Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Техосмотр в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если говорить о формальностях, то на данный момент законопроект пока не вступил в силу. Но 22 декабря закон уже был принят в третьем чтении. Осталось подождать, пока документ подпишет президент, и его опубликуют. Пока этого не произошло, нельзя сказать, что техосмотр официально отменен. Но это не более чем формальность, поскольку отмена является исключительно делом времени. На то чтобы окончательно утрясти все формальности, нужно всего пару дней. Так что до конца года техосмотр официально отменят. Большинство автовладельцев это понимает, поэтому, как утверждают работники пунктов техосмотра, клиентов стало заметно меньше.
Кто имеет право на льготный ТО
Термин «техосмотр для льготников» появился ещё в 2005 году. Именно в это время субъекты Федерации были наделены полномочиями самостоятельно определять категории граждан, которые могут бесплатно воспользоваться услугами аккредитованных операторов ТО. В связи с этим в масштабах страны не существует единого перечня льготников по техосмотру.
Льготы при прохождении техосмотра в 2023 году в большинстве случаев предоставляются:
- пенсионерам – мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет;
- лицам, получившим звание Героя Советского Союза и РФ;
- кавалерам орденов Славы;
- ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС;
- лицам, пострадавшим во время ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
- инвалидам I-II, а в некоторых регионах – и III группы;
- общественным организациям помощи инвалидам, зарегистрированным в качестве юридических лиц и имеющим транспортные средства, используемые в целях осуществления своей профильной деятельности.
Бесплатное ТО для пенсионеров в Москве и регионах
Программа льготного техосмотра для пенсионеров реализуется по всей стране, но в регионах различаются пункты ТО, предоставляющие услуги пенсионерам на бесплатной основе. Но такие СТО должны быть в каждом регионе. Обращаться надо в Департамент транспорта или местную администрацию.
В некоторых регионах действуют лимиты по льготным ТО на месяц, поэтому обращаться к властям стоит заблаговременно. Другие субъекты предоставляют льготу пенсионерам только единожды, а все остальные осмотры пенсионеры проводят за свой счет. Это зависит от возможностей муниципального бюджета.
На территории Москвы и Подмосковья ТО для пенсионеров на льготной основе можно пройти в 38 городских пунктах. Контракты о сотрудничестве с московским Правительством подписали 35 компаний. Чтобы узнать, какие из операторов предоставляют услуги по предоставлению бесплатных ТО, нужно позвонить в Департамент Транспорта Москвы или уточнить сведения на официальном сайте ведомства.
Что говорят операторы?
Разумеется, представители отрасли в лице многочисленных операторов техосмотра остались крайне недовольными принятыми региональными властями решениями.
Часть из них заявляет, что собирается обращаться к чиновникам с просьбой пересмотреть тарифы, другие – говорят о вынужденном закрытии бизнеса, который остается нерентабельным даже в изменившихся условиях.
Но есть и те операторы, для которых ничего не меняется: они не видят существенных улучшений и перспектив на фоне незначительного повышения цены своих услуг, поэтому готовы придерживаться многолетней практики, где помимо, собственно, самого техосмотра и получения диагностической карты, станция предлагает «добровольно» воспользоваться иными сопутствующими услугами, которые и компенсируют накладные расходы.
Никуда не исчезла и другая проблема – широкого распространения т. н. «серых» диагностических карт или, другими словами, подделок либо документов, выданных без проведения проверки технического состояния транспортного средства.
А это – еще один фактор, который нивелирует любые попытки властей помочь операторам выйти на окупаемость, а затем и на ожидаемую прибыль. Наконец, многолетнее отсутствие какого-либо контроля за сферой ТО и регулирования цен привело к тому, что станции ТО давно приняли «правила игры» и начали существовать в реальных рыночных условиях, где им приходится самим устанавливать расценки, не глядя на тарифы.
Техосмотр не обязателен, но…
Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.
Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.
Обязательный технический осмотр автомобиля
Важно! Пенсионеры могут пройти технический осмотр машины у официального дилера или на специализированной станции при ГИБДД.
Государство предусмотрело для граждан пенсионного возраста возможность бесплатного прохождения техосмотра их транспортных средств. Пенсионеры, зарегистрированные в любом регионе страны, могут оформить данную льготу — им, как и другим автовладельцам, необходимо проходить техосмотр, как только автомобиль достигнет трехлетнего возраста. Граждане, не имеющие прав на льготу, оплачивают услугу в зависимости от 2 показателей:
- категории автомобиля;
- тарифной сетки (различна во всех субъектах РФ, поскольку утверждается региональными властями).
Важно! Проходить техосмотр необходимо каждый год. В ходе проверки внимание уделяется общей исправности основных узлов и агрегатов, двигателю, тормозным системам, шинам и колесам, жидкостям, наличию огнетушителя и аптечки (лекарства не должны быть просрочены).
Если при техническом осмотре выясняется, что какая-либо деталь автомобиля неисправна, пенсионер обязан, наравне со всеми, в течение 21 дня устранить неполадки и заново пройти проверку. Если техосмотр не пройти, у пенсионера не будет в наличии талона о прохождении проверки и диагностической карты, без которых страховые компании не выдают полисы ОСАГО и КАСКО. Освобождены от техосмотра только пенсионеры:
- владеющие автомобилем, возраст которого менее 3 лет;
- управляющие мотоциклом в возрасте до 3 лет;
- владеющих прицепом или полуприцепом обозначенного выше возраста.
Техосмотр в 2023 году: новые правила для владельцев авто
Согласно принятому в конце прошлого года 494-ФЗ Закону № 494, правила проведения технических осмотров уже изменены с 2023 года. Теперь эта процедура является добровольной для владельцев личных автомобилей и мотоциклов. Владельцы такси, автобусов и грузовиков в обязательном порядке проходят техосмотр.
Кроме того, обязательный осмотр применяется в следующих ситуациях:
- Если владелец регистрирует транспортное средство, год выпуска которого превышает четыре года, включая год выпуска.
- При смене собственника автомобиля, с года выпуска которого прошло четыре года, включая год выпуска.
- При изменении конструкции автомобиля или основных агрегатов — например, при установке газового оборудования.
- Если сотрудник ГИБДД визуально обнаружил признаки технической неисправности автомобиля и счел это угрозой безопасности движения.
- При выезде за границу на автомобиле в любом возрасте на границе потребуется документ российского образца.
Купить полис ОСАГО на автомобили можно без карты техосмотра и диагностики.
Что делать когда осмотр авто пройден
Если все показания транспорта в норме, в диагностической карте владельца появится отметка о том, что транспорт безопасен и его использование разрешено.
Если специалисты выявят технические ошибки, они поставят отметку на карте о необходимости устранения недостатков. Это необходимо сделать в течение 20 календарных дней, после чего приехать в пункт ТО для повторного осмотра. Повторная процедура займет меньше времени – будут проверены только неисправные устройства. Если все пойдет хорошо, информация в диагностической карте изменится.
После проверки на транспортное средство вносится электронная диагностическая карта. Доступ к нему имеют владелец автомобиля, страховые компании и правоохранительные органы. По желанию владельца документ можно получить в бумажном виде, но такую карточку, скорее всего, никто не покажет: страховые компании и ГИБДД давно используют простую информационную систему.
Почему медицинская справка больше не нужна для ТО
Дело в том, что до 2010 года список необходимых для ТО документов был другим, поэтому вопрос о медсправке вполне закономерен. Раньше водители должны были предоставить такой пакет:
- водительские права;
- полис обязательного страхования ОСАГО;
- гражданский паспорт;
- документы на машину (ПТС, СТС, имущественные бумаги);
- квитанции об оплате государственных пошлин;
- медицинскую справку о состоянии здоровья водителя, подтверждающую его пригодность.
Однако позднее этот перечень сократили, упразднив большую часть пунктов. Чем это обусловлено?
- Во-первых, ТО осуществляется в частном порядке, поэтому госпошлина уже не оплачивается, соответственно, квитанции об её оплате вычеркнуты из списка обязательных документов.
- Во-вторых, при получении водительского удостоверения автомобилист подтверждает свою пригодность, оформляя медицинскую справку, поэтому она не требуется.
- В-третьих, глобальная компьютеризация в полной мере обеспечивает операторов необходимой информацией. В базе ЕАИСТО, к которой имеют доступ все лицензированные организации, проводящие техосмотр, присутствуют данные о водителе и автомобиле, поэтому водительское удостоверение, полис и прочие лишние документы не являются необходимыми. Тем более, что теперь ТО проводится именно для того, чтоб получить страховку, а не наоборот.
Таким образом, законодатели облегчили процедуру и для ГИБДД, и для водителей, и для операторов. Инспектору достаточно увидеть полис ОСАГО, чтобы понять, что машина вовремя прошла ТО, а водителю не нужно собирать лишние документы, ведь изготовление мед. справки тоже требует временных затрат. Сотруднику автосервиса в свою очередь тоже не придётся изучать кипу бумаг – достаточно авторизоваться в системе ЕАИСТО и найти информацию в онлайн-режиме, а по факту прохождения проверки – пополнить базу новыми данными.
Порядок прохождения техосмотра в 2021 году
Порядок прохождения техосмотра автомобиля разработан и имеет строгий алгоритм, нарушение которого может привести к отмене процедуры, и ее придется затем проходить повторно. Поэтому автовладельцам следует разобраться в алгоритме и четко его соблюдать.
Прежде всего, следует изучить список аккредитованных реестром операторов ТО станций техобслуживания и выбрать ту, которая подходит вам. Затем нужно связаться с СТО и договориться о дате и времени прохождения техосмотра.
Для проведения техосмотра нужен автомобиль, его документы и документы автовладельца. Перед процедурой сверяются номера VIN, кузова, кабины, рамы. Если все совпало, оплачиваете услугу и отправляетесь на техосмотр. Если номера не совпадают, в базе данных это будет отражено, а в техосмотре будет отказано (не исключено прекращение регистрации и уголовное разбирательство).
Процедура ТО носит диагностический характер и осуществляется с целью выявления неисправностей или других нарушений, влияющих на безопасность вождения. Осмотр для автомобилей, бывших в употреблении менее 3 лет, не обязателен, и проводится только при оформлении страхового полиса ОСАГО. Машины, находящиеся в эксплуатации дольше трехлетнего срока, необходимо проверять регулярно.
Пригодность ТС к дальнейшему использованию фиксируется в диагностической карте. Этот документ подписывается экспертом после проверки основных элементов конструкции авто.
Важно знать! Во время техосмотра оценивается состояние рулевой и тормозной системы, двигателя, светового оборудования. Учитывается наличие повреждений на стеклах и корпусе машины, соответствие установленным требованиям автомобильной аптечки и огнетушителя.
Техосмотр для инвалидов
Граждане с инвалидностями 1,2 или 3 группы также могут обратиться в любой из пунктов, и техосмотр будет оплачен из областного бюджета по указанию Правительства Москвы. Для использования льготы достаточно иметь при себе вышеперечисленные документы и удостоверение инвалида.
При обращении в техцентр важно обратить внимание на несколько моментов:
- У него должна быть соответствующая лицензия.
- Специалистам, проводящим осмотр, необходимо иметь как минимум первую квалификацию.
- У сервиса должны быть соглашения с компаниями, производящими автомобили.
- Требуется наличие новейшего программного обеспечения для диагностики.
- Обязательно наличие инструментов и профессионального оборудования.
На начальном этапе с клиентом заключается договор о прохождении техосмотра. По окончании процедур выдается диагностическая карта, которая впоследствии предоставляется специалисту по страхованию при покупке ОСАГО.
Новые автомобили предоставлять на осмотр первые 3 года после выпуска не нужна. Когда транспортному средству исполняется 36 месяцев, процедура проводится 1 раз в 2 года, по истечении 7 лет – ежегодно.
Сравнительная таблица изменений 2023 года
Новые правила 2023 года внесли серьезные коррективы в процесс проведения ТО и утвердили постоянный контроль за их исполнением на дороге.
Изменения | Что было до 2023 года | Новые правила |
Доступный формат оформления диагностической карты | Через фактический техосмотр авто или дистанционное оформление без фактического техосмотра | Исключительно через фактическое проведение техосмотра с усиленными мерами контроля |
Формат выпуска диагностических карт | Ранее наблюдалась тенденция по оформлению электронных ДК. | Сейчас оформление электронных ДК стало обязательным. |
Угроза аннулирования карты | Была минимальной | Усилилась из-за введенных мер контроля. Сотрудники ГИБДД могут просматривать сведения по ним в единой базе. |
Стоимость проведения техосмотра | Порядок назначения цен контролируется законодательно. В том числе ФЗ №170 от 2011 года. | Порядок расчета остался прежним. Рассматривается возможность отмены предельных цен. |
Частота проведения техосмотра | На данный момент по этому вопросу действует ФЗ № 98 от 2020 года, который внес изменения в положения ФЗ № 170 от 2011 года. Новых правил в 2021 году введено не было. |
Федеральная антимонопольная служба еще в 2020 году заявляла о том, что операторов, возможно, не стоит сдерживать предельными расценками за ТО. Это поможет обеспечить конкуренцию и повышение качества услуг. Тем более теперь для осуществления деятельности им придется закупить новое оборудование (для фотофиксации), соответственно затраты увеличатся. Но пока что это только предложение.
Обязательный технический осмотр автомобиля
Важно! Пенсионеры могут пройти технический осмотр машины у официального дилера или на специализированной станции при ГИБДД.
Государство предусмотрело для граждан пенсионного возраста возможность бесплатного прохождения техосмотра их транспортных средств. Пенсионеры, зарегистрированные в любом регионе страны, могут оформить данную льготу — им, как и другим автовладельцам, необходимо проходить техосмотр, как только автомобиль достигнет трехлетнего возраста. Граждане, не имеющие прав на льготу, оплачивают услугу в зависимости от 2 показателей:
- категории автомобиля;
- тарифной сетки (различна во всех субъектах РФ, поскольку утверждается региональными властями).
Важно! Проходить техосмотр необходимо каждый год. В ходе проверки внимание уделяется общей исправности основных узлов и агрегатов, двигателю, тормозным системам, шинам и колесам, жидкостям, наличию огнетушителя и аптечки (лекарства не должны быть просрочены).
Если при техническом осмотре выясняется, что какая-либо деталь автомобиля неисправна, пенсионер обязан, наравне со всеми, в течение 21 дня устранить неполадки и заново пройти проверку. Если техосмотр не пройти, у пенсионера не будет в наличии талона о прохождении проверки и диагностической карты, без которых страховые компании не выдают полисы ОСАГО и КАСКО. Освобождены от техосмотра только пенсионеры:
- владеющие автомобилем, возраст которого менее 3 лет;
- управляющие мотоциклом в возрасте до 3 лет;
- владеющих прицепом или полуприцепом обозначенного выше возраста.
Как часто нужно проходить техосмотр
Все автомобили младше четырех лет освобождены от необходимости проходить техосмотр. Срок увеличился на один год, раньше в правилах было прописано 3 года. Владелец автомобиля, находящегося в возрасте от 4 до 10 лет, должен проходить технический осмотр один раз в два года. Прежние требования колебались в промежутке от 3 до 7 лет. Автомобили старше 10 лет обязаны проходить техосмотр каждый год. Эти все сроки также касаются механизмов в виде мотоциклов, прицепов, грузового транспорта массой до 3,5 тонн.
Автомобили, работающие в такси, обязаны проходить техосмотр ежегодно. Независимо от возраста автомобиля также ежегодно подвергаться техническому осмотру будут автобусы, грузовики с массой выше 3,5 тонн, учебные автомобили младше 5 лет. Если учебные автомобили будут возрастом старше 10 лет, техосмотр им положено проходить раз в 6 месяцев.
Получится ли купить поддельную карту?
После принятия закона, позволяющего не ГИБДД, а сторонним дилерским центрам проводить ТО и заниматься выдачей техосмотра, появилось немало мошенников. Перед тем как проходить техосмотр, необходимо проверить центр по единой базе реестра на сайт РСА. Почему так важно, чтобы документ не был поддельным? Дело в том, что если в случае ДТП он окажется фиктивным, то по полису ОСАГО выплат не будет.
Владелец автомобильного средства, который покупает поддельный документ без осмотра автомобиля, сильно рискует. Если карту не зарегистрируют в ЕАИСТО, получить полис ОСАГО будет невозможно. Такой документ окажется недействительным и придется еще раз проходить техосмотр и снова платить.
Для получения карты диагностики транспортного средства необходимо обращаться только в проверенные центры, у которых не отозвана аккредитация. Нет необходимости оформлять подделку, ведь цена документа не так уж и велика.
С какими дефектами и повреждениями автомобиль точно не пройдет ТО
ТС не будет допущено на техосмотр, если автолюбитель не предоставит документы, необходимые для процедуры.
Авто не пройдет ТО при наличии следующих несоответствий:
- Неисправность тормозной системы авто. Ее несоответствие ГОСТу Р 51709-2001. Это подразумевает нарушение целостности гидравлической системы тормоза, низкое давление, необеспечение эффективной остановки авто.
- Рулевое управление неисправно.
- Недостатки, выявленные на осветительных приборах авто внешнего назначения: тип, цвет, количество. Несоответствие ГОСТу Р 51709-2001 регулировки фар. Нерабочее состояние внешних световых приборов, световозвращателей. На авто установлено:
- с передние стороны дополнительные световые приборы имеющие огни любого оттенка, за исключением белых, желтых, оранжевых;
- нештатные фонари заднего хода и освещения знака авто с огнями всех расцветок, кроме белой.
- Авто имеет нерабочие стеклоочистители или стеклоомыватели.
- На шинах имеются повреждения, отслоения протектора.
- Отсутствуют гайки и болты, имеются нарушения в формах и размерах отверстий крепления.
- Вредные вещества в выхлопных газах превышают граничный показатель, установленный текущими стандартами.
- Присутствуют нарушения герметичности топливной системы.
- Выявлены неисправности в выпускных каналах для отвода отработавших газов, дефект целостности вентиляции картера.
- Шумность работы мотора превышает пределы установленного стандарта по ГОСТу Р 52231-2004.
Как зарегистрировать автомобиль, если диагностическая карта просрочена
Для регистрации в ГИБДД машины, изготовленной более 4 лет назад, необходимо наличие действующей диагностической карты. Она подтверждает техническое состояние автомобиля и безопасность эксплуатации во время дорожного движения. Выдается автовладельцам при прохождении автомобилем очередного технического осмотра. Срок действия диагностической карты зависит от типа и возраста транспортного средства.
Диагностическая карта не обязательна для оформления легкового автомобиля моложе 4 лет. Автовладельцам такого транспорта сотрудники МРЭО ГИБДД не правомочны отказать в регистрации без прохождения ТО.
Если личный транспорт постоянно эксплуатируется, а диагностическая карта давно просрочена, то техосмотр лучше пройти, чтобы наверняка знать, что автомобиль находиться в исправном состоянии. Отсутствие своевременного техосмотра – риск для безопасности водителя и других участников дорожного движения.