Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Маршрутизация пациентов в медицинские организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно статье 12 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» к государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, планирующие и осуществляющие в пределах своей компетенции меры по охране здоровья граждан.
Медицинский центр: как открыть и не прогореть
Сохранение здоровья остаётся одним из самых важных вопросов сегодня, поэтому открытие медицинских центров (любых видов) является актуальным и востребованным направлением бизнеса.
У государственных ЛПУ — и взрослых, и детских — две главные болевые точки: низкий уровень обслуживания и недостаточный комфорт.
Виной всему ограниченные бюджеты, которых не хватает на закупку новой современной аппаратуры, ремонт кабинетов и т. п. Из-за износа техники диагностика становится всё менее точной и достоверной, а это очень критично, когда речь идёт о человеческом здоровье или даже жизни. Кроме того, пациенты госклиник вынуждены часами простаивать в очередях, проникаясь гнетущим настроением.
Клиентами частных медицинских центров в основном являются обеспеченные люди, которые могут себе позволить переплатить за сервис, чтобы получить качественное обслуживание, точный диагноз и внимательный уход.
Поэтому одним из главных вопросов при создании частного медицинского центра является формирование благоприятной, комфортной обстановки для больных. План развития клиники должен включать соответствующие меры и шаги.
Типы и структура медицинских организаций. Структура отделений
1. Структура и состав подразделений медицинских организаций определяется заданием на проектирование с учетом профиля, мощности и централизации диагностических и вспомогательных служб для обеспечения возможности их использования как пациентами и персоналом больничного комплекса, так и другими организациями. При передаче ряда вспомогательных и диагностических функций другим организациям (централизованный диагностический центр, центральное стерилизационное отделение, диагностическая лаборатория, прачечная, пищеблок, клининговая служба, патологоанатомическое отделение и т.д.) часть подразделений в структуре медицинской организации может отсутствовать.
2. Мощность и структура больницы определяются потребностью населения обслуживаемой зоны в основных видах стационарной и амбулаторно-поликлинической, консультативно – диагностической и восстановительной помощи. В зависимости от района обслуживания многопрофильные больницы подразделяются на:
— центральные районные больницы;
— зональные (межрайонные) больницы,
— областные (краевые) больницы;
Самостоятельными типами больниц являются больницы скорой медицинской помощи, больницы восстановительного лечения, детские.
3. Специализированные больницы (инфекционная, туберкулезная, психиатрическая и т.п.) предназначены для оказания стационарной помощи определенного профиля.
5. В составе медицинских организаций со стационаром могут быть следующие структурные подразделения:
— приемные отделения с помещениями выписки,
— операционные отделения (блоки);
— отделения реанимации и интенсивной терапии;
— отделения анестезиологии и реанимации;
— родовые отделения (блоки);
— отделения консультативного приема;
— отделения (кабинеты) функциональной диагностики;
— отделения (кабинеты) эндоскопической диагностики;
— отделения (кабинеты) медицинской визуализации;
— лаборатории радионуклидной (радиоизотопной) диагностики;
— отделения эфферентной терапии (в т.ч. гемодиализа);
— отделения гипербарической оксигенации;
— отделения (кабинеты) восстановительного лечения;
— отделения (кабинеты) трудотерапии;
— отделения лучевой терапии;
— отделения переливания крови;
— центральные стерилизационные отделения;
— отделения скорой медицинской помощи;
— службы приготовления пищи;
— служебные и бытовые помещения;
— службы снабжения со складскими помещениями;
— службы временного хранения и переработки медицинских отходов.
— инженерные службы по жизнеобеспечению медицинской зданий.
— помещения клинических кафедр.
6. Консультативно-диагностические и лечебные подразделения целесообразно проектировать централизованными с возможностями использования их как стационарными, так и амбулаторными больными. При этом в них должны быть предусмотрены раздельные входы и ожидальные.
7. Медицинские организации без стационара подразделяются на амбулаторно-поликлинические и прочие (лаборатории, централизованные стерилизационные отделения и др.).
8. К амбулаторно-поликлиническим относятся:
— фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), сельские врачебные амбулатории (СВА), офисы врача общей практики;
— территориальные поликлиники (районные, городские и пр);
— многопрофильные и специализированные медицинские центры,
— специализированные поликлиники, в т.ч. диспансеры без стационаров.
— центры восстановительного лечения.
9. В составе медицинских организаций амбулаторно-поликлинического приема могут быть следующие структурные подразделения:
Отделения амбулаторно-поликлинического приема;
Консультативно-диагностические отделения, в том числе:
— отделения (кабинеты) функциональной диагностики;
— отделения (кабинеты) эндоскопической диагностики;
— отделения (кабинеты) медицинской визуализации;
— отделения эфферентной терапии (в т.ч. гемодиализа);
— отделения гипербарической оксигенации;
— отделения (кабинеты) восстановительного лечения;
— отделения (кабинеты) трудотерапии;
— центральные стерилизационные отделения;
— отделения помощи на дому;
— служебные и бытовые помещения;
— службы снабжения со складскими помещениями;
— службы временного хранения и переработки медицинских отходов.
— инженерные службы по жизнеобеспечению медицинской зданий.
Направление лпу что это такое
Консультации высококвалифицированных специалистов имеют право получить все жители г. Кирова и Кировской области следующими путями:
— по программе добровольного медицинского страхования (ДМС);
— по личному желанию, за наличный расчет (платные медицинские услуги).
Порядок обращения для направления в областное ЛПУ:
2. Запись осуществляется только через регистратуру лечебного учреждения (ЛПУ), направившего пациента на консультацию в областное ЛПУ, без возможности самостоятельной записи через Интернет, талон на прием к врачу должен быть подтвержден.
3. Запись на прием к врачу организована на один календарный месяц вперед. Срок ожидания плановой амбулаторной консультативно-диагностической помощи должен составлять не более 10 рабочих дней.
4. Плановая консультация врача-специалиста по инициативе пациента может быть предоставлена платно, о чем гражданин должен быть проинформирован заранее.
5. Вне очереди могут приниматься граждане, чье право внеочередного обслуживания определено Федеральными законами.
Последовательность действий гражданина при получении Услуги через систему «Электронная регистратура»
2. В назначенный день приема гражданин приходит в поликлинику областной больницы не позже, чем за 30 минут до начала приема. Предъявляет медицинскому регистратору полис обязательного медицинского страхования и бланк направления из ЛПУ. Медицинский регистратор проверяет наличие подтвержденной записи на прием к врачу в информационной системе и выдает талон на консультацию к врачу специалисту.
«Мораторий» на проведение плановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства
Напоминаем, что Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ внесены изменения, согласно которым с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года для субъектов малого предпринимательства государством установлен «мораторий» на проведение плановых проверок (статья 26.1 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Исключение составляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.
К сфере здравоохранения в соответствии с указанным постановлением относятся медицинские организации:
- оказывающие амбулаторно – поликлиническую медицинскую помощь (при проведении плановой проверки органами, осуществляющими лицензирование медицинской деятельности, а также государственным пожарным надзором и санитарно — эпидемиологическим надзором);
- оказывающие стационарную и санаторно – курортную медицинскую помощь (при проведении плановой проверки органами, осуществляющими лицензирование медицинской деятельности, а также государственным пожарным надзором и санитарно -эпидемиологическим надзором);
- оказывающие скорую медицинскую помощь (при проведении плановой проверки органами, осуществляющими лицензирование медицинской деятельности).
Здравоохранение подразделяется на широкий спектр подходов, дисциплин и специальностей, направленных на выздоровление или значительное улучшение состояния здоровья в самом широком смысле этого слова. В применении этих концепций участвует целый спектр медицинских направлений:
- стоматология;
- акушерство;
- сестринское дело;
- фармацевтика;
- физиотерапия;
- метаболическая медицина (способы лечения);
- психотерапия (когнитивная, социально-эмоциональная, психосоциальная или системная);
- амбулаторное лечение;
- специализированная медицина;
- профилактика;
- диагностика;
- функциональная реабилитация и др.
Доступ к системе здравоохранения
Доступ к медицинскому обслуживанию варьируется в зависимости от страны, группы и отдельных лиц, в основном из-за социальных и экономических условий, а также проводимой политики в области здравоохранения. В разных государствах (и регионах внутри государств) могут действовать разные методы и планы в отношении личных и социальных целей в области здравоохранения. Для удовлетворения медицинских потребностей целевой группы населения создаются системы здравоохранения.
Доступность медицинской помощи основана на принципе предоставления адекватной медицинской помощи, которая является приемлемой с культурной точки зрения и доступна с физической, географической и экономической точек зрения (особенно на первичном уровне здравоохранения).
Как внедрить СОПы в медорганизации
Каждый СОП отдавайте на финальное согласование главврачу. Только после того, как он его утвердит, вводите правила в действие. Сделать это можно совместно с внедрением системы менеджмента качества, если ее ранее не было в организации, или отдельно.
В целом процесс внедрения СОПов включает в себя пять этапов:
- Первичное ознакомление персонала с правилами выполнения конкретных работ
- Период пробного введения в действие документа, в ходе которого можно выявить недоработки в СОПе
- Доработка СОПа при обнаружении недочетов
- Дополнительное обучение персонала
- Итоговое введение в действие.
Дополнительно составьте приказ, в котором возложите обязанности за обучение работников на ответственное лицо. Например, если СОПы распространяются на медсестер, то на роль ответственного подойдет главная медсестра отделения. Она четко знает, что и как делать, поэтому сможет показать остальным.
Где хранить внутренние СОПы
Бумажные оригинальные версии храните в архиве медицинской организации, в сейфе у главного врача или в специально оборудованном помещении, к которому нет доступа у третьих лиц. Несмотря на то, что СОП нельзя назвать секретным и важным документом, потеря оригинала приведет к проблемам. Вам придется разработать новый, а потом снова обучать работников по нему.
Если вы создали электронную версию СОПа и подписали его ЭЦП, то храните его на сервере медицинской организации. Доступ к хранилищу защитите паролем, иначе СОП может быть скопирован работниками, сохранен на компьютеры. После актуализации документа, вы не сможете убедиться, что устаревшую версию уничтожили. В итоге в организации могут активно применяться правила, которые будут отличаться друг от друга.
Библиография Официальные документы и нормативно-правовые акты Российской Федерации Федеральные законы
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс».
О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс».
О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в ред. от 31.12.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 27.01.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (в ред. от 28.12.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) // СПС «КонсультантПлюс».
Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (в ред. от 29.12.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
Об инновационном центре «Сколково»: Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс».
О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс».
Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс».
Нормативно-правовые акты иностранных государств
О частной медицинской деятельности: Закон Республики Таджикистан от 02.12.2002 N 60 // СПС «Законодательство стран СНГ».
Об утверждении Положения о деятельности медицинских организаций, оказывающих урологическую и андрологическую помощь: Приказ и.о. министра здравоохранения Республики Казахстан от 08.01.2014 N 3. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 12.02.2014 под N 9139 // СПС.
Об утверждении Положения о деятельности организаций здравоохранения, оказывающих гастроэнтерологическую и гепатологическую помощь населению Республики Казахстан: Приказ и.о. министра здравоохранения Республики Казахстан от 11.02.2014 N 78. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27.03.2014 под N 9273 // СПС.
Patients’ Rights Act N 74/1997 (With amendments according to Acts 77/2000, 40/2007, 112/2008 and 55/2009) // http://www.althingi.is/lagas/nuna/1997074.html; http://eng.velferdarraduneyti.is/acts-of-Parliament/nr/20100.
ЛФК- универсальный метод лечения, способный решить любые проблемы со здоровьем. Ступенчатый тип погружения, возможность регулировать нагрузку, воздействовать на необходимые зоны. Важное значение имеет вовлеченность пациента, самостоятельный мониторинг состояния.
Системный эффект улучшает течение любого заболевания. В настоящее время активизация начинается через несколько часов после операций, инфарктов, инсультов. Чем раньше, тем лучше результат и профилактика осложнений, связанных с вынужденной обездвиженностью или гиподинамией.
К положительным сторонам ЛФК, в том числе, относятся:
- психо-эмоциональный эффект
- укрепление мышечного каркаса
- улучшение статики и координации
- улучшение сна и аппетита
- эффект собственных достижений
Класс потенциального риска применения медицинского изделия
В соответствии с частью 2 статьи 38 Закона № 323-ФЗ медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказ Минздрава России от 06.06.2012 №4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий» призван определить не только класс медицинского изделия, но и степень риска. Эта информация важна как для медицинского персонала, но и для производителей, дистрибьютеров МИ, в том числе для специалистов, осуществляющих закупку МИ, для обеспечения бесперебойной работы медицинской организации. Все медицинские изделия подразделяют в зависимости от степени потенциального риска их применения в медицинских целях на четыре класса риска: с низкой, со средней, с повышенной и с высокой степенью риска.
При классификации медицинских изделий каждое медицинское изделие может быть отнесено только к одному классу риска:
- Класс 1 – медицинские изделия с низкой степенью риска. Например, медицинская одежда (халаты, бахилы, маски, перчатки), изделия мобилизации конечностей (шины, бандажи, гипсы, корсеты), пакеты для медицинских отходов, облучатели-рециркуляторы.
- Класс 2а – медицинские изделия со средней степенью риска. Например, аппараты УЗИ, эндоскопы, стерильные шприцы, иглы, канюли, стоматологические материалы, контактные линзы, стерильные хирургические инструменты, автоклавы и стерилизаторы, медицинские мониторы, инкубатор для новорожденных, косметологическое массажное оборудование, многофункциональные косметологические аппараты, тонометры.
- Класс 2б – медицинские изделия с повышенной степенью риска. Например, МРТ, наркозно-дыхательные аппараты и ИВЛ, рентгеновские томографы, флюорографы, хирургические лазеры, дентальные импланты, импланты для остеосинтеза костей конечностей (титановые пластины, винты, спицы), нерассасывающиеся шовные материалы, инфузионные насосы, пульсоксиметры.
- Класс 3 – медицинские изделия с высокой степенью риска. Например, электрокардиостимуляторы, коронарные стенты, материалы для замещения костной ткани, рассасывающиеся шовные материалы, внутридермальные гиалуроновые или коллагеновый имплантаты, интраокулярные линзы, имплантируемые электроды, медицинские изделия с лекарственным средством. В классификации большую роль играют детали, из-за которых похожие изделия могут получить разный класс.
Взаимозаменяемые медизделия
Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга. Эта норма закона применяется, в большинстве случаев для медицинского персонала медицинской организации, а также для закупочной деятельности, осуществляемой в рамках Закона № 44-ФЗ.
Взаимозаменяемость МИ необходима в современной медицине, это связано с тем, что не каждое МИ можно приобрести быстро и в срок, и в последствии оказать качественную медицинскую услугу, поэтому взаимозаменяемость медицинских изделий – это возможность замены медицинского изделия другим без ухудшения его качественной характеристики. При этом, у заменяемого МИ должна присутствовать эквивалентность следующих признаков:
- назначение;
- качественные характеристики;
- технические характеристики.
Услуги, предоставляемые бесплатно
Разграничение оказания бесплатной медицинской помощи гражданам и платных медицинских услуг (работ) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» и обеспечивается, в том числе, соблюдением установленных территориальной программой государственных гарантий сроков ожидания медицинской помощи, предоставляемой в плановой форме.
Первичная медико-санитарная помощь может оказываться населению бесплатно и платно.
Бесплатно | В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. |
Платно | За счет средств граждан и организаций, но только в строго оговоренных рамках. |
Режим работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь
Режим работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также графики работы ее подразделений и специалистов устанавливаются локальными паровыми актами самой организации.
Сведения о режиме и графиках работы должны быть предоставленыпосредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации.
Одной из важнейших задач органов управления здравоохранением и медицинских организаций является безотказное обеспечение квалифицированной медицинской помощью трудоспособного населения в их нерабочее время, в связи с чем режим работы медицинских организаций должен быть приведен в соответствие с этой основной задачей.
Режим работы медицинской организации и графики работы ее подразделений и специалистов имеют большое значение для доступности медицинской помощи.
Очень небольшое число государственных и муниципальных медицинских организаций работают в течение шестидневной рабочей недели, в большинстве своем они в субботние дни имеют только дежурных врачей, не обеспечивая прием больных основными врачами-специалистами. Особенно неудобно для населения организован режим работы поликлинических отделений диспансеров и специализированных больниц. Во многих поликлиниках не обеспечено четкое и систематическое информирование населения о режиме их работы в течение дня и дней недели, в связи с чем население не имеет возможности рационально использовать свое нерабочее время и своевременно обратиться к врачу за необходимой медицинской помощью и получением различного рода медицинских документов.
В некоторых поликлиниках плохо организована работа регистратур, сокращен объем работы рентгеновских кабинетов, лабораторий, физиотерапевтических отделений и других структурных подразделений этих учреждений, в связи с чем удлиняются сроки обследования и лечения больных в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Серьезные недостатки существуют в организации и уровне постановки экспертизы временной нетрудоспособности. Во многих амбулаторно-поликлинических учреждениях, как правило, заседания врачебных комиссий в субботние дни не проводятся.
Порядок организации ПКУ в аптечных организациях
Локальным приказом (распоряжением) руководителя, следует утвердить порядок организации предметно-количественного учета перечня лекарственных средств, подлежащих ПКУ в аптеке, в соответствии с правилами, установленными законодательными и нормативно-правовыми актами. Это может быть приказ, распоряжение или СОП по учету медикаментов в аптеке. В любом случае там должна быть представлена следующая информация:
- Перечень препаратов, подлежащих ПКУ
- Структурные подразделения, в которых ведется ПКУ ЛП
- Ответственные за ведение и хранение журналов учета (регистрации) операций с ЛП, подлежащими ПКУ
- Места хранения и сроки хранения журналов и документов, подтверждающих приходные и расходные операции
- Ответственные за контроль соблюдения порядка ПКУ в организации
Что касается перечня предметно-количественного учета лекарственных средств: не стоит просто копировать все возможные препараты из приказов, лучше составить список групп ЛС в аптеке. Из тех препаратов, с которыми действительно придется работать. Так будет гораздо удобнее и поможет избежать путаницы и лишней работы.
По поводу ответственных лиц: это не должен быть (!!!) один человек. Иначе получится такая ситуация, что записи сможет вести только один сотрудник. Если препараты, к примеру, в аптеке отпускают первостольники, то лучше вписать их. Чтобы не было путаницы и лучше был организован контроль учета хранения и применения лекарственных средств.
Алгоритм и правила сбора медицинских отходов класса А
Заниматься этой деятельностью имеют право сотрудники, которые прошли инструктаж по технике безопасности и плановую диспансеризацию. Все манипуляции выполняют, надев спецодежду и СИЗ – маску, фартук, перчатки, головной убор. Медицинские отходы класса А собирают в пакеты любого цвета, кроме желтого и красного. Тара может быть одно- или многоразовой, обязательно промаркированной. Одноразовые емкости можно заполнять не более чем на ¾ объема. Заменяют на новые их не реже, чем раз в 8 часов.
Пакеты перевозят на участок временного хранения на тележке с соответствующей маркировкой или перенаправляют в промышленные баки. Мусорные контейнеры можно располагать в специально оснащенной хозяйственной зоне, соответствующей таким требованиям:
- расстояние от лечебного корпуса и пищеблока – не менее 25 м;
- твердое покрытие площадки;
- наличие ограждения;
- площадь – не менее 1,5 м во все стороны (больше, чем основание бака для отходов).