Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Защита права собственности на земельный участок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разрешение земельных споров в досудебном или судебном порядке всегда осуществляется согласно общим правилам защиты гражданских прав, что предусмотрено статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Какие способы защиты прав на земельный участок существуют?
Одним из первых способов является признание права собственности на землевладение. Так что, если у вас есть подтверждающие документы, вы совершили сделку или вступаете в наследство на земельный участок, можно обратиться за помощью к юристу и воспользоваться таким способом защиты имущественных прав.
Второй вариант – это восстановление первоначальной ситуации, которая была нарушена в ходе совершения правонарушения или преступления. К примеру, сегодня реально восстановить права на владение или пользование земельным участком по решению суда, если судебный орган первой инстанции признал недействительным нормативный правовой акт или решение исполнительного органа государственной власти, органов местного самоуправления и других структур. Гражданский кодекс РФ предлагает широкий выбор возможностей и вариантов по защите нарушенных имущественных прав. По закону можно признать недействительным не только решения муниципальных или государственных, но и законодательных органов власти. Если реально в суде доказать самовольное занятие земельного участка, то нарушенные права подлежат немедленному восстановлению.
Еще один вариант достижения успеха – это признать недействительным нормативный акт органов местного самоуправления или исполнительной власти, если последний не соответствует действующему законодательству и нарушает имущественные права и интересы физического или юридического лица. Такой способ считается своеобразной формой судебного контроля над действующим законодательством по вопросам охраны и использования земель. Согласно Гражданско-процессуальному кодексу РФ суд может вынести решение о том, что действия должностного лица или административного органа власти были незаконны, поэтому подлежат отмене.
Важно помнить, что если в процессе разрешения земельного спора законные интересы и права лиц были нарушены, то можно взыскать убытки за незаконное использование или неправомерную охрану земель. Возмещением занимается тот государственный орган, который нарушил права арендатора или собственника участка путем принятия незаконного нормативного правового акта.
Помимо рассмотренных выше способов защиты своих прав может применяться ряд дополнительных мер, которые не оговорены в Земельном кодексе, зато предусматриваются статьей 12 ГК РФ:
- Признание недействительной оспоримой сделки, а также применение законных последствий ее недействительности;
- Применение последствий недействительности после признания сделки ничтожной;
- Признание принятого собранием решения недействительным;
- Признание недействительным нормативного правового акта органа местного самоуправления или государственной власти;
- Самозащита права владельца земельного участка;
- Возмещение убытков и взыскание неустойки или упущенной прибыли;
- Исполнение обязанностей в натуре по решению суда;
- Компенсация причиненного морального вреда;
- Неприменение судом нормативного правового акта органа местного управления по причине его противоречий действующему законодательству;
- Иные способы, предусмотренные действующим законодательством РФ.
Способы защиты прав собственника земельного участка
Для эффективной защиты собственников существуют правовые механизмы, регламентируемые российским законодательством:
- Пресечение нарушения прав собственности на земельный участок, включая границы участка в досудебном порядке.
- Признание права на земельный участок в суде, границы участка в судебных инстанциях. Исковое заявление должно быть обосновано и квалифицированно составлено, с указанием перечня прилагаемых документов и т.д.;
- Подача так называемого виндикационного иска (иска собственника об истребовании вещи из чужого незаконного владения).
- Подача заявления в суд о признании права третьего лица на земельный участок отсутствующим. Данный способ согласно совместному Постановлению Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда является исключительной формой защиты нарушенного права и применяется только тогда, когда все другие способы исчерпаны.
Для восстановления границ земельного участка Вы вправе обратиться в суд, и по результату рассмотрения дела может быть вынесено решение:
- О признании права на земельный участок, восстановление нарушенных кадастровых границ участку;
- О признании недействительным акта исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления;
- О восстановлении положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок;
- О возмещении убытков.
Общая характеристика гарантий прав на землю и способов их защиты
Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено федеральными законами (п. 1 ст. 43 ЗК РФ). Реальность прав граждан и юридических лиц на землю гарантируется и защищается предусмотренными федеральными законами способами, средствами, установленными процессуальными формами.
По мнению автора, следует различать государственные (публично-правовые) и частноправовые формы защиты прав граждан и юридических лиц на землю. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется Конституцией РФ (п. 1 ст. 45). Эта форма защиты прав на землю реализуется в судебном либо административном порядке.
- Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1982. С. 280 — 281.
- Витрянский В.В. Проблемы арбитражно-процессуальной защиты гражданских прав участников имущественных отношений: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1996. С. 14.
- Генкин Д.М. Право собственности в СССР. С. 14, 171.
- Гражданское право: учебник. Ч. 1. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1996. С. 271.
- Добровольский Г.Ф. Гражданско-правовая охрана имущественных прав колхозов. М., 1961. С. 11.
- Донцов С.Г. Гражданско-правовые внедоговорные способы защиты социалистической собственности. М., 1980.
- Каськ П.П. Осуществление и защита права личной собственности. Тарту, 1967. С. 17.
- Маслов В.Ф. Осуществление и защита права личной собственности в СССР. М., 1961. С. 174.
- Тархов В.А. Гражданское право. Чебоксары, 1997. С. 258.
Что такое «потери сельскохозяйственного производства» и как они возмещаются?
Особые правила устанавливаются для возмещения потерь сельскохозяйственного производства. Потери возмещаются организациями, которым предоставляются
сельскохозяйственные угодья для несельскохозяйственных нужд или чья деятельность приводит к ограничению использования, ухудшению качества угодий, а также организациями, вокруг объектов которых устанавливаются охранные, санитарные и защитные зоны (за исключением случаев, когда эти зоны устанавливаются на землях природоохранного, природно-заповедного и оздоровительного назначения).
Размер возмещения устанавливается по стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия изымаемых земель (по кадастровой оценке). Под освоением новых земель (включая их окультуривание и повышение плодородия почв) в этих случаях понимается комплекс мероприятий по организации новых хозяйств и вовлечению в сельскохозяйственное использование земель, занятых кустарниками, малоценными лесами, вырубками и другими несельскохозяйственными угодьями, путем проведения мелиоративных работ (осушение, орошение и другие мероприятия). Размер стоимости освоения новых земель взамен изымаемых для несельскохозяйственных нужд определяется исходя из нормативов, которые обеспечивают на осваиваемых землях и улучшаемых угодьях производство сельскохозяйственной продукции в объеме не менее получаемого на изымаемых земельных участках или ранее получаемого до снижения их качества.
В случаях, когда потери вызваны ограничением использования или ухудшением качества сельскохозяйственных угодий под влиянием деятельности сторонних лиц, они определяются в процентах от норматива стоимости освоения новых земель пропорционально снижению качества сельскохозяйственных угодий (по кадастровой оценке земель). Для определения размера потерь используются планово-картографические материалы, данные почвенных обследований, земельного кадастра и мониторинга земель.
Потери, возникающие в результате изъятия земель, определяются на стадии предварительного согласования места размещения объекта с уточнением при предоставлении земель. Если потери дополнительно выявились в период строительства или после введения в действие объекта, то они определяются на основании фактического отрицательного воздействия объекта на качество прилегающих сельскохозяйственных угодий.
Потери сельскохозяйственного производства, как и убытки, подлежат возмещению в полном объеме. Однако законодательством устанавливаются случаи, когда такие потери не возмещаются. Например:
- при предоставлении земельных участков для строительства мелиоративных систем на землях сельскохозяйственного назначения;
- предоставлении естественных кормовых угодий под строительство прудов рыбных хозяйств, рыбопитомников, нерестово-выростных хозяйств и рыбоводных предприятий;
- отводе земель под индивидуальное жилищное строительство в границах населенных пунктов;
- изъятии земель или ограничении использования земель в случаях отнесения земельных участков в установленном законодательством порядке к землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
- консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, в случаях, если виновные в деградации угодий и загрязнении земель юридические лица не установлены, а также в случаях, если виновные лица своевременно выполнили необходимые мероприятия по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий и реабилитации загрязненных земель.
Помимо полного изъятия земельных участков потери сельскохозяйственного производства могут возникать при временном отводе участков сельскохозяйственных угодий. В этом случае потери также возмещаются в полном объеме с установлением обязательного условия рекультивации нарушенных земель под несельскохозяйственные угодья. Возмещение устанавливается в размере 50% от норматива при нанесении снятого плодородного слоя почвы на малопродуктивные или непродуктивные угодья за счет средств предприятий, организаций и учреждений, которым предоставляется земельный участок.
Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ регулируют отношения собственности. В этих документах признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Защита права собственности регулируется гл. 20 разд. II ГК РФ.
Правом собственности обладают физические, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципалитеты.
Есть ограничения в праве собственности на земли сельскохозяйственного назначения для граждан и юридических лиц иностранных государств, лиц, не имеющих гражданства, для юридических лиц, у которых доля иностранных граждан в уставном капитале организации составляет более 50%. Перечисленные категории могут обладать землями сельхозназначения только арендуя их.
Право частной собственности определяется ст. 213 Гражданского кодекса РФ. Из статьи вытекает, что субъектами частной собственности могут быть физические и юридические лица. К собственности относится любое имущество: недвижимое, земельное, транспортное, производственное. Количество и стоимость имущества не ограничены законом.
Гражданин, владеющий собственностью, использует ее для удовлетворения своих потребностей, для предпринимательства при недопустимости нарушения прав и интересов других лиц.
Частная собственность юридических лиц – это вклады учредителей, другое имущество, не являющееся коллективной, долевой, никакой другой собственностью.
Частной собственностью юридических лиц может быть движимое и недвижимое имущество, не изъятое из оборота, не имеющее количественного и стоимостного ограничения.
Право государственной собственности определяется ст. 214 Гражданского кодекса РФ. К государственной собственности относится имущество, принадлежащее Российской Федерации, имущество, принадлежащее субъектам РФ. В связи с этим выделяется федеральная собственность и собственность субъектов РФ.
Государственная собственность имеет особенности:
- имущество, изъятое из оборота, может входить в состав государственной собственности;
- только государство может иметь некоторые права собственности: взимание налогов и пошлин;
- принудительно изымать имущество, путем конфискации, реквизиции, имеет право только государство;
- правила использования своего имущества государство устанавливает само.
Право государственной собственности осуществляют органы государственной власти. Соответствующие акты определяют статус и компетенцию этих органов.
Муниципальной собственностью является имущество городов и сел, регулируемое ст. 215 ГК РФ.
Под методом правового регулирования понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.
Выделяют следующие методы правового регулирования:
1) императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;
2) диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для дис-позитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.
Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.
Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.
Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).
Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.
Таким образом, под методом земельного права понимается способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Основу земельного законодательства составляют: Гражданский кодекс (ч. 1, 2), Водный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс (ч. 2), Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон о личном подсобном хозяйстве, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах, равно как и иные отрасли законодательства, упомянутые в этой статье, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции устанавливается взаимоотношение нормативных актов. Так, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3 месяцев.
Создана и активно функционирует Правительственная комиссия по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельныхотношений.
Сегодня не все земельные проблемы решены законодательным путем окончательно. Это касается порядка выкупа или аренды земель, цен на них, совмещения строения и земельного участка, на котором оно расположено или который необходим для его использования и обслуживания.
На основании и во исполнение ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных нужд и предоставлением земельных участков и затрагивающих интересы населения.
Нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, должны соответствовать ЗК РФ.
Общая характеристика гарантий прав на землю и способов их защиты
Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено федеральными законами (п. 1 ст. 43 ЗК РФ). Реальность прав граждан и юридических лиц на землю гарантируется и защищается предусмотренными федеральными законами способами, средствами, установленными процессуальными формами.
По мнению автора, следует различать государственные (публично-правовые) и частноправовые формы защиты прав граждан и юридических лиц на землю. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется Конституцией РФ (п. 1 ст. 45). Эта форма защиты прав на землю реализуется в судебном либо административном порядке.
В судебном порядке признаются недействительными акты исполнительных органов государственной власти или. органов местного самоуправления, которые не соответствуют действующему законодательству. Так, Верховный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, об оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан (ст. 116 ГПК). Дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов Федерации рассматриваются в Верховном суде соответствующего субъекта (ст. 114 ГПК). Все остальные дела о признании недействительными правовых актов рассматривают районные суды (ст. 114 ГПК).
Арбитражные суды рассматривают споры о признании недействительными (полностью или частично) ненорматив — ных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов (п. 2 ст. 22 АПК РФ). Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает, в частности, дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан (п. 2 ст. 24 АПК РФ). Остальные дела названного рода рассматривают по первой инстанции арбитражные суды субъектов Федерации.
Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов и иных нормативных актов субъектов Федерации. Он может принять решение о признании правового акта не соответствующим Конституции РФ. Положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат применению с момента провозглашения решения Конституционного Суда РФ.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону и нарушающего права на землю и охраняемые законные интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти, подлежат возмещению исполнительным органом государственной власти, издавшим такой акт (п. 2 ст. 61 ЗК РФ).
Понятие права собственности на землю
Приступая к рассмотрению права собственности на землю, следует быть готовым к восприятию довольно сложных положений, выходящих за рамки земельно-правовой науки и вообще правового регулирования. Правовую регламентацию отношений собственности невозможно понять, не вникая в их экономическую сущность. Поэтому необходимо обращение к экономическим аспектам данной проблемы.
Собственность как экономическая категория признается господствующей как в политико-экономической, так и в юридической науке.
Уникальные свойства земли, безусловно, отражаются на форме земельной собственности, придавая ей определенные особенности, отличающие ее от форм собственности на другое имущество, являющееся продуктами человеческого труда.
Единственным источником появления всех материальных благ, необходимых для существования человека, служит процесс общественного производства. Но земля и другие природные ресурсы имеют уникальные, присущие только им особенности. Так, земля не является продуктом человеческого труда, она часть самой природы, земная поверхность не может быть произвольно увеличена людьми в зависимости от их потребностей и др.
Пресечение нарушения земельных прав
Чтобы предотвратить нарушения в сфере распоряжения участками, судебная инстанция может принять ряд действий для этого. Они призваны предотвратить угрозу дальнейших нарушений. Судебная практика дает возможность признать акты государственных и муниципальных органов недействительными. Но в этом случае они не только нарушают права собственника, но и нарушают установленное законодательство. В результате их признания недействительными можно восстановить права собственников. А убытки, которые были им причинены, должны быть возмещены в полной мере и в соответствии с гражданским кодексом.
Судебная инстанция может приостановить исполнение гражданского, жилищного или промышленного строительства. Также возможно приостановление разработок нахождения полезных ископаемых, проведения агрохимических, поисковых, геодезических и лесомелиоративных работ. Подобное решение может приниматься исключительно в строгом соответствии с действующим законодательством, а нарушенные гражданские права должны быть восстановлены незамедлительно.
Есть возможность восстановить то положение, которое было до нарушения законных интересов и прав. Необходимо пресечь основные действия, нарушающие права землевладельца или создающие угрозу для этого.
Пресечение нарушения земельных прав
Чтобы предотвратить нарушения в сфере распоряжения участками, судебная инстанция может принять ряд действий для этого. Они призваны предотвратить угрозу дальнейших нарушений. Судебная практика дает возможность признать акты государственных и муниципальных органов недействительными. Но в этом случае они не только нарушают права собственника, но и нарушают установленное законодательство. В результате их признания недействительными можно восстановить права собственников. А убытки, которые были им причинены, должны быть возмещены в полной мере и в соответствии с гражданским кодексом.
Судебная инстанция может приостановить исполнение гражданского, жилищного или промышленного строительства. Также возможно приостановление разработок нахождения полезных ископаемых, проведения агрохимических, поисковых, геодезических и лесомелиоративных работ. Подобное решение может приниматься исключительно в строгом соответствии с действующим законодательством, а нарушенные гражданские права должны быть восстановлены незамедлительно.
Есть возможность восстановить то положение, которое было до нарушения законных интересов и прав. Необходимо пресечь основные действия, нарушающие права землевладельца или создающие угрозу для этого.
Восстановление нарушенного права на земельный участок
Согласно ст. 60 ЗК РФ существуют две принципиально различные ситуации в сфере восстановления нарушенных прав на земельный участок:
- 1) когда факт правонарушения уже произошел, права нарушены и нуждаются в восстановлении;
- 2) когда налицо длящееся правонарушение (т.е. противоправное деяние началось, но еще не закончилось) либо некие действия могут в будущем нарушить права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Следовательно, в последнем случае предусмотренные ЗК РФ правозащитные меры носят превентивный характер.
В первой группе случаев, когда право граждан и юридических лиц уже нарушено, закон предусматривает следующие способы восстановления нарушенных прав на землю:
- а) признание судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок. Под «актом» понимаются как нормативные правовые, так и индивидуальные акты, нарушающие земельные права граждан (например, повлекшие незаконное изъятие земельного участка для публичных нужд);
- б) прекращение самовольного занятия земельного участка. Согласно ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.; на юридических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
Гражданин или юридическое лицо, права на земельный участок которого нарушены вследствие самовольного захвата, вправе предъявить виндикационный иск об истребовании своего имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения.
В случае принятия судом соответствующего решения о возврате собственнику самовольно занятого земельного участка собственник может потребовать возмещения всех доходов, которые извлекло или должно было извлечь лицо, незаконно владеющее земельным участком (ст. 303 ГК РФ), в том числе незаконно собранный урожай, незаконные доходы от предпринимательской деятельности, связанной с эксплуатацией участка, и т.д.
Правообладатель земельного участка может предъявить негаторный иск об устранении препятствий по реализации права собственности (иных прав на участок), не связанного с лишением владения.
В случаях если противоправное деяние не закончилось либо только может произойти и причинить вред охраняемым законом земельным правам граждан и юридических лиц, законодатель предусматривает следующие варианты пресечения таких деяний:
- 1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 Земельного кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
- 2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
- 3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- 4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения
Земельный процесс и специализированные земельные суды
В настоящий момент на страницах юридических научных изданий активно обсуждаются как минимум два вопроса, имеющие отношение к рассматриваемой теме.
Первый касается необходимости создания специализированных земельных судов в России. Ряд ученых доказывает оправданность создания таких судов с особыми полномочиями, позволяющими им глубоко вникать в вопросы земельного права, вплоть до осуществления в ряде случаев исполнительно-распорядительных функций. За судами общей юрисдикции предлагается оставить надзор за решениями земельного суда с правом оставления в силе его решений либо их отмены, но не рассмотрения спора но существу. В доказательство такой позиции приводится опыт Англии, где действуют специальные суды по земельным вопросам, Германии со специальными судами по сельскохозяйственным землям. Система специальных судов, куда входит и земельный трибунал, действует в Гонконге.
Такие специализированные суды могли бы рассматривать земельные споры о границах, площади земельных участков, об определении долей, о выселении с самовольно занятых и (или) застроенных земельных участков, заявления о правомерности привлечения к юридической ответственности за земельные правонарушения, об обжаловании актов о предоставлении участков и т.д.
Второй вопрос касается признания самостоятельности земельного процесса как правового института земельного права. Исходной здесь является позиция о том, что каждой отрасли материального права соответствует отрасль процессуального права.
В данном споре представляется необходимым поддержать Б. Ж. Абдраимова, отмечавшего, что «вопрос о самостоятельности земельного процесса как правового института, как подотрасли земельного права или самостоятельной процессуальной отрасли может быть поставлен только тогда, когда будет накоплен значительный правовой массив, который позволит сформулировать общие и особенные положения, особого правового института в системе земельного права — земельного процесса. На данном же этапе задачей науки земельного права является выявление «пробелов» в законодательстве, неудачных законодательных решений, а также выработка научных рекомендаций по совершенствованию процессуальных форм реализации норм земельного права».
Судебный механизм прекращения посягательств на права собственника земли
Практика показывает, что судебный механизм используется землевладельцами для защиты своих интересов в следующих типичных ситуациях:
- признание прав определенного собственника на конкретный надел земли, если ранее этот надел был отобран у законного владельца и передан стороннему субъекту;
- восстановление границ надела земли с возвращением ему первоначального состояния. Такое требование часто выдвигается, если обладатель соседнего участка незаконно воздвиг свое строение на чужой земле. Вердикт суда может заставить нарушителя освободить соседский надел от незаконной постройки;
- пресечение правонарушений, вызванных незаконными действиями госорганов или местных властей. Требование выдвигается с целью аннулирования приказов (актов) официальных структур, угрожающих собственности граждан (юрлиц) на землю;
- изъятие земельного надела из чужого неправомерного владения (пользования);
- прекращение действий сторонних субъектов, нарушающих интересы законного собственника земли, но не лишающих его права владения. Основание – статья 304 ГК.
Чтобы защитить (восстановить) свои законные права, собственник надела земли направляет соответствующее исковое заявление в суд, действующий по месту (адресу) размещения данного надела. К такому заявлению нужно приложить следующие документы:
- правоустанавливающие бумаги на конкретный участок (например, договор его приобретения);
- подтверждение целевого использования данной земли (если потребуется);
- зафиксированные факты правонарушений, повлекших ущемление интересов истца (фото, видео, документальные акты);
- оплаченная госпошлина (она подтверждается банковской квитанцией).
Заявление истца должно включать следующие сведения:
- Официальное название органа судопроизводства.
- Сведения об истце (ФИО, паспортные данные, контакты).
- Сведения об ответчике (ФИО, паспортные данные, контакты).
- Законодательная норма (правоустанавливающая бумага), нарушение которой привело к ущемлению интересов.
- Суть просьбы, формулировка требования.
- Меры, законно предпринятые землевладельцем-истцом с целью досудебного решения возникшей проблемы.
- Дата оформления бумаги, подпись землевладельца-истца.