Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация в России — концепция, этапы и особенности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первый этап приватизации – ваучерный. Правительство России решило пойти на приватизацию государственной собственности через выпуск так называемых ваучеров. Ваучер – это официальный документ, предоставляющий право владения, распоряжения и пользования определенным количеством материальных благ. Но это формально, так как никто не стал собственником бывшей государственной собственности.
Концепция приватизации
Экономические отношения, касающиеся ассигнований, являются мобильными. Это означает, что формы собственности могут сливаться друг с другом. Этот процесс осуществляется различными методами.
Приватизация (лат. privatus — частная собственность) — это передача государственной или муниципальной собственности в частную собственность за плату или бесплатно. Приватизация — одно из направлений разгосударствления собственности, которое заключается в передаче ее в частную собственность физических и юридических лиц.
Под приватизацией государственных и муниципальных предприятий в России понимается приобретение предприятиями и их разделение на самостоятельные предприятия, материальных и нематериальных активов предприятий, долей (паев, долей) органов государственной и муниципальной власти в капитале акционерных обществ (товариществ), долей (паев, долей) в капитале других предприятий, принадлежащих приватизированным предприятиям гражданами, акционерным обществам (товариществам). Объектами приватизации могут быть: Крупная промышленность, малые и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, сельскохозяйственные предприятия и др.
Приватизация может носить скрытый характер, например, долгосрочная аренда государственной собственности частными лицами или компаниями; она может быть частичной, например, когда продается только часть акций; она может осуществляться в форме разгосударствления и реприватизации.
Степень приватизации в стране зависит от того, в какой мере она использовала метод национализации частного сектора в предыдущий период.
В современной России приватизация получила широкое распространение. Его механизм был определен законом о приватизации. Это заложило основу для приватизации.
- Были определены три формы приватизации: Продажа предприятий на аукционе, по конкурсу и по социализации.
- Были созданы две государственные структуры. Первыми были комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Второй — фонд недвижимости.
- определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое внимание было уделено стоимости недвижимости. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных средств производства. приватизационный ваучер денежный
Приватизация — это действительно средство сделать экономику более эффективной, потому что государственные предприятия работают на себя, а не на потребителя. Они финансируются не потребителем, а правительством, которое создает зависимости. Частный сектор работает более эффективно, потому что ему угрожает банкротство из-за неспособности потребителя признать то, что он делает. При приватизации убыточных компаний целесообразно списать долги и привлечь владельцев к тому, чтобы сделать компанию прибыльной.
Как осуществляется приватизация в 2021 году
Многих людей интересует вопрос как приватизировать квартиру в 2021 году? Сейчас мы рассмотрим основные шаги приватизации, чтобы раскрыть продолжительный процесс приобретения государственного имущества в собственность.
Порядок приватизации в Российской Федерации закрепляется Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178 – ФЗ. Именно в нем раскрываются все юридические тонкости и нюансы процедуры. Далее вы узнаете, как приватизировать квартиру по договору социального найма в 2021 году, что основано на ключевых моментах указанного закона.
Этапы приватизации жилого помещения:
1 этап Подготовка документов
Фактически сбор документов это важнейший этап. Он занимает наибольшее количество времени. Рекомендуем осуществить сбор бумаг заранее.
2 этап Определение лиц, которые участвуют в приватизации
Приватизация затрагивает абсолютно всех тех, кто зарегистрирован и проживает в жилье. Поэтому вам надо либо получить согласие всех участников, либо же отказ.
3 этап Бюро технической инвентаризации
Далее нанимателю, претендующему на приватизацию имущества, необходимо обратиться в Бюро технической инвентаризации (далее БТИ). В БТИ ведётся учет состояние недвижимости. Обращение в БТИ необходимо для того, чтобы получить технический план помещения и подтвердить отсутствие перепланировки в квартире. В случаях, когда перепланировки были совершены, их необходимо узаконить и только после этого возможно получение обновленного технического паспорта жилого помещения.
4 этап Обращение в муниципалитет
Следующим этапом станет обращение к собственнику. Как приватизировать муниципальную квартиру? Относительно муниципального жилья перевод в собственность происходит с помощью обращения к соответствующему муниципалитету, который является собственником жилья и вправе выдать разрешение на дальнейшую приватизацию.
5 этап Обращение в Ресстр
После совершения вышеперечисленных действий будущий собственник должен обратиться в Росреестр для передачи необходимых документов для регистрации права собственности.
6 этап Оформление договора о приватизации
Завершающим этапом является получение выписки из ЕГРН и обращение в один из уполномоченных органов для подачи полного пакета необходимых документов для последующего оформления договора.
7 этап Получение квартиры в собственность
После совершения предыдущих шагов можно считать, что квартиры является вашей собственностью. Теперь вы можете полноправно распоряжаться этим имуществом.
Тема приватизации достаточно сложная. Существует множество так называемых подводных камней. Да и понять процесс приватизации со всеми нюансами по силам не каждому. Если вы собираетесь принять участие в приватизации квартиры, то обратите внимание на следующие аспекты:
- Во-первых, вам необходимо проверить и узнать официальный статус вашего жилого помещения. Главное узнать, входит ли оно в состав тех помещений, которые не могут быть приватизированы;
- Во-вторых, нужно выявить всех людей, которые участвуют в приватизации. Например, если в квартире прописано много людей, но проживают не все, уведомить и получить согласие необходимо именно от прописанных в квартире лиц. Поэтому советуем заранее начать обсуждать вопросы с теми, кто имеет право на приватизацию;
- В-третьих, важен пакет документов. Опять же, разные муниципалитеты могут устанавливать различные требования. Поэтому лучше напрямую обратиться в ваш орган местного самоуправления. Точно скорректировать перечень документов и начать их подготовку;
- В-четвертых, предусмотрите все денежные траты;
- В-пятых, оцените перспективу приватизации, возможно, вам лучше от нее воздержаться.
Первоначальный принцип приватизации был неверен. Главная проблема не в том, что все досталось практически бесплатно, а в том, что оказалось у неэффективных собственников. Они не улучшали производство. До сих пор в России нет разговора об изготовлении нужных вещей. Идет разрушение всего, что не дает деньги сразу, типа добычи полезных ископаемых.
Если рассуждать строго экономически, то не столько важна форма собственности, сколько те реальные отношения, на основе которых она функционирует. Оказалось, что при действующей в 1991-1999 гг. политике реальный сектор, производство стало невыгодным. Более половины предприятий признаны не рентабельными, а прибыль пошла только в сырьевой бизнес и некоторые области сферы услуг.
На этапе становления капитализма страна нуждается в протекционизме, т.е. высоких оградительных пошлинах на импортную продукцию, чтобы дать возможность развиваться собственному производству. Это сознательно не сделали. Гайдар разрешил импорт автотехники, которую в Европе уже запретили эксплуатировать, сельскохозяйственных и прочих машин и станков, для импортеров продукции был введен льготный курс рубля.
Этапы приватизации в России
Демонополизация носила поэтапный характер. Зародился начальный этап мероприятия в 1992 году, закончился в 1994 году. Он характеризовался следующими особенностями:
- очень быстрым скачком в проведении демонополизации (уже 75% различных компаний перешли в индивидуальное управление в 1994 году);
- системой внедрения в обществе приватизационных чеков.
Привело это к тому, что половина госимущества была отдана частным лицам безвозмездно. Первый этап демонополизации не принес государственной казне практически никаких доходов.
1995 год ознаменовался началом второго этапа, продолжающегося до сегодняшнего дня. В механизм демонополизации нормативными актами внеслись существенные изменения. Основное отличие от первого этапа состояло в том, что теперь нельзя безвозмездно передавать государственное имущество Российской Федерации индивидуальным лицам, можно только продать его по рыночным тарифам. Цель, которую предусматривала программа приватизации 11 июня 1992 года, – стремление к повышению работоспособности организаций, путем сосредоточения внимания на социальном секторе.
По законодательству предприятия любого размера осуществляли переход в другую форму собственности разными способами. Работники могли купить свои небольшие предприятия. Либо такие малые компании подвергались разгосударствлению на торгах. Для смены формы собственности большим предприятиям нужно было пройти процедуру акционирования до начала мероприятия. Средние предприятия выбирали сами механизм смены формы собственности.
Программа демонополизации расставляла приоритеты, соблюдаемые всеми государственными и муниципальными органами власти. Она запрещала им вводить собственные границы. Государственные органы могли запретить разгосударствление переводом компаний в акционерные общества открытого типа со 100-процентной принадлежностью акций государству либо сделав его зависимым от денег государства.
Для проведения данного мероприятия создавалась рабочая комиссия для решения данного вопроса приватизируемых компаний. В каждой запланированной единице она создавалась своя и управляла ее движимым и недвижимым госимуществом. Если активы насчитывали не более 1 млн рублей, то оно считалось «малым», и демонополизация проходила через конкурс или аукцион. Посредством аукциона приватизировались арендованная собственность ликвидируемых или действующих предприятий, объекты нежилого фонда и незавершенного строительства жилья. Вопросы с фирмами, имеющими задолженность, решались президентом. Решения излагались в специальных указах.
Большинство госучреждений обязывали переводить приватизацией в акционерные общества открытого типа (АООТ). При этом выделялись аспекты демонополизации:
- акции закреплялись за государством, муниципалитетом;
- тарифы стоимости акции снижались, если речь шла о продаже служащим компаний;
- обремененные арендой фирмы обязались выкупить движимое и недвижимое имущество в соответствии с ценами договоров;
- акции обязывались реализовывать строго на ваучерном или денежном аукционе;
- реализация акций через конкурс (приватизационный и другие).
Неаукционные конкурсы в период до 1995 года не были влиятельными. Ограниченно и жестко использовалась приватизация посредством аукционов. Хотя можно было предусмотреть, что при ограничении предприятия действовать только через аукционы это помешает организациям участвовать во многих прибыльных сделках и приносить пользу государству. Аукционный метод существенно ограничивал возможность переговоров и с иностранными партнерами, не способствуя повышению инвестиционной привлекательности ни компаний, ни страны.
Определение понятия приватизации
Прежде чем рассматривать то, какие способы приватизации в России установлены законом, рассмотрим определение соответствующего термина. Дело в том, что оно может иметь довольно много трактовок.
В общем случае под приватизацией следует понимать процесс передачи того или иного имущества, принадлежащего государственным или же муниципальным органам власти, в частные руки — то есть в распоряжение граждан или же организаций, уставный капитал которых принадлежит преимущественно частным лицам. В установленных законом случаях к участию в приватизации могут быть допущены иностранные граждане и организации.
В юридической практике, характеризующей различные правоотношения в сфере российского рынка и социально-экономических коммуникаций, сформировалось 2 основных области осуществления приватизации.
Во-первых, это переход в частные руки предприятий, принадлежащих государству либо муниципалитетам. Субъектами данного механизма приватизации становятся главным образом юридические лица.
Во-вторых, это переход в частные руки жилья, отстроенного государством. В свою очередь, основные субъекты, задействующие данный механизм приватизации, — это граждане, которые имеют право проживать в предоставленных государством квартирах, и в то же время желают получить их в порядке, определенном законодательством РФ, в собственность.
Чего стоит ваучер сейчас?
Чубайс обещал по две «Волги» за каждый ваучер. И некоторые россияне действительно получили примерно такую сумму – если грамотно вложили свои чеки. Грамотно – в предприятия, которые не разорились в сложные 90-е и существуют до сих пор. Акции «Роснефти», которые можно было купить на ваучер, сейчас стоят примерно 700 тысяч рублей, акции «Газпрома» – примерно миллион рублей. Но стоит понимать, что многие владельцы уже продали эти бумаги раньше (что в случае с «Роснефтью» – не так уж и плохо).
С тех пор выжили и некоторые другие предприятия, но за купленные в 90-е годы акции сейчас можно выручить совсем небольшую сумму денег. Многие предприятия успели разориться – а акционеры получают выплаты самыми последними в очереди (и очередь до них попросту не доходит – имущество предприятия заканчивается).
А может выгоднее было не использовать ваучер тогда, чтобы продать его сейчас? Обменять приватизационный чек на акции можно было до 30 июня 1994 года, то есть, в 2021-м поучаствовать в приватизации уже никак не получится. Но его можно продать.
Цена самой бумаги зависит от того, успели «погасить» чек тогда или нет. «Негашеные» ваучеры стоят чуть дороже, а на гашеных пробиты отверстия, стоят какие-то отметки, или отрезана часть.
Было ли в ваучерной приватизации что-то хорошее?
На старте чековой приватизации идеолог кампании Анатолий Чубайс говорил, что каждый ваучер будет стоить как две «Волги». Спустя какое-то время после начала приватизации «Волга» подорожала до 3-4 миллионов рублей, а чеки, наоборот, резко обесценились. Авторы реформы хотели, чтобы приватизация прошла по относительно рыночным условиям – так и случилось, но только с самими ваучерами.
Из почти 150 миллионов россиян, получивших ваучеры, осталось примерно 40 миллионов акционеров – тех, кто реально вложился в какое-то предприятие. Чаще всего такие вложения были не лучшим выбором, и дивидендов владельцы не увидели. Из 646 чековых инвестиционных фондов выжили только 136, которые смогли начислить дивиденды своим акционерам.
Конечно, если кто-то в начале 90-х обменял свой ваучер на акции «Роснефти» или «Газпрома» и за все эти годы не продал их, сейчас эквивалентное количество акций может стоить около миллиона рублей. Но большинство просто обменяли свои ваучеры на деньги или товары народного потребления.
Приватизация: 30 лет спустя
Неоднозначный процесс, стартовавший в 90-х, до сих пор вызывает отторжение у большинства граждан страны, а у экспертов — желание разобраться в причинах его малой эффективности. Пожалуй, ни один элемент гайдаровских реформ не обеспечил такую массу противоречивых оценок в обществе как приватизация госсобственности. Либералы считали и считают, что именно она позволила зародиться в стране классу собственников. Противники указывают на ряд фатальных ошибок, допущенных в ходе раздела национального достояния, из-за которых так и не удалось достичь желаемого результата — бурного экономического роста за счет поступивших в казну средств. Порты и корабли уходили по стоимости иномарки, госпредприятия, попавшие в частные руки, становились неэффективными…
Спустя 30 лет наше издание попросило парламентариев и экспертов оценить последствия чувствительного для страны процесса, толчок которому дал президент СССР Михаил Горбачев, подписавший 1 июля 1991 года закон «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий».
Все этапы приватизации на крупных и средних предприятиях умещались в два шага. Первым проводилось акционирование завода или фабрики и преобразование в новые открытые акционерные общества. В корне менялась организационная и правовая форма предприятия. После этого происходил выпуск акций, распределявшихся между его сотрудниками согласно их ваучерам. Это были члены трудового коллектива и руководство. Также часть акций могла попасть в руки внешних юридических и физических лиц. Пропорции этого распределения определялись самим коллективом трудящихся. В некоторых случаях определенный пакет акций оставался в муниципальной или государственной собственности. Если это происходило, то в такие общества назначались представители Российской Федерации или ее субъектов.
Рядовые акционеры почти не имели возможности управлять делами акционерного общества, даже несмотря на то что формально собственность распределялась равномерно. Кроме того, в 1992 году была проведена переоценка капитала всех приватизируемых предприятий. Изъян был в том, что она осуществлялась без учета инфляции. Таким образом собственность получила заниженную оценку, что только облегчило ее переход в руки «красных директоров» и других менеджеров, вовремя осознавших собственное привилегированное положение.
Фактически из-за непродуманности механизма обращения и выпуска ваучеров разные группы населения оказались на неравных стартовых позициях в гонке за приватизированным имуществом. Очень быстро это привело к криминализации экономических отношений. Например, частыми стали негласные и нелегальные передачи пакетов акций различным влиятельным чиновникам, хотя они не имели права участвовать в покупке ценных бумаг.
При повальном масштабе приватизации государство почти не извлекло из нее выгоды. В 1993 году доход от коммерческого использования муниципальных предприятий составил меньше процента от всех доходов казны. Ожидаемые иностранные инвестиции так и не приходили. Зарубежные бизнесмены опасались нести деньги на рынок, где царил «дикий капитализм», царствовала преступность, а закон был бессилен.
Законодательством Российской Федерации установлены чёткие требования к гражданам, которым предоставлено право получить муниципальную жилплощадь. Поэтому положительное решение принимается только при условии, что заявитель относится к группе льготников. Каждая поданная заявка тщательно проверяется на соответствие всем критериям, таким как:
- есть ли у гражданина какая-либо недвижимая собственность для проживания – преимущество для тех, у кого нет никакого жилья;
- в каких условиях проживает заявитель на момент обращения – преимущества тем, кто живёт в аварийном помещении;
- проживает ли с заявителем кто-либо, имеющий опасное хроническое заболевание – если да, полагается отселение;
- сколько жилой площади приходится на одного проживающего человека в квартире или доме заявителя – если менее десяти метров квадратных, это также повлияет на положительное решение.
Другими словами, органы социальной защиты и государство при рассмотрении отдаёт предпочтение именно малообеспеченным гражданам. Получение статуса малообеспеченного в каждом регионе России происходит по разным требованиям и зависит от среднего уровня дохода в регионе. При расчёте ежемесячного дохода семьи будут учитываться доходы каждого её члена, независимо от того, проживают ли все они в одной квартире или частном доме.
Для военнослужащих, например, существует правило о том, что претендовать на муниципальное жилье они могут лишь после двадцати лет службы или по истечению десяти лет для льготников.
В 1992 – 1994 гг. в России проводилась ваучерная приватизация. Идеологами экономических реформ она рассматривалась как первый этап передачи государственной собственности в частные руки. Формы, цели, варианты и конкретные пути приватизации были определены в специальных документах. Это были государственные программы, принятые в 1992 и 1993 гг.
В них провозглашались основные цели приватизации. Они сводились к формированию слоя частных собственников, которые должны были помочь властям создать рыночную экономику. Считалось, что ваучерная приватизация поможет повысить эффективность деятельности предприятий. Средства, поступившие из рук граждан в казну, планировалось потратить на развитие социальной инфраструктуры. Все вышеописанное должно было содействовать процессу стабилизации экономического положения в Российской Федерации. Кроме того, ваучерная приватизация могла привлечь иностранные инвестиции содействовать демонополизации хозяйства страны и создать конкурентную среду.
Всего за период приватизации за приватизационные чеки было продано около 16 тысяч предприятий. К середине 1994 года в результате ваучерных сделок в частной собственности оказалось 70% промышленности страны. Также была передана большая часть объектов малой приватизации. В эту категорию входило 85 тысяч магазинов, кафе, ресторанов и т. д. Малая приватизация в большинстве регионов России завершилась к концу 1994 года. К тому же сроку на базе крупных и средних предприятий было создано около 20 тысяч акционерных обществ.
Государство предоставляло трудовым коллективам несколько вариантов льгот. Большая их часть (75%) предпочла выбрать контрольный пакет акций. Считалось, что эта форма собственности поможет избежать установления внешнего постороннего контроля над предприятиями. Тем не менее преимущества данного варианта очень быстро свелись на нет, из-за того, что акции скупались администрацией. Около трети всех ваучеров было перепродано за бесценок с помощью чековых инвестиционных фондов (ЧИФ). Они заключили сделки с 22 миллионами граждан (около 15% населения России). Внесенные в ЧИФы ваучеры практически не дали никаких дивидендов из-за того, что эти краткосрочные организации быстро прекращали свое существование. Поэтому, как правило, работники становились акционерами лишь на короткий период. Кроме того, владение одной-единственной бумагой нигде и никогда не делало человека реальным совладельцем предприятия.
Защита выбранного курса
У политики Гайдара и Чубайса есть и свои защитники. Рассуждая о невозможности постепенных реформ, они часто апеллируют к той сложной обстановке, в которой оказалась экономика, когда началась ваучерная приватизация. Годы планов, пятилеток, перекосов в бюджете, раздутого ВПК в советскую эпоху привели к тому, что меры необходимо было принимать срочно. Без моментальной перестройки экономики страна могла столкнуться с опасностью голода, социальной напряженности и в худшем случае — гражданской войны. Именно поэтому реформаторы, обладавшие реальной властью в конце 1991 – 1992 гг., решили использовать ваучеры, хотя и Гайдар, и Чубайс поначалу были сторонниками плана постепенной приватизации с использованием привычных денег.
Еще в 1987 г. был принят Закон СССР о государственном предприятии. Это был эпохальный документ. Он зафиксировал фактическую независимость трудовых коллективов заводов (а фактически директоров) от государства. Позже это явление получило название «спонтанной приватизации». Под этим эвфемизмом скрывался переход собственности в руки тех, в чьих руках она была на момент принятия закона. Когда было положено начало ваучерной приватизации, власть новой России уже не имела влияния на жизнь многих предприятий, которые формально еще были государственными, но на самом деле уже стали вотчиной «красных директоров».
Еще одним важным законом, принятым еще в советское время в 1988 году, был Закон о кооперативной деятельности. Этот документ подсказал, как можно удобно и легально растащить государственную собственность. На предприятиях создавались кооперативы, которые стали заниматься самыми эффективными видами деятельности своего завода, фабрики и т. д. Их главы для своей наживы использовали разницу между своими рыночными и общими государственными ценами. Разница оседала в кармане директора – фактического хозяина кооператива. Таким образом, проведение ваучерной приватизации лишь закрепило те порядки, которые уже существовали в последние советские годы экономического хаоса и разрухи.
Для облегчения появления новых инвесторов в акционерном капитале компаний с 1 июля 1994 года был проведён переход от чековой к денежной приватизации. Соответствующий указ Борис Ельцин подписал несколько позже — 22 июля. Спустя почти полгода Государственная дума официально признала неудовлетворительными итоги чекового этапа приватизации. В своём постановлении от 9 декабря 1994 года нижняя палата парламента заявила о несоответствии достигнутых результатов основным целям социально-экономических реформ.
Новая модель приватизации должна была привлечь инвестиции для перестройки работы предприятий. В период чековой приватизации крупные компании испытывали острую нехватку денег для дальнейшего развития. По данным Счётной палаты, в 1990 году доля отчислений на модернизацию производства составляла 12,1% от общих затрат на промышленную продукцию. В 1992-м показатель упал до 2,6%, а в 1993-м составил лишь 0,9%.
При этом основной целью денежной приватизации должно было стать пополнение федерального бюджета. Поступившие в государственную казну деньги планировалось потратить на финансирование социальных программ и направлений по реструктуризации экономики. Об этом в беседе с RT рассказал заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Константин Корищенко.
Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».
Приватизация в Европе
Позже, реформация в Европе способствовала внедрению приватизации в виде секуляризации (saecularis).
Приватизация в США
В США вводилось понятие «гомстед акт» (homestead act) в 1862 г. для перераспределения земель между фермерами, железнодорожными компаниями при изменении юридической их формы собственности с государственной на частную.
Приватизация в Японии
В Японии государство целенаправленно создавало предприятия с целью их дальнейшей приватизации.
Приватизация в Китае
Китай активно участвовал в приватизации в эпоху Возрождения.
Приватизация в 20 веке
В конце 20-го века приватизация провозглашалась под лозунгом неолиберализма (neoliberalism). Наиболее масштабно процесс происходил в Венгрии, Чехии, Польше, России.
Приватизация в мире
В период с 1980-го, 1990-го года процесс приватизации охватил свыше 100 государств.
Великобритания приватизировала в числе прочих оборонные, аэрокосмические компании, сталелитейную компанию, телекоммуникационную компанию.
В странах восточной и центральной Европы приватизированы более 70 000 предприятий. Этот период сопровождался массовой безработицей, сокращениями заработных плат, коррупцией.
Денежная приватизация: начали за здравие, кончили за упокой
Денежная приватизация должна была стать логическим продолжением приватизации ваучерной. Предполагалось, что в рамках этот этапа акции предприятий могли бы продаваться уже не за ваучеры, а за деньги. Предприятия для приватизации определялись Правительством РФ в плановом порядке.
Фактически денежный этап передачи государственной собственности в частные руки начался в 1995 году и планировался как постепенный процесс. Основной его целью стало пополнение порядком истощившегося государственного бюджета и привлечение инвестиций в уже приватизированные компании. Планировалось также, что пакеты акций будут выставляться на аукционы, но…
Сложная политическая и экономическая ситуация отпугивала потенциальных инвесторов, поэтому привлеченных на данном этапе инвестиций было совершенно недостаточно, чтобы должным образом развивать приватизированные предприятия. Промышленность, переданная в частные руки встала, производство практически сошло на нет. Грянул дефолт 1998 года. Нельзя сказать, что стадия денежной приватизации оказалась провальной, но большей части поставленных целей она так и не достигла.
Итогом более чем десятилетней истории приватизации в России стали:
· 9,7 миллиардов долларов, полученные государством от продажи 145 тысяч российских предприятий,
· так и не изжившее себя социальное недовольство несправедливым переделом госсобственности.
P .S . Интересен тот факт, что A натолий Борисович Чубайс, стоявший у истоков приватизации, до сих пор остается успешным политиком, сохраняя при этом рекордно низкий политический рейтинг.
Ваучерный период приватизации в России 1990-х гг. был ее первым аккордом. Этот этап также называют «народным», так как благодаря чекам в стране появилось около 40 миллионов акционеров. Ваучерная модель была полна противоречий и юридических изъянов, приведшими к неравномерному перераспределению собственности в стране.