Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый контроль выходит за рамки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начнем с того, что истребование документов при любой налоговой проверке — это стандартная первичная процедура получения налоговым органом базовой информации о финансово-хозяйственной деятельности компании.
Истребование документов вне рамок налоговой проверки
В случае обоснованной необходимости налоговый орган имеет право требовать предоставления документов вне рамок выездной или камеральной проверки относительно конкретной сделки у участников этой сделки или третьих лиц (в т.ч. аудиторов), располагающих информацией об этой сделке. То есть в требовании должны быть четко указаны:
-
в рамках какого мероприятия налогового контроля (выездной, камеральной налоговой проверки контрагента) осуществляется проверка;
-
признаки, позволяющие идентифицировать сделку;
-
перечень истребуемых документов.
Когда налоговый орган потребует у компании представить документы (информацию)
Сразу возникает вопрос, а какие документы вправе истребовать налоговый орган, только те, ведение которых предусмотрено Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законодательством о бухгалтерском учете или те, ведение которых не является обязательным и не предусмотрено законодательством? Однозначный ответ на данный вопрос не дает даже арбитражная практика.
В идеале любой законопослушный предприниматель должен придерживаться позиции неправомерности истребования налоговым органом документов, не предусмотренных НК РФ и законодательством о бухгалтерском учете. Право обязывать компанию вести те документы, ведение которых не предусмотрено действующим законодательством, у налогового органа отсутствует.
Однако вышеуказанная позиция не абсолютна. В последнее время суды чаще всего стают на сторону налоговых органов, в силу «табуированности» темы налогов в нашем государстве. О последствиях следования такой позиции далее.
Как поступать, если нечего предоставить
Неизвестный контрагент. На запросы о контрагентах, с которыми не имеется никаких отношений следует дать письменный отрицательный ответ. Он сам по себе уже достаточное свидетельство, да и ничего другого все равно передать не получится. Но это, пожалуй, единственный случай безболезненного ответа на законное и обоснованное требование простым отказом.
Документы не из бухгалтерии. Формулировка ст. 93.1 НК РФ не ограничивает круг информации, которую могут запросить налоговые органы, и к сожалению, это могут быть не только привычные бухгалтерские документы и налоговые регистры. Так, судьи двух инстанций поддержали налоговую инспекцию, затребовавшую журналы инструктажей и проверки знаний по охране труда, пропуски на водителей и транспортные средства. Такие документы подтверждают реальность работ и относятся к хозяйственной деятельности организации, а значит нужны для проверки ее налоговых обязательств (Постановление 17-го ААС от 22.09.2021 по делу № А50-10757/2021).
Документы отсутствуют. Факт отсутствия документов (по любой причине – были изъяты, утрачены при ЧП, уничтожены в связи с истечением сроков хранения) нужно подтвердить документально – актом о соответствующем событии, приложив его к ответу на требование. Например, в описанном выше случае у организации в принципе не было возможности представить пропуски, так как срок их хранения составляет один год. Однако налогоплательщик в ответ на требование только сослался на истечение сроков. Если подтверждающего документа не приложить – на организацию будет правомерно наложен щтраф по п. 2 ст. 126 НК РФ в размере 10 000 руб.
Запросы вне рамок проверки — что это означает
Требования о представлении документов регулярно получают практически все налогоплательщики. Запрашиваемые сведения обычно касаются их самих или их контрагентов. Но бывает, что налоговая требует документы вне рамок налоговых проверок — не в связи с камеральными или выездными налоговыми мероприятиями.
У компаний и ИП, получивших такие запросы, могут возникнуть вопросы: что значит вне рамок проведения налоговых проверок? Насколько такие запросы правомерны? Что могут запросить? Какое наказание предусмотрено за отказ представить запрашиваемые бумаги и информацию?
Ответим сначала на первый вопрос: запросы вне рамок налоговых проверок — что это значит? То, что инспекторов интересует конкретная сделка с вашим контрагентом. Документы и сведения, связанные с этой сделкой, они вправе запрашивать не только при проведении налоговых проверок, но и в любое другое время.
На остальные вопросы ответим в следующих разделах.
О доступе в жилые помещения
Доступ в жилые помещения должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, возможен только
1) с согласия проживающих в нем лиц или
2) по решению суда или в отдельно прописанных законами случаях. Налоговая проверка к этим особым случаям не относится.
Интересно, что если удаленный сервер с базой данных компании установлен в квартире IT –сотрудника, а бухгалтерия хранится в доме директора – добраться до них без возбуждения уголовного дела – невозможно.
Осмотр жилого помещения ИП или обычного гражданина в рамках налоговой проверки тоже возможны исключительно при согласии проживающих в них лиц.
Последствия отказа в доступе
Налоговые органы, пришедшие на осмотр, не обладают правами и ресурсами для принудительного проникновения в помещение. Правоохранительные органы обладают такими правами. Не стоит провоцировать конфликт. И важно понимать — кто и с какими правами — к вам пришел. И заранее готовиться к неожиданному приходу контролеров.
Иногда очень нужна короткая временная передышка – позвонить адвокату, подчистить, заблокировать, накапать корвалол.
В случае отказа в доступе на территорию или в помещение налоговый инспектор составит акт о воспрепятствовании, который подписывает сам инспектор и законный представитель проверяемого лица. В случае подозрения серьезных нарушений законодательства и умысла, к осмотру могут подключиться сотрудники правоохранительных органов. Уже по своим правилам.
За незаконный отказ в доступе или воспрепятствование осмотру должностные лица компании или предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей. (статья 19.7.6 КоАП).
Но это не самое опасное. В случае отказа или воспрепятствовании подпункт 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса дает налоговому органу право рассчитать налоги, подлежащие уплате расчетным путем — по имеющимся у него данным или по данным аналогичных налогоплательщиков. А результат расчетного метода, как правило — существенное доначисление налогов.
Оспорить в суде результат доначисления будет очень сложно. Сам факт отказа в доступе для осмотра расценивается судами негативно — как осмысленное противодействие законным контрольным мероприятиям.
Причем, для применения инспекцией расчетного метода достаточно один раз отказать в доступе. При этом обязательно 1) составление акта воспрепятствования доступу на территорию налогоплательщика и 2) факт присутствия на территории должностных лиц проверяемой компании.
Еще важно всегда помнить, что обычная процедура осмотра может в одно мгновение превратиться в процедуру выемки документов.
ФНС указывает налоговикам быть готовым на момент начала осмотра к незамедлительному проведению инвентаризации и выемки, включая:
— оформление необходимой документации – постановлений,
— готовность к привлечению необходимого числа налоговиков,
— к мобилизации необходимых технических и транспортных средств.
Так что стоит знать, что на обычный осмотр налоговики идут в полной готовности и к инвентаризации, и к выемке.
При наличии законных оснований, отказать контролерам в доступе и осмотре налогоплательщик не вправе. Противодействовать — бессмысленно.
Сопровождайте, наблюдайте, оценивайте правомерность действий, возражайте и фиксируйте замечания в протоколе.
И, конечно, заранее готовьте себя, персонал и офис к приходу незваных гостей.
Если контрольные процедуры проходят с грубыми нарушениями – стоит направить жалобу в вышестоящую налоговую на неправомерные действия инспекторов.
Если действия сотрудников вышестоящая инстанция признает незаконными — данные осмотра из перечня допустимых доказательств будут исключены.
Истребование документов при налоговой проверке
Решение Федеральной налоговой службы №КЧ-4-9/19237@ от 23.09.2019
В пункте 2 статьи 93.1 НК РФ говорится о том, что инспекция вправе истребовать и получать документы (информацию) относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) о ней. Из недавно опубликованной на эту тему позиции ФНС следует, что сделка считается конкретной, если в запросе инспекции указан период совершения сделки и список истребуемых документов.
НК РФ дает право инспекторам проверять не только саму «подконтрольную» фирму, но и ее партнеров. В статье 93.1 прописаны правила истребования документов у контрагентов проверяемой фирмы. Это значит, что инспекция может затребовать документы у вас – о ваших контрагентах и у ваших контрагентов – о вас.
Какие бумаги и сведения вправе запросить налоговая
Открытого перечня проверяемых сведений, бумаг и форм нет. Вот что вправе запрашивать контролеры:
Обязательно предоставить |
Есть возможность оспорить |
---|---|
Договоры по сделке с конкретным контрагентом |
Внутренняя трудовая документация: штатное расписание, табели, соглашения с сотрудниками |
Все расчетные и платежные документы этого партнера: счета-фактуры, товарные накладные, акты |
Подтверждение права подписи уполномоченных лиц организации |
Книга покупок, книга продаж |
Оборотно-сальдовые ведомости, карточки бухгалтерских счетов |
Истребование документов вне рамок налоговой проверки
В случае обоснованной необходимости налоговый орган имеет право требовать предоставления документов вне рамок выездной или камеральной проверки относительно конкретной сделки у участников этой сделки или третьих лиц (в т.ч. аудиторов), располагающих информацией об этой сделке. То есть в требовании должны быть четко указаны:
-
в рамках какого мероприятия налогового контроля (выездной, камеральной налоговой проверки контрагента) осуществляется проверка;
-
признаки, позволяющие идентифицировать сделку;
-
перечень истребуемых документов.
Таким образом, у контрагента по сделке должна проводиться налоговая проверка, а сама компания должна обладать испрашиваемой документацией. Нередки ситуации, когда налоговые инспекторы запрашивают всю цепочку контрагентов по сделке, и бухгалтер никак не контактировал с проверяемым предприятием и не имеет никаких документов с ним связанных. Подобное может произойти, когда инспектор проверяет всю цепочку НДС, стремясь, таким образом, найти «разрыв» и выгодоприобретателя для назначения налоговой проверки, то есть ловит налогоплательщиков «на крючок», но такие действия не имеют законного обоснования.
В направляемом налогоплательщику требовании о представлении документов по сделке налоговая инспекция может запросить:
-
договоры с поставщиками/покупателями, документирующие данную сделку;
-
полученные/выставленные счета-фактуры;
-
акты, товарные накладные и другие первичные документы, подтверждающие факт поступления/отгрузки товаров по сделке и пр.;
-
выдержки из книги покупок и книги продаж, выдержки из журнала учета выставленных счетов-фактур за период, в котором была совершена эта сделка;
-
и другие документы, которые могут непосредственно относиться к проверяемой сделке.
Как бухгалтеру вести себя на допросе
В открытом доступе есть примерный перечень вопросов, по которым инспекторы проводят допрос. Он размещён в методических рекомендациях об установлении умысла в ходе проверок (письмо ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@). По ним вы сможете понять, чего ждать. Как правило, налоговый орган интересуется, кто и как выбрал контрагента, кто взаимодействовал с ним, где виделись, где совершена сделка, кто рекомендовал контрагента.
Вызвать на допрос могут работников налогоплательщика и его контрагентов, а также их должностных лиц или учредителей. Иногда инспекторы приглашают бывших сотрудников, которые работали в проблемном периоде или напрямую связаны с изучаемой ситуацией. Вызов оформляется повесткой, в которой указаны причины, время начала и место проведения допроса.
Как бухгалтеру вести себя при осмотре
Налоговики имеют право осматривать территории, помещения, предметы и документы в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. С территориями и помещениями более-менее понятно, но осмотр предметов и документов вызывает много вопросов.
Предметы, например, компьютеры и флешки, налоговый орган действительно имеет право осматривать. Верховный суд не видит в этом ничего предосудительного.
Документы инспектор может только осматривать, забирать или скачивать их ему нельзя, так как это уже выемка документов. Она возможна, только если вы откажетесь предоставить истребуемые документы, их копии или электронные версии. Поэтому вы имеете полное право запретить инспектору скачивать файлы.
Как подготовиться к осмотру:
Какие бумаги и сведения вправе запросить налоговая
Открытого перечня проверяемых сведений, бумаг и форм нет. Вот что вправе запрашивать контролеры:
Обязательно предоставить |
Есть возможность оспорить |
---|---|
Договоры по сделке с конкретным контрагентом |
Внутренняя трудовая документация: штатное расписание, табели, соглашения с сотрудниками |
Все расчетные и платежные документы этого партнера: счета-фактуры, товарные накладные, акты |
Подтверждение права подписи уполномоченных лиц организации |
Книга покупок, книга продаж |
Оборотно-сальдовые ведомости, карточки бухгалтерских счетов |
Вышестоящие ведомства требуют любую документацию (письмо №ЕД-4-2/12216@ от 27.06.2017). Но вы вправе подать только те бумаги, которые перечислены в первом требовании.
Требования при проверке контрагента
Порядок запроса информации у налогоплательщика при проверке его контрагента указан в статье 93.1 НК.
Когда контрагент и организация, у которой запрашивают документы, учтены в одной и той же инспекции, ИФНС напрямую требует нужные документы у организации.
Если в разных — инициатор проверки контрагента сперва направляет поручение в инспекцию по месту учета организации. Последняя направляет требование самой организации. К нему должна быть приложена копия поручения от инспекции, которая инициировала запрос.
В копии поручения указывают, при проведении какого именно мероприятия налоговикам потребовались документы и информация. Также она позволяет проверить, соответствуют ли сведения поручению инспекции-инициатора запроса.
Требование составляется на основании поручения от инспекции контрагента и не может выходить за его рамки. Если налоговая запрашивает другие документы, такое требования является незаконным.
Но если инспекция вовсе не приложит к требованию копию поручения, суд может не признать это грубым нарушением. Поэтому отсутствие копии — не повод игнорировать требование. А вот обжаловать его в таком случае можно. И если налогоплательщик выиграет суд, то сможет потребовать возмещения расходов на исполнение требования согласно статье 35 НК.
В НК нет ограничений по составу запрашиваемых документов или по тем , у кого можно их потребовать. Это значит, что ИФНС может направить требование контрагентам проверяемой организации первого, второго, третьего и последующего звена.
Налоговая вправе запросить не только документы по налогам и сборам, но и другие документы и информацию по проверяемому налогоплательщику. При этом налоговики не обязаны обосновывать свои требования и доказывать, что сведения необходимы при проверке контрагента.
Нет ограничений и по периоду проверки контрагента. Если инспекция запросила документы за период, который не охвачен проверкой, организация должна отреагировать на требование.
Исходя из буквального прочтения пункта 2 статьи 93.1 НК РФ, вне рамок налоговой проверки контролеры вправе запросить лишь информацию. Между тем на практике ревизоры не стесняются требовать у организаций помимо информации еще и копии документов.
Налоговики в требовании о передаче документов указали их в графе «примечание» вместо «наименование документа», в этом случае применить санкции к фирме за непредставление данных нельзя. По мнению арбитров, несоблюдение инспекцией установленной формы требования о передаче документов означает, что запрос незаконен.
Разрешая спор в пользу хозяйствующих субъектов, большинство судов разделяет понятия «документ» и «информация». Разграничение этих терминов содержится и в формах требования о представлении документов (информации) и поручения об истребовании документов (информации). Поэтому вне рамок налоговой ревизии запрашивать конкретные бумаги фискалы не вправе. (Постановления ФАС Дальневосточного Округа от 15.02.2012 г. № Ф03-6511/2011, от 20.05.2009 г. № Ф03-2111/2009, ФАС Поволжского округа от 6.09.2011 г. № А72-8582/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2011 г. № А81-4835/2010, ФАС Центрального Округа от 9.08.2010 г. № А68-13557/09).
Справедливости ради отмечу выводы ФАС Восточно-Сибирского округа, признавшего правомерными действия инспекторов по истребованию документов. По мнению арбитров, информация является более широким понятием, чем документ. К информации относятся любые сведения независимо от формы их представления, а документ – это материальный объект с зафиксированной на нем информацией. Поэтому информация может быть получена, в том числе, путем представления бумаг, которые являются ее источником (Постановление от 13.07.2010 г. № А33-18255/2009).
Центральным аппаратом Федеральной налоговой службы установлен Единый процессуальный порядок проведения мероприятий налогового контроля, предусмотренных Налоговым кодексом РФ по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.
Процессуальный порядок содержит систематизированные перечни мероприятий налогового контроля:
- при проведении камеральных налоговых проверок;
- при проведении выездных налоговых проверок:
- при рассмотрении материалов налоговых проверок;
- вне рамок проведения налоговых проверок.
Процессуальный порядок распространяется на проведение следующих мероприятий налогового контроля:
• вызов в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса);
• сообщение (с требованием пояснений) налогоплательщику об ошибках (противоречиях, несоответствиях), выявленных при проведении камеральной налоговой проверки (п. 3 ст. 88);
• проведение допроса свидетеля, в том числе взаимодействие налоговых органов по выполнению поручений о допросе свидетеля (ст. 90);
• проведение осмотра (ст. 92);
• истребование документов у проверяемого лица (ст. 93), в том числе:
- истребование по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (подп. 5 п. 1 ст. 23);
- истребование по месту нахождения организации бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21 ноября 19% г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета (поди. 5 и. 1 СТ. 23).
- истребование от банка копии поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе (абз. 4 п. 7 ст. 45);
• проведение выемки (ст. 94);
• назначение экспертизы (ст. 95);
• привлечение специалиста (ст. %);
• привлечение переводчика (ст. 97);
• вызов понятых (ст. 98).
Процессуальный порядок предусматривает особенности проведения отдельных мероприятий налогового контроля при осуществлении контроля за исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Одновременно процессуальный порядок не распространяется на следующие мероприятия налогового контроля, проводимые в соответствии с иными правовыми актами:
- получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
- проведение инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке. Данный порядок утвержден приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20Н/ГБ-3-04/39;
- направление налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты). Данный порядок утвержден приказом ФНС России от 5 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/829;
- сообщение налогоплательщику о выявленных камеральной налоговой проверкой ошибках в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 Налогового кодекса). Данное мероприятие налогового контроля проводится в соответствии с особыми процессуальными правилами проведения камеральных налоговых проверок, утверждаемыми ФНС России.
Кроме того, процессуальный порядок не распространяется на порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденный приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3—06/892. Процессуальный порядок организации работы налоговых органов при истребовании документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках утвержден приказом ФНС России от 22 марта 2007 г. № ММ-4—06/12.
При проведении мероприятий налогового контроля должностные лица налоговых органов руководствуются Налоговым кодексом и иными законодательными и нормативными правовыми актами, а также иными методическими документами, утверждаемыми ФНС России.
При проведении контрольных мероприятии во время камеральных проверок деклараций (расчетов) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование должностные лица налоговых органов руководствуются законодательством об обязательном пенсионном страховании, указанным в ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и иными законодательными и нормативными правовыми актами, а также методическими процессуальными рекомендациями по проведению камеральных проверок деклараций (расчетов) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, утверждаемыми ФНС России.
При проведении камеральных проверок деклараций (расчетов) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование налоговыми органами учитывается то, что указанная проверка не является налоговой. При проведении камеральных проверок деклараций (расчетов) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона № 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. регулирующим деятельность налоговых органов.
В отношениях, регулируемых законодательством об обязательном пенсионном страховании и связанных с проведением камеральных проверок декларации (расчетов) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, налоговые органы используют соответствующие формы документов, утвержденные ФНС России и используемые в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. При этом ссылки в указанных формах на нормы законодательства о налогах и сборах приводятся вместе со ссылками на ст. 2 и п. 1 ст. 25 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Формы таких документов не воспроизводят нормы законодательства о налогах и сборах, предусматривающие налоговую ответственность. При проведении указанных проверок налоговые органы имеют такие же права, как и при проведении камеральных налоговых проверок.
Мероприятиями налогового контроля являются предусмотренные Налоговым кодексом формы деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах (и. 1 ст. 82 Налогового кодекса). Мероприятиями налогового контроля также являются предусмотренные международными договорами Российской Федерации, содержащими положения, касающиеся налогообложения и сборов, формы деятельности налоговых органов (ст. 7 Налогового кодекса).
Мероприятия налогового контроля проводятся в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля (мероприятия налогового контроля, связанные с налоговыми проверками). Отдельные мероприятия налогового контроля в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, могут проводиться вне рамок налоговых проверок.
При проведении камеральных налоговых проверок могут проводиться следующие процессуальные мероприятия налогового контроля:
направление запросов в компетентные органы иностранных государств;
направление налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов. занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) (п. 3 ст. 86 Налогового кодекса);
вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с камеральной налоговой проверкой (поди. 4 п. 1 ст. 31);
сообщение налогоплательщику о выявленных камеральной налоговой проверкой ошибках в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88);
допрос свидетеля (ст. 90);
истребование документов у проверяемого лица (ст. 93), в том числе:
- истребование по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (поли. 5 п. 1 ст. 23);
- истребование по месту нахождения организации бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета (подп. 5 п. 1 ст. 23);
- истребование от банка копии поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе (абз. 4. п. 7 ст. 45);
- истребование документов (информации) о налогоплательщике. плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (ст. 93.1);
При проведении выездных налоговых проверок могут проводиться все процессуальные мероприятия налогового контроля, указанные при проведении процессуальных мероприятии камерального контроля, w исключением предусмотренного п. 3 ст. 88 Налогового кодекса сообщения налогоплательщику о выявленных камеральной налоговой проверкой ошибках в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
При рассмотрении материалов налоговых проверок могут проводиться в качестве дополнительных процессуальные мероприятия налогового контроля, предусмотренные п. 6 ст. 101 Налогового кодекса:
- допрос свидетеля (ст. 90);
- истребование документов у проверяемого лица (ст. 93);
- истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (ст. 93.1);
- назначение экспертизы (ст. 95).
ФНС России разработан и утвержден к применению особый процессуальный порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях. в котором могут был» предусмотрены особенности проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
Вне рамок налоговых проверок могут проводиться следующие процессуальные мероприятия налогового контроля:
- вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (подп. 4 п. 1 ст. 31);
- истребование от банка копии поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе (абз. п. 7 ст. 45);
- допрос свидетеля (ст. 90);
- истребование информации относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. При истребовании информации относительно конкретных сделок налоговые органы руководствуются ст. 93.1 Налогового кодекса и порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов;
- осмотр документов и предметов, полученных должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.