ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Рождение и прием в гражданство — главные основания приобретения гражданства РФ. Кроме того Федеральном Законе ”О гражданстве РФ” предусмотрены восстановление в РФ гражданстве и “иные основания” его приобретения.

В данной курсовой работе были рассмотрены основные положения, которые непосредственно касаются гражданства Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного материала курсовой работы, можно сделать вывод, что гражданство — это не что иное, как устойчивая правовая связь между человеком и государством, которая выражается в комплексе их взаимных прав, обязанности и ответственности.

В результате, лицо, обладающее гражданством, имеет полное право на все права и свободы, которые признаны законодательством, а также имеет гарантию защиты государством за пределами страны.

В Конституции Российской Федерации задекларирован принцип равного гражданства, независимо от оснований его приобретения. В отличие от законодательства Российской Федерации, во многих зарубежных странах введены ограничения в приобретении гражданства в зависимости от того каким образом и когда оно было приобретено. Российская Федерация в этом вопросе занимает более демократическую позицию. Например, проживание гражданина Российской Федерации за пределами страны не влечет за собой изменение его гражданства. Заключение, либо расторжение брака гражданина Российской Федерации с гражданином иностранного государства не является причиной изменения гражданства. В случае изменения гражданства одним из супругов, гражданство другого супруга не изменяется. Также, расторжение брака не является основанием для изменения гражданства детей, рожденных или усыновленных в этом браке.

В ходе выполнения курсовой работы, мы выяснили. Что гражданство приобретается по следующим основаниям:

  • в результате признания;
  • по рождению;
  • в порядке регистрации;
  • в результате приема в гражданство;
  • в результате восстановления в гражданстве;
  • путем выбора гражданства при изменении границы российской Федерации;
  • иные основания.

Необходимо отметить, что российское законодательство предоставляет широкий спектр оснований для приобретения гражданства. Это позволяет исправить ошибки, допущенные советской властью в различные периоды, и открывает возможность восстановления в гражданстве российской Федерации лицам, которые были выдворены насильственным путем после Октябрьской революции, а также в годы Второй мировой войны.

Что касается прекращения гражданства, то в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» основаниями для прекращения гражданства являются:

  • выход их гражданства;
  • отмена решения о приеме в гражданство;
  • выбор гражданства при изменении границы российской Федерации (оптация).

Отдельного внимания заслуживает прекращение гражданства, которое осуществляется только на основании добровольного волеизъявления. Однако исключением в данном случае являются несовершеннолетние дети и недееспособные лица, а также решение об отмене гражданства в результате предоставления ложных сведений при его приобретении. Лишение гражданства государственными органами российской Федерации на данный момент не является возможным.

Гражданин Российской Федерации на основании Конституции российской Федерации, наделен не только правами, и свободами, данными ему от рождения, но и правами, которые вытекают из его устойчивой правовой связи с российской Федерацией. От обладания российским гражданством зависит реализация гражданами трудовых, экономических, жилищных, пенсионных и других прав.

Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Конституция РФ закрепляет лишь базовые принципы института гражданства (в том числе в гл. 1 «Основы конституционного строя»), детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» с изм. и доп. (далее — Закон о гражданстве), принятому взамен одноименного Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1. Основные новеллы нового закона сводятся к большей жесткости его норм по вопросам приобретения российского гражданства по сравнению с правилами, предусматривавшимися прежним законом, однако 11 ноября 2003 г. в Закон о гражданстве был внесен ряд изменений и дополнений, облегчающих процедуру приобретения российского гражданства для некоторых категорий заявителей, прежде всего соотечественников из государств СНГ.

Для лиц, уже имеющих гражданство Российской Федерации на 1 июля 2002 г. (день вступления закона в силу), не требуется никакой перерегистрации или переоформления гражданства.

Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляют следующие принципы гражданства Российской Федерации:

Единство гражданства. В соответствии с этим принципом республики — субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство, предусматривающее изъятия из общего, единого статуса гражданина Российской Федерации (Закон о гражданстве, в отличие от Закона 1991 г., о гражданстве республик в составе РФ не говорит вообще); гражданин республики одновременно является гражданином Российской Федерации; правовой статус гражданина России, проживающего в какой-либо республике является единым и на всей территории России и ничем не отличается от статуса российского гражданина, проживающего в ином субъекте РФ; установление гражданства республикой в составе Российской Федерации не порождает двойного гражданства проживающего в этой республике человека — Российской Федерации и соответствующей республики.

Равенство гражданства независимо от оснований приобретения гражданства, а также от пола, национальности, возраста, социального происхождения и положения и т. п. В частности, гражданство замужней женщины в России не зависит от гражданства мужа (и наоборот), заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц; изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга (ст. 8 Закона о гражданстве).

Сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких-либо сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства — неотъемлемое право любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом.

Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его. Данный принцип призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т. п.). В случае осуществления российским гражданином какой бы то ни было противоправной деятельности к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как «лишение гражданства», российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.

Невозможность высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству (экстрадиции). Гражданин России не может быть выслан из страны, равно как и иметь препятствия для возвращения на Родину (при этом данный принцип не ограничивает полномочия органов государственной власти РФ по выдворению за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства по предусмотренным законом основаниям). Россиянин также не может быть выдан другому государству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о выдаче с целью привлечения к ответственности (экстрадиция других лиц, находящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение). Однако если совершенное деяние, за которое преследуется российский гражданин, является противоправным и с точки зрения российского законодательства, то этот гражданин должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства РФ.

Федерализм в России находится в стадии становления. Обусловлено это тем, что у России нет собственного опыта подлинных федеративных отношений: большую часть своей истории Россия де-юре (до 1918 г.) или де-факто (в советский период) была унитарным государством. Тем не менее элементы федерализма в России были.

Идеи самоуправления закреплялись еще в Русской Правде, Новгородской и Псковской судных грамотах, Судебниках 1497 и 1550 гг., Соборном уложении 1649 г., актах Петра I и т. п. В процессе расширения Российской империи входящие в состав России народы и территории (княжества, ханства, царства, губернии и пр.) сохраняли возможность самоуправления и достаточно широкую степень автономии.

В конституционных проектах декабристов уже содержатся оформленные идеи и концепции федерации («республика многонациональной федерации славянских и некоторых соседних государств Центральной и Южной Европы», «конституционная монархия, состоящая из федеративных территорий» и т. п.).

Обострение национальных отношений в России в конце XIX — начале XX в. предопределяет расширение антиимперского движения, появление различных платформ политических партий и расширение идеи перехода к федерации с созданием областных и национальных автономий.

Пришедшие к власти в 1917 г. большевики к федерации относились отрицательно («…федерация вредна, федерация противоречит принципам социал-демократии в их применении к русской действительности…»), однако ход истории достаточно быстро изменил их взгляды, и именно при советской власти (в 1918 г.) Россия впервые де-юре стала федеративным государством. Переход к федерализму рассматривался как единственный способ остановить распад бывшей Российской империи.

Российская федерация изначально носила не договорный или конституционно-договорный (как федерация СССР), а конституционный характер: федерация в России была провозглашена, учреждена, а не явилась следствием добровольного объединения различных территорий и народов. В январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов принимает Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая учредила Россию как федерацию советских национальных республик. Позднее федеративная форма территориального устройства закрепляется в Конституции 1918 г. и во всех последующих российских конституциях. Субъектами федерации в советский период развития являлись только республики (в том числе автономные республики), хотя предусматривалось наличие в составе федерации отдельных территорий (автономных областей, автономных округов) с особым национальным составом, бытом, традициями, которые также принимали участие в работе федеральных органов власти. Примечательно, что по Конституциям СССР 1937 и 1977 гг. автономные республики РСФСР имели непосредственное фиксированное представительство в одной из палат — Совете национальностей Верховного Совета СССР. Таким образом, представители большей части составных частей РСФСР (краев и областей) от участия в решении общефедеральных вопросов были отстранены. Количество, состав, названия автономных республик России неоднократно (зачастую произвольно) изменялись.

Читайте также:  Жители аварийных домов ждут расселения по новой программе

Начало 1990-х гг. в истории российского федерализма отмечено как так называемый «парад суверенитетов». В Декларации о государственном суверенитете РСФСР 1990 г. подтверждена необходимость существенного расширения прав автономных республик. В 1991 г. четыре из пяти автономных областей (Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасская), входившие в состав краев, провозгласили себя республиками; Еврейская автономная область, сохранив свое наименование, вышла из состава Хабаровского края; Чукотский автономный округ в 1992 г. вышел из состава Магаданской области; появились проекты образования новых республик на основе некоторых краев, областей (Уральской, Дальневосточной и др.).

После распада СССР в 1991 г. стал реальным и распад Российской Федерации. В значительной степени его предотвратил Федеративный договор 1992 г. Данный Договор представлял собой фактически синтез трех договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и группами субъектов федерации: во-первых, республиками; во-вторых, краями, областями, городами федерального значения; в-третьих, автономной областью и автономными округами. Федеративный договор вошел как составная часть в Конституцию РФ 1978 г., что предопределило его юридическую силу, значение и место в правовой системе государства. Однако Федеративный договор не мог разрешить все негативные тенденции в российских внутрифедеративных отношениях прежде всего потому, что закреплял неравноправие различных субъектов федерации, а это не могло удовлетворить представителей большей части субъектов — краев и областей. Кроме того, Договор подписали не все регионы, в частности, Татарстан, Чечено-Ингушская Республика, многие субъекты РФ подписали его с оговорками. В настоящее время Федеративный договор юридически не отменен, упоминания о нем содержатся в действующей Конституции РФ, однако его значение и место в правовой системе принципиально изменились: в соответствии с ч. 1 разд. 2 «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ положения Договора действуют в части, не противоречащей Конституции РФ. Таким образом, большая часть положений Федеративного договора сегодня фактически не действует, и этот Договор стал не столько действующим правовым актом, сколько историческим документом.

Дальнейшее развитие федеративных отношений в России осуществляется на основе Конституции РФ 1993 г.

Понятие и принципы гражданства. Двойное гражданство. Безгражданство

Еще в Древнем Риме гражданство считалось знаком особого достоинства (гражданин Рима), дававшее право активно участвовать в политических делах. Понятие «гражданин» появляется в период буржуазных революций для обозначения лиц, уполномоченных осуществлять народный суверенитет и быть лояльными по отношению к своему государству.

Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определяет гражданство как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных нрав, обязанностей и ответственности.

Гражданство как конституционно-правовой институт представляет совокупность конституционных и иных норм, регулирующих принципы гражданства, основания и порядок его приобретения и утраты. Этот институт составляют нормы Конституции РФ, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты.

В современной конституционно-правовой науке под гражданством подразумевается устойчивая правовая связь человека с государством, характеризуемая взаимными правами и обязанностями, взаимной ответственностью.

Правовые основы гражданства РФ определяются ст. 6, 61–63 Конституции, нормами международных договоров РФ (напр., международных договоров РФ о двойном гражданстве), ФЗ «О гражданстве РФ» (2002 г.), Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным указом Президента РФ.

Некоторые республики в составе РФ имеют свое гражданство, что не ограничивает прав единого российского гражданства.

Принципы российского гражданства:

1. Свободное, равное и единое гражданство, независимо от оснований и времени его приобретения.

2. Признание права человека на приобретение, изменение и выход из гражданства. Гражданин РФ не может быть лишен российского гражданства, выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству.

3. Принцип независимости гражданства от брака – изменение гражданства одним из супругов, расторжение брака по общему правилу не влечет изменения гражданства у другого супруга или детей от данного брака.

4. Принцип независимости гражданства от места нахождения лица (на территории РФ или вне ее).

5. Принцип покровительства и защиты российского гражданина за рубежом со стороны России (осуществляется Министерством иностранных дел РФ, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ за рубежом).

6. Принцип сокращения безгражданства (уменьшения количества лиц без гражданства (апатридов) путем предоставления им российского гражданства).

7. Принцип двойного гражданства (возможность приобретения двойного гражданства была предусмотрена с 1991 г.) в соответствии с международным договором РФ и ФЗ. Двойное гражданство рассматривается как исключение, предоставляется указом Президента РФ на основании личного ходатайства заявителя. Наличие двойного гражданства не освобождает гражданина от исполнения конституционных обязанностей.

Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются Президент РФ, Министерство внутренних дел РФ и его территориальные органы, Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.

Решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если судом будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений.

Правовой статус российских граждан и их детей

Совершеннолетние граждане РФ равно обладают всеми конституционными правами и свободами, а также несут определенные законом обязанности, в частности к ним относятся соблюдение законодательства страны, уплата налогов, охрана культурных и исторических памятников, для мужчин – срочная служба в армии.

Права и свободы неотчуждаемы и могут быть ограничены только по решению суда, государство гарантирует их защиту. Все граждане РФ равны перед законом и судом.

Дети граждан РФ также имеют все конституционные права (подробнее вопросы детского гражданства в России мы рассматривали тут), но не всеми могут распоряжаться до достижения 18 лет, в частности не могут голосовать на выборах и референдумах.

Кратко об атрибутах российского гражданства. Гражданство подтверждается документами, удостоверяющими личность. По достижению 14 лет таким документом является паспорт, который необходимо поменять в 20 и 45 лет. До получения паспорта гражданство подтверждается свидетельством о рождении. Более детально о подтверждении гражданства читайте здесь.

Гражданство и безгражданство

Безгражданство (апатризм) — это правовое состояние лица, характеризующееся отсутствием у него гражданства какого-либо государства. Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лица без гражданства по-другому называются апатридами или аполидами.

Состояние безгражданства может возникать по разным причинам: лишение гражданства; распад государства; прекращение гражданства, если оно было приобретено вследствие мошеннических действий, представления ложных сведений или сокрытия каких-либо важных фактов и так далее.

Особым случаем безгражданства является правовое состояние русскоязычных жителей Латвии и Эстонии, так называемых «неграждан». Лица, которые прибыли в эти страны после присоединения к СССР, были исключены из круга лиц, которым после распада СССР было предоставлено гражданство. Таким образом у них сформировался особый правовой статус. С одной стороны, эти люди не являются гражданами Латвии и Эстонии. С другой стороны, они, как и граждане, подлежат дипломатической защите за границей; обладают правом постоянного проживания в стране, не запрашивая вида на жительство; имеют право беспрепятственного возвращения в страну.

Принципы гражданства России — это исходные начала правового регулирования отношений, возникающих в связи и по поводу гражданства.

Принцип единого гражданства Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ). Данный принцип означает, что несмотря на федеративную природу Российского государства, гражданство на всей его территории является единым. Субъекты РФ не вправе устанавливать собственное гражданство. Согласно п. «в» ст. 71 Конституции, гражданство Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации.

Принцип равного гражданства Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ). Объем правового статуса граждан России не зависит от основания и времени приобретения гражданства. Отечественное законодательство не делит граждан на «коренных» и «некоренных», «прирожденных» и «натурализованных». Определенное ограничение данного принципа установлено ч. 2 ст. 81 Конституции РФ: Президентом РФ может быть избран только гражданин РФ, не имевший ранее гражданства иностранного государства. Таким образом натурализованный гражданин РФ не вправе претендовать на пост главы государства.

Принцип сохранения гражданства РФ за лицами,проживающими за пределами РФ (ч. 3 ст. 4 Закона о гражданстве). Проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает его гражданства, независимо от длительности такого проживания.

Недопустимость лишения гражданства России или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ). Конституционный запрет на лишение гражданства РФ является абсолютным, не предполагающим каких-либо исключений. Ничто не может служить основанием для лишения гражданина РФ его гражданства. Данный принцип был закреплен в Конституции РФ в противовес порочной практике советского периода нашей государственности, когда лишение гражданства использовалось для борьбы с инакомыслием.

Принцип недопустимости высылки гражданина РФ за пределы территории РФ или его выдачи иностранному государству (ч. 1 ст. 61 Конституции РФ).

Читайте также:  Что изменится для водителей в 2023 году: от получения прав до штрафов

Запрет на высылку (экспатриацию) граждан РФ за пределы территории РФ означает, что они не могут быть выдворены за границу в принудительном порядке. Депортация и административное выдворение — это меры государственного принуждения, которые могут быть применены только к иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Запрет на выдачу (экстрадицию) граждан России иностранным государствам является таким же абсолютным, как и запрет на лишение гражданства. Однако это не означает, что российские граждане освобождаются от ответственности за преступления, совершенные за рубежом. Граждане Российской Федерации, совершившие вне ее пределов преступление, подлежат уголовной ответственности на территории России по российскому законодательству, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства (ч. 1 ст. 12 УК РФ).

Принцип сокращения безгражданства (ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве). Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ. Хотя Россия и не является участником Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г., многие ее нормы в той или иной форме воспроизводятся Законом о гражданстве. Например, ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 12 Закона о гражданстве).

Принцип защиты и покровительства граждан России, находящихся за рубежом (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ). Обязанность содействовать тому, чтобы гражданам РФ, находящимся за пределами РФ, была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами и свободами, а также защищать их права и охраняемые законом интересы возложена на органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Государственным органом, чьи задачи, функции и полномочия ближе всего связаны с защитой и покровительством граждан России, находящихся за рубежом, является Министерство иностранных дел РФ (МИД России). В соответствии с Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 865, задачами данного министерства в числе прочего являются: защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан РФ за рубежом; обеспечение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти безопасности граждан за рубежом; содействие развитию связей и контактов с соотечественниками. МИД России выполняет данные задачи как непосредственно, так и через дипломатические представительства, консульские учреждения, а также представительства РФ при международных организациях. При этом основной объем работы ложится на консульские учреждения и консульские отделы дипломатических представительств РФ.

Согласно Консульскому уставу РФ, к консульским функциям относится, в частности, оформление и выдача временных документов, дающих право на возвращение в РФ; принятие мер по охране прав и законных интересов граждан РФ, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу либо задержанных, а также мер по розыску пропавших без вести граждан РФ; оказание содействия гражданам РФ в реализации их избирательных прав, и другие.

Принцип сохранения гражданства России при заключении или расторжении брака (ст. 8 Закона о гражданстве). Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

Понятие и принципы российского гражданства

Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство – устойчивая правовая связь лица с данным государством, выра­жающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Со­стояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

В монархических государствах употребляется термин «поддан­ство», который формально устанавливает личную верность мо­нарху, но фактически равнозначен гражданству.

Независимо от формы правления в правовом государстве гражданство означает согласие лица на распространение на него юрисдикции государ­ства, всех обязанностей, установленных конституцией и закона­ми. В то же время граждане обладают в отношении государстваопределенными правами и могут требовать от него защиту своих прав.

Для подавляющего большинства людей в каждой стране уста­новление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рожде­ния и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. Однако по разным причинам, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализа­ции экономики, возникают различные миграционные потоки, т. е. перемещения больших групп людей из одной страны в дру­гую. Такие передвижения — индивидуальные и групповые, рас­пространенные и в РФ, а также браки, за­ключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных го­сударствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта федерации. На него, следовательно, распространяются не только федеральные законы, но и законодательство данного субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, а кроме того, имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами федерации (например, в сфере действия нало­гового, уголовного, семейного законодательства). Такое положе­ние характерно и для РФ.

В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жите­лей всегда являются гражданами данного государства, но значи­тельные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признает­ся двойное гражданство — такие лица называются бипатридами . Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан, государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Разумеется, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т. е. своих граждан.

См. также Приказ МВД России от 03.05.2018 N 267 “Об утверждении Порядка подачи и форм уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве” Зарегистрировано в Минюсте России 27.07.2018 N 51718.

Мировое сообщество единодушно в своем негативном отно­шении к безгражданству, т. е. такому состоянию человека, когда он не является гражданином какого-либо государства. В таком состоянии часто оказываются люди, утрачивающие свое граж­данство, но не приобретающие нового (например, беженцы из районов вооруженных конфликтов). Все государства обязаны способствовать сокращению безгражданства, поощряя приобре­тение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. Это предписано международной Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г. (вступила в силу 13 декабря 1975 г.), приня­той в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация государствам пре­доставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за соверше­ние тяжких преступлений. Одновременно (1963 г.) Совет Европы принял Конвенцию о сокращении случаев многогражданства, ус­танавливающую, что в определенных случаях лицо, приобретшее новое гражданство, утрачивает старое. Правовой статус апатри­дов регулируется международной Конвенцией о статусе апатри­дов 1951 г. (вступила в силу 6 июня 1960 г.). Следуя этим между­народно-правовым актам, РФ способствует сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства.

Весьма частым случаем возникновения безгражданства служит заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, и рождение у них детей. Немалые трудности возникают также при разводе и связанном с ним разделении имущества.

Во многих странах, в том числе в РФ, пра­вовое положение лиц без гражданства приравнивается к статусу иностранцев. В соответствии с законом Россия поощряет приоб­ретение своего гражданства лицами без гражданства и не препят­ствует приобретению ими гражданства другого государства.

Понятие, сущность, признаки и принципы российского гражданства

Введение

Вполне очевидно, правовое положение лица, проживающего в стране, зависит, прежде всего, от того, является ли оно гражданином данной страны. Как известно, в любой стране, наряду с гражданами, составляющими подавляющее большинство ее населения, проживают или временно пребывают и не граждане, иностранцы (граждане другого государства), лица без гражданства (апатриды, аполиды), беженцы (лица, не имеющие гражданства страны пребывания) и др. Но только граждане данной страны обладают возможностью в полном объеме реализовать права и свободы личности и в то же время, выполнять гражданские обязанности. Поэтому важнейшим условием и предпосылкой признания и соблюдения прав и свобод гражданина и соответствующих обязанностей государства по защите и обеспечению этих прав и свобод является получение гражданства данного государства. Именно гражданство во многом определяет основы правового статуса личности, объем ее прав, свобод и обязанностей и служит исходной базой ее взаимоотношений с государством.

Гражданство – неотъемлемое свойство, атрибут государственного суверенитета. Благодаря наличию гражданства, на соответствующих лиц распространяется суверенная власть и законы данного государства вне зависимости от того, находятся ли они постоянно или временно на территории своей или другой страны. На основе признания гражданства то или иное лицо не только становится обладателем определенной совокупности субъективных прав, но и получает возможность принимать участие в управлении делами участие в управлении делами соответствующего общества и государства.

История показывает, что по разным причинам, и прежде всего, вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т.е. перемещения больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения – индивидуальные и групповые, а так же браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблему приобретения и изменения гражданства, весьма актуальную не только для многонациональной Российской Федерации, но и для практики международных отношений. Поэтому законодательство об иммиграции и гражданстве, а также судебная практика по этим вопросам весьма развиты, и значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью норм международного права (например, по соглашениям, заключенными между государствами). В то же время основы гражданства чаще всего закрепляются в конституциях; другие, более частные вопросы гражданства регулируются специальными законами о гражданстве, а процессуальные вопросы признания, приобретения, изменения и утраты гражданства и другие – соответствующими подзаконными актами.

Читайте также:  Персональные данные в 2021 году: как работать, чтобы не нарушить закон

Объектом исследования данной работы являются гражданско-правовые взаимоотношения, возникающие между государством и гражданами, по вопросам гражданства.

Предметом исследования являются элементы института гражданства – понятие гражданства и его принципы, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ, полномочные органы, владеющие делами о гражданстве РФ и их полномочия.

Целью данной работы является раскрытие механизма реализации института гражданства в новейшем законодательстве РФ, основанном на положениях Конституции РФ.

Исходя из цели мы ставим перед собой следующие задачи: изучить нормативный материал и литературу по данной теме; рассмотреть понятие и принципы гражданства РФ; рассмотреть порядок приобретения гражданства РФ; рассмотреть прекращение гражданства РФ; рассмотреть государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве и в заключении сделать вывод.

Правовой статус гражданина РФ

Правовой статус в данном случае – это совокупность всех прав, свобод и обязанностей гражданина. Человек, имеющий паспорт РФ, независимо от национальности, вправе пользоваться всеми конституционными правами. Но при этом он обязан выполнять соответствующие обязанности – соблюдать законы страны, платить налоги, служить в армии и т. д. По российским законам, правовой статус гражданина России и иностранца имеют некоторые отличия.

Правовой статус дает резиденту возможность использовать государственную защиту. Даже если он будет проживать в другом государстве, у него будет возможность получить помощь через сотрудников консульств и посольств. Ею нельзя воспользоваться только тогда, когда гражданин России совершил на территории другой страны преступление.

Гражданство России и брак

По российским законам, регистрация брака иностранца и гражданина РФ дает право на оформление паспорта. Но, несмотря на упрощенный процесс оформления, получить гражданство сразу после свадьбы нельзя. Супруги должны прожить семьей не менее 3 лет, после чего иностранец вправе подать заявление. При этом он все равно обязан иметь РВП или ВНЖ.

После подачи документов для оформления гражданства используют упрощенный порядок рассмотрения. Если с бумагами нет проблем, то уже через 6 месяцев заявитель сможет получить российский паспорт.

Миграционные власти очень тщательно следят за такими парами, так как нередко используются фиктивные браки. Именно поэтому муж и жена должны несколько лет прожить вместе, вести общее хозяйство, приобрести недвижимость, родить детей и т. д. К примеру, пара после свадьбы купила квартиру или приобрела участок в СНТ и построила дом, а через год у них родился ребенок.

Чем больше у них доказательств настоящей семейной жизни, тем проще будет оформить российский паспорт. Нужно учитывать и другие правила и законы. Вступать в брак можно по достижении соответствующего возраста, а регистрация отношений должны быть добровольной.

Фиктивные браки используются во многих странах для быстрого получения паспорта и нужных привилегий, но практически везде за это предусмотрено суровое наказание. Многие государства сразу депортируют таких «женихов» и «невест», а гражданину страны приходится платить большой штраф.

В России за фиктивный брак также есть ответственность. Как правило, наказание касается только иностранного гражданина – он должен в течение 2 недель покинуть страну. Но если иностранец при этом осуществлял противоправную деятельность, то к дополнительной ответственности привлекут и «супруга». При этом власти не будут разбираться в том, был ли осведомлен гражданин РФ о деятельности нерезидента.

Фиктивность брака может быть установлена только в судебном порядке, а это длительная процедура. Нужно пройти все этапы подготовки, собрать документы и найти свидетелей того, что брак настоящий.

Принципы гражданства РФ

Состав основных принципов гражданства РФ указан в статье 4 ФЗ «О гражданстве РФ». В законе сказано, что принципы гражданства РФ и правила, которые регулируют вопросы данной сферы, не должны иметь положения, ограничивающие права лица по признакам расовой, национальной, социальной, языковой или религиозной принадлежности.

Конституция и ФЗ «О гражданстве РФ» формируют общие основы, которые закладывают сущностные принципы данных отношений. Выделяют следующие основные принципы гражданства РФ.

Во-первых, гражданство России является единым (принцип единства). По причине федеративного устройства России данный принцип крайне важен, и поэтому закреплен в Конституции. Единое гражданство в федеративном государстве представляет собой необходимое условие для сохранения суверенитета и целостности.

Во-вторых, гражданство РФ является равным вне зависимости от оснований его приобретения (принцип равенства). Закон не предусматривает каких-либо особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по разным основаниям: по рождению, в связи с принятием либо восстановлением в нём и т.д.

В-третьих, гражданство РФ обладает открытым и свободным характером (принцип открытости). Данный принцип выражается в том, что согласно Закону РФ каждый человек имеет право на получение гражданства и на его изменение.

В-четвертых, гражданин РФ не может быть лишен гражданства (принцип взаимности). Запрет в Конституции и в ФЗ «О гражданстве РФ» на лишение человека гражданства вытекает из двусторонней связи между человеком и государством, что предполагает разрыв данной связи только при взаимном согласии.

В-пятых, гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (принцип двойного гражданства). Подобная возможность предоставляется согласно федеральному закону или международному договору России.

Согласно данному принципу приобретение гражданином РФ иного гражданства не приводит к прекращению его российского подданства. Граждане РФ при наличии иного подданства не могут по этой причине быть ущемлены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, которая связана с подданством РФ.

В-шестых, законодательство России содержит принципа сохранения гражданства РФ для лиц, которые проживают за её пределами. Данный принцип происходит из естественного права человека на выбор места жительства, свободный выезд за пределы России и беспрепятственный возврат в страну.

В-седьмых, гражданство РФ базируется на принципе отрицании автоматического его изменения при заключении либо расторжении брака гражданином России с иностранцем или лицом без подданства, а также при изменении гражданства одним из супругов. Данный принцип раскрывает его сущность как индивидуальной связи человека с государством.

В-восьмых, Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами. Этот принцип отражен в Конституции и ФЗ «О гражданстве РФ».

Органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и их должностные лица обязаны способствовать гражданам РФ в обеспечении возможности пользоваться всеми законными правами и защищать их.

Согласно Конституции гражданин РФ не может быть выслан за её пределы либо выдан другому государству. За преступления, которые совершены гражданином России на территории других государств, он подлежит уголовной ответственности по законам РФ.

Основные принципы российского гражданства

Все основные принципы гражданства РФ содержаться в законе №62-ФЗ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 года. Документ содержит следующие принципы:

  • Для обретения российского гражданства не является препятствием различие по расовым признакам, национальности или языку;
  • Российское гражданство является единым и одинаковым, независимо от способа получения гражданства;
  • Вне зависимости от местонахождения гражданин РФ таковым и остается;
  • Изменение и лишение гражданства не предусматривается законодательством;
  • Вне зависимости от обстоятельств, гражданин России не подлежит выселению из РФ по принуждению, либо выдаче другому государству;
  • Иностранные лица и лица без гражданства, которые проживают в России, получат поддержку от государства в стремлении стать гражданином РФ.

Становление института гражданства в России

Россия в ходе истории прошла все этапы становления взаимоотношений между личностью и государством.
Для царской России не было предусмотрено понятия гражданство, а существовало подданство, при этом подданных подразделяли на разряды, обладающие особым правовым статусом:

После того, как царская империя прекратила существование, в 1917 году был издан первый акт по вопросам гражданства в виде Декрета об уничтожении сословии и гражданских чинов. Он содержал положения о том, что все сословия, которые существовали в государстве, а также сословное деление граждан, титулы и наименования чинов не используются больше. Взамен устанавливается единственное, общее для всех жителей страны наименование — гражданин Российской Республики.
Через год был принят Декрет «О приобретении прав российского гражданства», когда сформировался Союз ССР, то произошло установление гражданства СССР. Конституции СССР 1924 года закрепляла единое союзное гражданство, которое было предусмотрено для граждан союзных республик. В этом же году утвердили и Положение о союзном гражданстве.

В соответствии с этими положениями, трудящихся иностранцев принимали в граждане исполкомы губернских, областных съездов Советов, а также ЦИК АССР.

В число лиц, которые утратили советское гражданство, были включены те, кто:

Новым Положением о гражданстве Союза ССР был упрощен порядок приема в гражданство СССР и выход из него. Положение о гражданстве Союза ССР опиралось на конституционный принцип гражданства и со всех сторон регулировало аспекты признания лиц гражданами СССР, порядок принятия и выхода из гражданства, гражданство детей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *