ВС разъяснил правила повторного предъявления исполлиста

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ВС разъяснил правила повторного предъявления исполлиста». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Никаких временных рамок для этого не установлено. Главное — уложиться в основной срок. Он составляет три года. Именно в этот период настоятельно рекомендуется сходить к приставу и подать заявление о возбуждении производства.

А если пристав не сможет взыскать долг?

Бывает же такое, человек «гол как сокол». Деньгами на располагает, работы нет, сидит на шее у родственников, например, у родителей. Ну что с него можно взять? В таких случаях через какое время приставы закрывают дело? Конкретных временных рамок не существует. Пристав вправе прекратить дело и возвратить все документы взыскателю. Но перед этим он должен осуществить все возможные мероприятия в отношении гражданина-должника.

Документ, по которому деньги так и не взысканы или взысканы только частично, отправляется взыскателю, если у должника нет никакого имущества, а все усилия судебного исполнителя по истребованию денег не имели результата.

В частности, он обязан направить всевозможные запросы в банки, государственные органы, чтобы выяснить, имеется ли во владении гражданина, какое-либо имущество. Проверяет банки на предмет наличия банковских счетов. Если все проведенные мероприятия результата не дали, а дохода, с которого можно удерживать деньги, нет, он составляет специальный документ.

Окончание исполнительного производства за отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание

В связи с неоднократными жалобами граждан на бездействие должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России при наличии оснований для окончания исполнительного производства, оцениваемого гражданами как вымогательство взятки за совершение предусмотренных законом действий, следует обратить внимание на следующее.

Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина (статья 4).

Согласно статье 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Пунктом 4 части 1 статьи 46 данного закона установлено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, притом что все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

В соответствие пункту 3 части 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.

Исходя из данных правовых норм, можно предположить, что судебный пристав-исполнитель обязан в двухмесячный срок принять все допустимые законом меры по отысканию имущества должника и, в случае его отсутствия, окончить исполнительное производство, возвратив исполнительный лист взыскателю.

То есть при наличии указанного основания судебный пристав-исполнитель обязан в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» вынести постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, что в силу части 4 той же статьи не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного Федерального закона: в отношении исполнительных листов, выдаваемых судом на основании судебных актов, такой срок, по общему правилу, составляет три года со дня вступления судебного акта в законную силу (часть 1).

Однако, как следует из многочисленных обращений граждан, судебные приставы-исполнители, произведя все необходимые запросы и не установив имущества, на которое может быть обращено взыскание, зачастую годами не принимают мер к окончанию исполнительного производства.

При этом в качестве обеспечительной меры исполнителем могут быть установлены арест либо запрет на распоряжение на перечисленное в абзацах втором и третьем части 1 статьи 446 ГПК РФ имущество, принадлежащее должнику-гражданину.

В связи с чем, неясно подлежит ли окончанию подобное исполнительное производство, если в ходе его исполнения приставом в целях исключения выбытия имущества должника был наложен арест или запрет на распоряжение имуществом, на которое не может быть обращено взыскание.

Таким образом, в производстве пристава-исполнителя длительное время может находиться значительное количество исполнительных производств, исполнение которых в данный период времени заведомо невозможно ввиду отсутствия у должника соответствующего имущества.

Данное обстоятельство может вынуждать приставов-исполнителей бессмысленно тратить время на подготовку различных отчетов и статистических данных по бесперспективным производствам, что, в свою очередь, может негативно отражаться на работе приставов-исполнителей по реальным делам.

Читайте также:  Государственная регистрация расторжения брака

Кроме того, отсутствие четких разъяснений по вопросу условий и сроков, при наличии которых судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке оканчивает исполнительное производство по основанию предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве, может способствовать развитию коррупционных отношений между должностными лицами Федеральной службы судебных приставов России и лицами, заинтересованными в окончании исполнительного производства по указанным основаниям. О наличии подобных отношений также имеется информация от граждан.

В связи с изложенным и с целью обеспечения правовой определенности, стабильности и предсказуемости в сфере гражданского оборота необходимо дать официальные разъяснения по вопросу правоприменения указанных норм закона.

Сколько составляет срок давности в деятельности судебных приставов?

Судебные приставы начинают взыскивать с должника сумму задолженности после того, как им поступает исполнительный лист. После этого, в соответствии с Законом «Об исполнительном производстве», судебные приставы открывают исполнительное производство по делу о взыскании долгов — согласно статье 36, все требования должны быть исполнены в течение двух месяцев со дня вынесения решения судом и открытия производства.

В законодательстве сказано, что максимальный срок, при котором с должника взыскивается сумма задолженности, составляет 3 года. На деле взыскание может длиться много лет и даже переходить по наследству. Добавим, что 3 года отсчитываются не с момента, когда исполнительный лист был получен на руки, а со дня, когда было вынесено судебное решение. Поэтому по факту, по прошествии 3 лет после начала исполнительного производства оно должно быть закрыто, но на деле все немного по-другому и срок давности может прерываться в зависимости от ситуации.

Когда и как составляется

Если после судебного разбирательства не было совершено взыскание или было произведено в неполном объёме по исполнительному документу, который был возвращён взыскателю, то судебный исполнитель обязан составить акт о невозможности взыскания.

Этот документ должен быть утверждён судьёй после совершения проверки относительно финансового и имущественного состояния должника.

Проверка осуществляется судебным исполнителем по месту жительства ответчика с учётом имеющихся сведений о доходах за последний отчётный период, а также информации, свидетельствующей о наличии имущества и денежных средств.

При оформлении бухгалтерской отчётности сумма задолженности, относится к дебиторской и оформляется на дату составления акта.

С чего начинается исполнительное производство?

Для начала давайте разберемся, какой документ дает начало для открытия исполнительного производства. Их большое множество, все они перечислены в статье 12 вышеуказанного закона: судебные приказы исполнительные листы, акты государственных органов, постановления должностных лиц, нотариальные соглашения по алиментам, постановления самого пристава. Нет большого смысла заострять на них внимание. Однако Вы должны иметь представление об общих началах.

В ходе принятия должностным лицом документа к исполнению, он обязан убедиться в том, что документ соответствует требованиям предъявляемым законом. Это очень важно, поскольку на данной стадии судебный пристав наделен правом и вовсе отказать в возбуждении дела, если установит, что документ не соответствует требованиям.

Поэтому, грамотный должник или его представитель всегда проверит документ на соответствие статье ФЗ «Об исполнительном производстве». В случае наличия основания для отказа в возбуждении позволит сторонам растянуть время и отсрочить появление дела.

Основания для прекращения исполнительного производства

В Гражданско-правовом кодексе Российской Федерации все причины, по которым могут быть прекращены исполпроизводства, разделены на несколько категорий.

В первую входят основания, при которых Сторона ответчика выбыла и не может быть заменена. Например, этот параграф закона применяется, если должник скоропостижно скончался. Чаще всего, долг, а соответственно, и исполнительное производство, переходят наследнику согласно правопреемству. Однако бывают ситуации, когда это невозможно: наследников нет или обязанности не могут быть реализованы приставами. В этом случае, дело полностью закрывается по решению суда.

Кроме того, исполпроизводство может прекратить сам пристав, если одна из сторон исключена из Единого государственного реестра юридических лиц.

Вторая категория причин для прекращения работы приставов – это истечение срока действия документов. В этом случае, специалисты прекращают исполнительное производство, если сам лист уже недействителен или был отменен в суде, так же, как и судебный акт, на основании которого возбуждено взыскание долгов с гражданина.

Сюда же относятся следующие причины:

  • Суд прекратил действие исполнительного листа.
  • Суд прекратил взыскания по делу об административном правонарушении.

Сроки подачи исполнительных документов

  • Исполнительные листы и судебные приказы предъявляются в течение трех лет с момента вступления в законную силу
  • Исполнительные документы по делам административном правонарушении предоставляются в течение двух лет
  • Удостоверения по трудовым спорам необходимо предъявить в течение 3-х месяцев
  • Исполнительные листы арбитражных судов, на основе которых восстановлен рок предъявления, предъявляются в течение 3-х месяцев, начиная со дня восстановления срока.

Если исполнительное производства было прекращено из-за невозможности взыскания долга, срок предоставления исполнительного документа отсчитывается заново со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

Исковое требование взыскателя может растянуться на неопределенный период. На этот есть несколько причин:

  • Отсрочка. Она возникает, если ответчик оспаривает требования заявителя. Постановление об отсрочки выносит судья или пристав-исполнитель этого дела
  • Приостановка. Ее причины указаны в законе РФ
  • Рассрочка – это решение о переносе срока возврата денежных средств. Как правило, для этого нужны весомые основания. В таком случае назначаются новые даты.
  • В случае, когда принудительное взыскание производится на территории другого ведомства ФССП, период производства составляет 15 дней. Время осуществления производства не учитывается.
Читайте также:  Как заменить или восстановить общегражданский паспорт

Если сроки затягиваются, необходимо получить исполнение с помощью приставов. Для этого нужно:

  • Подать заявление о возбуждении исполнительного производства
  • Иметь информацию о ходе производства
  • Оказать помощь приставу в ведении исполнительного производства
  • Контролировать действия судебного пристава
  • Обжаловать постановление

Постановление о прекращении взыскания по исполнительному листу

  • Принудительное исполнение судебного решение — процедура, состоящая из нескольких последовательных действий, в результате которой к должнику могут применяться различные меры воздействия.
  • Начиная от ареста и реализации имущества, заканчивая применением норм административного или уголовного воздействия.
  • Далеко не всегда подобные меры имеют положительный эффект. С целью исполнения судебного решения пристав может применять к должнику следующие меры:
  1. Вызов к судебному приставу для дачи объяснений и предоставления информации.
  2. Розыск имущества и счетов, арест имущества, наложение взыскания на регулярный доход.
  3. Обращение взыскания на имущество должника с его последующей реализацией.
  4. Запрет на выезд за пределы Российской Федерации.
  5. Применение мер административной и уголовной ответственности (например, за умышленное повреждение предмета, вверенного на ответственное хранение или за сокрытие имущества).

Если взыскание на протяжении установленного срока не представляется возможным, пристав составляет акт, исполнительный лист возвращается кредитору, дело закрывается.

Стоит ли подавать заявление

Срок предъявления исполнительного листа ко взысканию составляет 3 года. Если документ был возвращен взыскателю, этот срок отсчитывается заново со дня возвращения документа. Однако если взыскатель сам отозвал исполнительный документ либо препятствовал его исполнению, период со дня предъявления документа к исполнению и до дня окончания исполнения по соответствующему основанию вычитается из общего срока на предъявление ко взысканию (п. 3 и 3.1. ст. 22 Закона).

С 2017 года подавать заявление о возврате исполнительного листа стало невыгодным. Проще не проявлять инициативу и дождаться постановления пристава об окончании производства в связи с невозможностью исполнения.

Но если взыскатель все-таки хочет подать заявление, его необходимо направить судебному приставу либо в банк, исполняющий судебное решение.

Форма уведомления судебного пристава-исполнителя или взыскателя

Законодательно форма уведомления о том, что плательщик алиментов больше не работает в данной организации, не утверждена.

При этом СК РФ конкретизирует, что работодатель обязан сообщить об увольнении лица, обязанного уплачивать алименты, а также о новом месте его работы или жительства, если оно ему известно. Учитывая это, полагаем, что в уведомлении следует указать (п. 1 ст. 111 СК РФ):

  • факт увольнения работника-должника;
  • реквизиты приказа об увольнении работника;
  • дополнительную информацию о должнике (адрес проживания, место новой работы и т.п.) (если организация располагает такими сведениями).

На практике некоторые работодатели в уведомлении указывают основание увольнения (статью ТК РФ), однако, по нашему мнению, указание основания увольнения может быть расценено как нарушение порядка обработки персональных данных и повлечь привлечение к административной ответственности (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ).

Уведомление об увольнении работника может быть подписано руководителем и главным бухгалтером организации, при наличии печати организации проставляется ее оттиск.

Можно ли прекратить исполнительное производство в части

Закон об исполнительном производстве прямо не предусматривает частичное прекращение исполнительного производства, но в то же время и не содержит положений, исключающих такую возможность. На практике исполнительное производство частично прекращают, когда основания прекращения касаются только части требований, указанных в исполнительном документе.

Например, это возможно когда судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный лист, отменен в части. Например, суд принял решение о взыскании с ответчика задолженности и убытков, был выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство. А затем вышестоящий суд отменил указанное решение в части взыскания убытков. В такой ситуации пристав прекратит исполнительное производство в соответствующей части.

Что такое дебиторская задолженность?

Дебиторская задолженность у учреждений возникает постоянно вследствие незавершенных взаимоотношений между контрагентами. Когда ее погашение затягивается на длительное время – это повод для проведения проверок и принятия мер к ее взысканию. В отдельных случаях дебиторская задолженность выявляется во время инвентаризации расчетов при подготовке к сдаче отчетности.

На необходимость инвентаризации указывает ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Она проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания № 49).

Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета (п. 3.44 Методических указаний № 49).

По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов (кредиторская задолженность), а также суммы и причины возникновения переплат работникам (дебиторская задолженность) (п. 3.46 Методических указаний № 49).

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение) (п. 3.47 Методических указаний № 49).

Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить (п. 3.48 Методических указаний № 49):

  • правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельный баланс;
  • правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
  • правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
Читайте также:  Воинский учет 2022: как организовать в компании

Результаты проведенной инвентаризации отражаются в инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089), утвержденной Приказом № 52н[1]. При заполнении данного документа в части дебиторской задолженности в нем отражаются:

  • наименование дебитора;
  • данные по переплатам учреждения в разрезе соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ;
  • номер счета бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • общая сумма задолженности по данным бухгалтерского учета, в том числе подтвержденная дебиторами (не подтвержденная дебиторами);
  • сумма дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Нюансы списания при наличии акта о невозможности взыскания

Если у организации есть акт про невозможность взыскания задолженности, это дает ей право отразить в данных бухучета факт признания такой задолженности безнадежной. Бухгалтерский учет не предполагает отражение причин, по которым задолженность была признана безнадежной.

В нормативных актах не содержатся даты, на которые должна отражаться дебиторская задолженность, признанная безнадежной. В этом случае нужно руководствоваться нормами Налогового кодекса. В статье 129 суммы задолженности, которые признаны безнадежными к взысканию, признают внереализационными расходами на дату, когда составляются документы про невозможность взыскания.

То есть, когда формируется налоговая отчетность, суммы задолженности, которые списываются в связи с безнадежностью, понижают налоговую базу по налогу на прибыль в периоде, когда составлен акт про невозможность взыскания. При этом не корректируется налоговая база по налогу на добавленную стоимость.

На ту дату, когда оформлен акт, списание суммы задолженности происходит за счет резерва по долгам сомнительного происхождения, если такой резерв был сформирован, в противном случае — на счета учета финрезультатов.

Порядок прекращения исполнительного производства

  1. Подача заявления. Для прекращения производства в судебном порядке в случаях, установленных законом, необходимо подготовить и подать заявление в суд. С соответствующим заявлением может обратиться сторона производства или сам пристав.
  2. Рассмотрение обращения. После получения судом заявления о прекращении производства, оно должно быть рассмотрено в течение 10 дней. Стороны и пристав вправе участвовать в разрешении соответствующего вопроса судом; о дате рассмотрения они должны быть уведомлены судом.
  3. Решение суда. По результатам рассмотрения заявления суд вынесет определение, прекратив производство, если к этому будут иметься основания, либо отказав в прекращении производства.

ВАЖНО: вынесенное судом определение может быть обжаловано.

Пристав вправе прекратить производство по определенным в законе основаниям.

Отказ в прекращении производства по исполнительному листу

Обращаясь в суд или к приставу с заявлением о прекращении производства, нельзя быть уверенным на 100%, что суд или пристав его прекратить.

Отказ в прекращении производства может быть вызван тем, что заявителем указано основание для прекращения производства, которое не предусмотрено законодательством, в связи с чем суд вынесет определение об отказе, а пристав – постановление об отказе в прекращении исполнительного производства.

Также поводом для отказа заявителю может послужить неподтвержденность тех обстоятельств, на которые он ссылается, например, должник указывает, что обо всем договорился с взыскателем, все ему оплатил и поэтому просит прекратить производство. Конечно же у пристава не будет законных оснований в этом случае, так сказать, закрыть дело, в связи с чем пристав откажет в прекращении производства. Письменный отказ будет, если будет письменное заявление.

Через банкротство С этой целью подается иск в арбитраж. Если будет доказано, что фирмы-должника нет и невозможно установить ее месторасположение, судебный орган рассмотрит дело по упрощенной процедуре.

В этом случае взыскателю нужно будет подтвердить наличие готовности взять на себя расходы, которые связаны с конкурсным производством: оплата услуг конкурсного управляющего и его штата и т.д. Учитывая это, становится очевидным, что затевать процедуру банкротства фирмы-должника взыскателю не выгодно, это повлечет за собой ряд дополнительных расходов.

Сегодня большая часть попыток плательщиков налогов отнести к безнадежным долги по исполнительным листам, которые были возвращены, завершились неудачей в Федеральной Антимонопольной Службе. Не демонстрируют желания вставать на сторону взыскателей и налоговики. Редкое исключение составляют решения суда, которые принимаются в пользу организаций.
Дополнительные факты Акт про невозможность взыскания составляется, если:

  • должник не имеет имущества или доходов, на которые можно обратить взыскание;
  • взыскатель отказывается от имущества должника, которое не было продано в ходе исполнения по исполнительному документу;
  • не получается установить место пребывания должника или получить информацию о имеющихся у него финансах и прочих ценностях, которые находятся на банковских счетах или на хранении в финансовых структурах;
  • взыскатель совершает действия, которые не дают возможности выполнить предписания исполнительного листа.

К сомнительным долгам причисляется задолженность, которая возникла из-за реализации товаров и услуг, поскольку не была погашена в срок, который устанавливает договор или законодательные нормы и не имеет обеспечения в виде соответствующих гарантий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *