Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комитет ставропольского края по государственным закупкам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Не стоит недооценивать важность дополнительного соглашения: по 44-ФЗ его посредством вносятся правки и дополнения в действующий контракт. Данный документ равен государственному контракту, и согласно 44-ФЗ он подписывается сторонами при необходимости.
Порядок и последствия изменения госконтракта
В соответствии со статьей 450 ГК РФ «Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором».
Законодатель не предусмотрел специального порядка заключения дополнительных соглашений к контрактам. Таким образом, дополнительное соглашение к государственному контракту должно быть совершено в той же форме что и сам контракт.
После подписания дополнительного соглашения, оно должно быть опубликовано в ЕИС в течении 5 рабочих дней в соответствии с требованием ч. 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ.
Из существа статьи 450 ГК РФ следует, что условия госконтракта могут быть изменены только в двустороннем порядке, по соглашению сторон. В связи с этим возникает вопрос – возможно ли изменить условия госконтракта, если, например, такие положения будут включены в его условия? Представляется, что в таком случае такие положения госконтракта не будут соответствовать действующему законодательству, поскольку ни ГК РФ, ни Закон № 44-ФЗ не указывает на возможность одностороннего изменения условий госконтрактов.
В соответствии с ч. 1 статьи 453 ГК РФ является «При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде».
Согласно ч. 3 статьи 453 ГК РФ «В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке – с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.»
Таким образом, после вступления в силу решения суда или дополнительного соглашения к госконтракту, обязательства между заказчиком и исполнителем контракта сохраняются в измененном виде, согласно условиям дополнительного соглашения или соответствующего решения суда.
Резюмируя, можно сказать, что процедура изменения госконтрактов достаточно сложный и многогранный процесс, который включает множество обязательных к исполнению условий и правил. Однако, несмотря на всю сложность, процедура изменения госконтрактов является одной из самых важных составляющих контактной системы РФ, позволяющая в процессе исполнения госконтрактов адаптировать их положения к динамично изменяющимся обстоятельствам.
7 января 2022 г.
Что такое дополнительное соглашение?
Дополнительное соглашение (ДС) — это документ, в который вносятся корректировки в заключенный по результатам осуществления закупки контракт, и является его неотъемлемой частью. Соглашение приобретает юридическую силу и начинает работать после подписания основного документа. ДС не следует путать с другими дополнительными документами для исполнения обязательств по договору (например, техническое задание и др.).
Право внесения корректировок указано не только в 44-ФЗ, но и в ГК РФ (ст.451). Согласно п.1 ст.451 ГК, изменение и расторжение ранее подписанных договоров возможно при существенных изменениях обстоятельств, действовавших в момент подписания договоров, а альтернативный порядок действий договором не был предусмотрен, и это невозможно было предусмотреть во время подписания контракта.
Также с помощью допсоглашения можно отменить госконтракт. Делается это по взаимному согласию, а не вследствие невыполнения своих обязательств сторонами.
Соглашение о продлении договора аренды
Действующее законодательство предусматривает обязательную регистрацию договора аренды в органах Росреестра только в тех случаях, если он действует 1 год и более. Именно поэтому зачастую стороны договариваются подписать соглашение только на 11 месяцев. После этого возникает вопрос о том, как продлевать его действие – подписанием нового документа или продлением старого с помощью допсоглашения.
Законодательство допускает оба варианта. Однако если просто подписать допсоглашение, возникает риск того, что какая-либо из сторон откажется исполнять свои обязательства ввиду того, что документ не прошел обязательную государственную регистрацию. Судебная практика показывает, что в таком случае исполнение соглашения обязательно, поэтому уклоняющейся стороне будет крайне затруднительно обосновать свою позицию. Поэтому вариант подписания допсоглашения вполне приемлем.
Обычно этот документ имеет точно такую же структуру, как в рассмотренном выше примере. В тексте можно еще раз продублировать информацию о том, как именно взимается арендная плата (в каком размере и по каким расчетам).
Чтобы дополнительное соглашение имело юридическую силу, оно должно быть в письменной форме, в двух экземплярах для каждой стороны. При этом необходимо оформлять этот документ в такой же форме, как и контракт.
Условия доп.соглашения по 44-ФЗ определяются сторонами, но в документе обязательно должны быть такие пункты, как:
- реквизиты исходного контракта;
- преамбула из контракта, но «Настоящий договор» заменить фразой «Настоящее дополнительное соглашение»;
- полные реквизиты юридических лиц, которые заключили контракт;
- подробно описанные вносимые изменения;
- указание, что остальной текст исходного контракта не меняется;
- подписи и печати представителей двух сторон соглашения.
При этом нужно соблюдать последовательность блоков документа, как указано в списке сверху вниз. При условии, что дополнительное соглашение будет составлено по всем правилам, документ будет признан легитимным и начнет действовать сразу же, как стороны поставят свои печати и подписи.
Как подписать дополнительное соглашение к госконтракту
В 2023 году изменение условий контрактов становится одним из ключевых инструментов его исполнения. Стороны все чаще заключают допсоглашение об изменении цены договора, об изменении товара на продукцию с улучшенными характеристиками, меняют сроки и прописывают авансы. Главное — действовать в рамках закона, иначе рискуете получить штраф.
Скачать общую форму допсоглашения по 44-ФЗ из КонсультантПлюс |
Скачать образец дополнительного соглашения к договору об изменении суммы и объема работ из КонсультантПлюс |
Скачать образец соглашения об увеличении цены контракта по 44-ФЗ на 10 процентов из КонсультантПлюс |
Скачать образец дополнительного соглашения к договору по 44-ФЗ для изменения реквизитов из КонсультантПлюс |
Скачать образец дополнительного соглашения к договору об изменении цены из КонсультантПлюс |
Скачать образец доп. соглашения на увеличение суммы контракта на 10% по 44-ФЗ из КонсультантПлюс |
Скачать образец дополнительного соглашения на улучшение характеристик по 44-ФЗ из КонсультантПлюс |
- Для договоров сроком более, чем на три года и суммой более, чем 100.000.000 рублей, прилагается план-график исполнения.
- В договоре должны быть прописаны все его обязательные условия.
- Определённый контрактом срок оплаты поставки не может быть более 30 дней с даты подписания акта приёмки заказчиком.
- Если в отношении конкретного вида закупок Правительством РФ были определены дополнительные условия, они также должны содержаться в контракте.
- В случае если НМЦК превышает установленный Правительством размер, в контракте необходимо указать условие об обязанности поставщика предоставлять информацию обо всех соисполнителях, заключивших договор поставщиком, цена которого составляет 10% и более от цены контракта. Эта информация должна быть предоставлена заказчику в десятидневный срок с даты заключения. В случае непредоставления, сведения об этом размещаются в ЕИС, причём это не влечёт недействительности контракта.
- В установленных Правительством случаях в договор включается условие о банковском сопровождении. В таком случае обязательно указание сроков возврата, причём они не должны превышать 30 дней или 15 дней для закупок СМП и СОНКО. А также для такого контракта обязательно включение условия о предоставлении новой банковской гарантии в случае отзыва лицензии банка, первоначально предоставившего обеспечение.
На какой процент возможно менять
Существует распространенный миф, что заказчик по своему усмотрению может изменить цену контракта в пределах определенного процента. На самом деле в 44-ФЗ предусмотрена возможность увеличения цены контракта на 10%, но только пропорционально увеличению количества товаров, работ и услуг. Не допускается просто по своему усмотрению поднять цену на 10% без изменения количества. То есть увеличение цены в данном случае будет вторичным по отношению к пересмотру объема поставки. При этом увеличение объема поставки необязательно должен сопровождать рост цены.
Важно учитывать, что не допускается поднимать цену на 10% только за счет увеличении поставки отдельной позиции (например, из 100 позиций, которые предполагаются к поставке, увеличить стоимость одной позиции). Изменять поставляемую номенклатуру продукции при этом не допускается (например, нельзя исключать старые товары и включать новые). При неделимой закупке изменяется цена всех товаров сразу. Право изменить контракт нужно указать в закупочной документации и самом контракте. Соответствующие изменения вносятся по соглашению сторон.
Пересмотреть цену в пределах 10% допускается и за счет пропорционального снижения объема товаров, работ и услуг. Правила и условия будут аналогичны тем, которые действуют при увеличении цены.
Для пересмотра объема поставки (например, из-за сокращения лимитов бюджетных обязательств) нужно учитывать установленные правила. В первую очередь, заказчик должен исполнить свои обязательства по контрактам на поставку товаров, необходимых для жизнеобеспечения граждан. Это договоренности, предполагающие поставку продуктов питания, лекарств, топлива, услуг медицинской помощи и пр.
Сокращение объемов происходит с учетом размера снижения цены контракта и необходимости сохранения прибыли поставщика. Такая прибыль не может превышать 1% от затрат поставщика на покупку полуфабрикатов и 20% – в отношении остальных затрат. Количество товаров, работ и услуг сокращается в размере, определяемом поставщиком. Ему необходимо приложить расшифровку расходов, связанных с исполнением контракта, расчет и обоснование прибыли по нему.
Согласно п 1 ст 451 ГК России существует декларация общих норм для всех договоров. Осуществлять корректировку или расторжение контракта необходимо при наличии обстоятельств, на основании которых составлялось соглашение об изменении контракта и вместе с этим оно изменилось, какой-либо другой порядок действий не предполагался документом. Не подвергаются корректировкам существенные условия, но возникают исключительные случаи, они прописаны в ст 95 44 ФЗ. Наш «Центр» оказывает помощь при участии в закупках, оказывая при этом комплексное сопровождение на всех этапах закупки.
В документации к закупкам и в контракте можно проводить корректировку следующих составляющих:
- происходит снижение лимитов бюджетных обязательств;
- если осуществляется регулирование цен на уровне законодательства;
- если происходит обеспечение экстренной помощью гражданина России, который находится за границей, на основании этого в контракте указывается возможность для корректировки цены;
- согласно принятому решению Правительства России, если время исполнения федерального контракта будет составлять 3 года и более, а цена не должна быть больше 10 млрд руб без изменения данных требований контракт действовать не будет.
Когда образец не подписывают
Образец дополнительного соглашения не изменяет:
- Страну происхождения товара, если запрет прописан в нормативных актах в рамках национального режима по ч. 6 ст. 14 44-ФЗ.
- Поставщика, кроме уступки третьему лицу права требования к заказчику об исполнении денежного обязательства (п. 17 обзора судебной практики Президиума Верховного Суда от 28.06.2017).
- Предмет.
- Другие условия, если не соблюдаются условия по ст. 95 44-ФЗ.
Изменять предмет госконтракта по общему правилу нельзя, но некоторые контракты меняют, если есть решение Правительства, региональных властей или местной администрации. Например, это относится к госконтрактам:
- для федеральных нужд на срок от трех лет и ценой от 10 млрд руб., а по сделкам на клинические исследования лекарств — от 40 млн руб.;
- для региональных нужд на срок от трех лет и ценой от 1 млрд руб.;
- для нужд муниципального образования со сроком исполнения от года и ценой от 500 млн руб.
Ставка НДС увеличилась с 18% до 20% с 01.01.2019 г. В связи с этим в 44-ФЗ появилось еще одно основание для изменения существенных условий. Корректировка условий проекта контракта по 44-ФЗ из-за изменения ставки НДС происходит на основании ч.54 ст.112 44-ФЗ.
До 01.10.2019 г. по взаимному согласию сумма договора в рамках срока его исполнения увеличивается в пределах увеличенной ставки НДС, если выполняются следующие условия:
- контракт был подписан до 01.01.2019 г.;
- положениями договора (в том числе при обосновании НМЦК) не предусмотрена увеличенная с 01.01.2019 г. ставка НДС;
- приемка и оплата ТРУ осуществляется после 01.01.2019 г.
По всему миру распространяется коронавирусная инфекция (COVID-19). В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в нашей стране у участников закупок возникает очень много вопросов. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. дает ответы на некоторые из них. Однако остаются неясные моменты, которые требуют отдельного разъяснения. Например, заказчики и исполнители интересуются о сроках выполнения договорных обязательств.
Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 443, принятое в развитие ст. 111 44-ФЗ, действует только в рамках 44-ФЗ: от планирования закупки до заключения договора. При этом данный нормативный документ ничего не говорит о контрактных отношениях, в том числе не поясняет, как быть сторонам со сроками работ, предусмотренных контрактом: продлевать или нет?
Ответ на этот вопрос частично дает Указ Президента РФ от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ № 239). В п.2 Указа говорится, что виды организаций, деятельность которых приостанавливается на территории конкретных субъектов РФ, определяются руководителями регионов. Однако эти ограничения не действуют на организации, указанные в п.4 данного регламента. Следовательно, если исполнитель относится к списку исключений по п.4 Указа № 239, либо под исключения, установленные главами субъектов РФ, такой исполнитель обязательно должен исполнить свои обязательства в сроки, обозначенные в контракте.
Однако ч.65 ст.112 44-ФЗ можно рассматривать как исключение из данного правила. Названное положение разрешает заказчикам и поставщикам оформить соглашение к контракту о корректировке его условий, если обязательства невозможно выполнить из-за COVID-19. Но такое соглашение заказчик вправе подписать только с разрешения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, а это очень затруднительно.
Вторая ситуация: исполнитель подпадает под исключения и обязан приостановить свою деятельность на основании решения главы субъекта РФ на территории такого субъекта. Моя точка зрения такова: исполнитель должен уведомить заказчика о невозможности выполнения работ, сославшись на Указ № 239 и решение главы региона. Заказчик не имеет права наложить на исполнителя штрафы в указанном случае, т.к. вины исполнителя за нарушение обязательств нет, но и не может продлить сроки контрактных работ в отсутствие положительного решения, в соответствии с ч.65 ст. 112 44-ФЗ.
У заказчика есть два пути выхода из данной ситуации:
- расторгнуть контракт с поставщиком по взаимному соглашению, сославшись на ч.8 ст.95 44-ФЗ;
- принять товар с просрочкой, формально начислить поставщику пени, включить такое начисление в реестр контрактов, а затем списать пени в порядке, установленном Правительством РФ (ч.42.1 ст.112 44-ФЗ) (прим.: на момент написания статьи Правительство РФ пока не утвердило порядок списания неустойки в 2020 г.).
Несколько иначе ситуация обстоит с продлением сроков по контракту 44-ФЗ во время карантина. В этом случае постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 443 позволяет продлить срок выполнения работ, но этот срок не должен превышать период от даты заключения договора до окончания карантина (пп.«д» п.1 Постановления № 443).
Соглашение о корректировке сроков должно быть достигнуто сторонами в процессе заключения контракта, а не после его подписания.
Требования к оформлению
В статье 450 ГК указано, что стороны сделки могут вносить изменения в ранее заключенный договор. При этом требуется согласие обеих сторон, если прочего не установлено договором или законом. Менять можно практически любой пункт. К примеру, положения о стоимости, сроках, банковских реквизитах. Рассмотрим положения, которые должны быть в допсоглашении:
Положение соглашения | Разъяснения |
---|---|
Сведения об участниках | Подразумеваются стороны, участвующие в сделке (к примеру, арендодатель и арендатор) |
Отсылка к основному договору | Допсоглашение самостоятельным документом не является. А потому в нем обязательно должна быть ссылка на договор, пункт которого нужно изменить |
Прежний пункт | Желательно дать ссылку на тот пункт, который нужно изменить. Однако это не обязательно |
Новый пункт | Нужно указать обновленную редакцию пункта |
Подписи участников | Без них допсоглашение не наделяется юридической силой |
При составлении соглашения нужно учесть положения статьи 452 ГК. В ней указано, что к допсоглашению предъявляются те же требования, что и к основному договору. Если договор требуется заверять у нотариуса, то и допсоглашение нужно заверять.
В процессе заключения договоров случаются такие ситуации, когда одна из сторон частично не согласна с некоторыми пунктами соглашения. Чаще всего урегулирование осуществляется в устной форме. Но такие согласования не имеют юридической силы, и в случае возникновения споров сослаться на них будет невозможно. Поэтому законодательством предусмотрен следующий выход: составляется протокол разногласий, который представляет собой письменное дополнение к договору, подписанное обеими сторонами. В этом протоколе стороны договариваются о внесении изменений только в те пункты договора, по которым существуют несогласия. Это означает, что составление протокола позволяет, не меняя основных пунктов договора, согласовать и внести частичные изменения только в отдельные его положения.
Данное дополнение должно быть оформлено как отдельный документ и включать следующие пункты:
- реквизиты основного договора: наименования сторон, номер, место и дата заключения, подписи и печати сторон;
- краткая содержательная часть (чаще всего в виде таблицы, далее – подробней);
- собственный номер;
- дата протоколирования спорных вопросов (может не совпадать с датой подписания договора).
Что такое дополнительное соглашение?
Не стоит недооценивать важность дополнительного соглашения: по 44-ФЗ его посредством вносятся правки и дополнения в действующий контракт. Данный документ равен государственному контракту, и согласно 44-ФЗ он подписывается сторонами при необходимости.
Дополнительное соглашение (ДС) — это документ, в который вносятся корректировки в заключенный по результатам осуществления закупки контракт, и является его неотъемлемой частью. Соглашение приобретает юридическую силу и начинает работать после подписания основного документа. ДС не следует путать с другими дополнительными документами для исполнения обязательств по договору (например, техническое задание и др.).
Право внесения корректировок указано не только в 44-ФЗ, но и в ГК РФ (ст.451). Согласно п.1 ст.451 ГК, изменение и расторжение ранее подписанных договоров возможно при существенных изменениях обстоятельств, действовавших в момент подписания договоров, а альтернативный порядок действий договором не был предусмотрен, и это невозможно было предусмотреть во время подписания контракта.
Также с помощью допсоглашения можно отменить госконтракт. Делается это по взаимному согласию, а не вследствие невыполнения своих обязательств сторонами.
Допсоглашение к контракту: когда и как можно изменять условия
Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками; б) заказчики в течение трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте «а» настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона; в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте «б» настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей. (часть 15 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 365-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 16.