениях).
Этот ФСБУ содержит методологию составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Некоторые отчетные данные придется раскрывать в обязательном порядке.
Активы и обязательства учреждения будут разделены на краткосрочные и долгосрочные, или оборотные и внеоборотные соответственно.
Также чиновники определили ряд принципов, которым должна отвечать бюджетная отчетность учреждения:
- уместность (релевантность);
- достоверное предоставление (полнота, нейтральность, отсутствие существенных ошибок);
- верификация;
- своевременность;
- существенность;
- сопоставимость;
- понятность.
Новые стандарты бухучета 2021
С 01.01.2021 новые стандарты бухгалтерского учета 2021 обязательны к применению всеми учреждениями бюджетной сферы. Теперь организации госсектора не имеют права вести учет в обход новых норм и правил. Стоит отметить, что большинство положений не содержат кардинальных изменений, а только закрепляют нормативы, действовавшие раньше, но только на уровне рекомендаций.
Итак, федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2021 года для госсектора:
- Учетная политика, оценочные значения и ошибки (№ 274н от 30.12.2017).
- События после отчетной даты (№ 275н от 30.12.2017).
- Доходы (№ 32н от 27.02.2021).
- Отчет о движении денежных средств (№ 278н от 30.12.2017).
- Влияние изменений курсов иностранных валют (№ 122н от 30.02.2021).
Обратите внимание, что порядок формирования кодов бюджетной классификации изменен. Теперь нормы закреплены в Приказе Минфина № 132н. К тому же чиновники утвердили новый порядок классификации операций сектора государственного управления — КОСГУ. Новые коды закреплены в Приказе № 209н. Подробнее — в материале «Изменения по КБК с 2021 года: что важно знать бюджетникам и НКО».
Развитие российских стандартов бухгалтерского учета
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2021 — 2021 гг. утверждена Приказом Минфина России от 05.06.2021 N 83н.
Долгое время, с 2012 по 2016 гг. Минфин РФ не разрабатывал новые ПБУ. Дело в том, что в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» разработчиком федерального стандарта бухгалтерского учета является не Минфин РФ, а любой, так называемый, субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Но сначала субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета не очень активно взялись за эту работу.
В 2016 году был принят Приказ Минфина РФ от 23 мая 2016 года № 70н, который утвердил «Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2021 гг.». Согласно этой программе будут разработаны 14 новых стандартов бухгалтерского учета (или новых версий старых стандартов), а также 6 изменений в существующие стандарты.
Следует отметить, что у Минфина РФ есть право разрабатывать федеральные стандарты:
1) для организаций государственного сектора;
2) в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.
Кардинальные отличия порядка учёта страховой деятельности по МСФО
Действующие стандарты бухучёта предполагают преимущественное проведение расчёта оценки страховых договоров на основе имевшихся в начале периода покрытия и исторических данных — МСФО 17 требует ориентированной на будущее оценки, уделяющей максимум внимания доходности портфелей.
Кратко об изменениях, внесённых обновленным МСФО (IFRS) 17 в международный порядок учёта деятельности страховых организаций:
- повышение прозрачности в части характеристик отчетной прибыли и источников прибыли за счёт раздельного представления результатов андеррайтинговой и финансовой деятельности;
- отвязывание «верхней строчки» отчётности от объемов страховых премий за счёт выведения из состава выручки полученных денежных средств и инвестиционных составляющих;
- более прозрачный и последовательный порядок учёта гарантий и опционов.
Согласно ст. 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете», рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, форм ведения учета, организации бухгалтерских служб предприятий, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля, а также порядка разработки стандартов экономических субъектов.
Рекомендации в области бухгалтерского учета разрабатываются и принимаются субъектами негосударственными регуляторами. В отличие от федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, они не являются обязательными к применению. Но еще раз подчеркну: ни Минпромторг, ни Минтранс, ни Минсельхоз и никакое иное государственное ведомство больше не является регулятором бухгалтерского учета. А значит, все специфичные для отрасли решения предприятию придется разрабатывать самому или пользоваться существующими рекомендациями.
Лидером в области разработки рекомендаций является Фонд НРБУ «БМЦ», начавший работу над ними еще в 2008 г. По состоянию на 01.05.2021 Фондом НРБУ «БМЦ» принято 88 рекомендаций (из них 22 за 2016–2017 гг.), 62 из которых посвящены порядку применения ФСБУ и ПБУ безотносительно отрасли деятельности, а 26 – порядку их применения в специфичных для конкретных отраслей ситуациях. Таким образом, крупный бизнес (а членами Фонда НРБУ «БМЦ» являются преимущественно крупные корпорации) понял необходимость стандартизации учетных практик как по специфическим внутриотраслевым вопросам, так и в сфере применения ФСБУ и ПБУ.
Распределение рекомендаций Фонда НРБУ «БМЦ» в области бухгалтерского учета по отраслям применения
Отрасль | Количество рекомендаций |
Любая | 63 |
Нефтегазовая промышленность | 9 |
Машиностроение | 6 |
Связь | 4 |
Торговля | 2 |
Горнодобывающая промышленность | 1 |
Сельское хозяйство | 1 |
Лизинг | 1 |
Деятельность некоммерческих организаций | 1 |
Нововведения в налоговом учете
На сегодня уже утверждены поправки к налоговому законодательству, которые будет необходимо учитывать бухгалтерам. Нововведения коснулись следующих налоговых платежей:
- Налог на прибыль: расширен список доходов, которые разрешается не учитывать в процессе расчета данного налога, изменен порядок учета расходов на подготовку персонала и НИОКР, дополнен список организаций, которым разрешается пользоваться ставкой 0%.
- Налог на имущество организаций: изменен порядок применения льгот и определены правила применения кадастровой стоимости.
- НДС: дополнен список операций, которые освобождаются от уплаты НДС либо облагаются по ставке 0%, появится система tax free, ограничены права на вычет НДС и перечень необлагаемых операций.
Важно! Ожидаемые прогнозы по повышению ставки НДС до 22% не оправдались. Реформа перенесена.
- НДФЛ: расширен перечень необлагаемых выплат, изменен порядок уплаты сборов с выигрышей от азартных игр и по определенным рублевым облигациям организаций России.
- Страховые взносы: установлены лимиты для расчета взносов, определены виды деятельности, для которых возможно применение пониженных тарифов на упрощенной системе.
- Налог на землю: разработан порядок расчета сумм сбора в случае изменения категории земли.
- Транспортный налог: отменена часть повышающих коэффициентов, используемых для расчета суммы сбора для дорогих автомобилей.