Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый порядок управления многоквартирными домами (Часть3)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право оперативного управления, как правовой институт впервые был введен в законодательство в 1961 году сначала только для обозначения имущественных прав государственных организаций. В 1981 году оно было распространено и на кооперативные, государственно-кооперативные, межколхозные предприятия.
Роль органов по управлению имуществом в процедуре возврата.
Такими органами выступают Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, уполномоченный орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ (например, департамент по управлению имуществом области), орган местного самоуправления, наделенный полномочиями в сфере управления муниципальным имуществом (например, комитет по управлению имуществом городского округа).
В частности, согласно п. 5.22 Положения № 432[3] Росимущество наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными учреждениями. Именно это ведомство обычно и выступает стороной в спорах о возврате имущества в казну. В силу п. 4 Положения № 432 агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Исходя из переданных им полномочий Росимущество и иные органы по управлению имуществом обладают специальной правоспособностью, их деятельность направлена на реализацию целей и задач, установленных законодательством, в частности на обеспечение эффективного управления государственным имуществом. В связи с этим предоставленное законом право изъятия не используемого учреждением имущества является одновременно обязанностью органа по управлению имуществом (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 по делу № А13-12753/2016).
Анализ судебных дел свидетельствует о том, что Росимущество, а также региональные органы по управлению имуществом уклоняются от принятия имущества в казну. В частности, это обусловлено задачами, поставленными перед данным ведомством в государственной программе РФ «Управление федеральным имуществом»[4]. В ее исполнение Росимущество работает над минимизацией объектов, составляющих государственную казну РФ. Как сказано в паспорте государственной программы, актуальной задачей остается оптимизация состава имущества государственной казны РФ, которое должно использоваться исключительно для обеспечения государственных функций. Сокращение количества объектов, составляющих государственную казну (в ней федеральное имущество находится временно), – одна из ключевых задач подпрограммы 1 названной госпрограммы.
Особенности оперативного управления
Оперативное управление характеризуется рядом специфических особенностей:
- осуществляется непрерывно на всех этапах производственного процесса с целью достижения запланированных результатов;
- последствия наступают не только в конкретный момент осуществления управления, но также и в последующие периоды (причем это может также касаться того времени, когда срок действия договора на оперативное управление истек);
- имеет конкретную цель, без которой любые управленческие мероприятия и действия не несут никакого смысла (может выражаться как в денежных единицах, так и в показателях, касающихся производительности труда);
- является основой тактических и стратегических планов, представляя собой главный механизм претворения их в реальность.
Процесс оперативного управления
Процесс оперативного управления состоит из ряда мероприятий. Основные из них:
Распоряжение имуществом осуществляется не только в соответствии с уставными документами, но и регулируются законодательными актами.
Право оперативного управления может предоставляться непосредственно собственнику объектов или организации, которой он делегировал определенные обязанности.
Предприятия обладают очень ограниченными полномочиями, поскольку владелец может в любой момент распорядиться имуществом на собственное усмотрение.
Обязательным условием передачи имущества в оперативное управление является то, что оно должно использоваться строго по назначению, в соответствии с целями, которые указаны в уставных документах организации.
Если условия будут нарушены, владелец имеет полное право изъять материальные ценности. Нецелевое использование имущества должно подтверждаться актом, составленным по итогам проведения специальной проверки.
Что такое оперативное управление недвижимостью
Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию.
Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности
В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента их государственной регистрации.
Ст. ст. 297, 298 ГК РФ четко регламентирует пределы правомочий различных учреждений и казенных предприятий по распоряжению имуществом.
Так, казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.
Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 300 ГК РФ при переходе права собственности при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (п.3 ст. 299 ГК РФ).
Что такое доверительное управление имуществом
Доверительное управление — это когда собственник имущества передает организации или частному лицу право распоряжаться им так, чтобы оно приносило прибыль. Такие услуги популярны в сфере управления недвижимостью и ценным бумагами. Но на деле передать распорядителю можно любое имущество — права на что-то или предприятия и доли в них.
В отношении недвижимости это значит, что распорядитель размещает объявления и находит арендаторов на жилье, собирает арендную плату, оплачивает коммунальные услуги, клининг, занимается возникающими проблемами, связанными с износом жилья, вселением и выселением жильцов. Следует различать посреднические услуги риелторов и агентств недвижимости по поиску арендаторов. Доверительное управление отличается тем, что услуги предоставляются собственнику на регулярной основе и длительное время. Цель оказания этих услуг — это заработать прибыль для собственника.
Владелец квартиры и управляющий заключают договор, который определяет перечень услуг, срок их оказания и вознаграждение. За свои услуги менеджер берет комиссию с дохода, таким образом он заинтересован в высокой прибыли не меньше владельца жилья.
Договор оперативного управления недвижимым имуществом: образец
Образец договора здесь.
Договор на право оперативного управления имуществом № 123
г. Сочи «12» мая 2016 г.
ООО «Ремонтник» в лице директора Авилова Петра Ивановича, действующего на основании Устава, именуемый в дальнейшем «Администрация», с одной стороны, и ОАО «Карьер» в лице генерального директора Федорова Евгения Васильевича, действующего на основании Устава, именуемый в дальнейшем «Учреждение», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:
1.ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. На основании свидетельства №321-765 от «18» января 2016 года Администрация передает, а Учреждение принимает по настоящему Договору имущество (нежилое помещение, здание, сооружение) общей площадью 98 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Промышленная, 4 на праве оперативного управления. Для использования под: складские помещения. Характеристики помещения указаны в выписке из технического паспорта БТИ № АП-567 от «23» августа 2005 года, являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора.
2. СРОК ДЕЙСТВИЯ КОНТРАКТА
2.1. Срок действия Договора на право оперативного управления устанавливается с «12» мая 2016 года до «12» апреля 2022 года.
2.2. Настоящий Договор вступает в силу с момента регистрации его в установленном законом порядке.
3. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ИМУЩЕСТВА
3.1. Передача имущества в оперативное управление производится по Акту приемки-передачи. Акт передачи помещения оформляется в соответствии с действующими нормативными документами, регистрируется в установленном законом порядке, заверяется сторонами и хранится в деле по оформлению Договора.
3.2. Данное нежилое помещение учитывается на балансе Учреждения.
4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
4.1. Права и обязанности Администрации.
Основные пути приобретения права на имущество — это передача активов от собственника. Для передачи имущества в оперативное управление собственником должен быть издан распорядительный документ об этом. Форма решения правообладателя о передаче имущества законом не установлена, поэтому она может иметь разные варианты. Передача имущества представляет собой сделку, а так как субъектами исследуемого права могут быть только юридические лица, проводиться такие сделки должны в простой письменной форме.
Примерные условия, которые могут содержаться в решении:
- вид передаваемого объекта собственности;
- классификационные (идентификационные) номера, адрес расположения;
- назначение имущества;
- номер и дата регистрации в реестре;
- имеющиеся обременения.
Для движимого имущества это может быть:
- идентификационный номер;
- номер кузова;
- государственный регистрационный знак;
- марка, модель имущества.
Этот перечень неполный и может быть доработан по конкретному объекту. Главное — детализировать все характеристики имущества как можно подробнее.
2.1. Виды объектов нежилого фонда
2.1.1. В составенежилого фонда выделяются следующие объекты: здания, строения, сооружения,нежилые помещения, в том числе нежилые помещения в многоквартирных домах,включая встроенно-пристроенные помещения, иные объекты, в том числе объектыспециального назначения.
2.1.2. Объектынежилого фонда могут находиться в составе имущественной казны города Москвы илибыть переданы на праве хозяйственного ведения или оперативного управлениягосударственным унитарным предприятиям, казенным предприятиям, государственнымучреждениям города Москвы.
2.1.3. Для целейнастоящего Положения выделяются следующие виды назначения объектов нежилогофонда:
а) административное;
б) торговое;
в) производственное;
г) складское;
д) образовательное;
е) медицинское;
ж)культурно-просветительское;
з) культовое;
и) спортивное;
к) бытовоеобслуживание;
л) общественноепитание;
м) гаражи и объектыгаражной инфраструктуры;
н) гостиницы;
о) иное.
2.1.4. Назначениеобъекта нежилого фонда определяется с учетом необходимости соблюдениясанитарных норм, обеспечения охраны окружающей среды, соблюдения требований действующегозаконодательства и отражается в договоре с пользователем объекта нежилогофонда.
2.1.5. Департаментимущества города Москвы вправе в установленном порядке изменить назначениеобъекта нежилого фонда по согласованию с функциональными, отраслевыми итерриториальными органами исполнительной власти города Москвы, а также наосновании заключений федеральных органов исполнительной власти, уполномоченныхна осуществление государственного пожарного, санитарно-эпидемиологического,технического и иного надзора. Порядок изменения назначения объекта нежилогофонда определяется Департаментом имущества города Москвы.
2.1.6. В договоре спользователем объекта нежилого фонда Департаментом имущества города Москвымогут быть конкретизированы виды деятельности пользователя в рамкахустановленного назначения объекта нежилого фонда.
2.2. Учет объектов нежилого фонда
2.2.1. В городе Москвеосуществляются следующие виды учета объектов нежилого фонда:
а) государственныйкадастровый учет недвижимого имущества;
б) технический учетобъектов нежилого фонда;
в) бюджетный учетобъектов нежилого фонда в составе имущественной казны;
г) учет объектовнежилого фонда в Едином реестре собственности города Москвы;
д) специализированныйучет объектов нежилого фонда.
Федеральным законодательством,законами города Москвы, нормативными правовыми актами Правительства Москвымогут быть установлены иные виды учета объектов нежилого фонда, находящихся всобственности города Москвы.
2.2.2. Государственныйкадастровый, технический и бюджетный учет объектов нежилого фонда города Москвыосуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации, законами, иными нормативными правовымиактами города Москвы.
2.2.3. Общие правилаведения учета объектов нежилого фонда в Едином реестре собственности городаМосквы, включая объекты имущественной казны города Москвы, состав и переченьрегистрируемых параметров объектов нежилого фонда в Едином реестресобственности города Москвы, порядок их сбора, обработки и актуализацииустанавливаются в соответствии с законами города Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 «Обимущественной казне города Москвы», от 19 декабря 2007 г. №49 «Об основах управления собственностью города Москвы»,настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
2.2.4. Целями учетаобъектов нежилого фонда в Едином реестре собственности города Москвы является:
а) идентификацияобъектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, в том числевновь создаваемых, приобретаемых и передаваемых по различным основаниям;
б) хранение,актуализация и обеспечение оперативного доступа к информации об объектахнежилого фонда уполномоченных органов государственной власти города Москвы,заинтересованных граждан и организаций.
2.2.5. Учет объектовнежилого фонда в Едином реестре собственности города Москвы направлен нарешение следующих задач:
а) пообъектного учетаобъектов нежилого фонда города Москвы;
б) определения иреализации наиболее эффективных видов и способов использования объектовнежилого фонда города Москвы;
в) формированиястатистической, аналитической и управленческой информации;
г) обеспечениясохранности и эксплуатации объекта нежилого фонда.
2.2.6. В отношениикаждого объекта нежилого фонда, учитываемого в Едином реестре собственностигорода Москвы, заводится реестровое дело. Реестровое дело подлежит учету вРеестре технической документации на объекты.
2.2.7. Переченьтехнических и правоустанавливающих документов, подлежащих включению вреестровое дело объекта нежилого фонда, определяется законодательством о государственномкадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав нанедвижимое имущество и сделок с ним, а также нормативными правовыми актамигорода Москвы.
Реестровое делосодержит следующую информацию об объекте нежилого фонда:
а) описание адреса,площади и прав собственности;
б) отображение объектана карте и фотографии объекта (общая фотография, фотография со стороны входа);
в) информация позданию (строению);
г) экспликацияобъекта;
д) графическоеотображение расположения объекта на поэтажном плане здания (сооружения);
е) таблица прав (зарегистрированныхи незарегистрированных);
ж) анкета описанияобъекта;
з) сведения отехнических характеристиках и условиях эксплуатации здания (сооружения), вкотором располагается объект нежилого фонда.
7.1. В случае принятиярешения Правительством Москвы о реконструкции или сносе предоставленного зданияСсудополучатель обязан освободить занимаемое помещение в течение трех месяцевпосле получения уведомления об этом от Ссудодателя.
7.2. Ссудополучательимеет право на возобновление Договора после завершения реконструкции вустановленном законодательством порядке.
7.3. Ссудополучательимеет исключительное право установить на фронтальной части помещения вывеску сосвоим названием, а также право установить одну вывеску со своим наименованиемна ограждении или воротах при условии согласования установки в уполномоченныхорганах.
7.4. Ссудополучательобязан оформить в установленном порядке паспорт на световое оформление здания ивыполнить за свой счет необходимые работы по устройству подсветки зданий всоответствии с паспортом светоцветового оформления в согласованные сМоскомархитектурой сроки и поддерживать его в рабочем состоянии.
Ссудополучатель обязанобеспечить включение имеющихся систем архитектурнодекоративного подсветазданий, сооружений по графику работы уличного освещения, если не установлендругой режим действия светотехнических систем.
7.5. Ссудополучательнесет риск случайной гибели или случайного повреждения полученного вбезвозмездное пользование объекта нежилого фонда, если объект нежилого фондауничтожен или поврежден в связи с тем, что он использовал его не в соответствиис договором безвозмездного пользования или не по назначению либо передал еготретьему лицу без согласия Ссудодателя.
Ссудополучатель такженесет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта нежилого фонда,если с учетом фактических обстоятельств мог предотвратить его гибель или порчу,пожертвовав своим имуществом, но предпочел сохранить свое имущество.
9.1. Ни одна из стороннастоящего договора не несет ответственности перед другой стороной за невыполнениеобязательств, обусловленное обстоятельствами, возникшими помимо воли и желаниясторон и которые нельзя предвидеть или предотвратить (непреодолимая сила),включая объявленную или фактическую войну, гражданские волнения, эпидемии,блокаду, землетрясения, наводнения, пожары и другие стихийные бедствия, а такжезапретительные действия властей и акты государственных органов.
Документ, выданныйсоответствующим компетентным органом, является достаточным подтверждениемналичия и продолжительности действия непреодолимой силы.
9.2. Сторона, котораяне исполняет своего обязательства вследствие действия непреодолимой силы,должна немедленно известить другую сторону о наступлении указанныхобстоятельств и их влиянии на исполнение обязательств по договору.
Законодательное регулирование
ГК несет в себе основные положения о праве собственности, формах его реализации. В частности, имеется специальная статья, посвященная и оперативному управлению имуществом.
Кроме ГК, вопросы управления государственным и муниципальным имуществом регулируется инструкциями, положениями, принятыми как федеральным правительством, так и его отдельными органами (Росимуществом), так и на региональном уровне.
Росимуществом опубликовано специальное письмо о распоряжении государственным недвижимым имуществом.
Федеральные органы власти относительно имущества, принадлежащего региону или муниципалитетам вправе давать лишь рекомендации.
Договор безвозмездного пользования помещением: нужно ли регистрировать отношения сторон, формы сделок
В общих случаях проводить сделку можно через нотариуса или вовсе составить соглашение в простой письменной форме. В первом случае специалист контролирует соблюдение установленных процессуальных моментов и гарантирует правовую чистоту договора.
- точное описание объекта соглашения – конструктивные и технические признаки, состояние на момент передачи;
- указание об отсутствии недостатков, препятствующих использованию в конкретных целях;
- разрешение на передачу в субпользование на безвозмездных началах и запрет на возмездную субаренду (даже с согласия собственника);
- приложение с техническими документами на объект.
Право оперативного управления — ограниченное вещное право, на котором имущество может закрепляться за казенными предприятиями и учреждениями.
Под правом оперативного управления понимается право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом в соответствии с целями его деятельности, заданием собственника и назначением имущества (ст. 296 ГК РФ).
Субъектами права оперативного управления являются учреждения (частные, автономные, бюджетные) или казенное предприятие (как специальный вид унитарного предприятия), объектами — имущество, закрепленное собственником за казенными предприятиями и учреждениями, а также имущество, приобретенное в процессе их производственной деятельности.
Госрегистрация права. Поскольку право оперативного управления относится к вещным правам, то соответственно право оперативного управления недвижимостью возникает с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ст. 131 ГК РФ, п. п. 5, 6 ст. 1, ст. ст. 14, 15 и 18 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Пункт 1 статьи 297 ГК РФ устанавливает общее правило о том, что распоряжение переданным казенному предприятию имуществом осуществляется только с согласия собственника этого имущества.
Абзац 2 п. 1 ст. 297 ГК РФ устанавливает исключение из общего правила о распоряжении имуществом казенного предприятия только с согласия собственника. Это исключение относится к производимой предприятием продукции — она реализуется самостоятельно, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В противном случае реализация продукции была бы затруднена из-за необходимости получения согласия, что могло бы негативно повлиять на эффективность участия предприятия в гражданском обороте. Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия.
Согласно п. 2 ст. 297 ГК РФ порядок распределения доходов казенного предприятия устанавливается собственником его имущества. Более подробно отношения, связанные с распределением доходов казенного предприятия, регулируются подзаконными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
Необходимо учитывать, что любое казенное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом программой деятельности и сметой доходов и расходов. Доходы казенного предприятия от реализации производимой им продукции (работ, услуг) являются основой финансирования уставной деятельности предприятия. При недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов, предусмотренных сметой доходов и расходов, уполномоченный орган осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода.
Частное учреждение полностью лишено правомочия распоряжения имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником (п. 1 ст. 298 ГК РФ). Иной правовой режим имеют доходы, полученные частным учреждением от разрешенной учредительными документами хозяйственной деятельности — приобретенное за счет этих доходов имущество поступает в самостоятельное распоряжение частного учреждения. Однако это не означает возникновение отдельного вещного права на указанные доходы: они учитываются отдельно, но также являются объектами права оперативного управления частного учреждения.
Автономное учреждение вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, однако, насколько свободно учреждение в осуществлении данного правомочия, зависит от вида (категории) имущества. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом от 3 ноября 2006 г. «Об автономных учреждениях».
Автономное учреждение также свободно в осуществлении правомочия распоряжения доходами от приносящей доход деятельности, если эта деятельность осуществляется в соответствии с уставом и не противоречит целям, для достижения которых создано учреждение. При этом возможность самостоятельного распоряжения распространяется как на любое движимое, так и на недвижимое имущество, приобретенное за счет указанных выше доходов.
Бюджетное учреждение имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Так же как и в случае с автономным учреждением, условия распоряжения зависят от вида (категории) имущества. Без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (ст. 9.2 Закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Отличие от автономного учреждения в отношении правомочия распоряжения имуществом в том, что автономное учреждение не может распорядиться только недвижимым имуществом, переданным собственником или приобретенным за счет средств собственника, а бюджетное не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, независимо от источника приобретения — средства учредителя или собственные средства.
Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.
Для признания движимого имущества особо ценным не требуется, чтобы уставная деятельность при отсутствии указанного имущества была абсолютно невозможной, достаточно наличия оснований предполагать, что она будет существенно затруднена. Недостаток данного критерия — в его оценочном характере, поскольку потребность учреждения в определенном имуществе не всегда очевидна. Однако вероятность возникновения споров минимальна, поскольку решение об отнесении движимого имущества к особо ценному принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным либо бюджетным учреждением или о выделении средств на приобретение такого имущества.
Установление порядка отнесения движимого имущества к особо ценному возложено на Правительство РФ. Он установлен Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества». Например, для федеральных автономных и бюджетных учреждений — размер стоимости особо ценного движимого имущества устанавливается федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.
Еще один критерий отнесения движимого имущества к особо ценному — специальный порядок отчуждения, установленный законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Непосредственно законом к данной категории отнесены музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда РФ.
Поскольку суть ограничений на распоряжение имуществом автономного либо бюджетного учреждения — в сохранении возможности осуществления уставной деятельности, не может быть отнесено к особо ценному имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности автономного (бюджетного) учреждения. Кроме того, режим особо ценного имущества не может быть распространен на имущество, приобретенное за счет собственных доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности.
Казенные учреждения имеют наименьший объем правомочий. Они не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Все операции такое учреждение осуществляет через лицевые счета, открытые ему в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами, однако доходы, полученные от указанной деятельности, должны направляться в соответствующий бюджет (п. 4 ст. 298 ГК РФ, ст. 161 БК).