Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 1 марта декларация о плате за НВОС – по новой форме». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Коэффициент 25 применим при исчислении платы за НВОС в отношении объектов II категории лишь к такому воздействию, которое оказано с превышением установленных «классическими» разрешениями нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ.
Ставка платы в отношении пыли каменного угля
Отдельно устанавливается ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля. Её данные — в таблице ниже.
Год | Размер |
---|---|
2022 | 67,12 руб./тонна |
2021 | 61 руб./тонна |
2020 | 61 руб./тонна |
Как поставить на учёт объект НВОС
Если на предприятии есть источники загрязнения природы, их вносят в реестры Росприроднадзора не позднее шести месяцев с начала эксплуатации. Для этого подают заявку одним из способов:
- в электронном виде — через личный кабинет природопользователя в разделе «Поставить объект на учёт» или через сайт госуслуг;
- на бумаге — лично в территориальный Росприроднадзор или почтой с описью вложения и уведомлением о получении.
Плату за НВОС перечисляют:
- по итогам 1, 2 и 3 кварталов — авансовые платежи;
- по итогам календарного года — разницу между начисленной годовой суммой и уплаченными в течение года авансами.
Статьей 16.4. №ФЗ-7 от 10.01.2002 г. определен порядок внесения платы для двух групп плательщиков:
Являются субъектами МСП (малое и среднее предпринимательство): Плата с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Таким образом плата можно внести с 1 января по 1 марта года, следующего за отчетным.
Не являются МСП: Плата с учетом корректировки ее размера вносится квартальными авансовыми платежами (кроме четвертого квартала), не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
ЧТО ЖЕ В ПУНКТЕ 12(1) ПРАВИЛ?
Пункт 12(1) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255:
юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, получившие до 1 января 2019 г. разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, в пределах установленных лимитов на размещение отходов используют формулы, указанные в пунктах 17, 18 и 18(1) данных Правил.
Такие лица при осуществлении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 19 данных Правил.
При превышении установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20 и 21 данных Правил.
Позиция, о которой мы говорили выше, вероятно, основана на ошибке, которая сводится к следующим доводам:
- в пункте 21 указано на необходимость применения коэффициента 25 при исчислении платы за НВО определенными (указанными в пункте 12(1) Правил) лицами, осуществляющими деятельность на объектах II категории;
- в пункте 12(1) указаны, в том числе, лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, получившие до 01.01.2019 г.:
- разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
- лимиты на выбросы загрязняющих веществ,
- разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду,
- лимиты на сбросы загрязняющих веществ,
- нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Отсюда неправильный вывод: лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, получившие до 01.01.2019 г. «классические» разрешения, обязаны при исчислении платы за НВОС применять формулу с повышающим коэффициентом 25.
Ещё раз подчеркнем: это логическая ошибка. Дело в том, что:
- во-первых, правила русского языка предлагают читать текст сверху вниз, а не снизу вверх, поэтому сначала в Правилах, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255, описываются алгоритмы выбора формул исчисления платы за НВОС, а лишь потом – сами применимые формулы;
- во-вторых, в пункте 12(1) Правил содержатся прямые указания на то, какие формулы, в каких ситуациях должны использовать лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, получившие до 01.01.2019 г. «классические» разрешения;
- в-третьих, формула, указанная в п. 21 Правил, содержит описание порядка исчисления платы за НВОС в случае «сверхнормативного» воздействия на ОС и не применима к случаям оказания воздействия в соответствии с условиями разрешительной документации (что бы это ни значило).
Проект новых правил учета НВОС
Минприроды России подготовил проект новых Правил создания и ведения Реестра НВОС, в котором предусмотрена возможность изменения категории объекта при вступлении в силу новых критериев. Документ размещен на официальном портале публикации проектов нормативных актов 21 мая 2021 года, анонсирован на сайте ведомства.
Пункты 32-33 проекта устанавливают, что при изменении критериев категорирования НВОС территориальные органы Росприроднадзора обеспечивают актуализацию сведений в реестрах, выдают предпринимателю новое свидетельство о постановке на учет. Срок — 6 месяцев со дня вступления в силу НПА. Активное участие владельца объекта в этой процедуре не предусмотрено.
Так что мы советуем предпринимателям, которым «повезло» попасть по новым критериям в сферу федерального экологического надзора, не переживать и ждать изменений в нормативном регулировании. Есть риск, что у отдельных инспекторов Росприроднадзора в регионах возникнет соблазн привлечь природопользователей к ответственности за неподачу заявления об актуализации данных в Реестре. Переубедить их помогут документы, ссылки на которые мы привели в конце статьи.
Плату за НВОС вносят субъекты хозяйственной деятельности, независимо от организационно-правовой формы, так как даже если предприятие не создает вредные выбросы, в ходе его деятельности все равно образуются отходы. Это может быть бумага, лампочки, расходные материалы от офисной техники, упаковка и т.д.
Не сдавать расчет НВОС могут лишь арендаторы, но при этом должны быть выполнены несколько условий:
- в договоре аренды указано, что выплата экологических платежей осуществляется арендодателем;
- арендодатель подает расчет НВОС в Росприроднадзор своевременно, а также выплачивает экологические платежи в полном объеме;
- арендодатель указал ваше предприятие в ПНООЛР.
Если плату за вас вносит другая организация, то это нужно подтвердить документально. Если сделать это невозможно или плата не была внесена своевременно, то ваше предприятие или организация будут оштрафованы.
Расчет платы по экологии
Базовая составляющая экологического налога за выбросы загрязняющих атмосферу веществ – объемы выбросов стационарными источниками (НК, ст. 206 абз. 1,2). Налог определяется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Все рассчитываемые объемы выбросов классифицируются по степени опасности и суммируются в расчете налога. Аналогично исчисляются остальные платежи по категориям вредных веществ, но за базу налога не всегда берется объем, а используются единицы массы.
В следующем году Правительство РФ рассчитывает проиндексировать экологический налог, применив коэффициенты к базовой норме 2003 г. и 2005 г. соответственно:
- 2015 г. – 2,45 и 1,98
- 2016 г. – 2,56 и 2,07
- 2017 г. – 2,67 и 2,16
Подача расчета и внесения платы
Основание для осуществления расчета – все тот же Федеральный Закон №7-ФЗ Согласно этому документу, подавать декларацию в Росприроднадзор нужно до 10 марта года, который следует за отчетным годом.
Сроки непосредственной платы экологического платежа зависят от того, к какой группе плательщиков относится предприятие. Согласно статьи 16.4. №ФЗ-7 от 10.01.2002 г. таких групп всего две:
- объект относится к малому и среднему предпринимательству (МСП). Оплату можно сделать с 1.01 по 1.03 года, следующего за отчетным периодом;
- объект не является МСП. Платежи являются авансовыми, они вносятся каждые 3 месяца, раз в квартал, кроме 4 кв., до двадцатого числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного периода. Размер платежа рассчитывается исходя из суммы прошлогодней платы (четверть от всей суммы).
Если плата не будет внесена в установленные законом сроки, на должностные лица, несущие ответственность за это, может быть наложен штраф. Его размер может варьироваться от 3000 до 6000 руб. Для юрлиц — от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей.
Ответственность, штрафы, санкции
В первой части декларации указываются реквизиты предприятия, сведения о руководителе, главном бухгалтере и исполнителе, заполняющем данные. На этих лиц ложится ответственность за достоверность передаваемой информации и правильность рассчитанной суммы экологического взноса.
Поэтому главная статья административного кодекса, которая применяется для определения сумм штрафов за неправильные цифры в декларации НВОС — 8.5, определяющей ответственность за недостоверную экологическую информацию. Пределы штрафов:
- Для должностных лиц — до 6000 рублей.
- Для организации: юридического лица или индивидуального предпринимателя, неверная информация может повлечь назначение штрафа до 80 тысяч рублей.
Штраф за несвоевременную оплату или неуплату суммы взноса, рассчитанного по декларации НВОС также может применяться. Срок внесения окончательного платежа оговорен в федеральном законе 7-ФЗ. Согласно Статье 16.3, он должен быть внесен не позднее 1 марта следующего за отчетным года. Т.е. за 2021 год заплатить его нужно до 1 марта 2021. Крупные предприятия в течении года уплачивают авансовые платежи. Они рассчитываются, как одна четверть от суммы, начисленной за прошлый год, и вносятся ежеквартально. Индивидуальные предприниматели платят единоразово. В случае просрочки платежа могут начисляться пени.
Предоставление недостоверных данных может вызвать у контролирующих органов подозрения. При наличии других сигналов и обращений нередко назначаются внеплановые проверки. Для организации возникают риски репутационного характера в случае, если информация о нарушениях попадает в средства массовой информации.
Кто должен платить за загрязнение окружающей среды?
Обратите внимание, что плату за загрязнение окружающей среды в частных случаях называют экологическим сбором. Но это некорректное название, так как это два совершенно разных понятия. Экологический сбор должны платить только производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации. В данной статье речь будет идти именно о плате за загрязнение окружающей среды в 2022 году.
Как уже упоминалось выше, платить за использование в своей предпринимательской деятельности объектов, влияющих негативным образом на окружающую среду, должны как организации, так и ИП. При этом обязанность по внесению платы возникает для всех бизнесменов, применяющих любую из систем налогообложения — УСН, ПСН, ОСНО или ЕСХН.
Следует также учитывать, что обязанность уплачивать за загрязнение окружающей среды возникает независимо от того, находится ли данный объект в собственности, или нет. Именно поэтому плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2022 году обязательна, в том числе, и для арендаторов — то есть лиц, которые эксплуатируют объект.
Также необходимо знать, что ИП и организации, которые используют объекты негативного влияния на окружающую среду с категорией опасности I–IV классов, в обязательном порядке должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 утверждена форма заявки по каждому такому объекту.
Поясним — регистрироваться при использовании объектов негативного воздействия, которые не отнесены к I–IV категориям опасности в Росприроднадзоре не надо. Например, на производстве образуются отходы производства и потребления, но нет других видов загрязнений. Тогда такой объект регистрировать не нужно (письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591).
Как сэкономить на плате за НВОС
Снижение компенсационных выплат за загрязнение окружающей среды — один из способов сэкономить. Для этого есть законные методы:
- Изменение системы обращения с отходами.
- Грамотная разработка программы ПЭК.
- Проверка правильности оформления всех документов.
Данные, необходимые для расчёта платы за НВОС
Декларация о внесении платы за НВОС — отчётность в Росприроднадзор по утверждённой форме. Чтобы гарантировать корректный результат и отсутствие ошибок, нам требуется полная информация о компании. Подготовьте следующие данные:
- Информация о юридическом лице. Необходимо наименование, форма собственности, юр. адрес, реквизиты.
- Данные о собственнике (ФИО).
- Код объекта НВОС.
- Краткая характеристика деятельности юридического лица.
- Краткая характеристика продукции (виды, объём производства).
- Какие природоохранные мероприятия были проведены.
- Какие производственные аварии и инциденты были зафиксированы, как они повлияли на окружающую среду (информация за последние 7 лет).
- Нормативы ПНООЛР, ДВ и ДС.
- Проект ПЭК (если есть).
- Объём и масса выбросов, отходов, которые были задекларированы за последний отчётный период.
Предоставляемые сведения
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ |
Куда предоставляется
|
НПА
|
Срок сдачи
до 1 апреля |
Кто предоставляет
Производители и импортеры товаров |
Как предоставляется
В электронном виде через ЛК природопользователя с использованием ЭЦП |
Предоставляемые сведения
Декларация о составе и свойствах сточных вод |
Куда предоставляется
Организация водопроводно-канализационного хозяйства |
НПА
|
Срок сдачи
до 1 ноября |
Кто предоставляет
Абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года в среднем составляет 30 м3 в сутки и > суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта |
Как предоставляется
На бумажном носителе лично или по почте письмом с объявленной ценностью с уведомлением о вручении. Возможно предоставление скан-копии отчета на электронную почту ведомства, подписанного ЭЦП |
Услуга | Крайний срок сдачи | Категория НВОС |
---|---|---|
Декларация о количестве выпущенных товаров | До 01.04.2023 | 1, 2, 3, 4 и без категории |
Отчет о выполнении нормативов утилизации | До 01.04.2023 | 1, 2, 3, 4 и без категории |
Отчет по формам 1, 3.2, 3.3 – за 1 квартал 2023 г. | До 15.04.2023 | 1, 2, 3, 4; Форма 1 – для объектов без категории |
Журнал движения отходов за 1 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.04.2023 | 1, 2, 3, 4 и без категории |
Расчет и оплата экологического сбора | До 15.04.2023 | 1, 2, 3, 4 и без категории |
Расчет платы НВОС за 1 квартал 2023 года | До 20.04.2023 | 1, 2, 3 и без категории |