Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности банкротства стратегических организаций и предприятий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если поручитель нарушил свои обязательства или же этапы финансового оздоровления и внешнего управления не привели к восстановлению платежеспособности, в отношении организации может быть начато конкурсное производство, подразумевающее продажу предприятия, однако реализовываться оно будет полностью, чтоб сохранить его деятельность.
Понятие и нюансы признания несостоятельности
В соответствии со ст. 169 Закона о несостоятельности, под градообразующей организацией понимается юридическое лицо, отвечающее одному из следующих признаков:
- число сотрудников составляет не менее 25% от общего количества работоспособных жителей конкретного населенного пункта;
- количество работников больше 5 тысяч.
Банкротство градообразующих организаций имеет свои нюансы, объясняющиеся особым статусом. Ликвидация предприятия имеет последствия не только для руководящего состава и владельцев бизнеса, но и для населения, в котором оно расположено.
Итак, особенности банкротства градообразующих организаций следующие:
- период финансового оздоровления юридического лица данного типа либо внешнего управления может быть продлен на 1 год, если в арбитраж будет предоставлено соответствующее поручительство;
- в договоре купли-продажи стратегического предприятия допускается включение условия о сохранении рабочих мест (до 50%) в течение конкретного периода, но не больше, чем на 3 года с даты продажи компании.
Перечень стратегических предприятий утвержден распоряжением Правительства РФ от 9 января 2004 г. №22-р, благодаря чему определение категорий юридических лиц перестало вызывать затруднения.
Проведение процедуры банкротства стратегических предприятий достаточно редкое, но возможное явление. Оно имеет свои нюансы, существенно осложняющие признание несостоятельности. Итак, особенности банкротства градообразующих организаций:
- инициируется при размере долга свыше 0,5 млн. рублей, а также в случае, если с даты последнего планируемого платежа прошло более полугода;
- перечень стратегических предприятий установлен законодательно (основные характеристики – количество сотрудников превышает 5 тыс. либо свыше 25% от общего числа работоспособных граждан конкретного населенного пункта);
- инициировать процесс признания банкротом могут как кредиторы, так и сам руководитель организации, также привлекается третья сторона – местный орган власти;
- этапы процедуры стандартные, но срок каждого увеличен за счет проведения максимального количества мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности;
- дополнительная стадия процедуры, не предусмотренная для остальных юридических лиц – поручительство органов власти, благодаря которому должнику предоставляется отсрочка по выплатам;
- при невозможности финансового оздоровления, запускается конкурсное производство, в ходе которого реализуется весь имущественный комплекс предприятия единовременно;
- новый владелец обязан сохранить не менее половины рабочих мест в последующие 3 года, иначе сделка купли-продажи будет аннулирована;
- выплаты по долгам имеют строгую очередность: сначала ликвидируются последствия для региона, далее выплачиваются зарплаты, затем компенсации и пособия. Оплата кредитов производится в последнюю очередь, если оставшихся средств не хватает, эти долги списываются;
- признание банкротом стратегических предприятий имеет масштабные последствия для экономики и социальной жизни региона.
Кредиторы, а также государственные органы, перед которым у стратегических предприятий имеется финансовая задолженность, в том числе и по погашению платежей общеобязательного характера, сумма которых превышает полмиллиона рублей, наделяются правом инициирования процедуры банкротства в отношении должника. Срок неисполнения обязательств при этом должен составлять не менее 6 месяцев.
Во время прохождения процедуры в качестве лица, представляющего должника, выступает федеральный орган, относящийся к ведомству исполнительных властей. Таким образом происходит реализация политики государства в конкретной экономической отрасли.
Суд обязан ввести на предприятие процедуру финансового оздоровления, если об этом ходатайствует учредитель должника, собственник его имущества или федеральный орган его представляющий. Такая же процедура вводиться по заявлению третьих лиц, которые выступили в качестве сторон, обеспечивающих полное исполнение финансовых обязательств предприятия стратегического типа.
В тех случаях, когда место имеет внешнее управление, со стороны внешнего управляющего должен быть разработан план оздоровления, который должен быть предоставлен в федеральные органы не позднее, чем за 15 дней до даты рассмотрения этого документа собранием кредиторов.
На основании такого плана федеральные органы разрабатывают мероприятия, которые позволят улучшить экономическое состояние путем проведения сделок с частью имущества организации.
В тех случаях, когда продажа организации неминуема, ее проводят на конкурсной основе, с условием обязательного сохранения целевого предназначения такого имущества в будущем и принятием покупателем обязанности по выполнению договоров госзаказа на поставку продукции, производимой на базе реализованного имущественного комплекса.
Предупредительные меры банкротства стратегических объектов
Предупредительные меры для стратегически важных объектов разрабатываются Правительством России и представляют собой следующее:
- Осуществление учета финансового состояния и анализирование деятельности предприятия на предмет установления способности выполнять обязательства и совершать платежи
- Выполнение реорганизационных мер в структуре оборонных предприятий и объектов
- Взятие на себя обязательств Правительством по ликвидации имеющихся задолженностей по оплате оборонного заказа государства, выполняемого данным предприятием
- Реструктурирование основных задолженностей и процентом по ним, а также штрафных санкций в отношении предприятия исполняющего оборонный заказ
- Взаимодействие по вопросам мировых соглашений между стратегическими объектами и кредиторами на предмет погашение задолженностей, а также предоставление гарантий государственного значения
- Проведение досудебных мер по финансовому оздоровлению данных предприятий;
- Совершение иных мер препятствующих к образованию банкротства на стратегически важных объектах, не противоречащих действующему законодательству
Кто является инициатором банкротства
Правом на обращение с заявлением наделены:
- руководитель градообразующей организации;
- государственные структуры, перед которыми у предприятия есть задолженность по обязательным платежам;
- кредиторы;
- нынешние и бывшие работники, не получившие свой заработок и выходные пособия.
Начать процесс банкротства может как сам руководитель, так и кредиторыРуководитель компании обязан подать заявление в арбитражный суд, если:
- возникла ситуация, при которой погашение одного долга приведет к невозможности ответить по финансовым обязанностям перед другими лицами;
- в случае возникновения одного из признаков банкротства.
Кредиторы, работники и государственные органы могут выступать инициаторами разбирательства после того, как в суде будет рассмотрено дело о взыскании задолженности и получен соответствующий исполнительный документ.
Банкротство стратегических предприятий и организаций – особенности
Стратегические предприятия и организации это те унитарные субъекты хозяйствования федерального значения, которые находятся в собственности государства и относятся к производителям продукции стратегического сектора.
К таковым можно отнести: предприятия оборонно-промышленного направления, организации научно-исследовательского характера, а также организации, продукция которых обеспечивает государственную безопасность, защиту прав и здоровья граждан.
Полный перечень предприятий стратегического значения определен и опубликован Правительством РФ.
Банкротство стратегических предприятий и организаций признается в тех случаях, когда субъект не способен удовлетворять кредиторские требования по обязательствам денежного характера, при этом неисполнение таких обязательств происходит на протяжении 6 месяцев, отсчет которых начат со дня, когда они подлежали фактическому исполнению.
Особенностью повода для возбуждения дел о несостоятельности данной категории предприятий является наличие финансовой задолженности перед кредиторами, общая сумма которой не может быть менее 500 тыс. руб.
Государство принимает весь спектр мер, направленных на недопущение банкротства предприятий и организаций данного типа, ввиду специфичности их производства и потребности в продукции, выполняемой ими
Процесс банкротства стратегических предприятий и организаций может быть запущен по заявлению:
- директора компании-должника;
- государственных органов, перед которыми у компании имеется долг;
- любыми лицами, имеющими право на выставление финансовых претензий к градообразующему предприятию;
- действующих и бывших сотрудников фирмы, не получивших причитающиеся выплаты (зарплаты, премии, пособия).
Это тоже важно знать:
Банкротство физических лиц: плюсы и минусы для должника
Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Задать вопрос
Руководители организации обязаны ходатайствовать о начале процесса банкротства, если:
Бесплатная консультация юриста
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Задать вопрос
- образовалась ситуация, при которой выплата по одному долгу сделает исполнение обязательств по остальным платежам невозможным;
- имеются реальные признаки несостоятельности.
Остальные могут инициировать процедуру только после того, как суд рассмотрит дело о взыскании долгов и вынесет соответствующее постановление.
Презентация на тему: «Понятие и признаки банкротства»
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовский технологический техникум сервиса»
(ГБПОУ РО «РТТС»)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по дисциплине: «Правовое обеспечение в профессиональной деятельности
»
на тему: «Понятие и признаки банкротства
»
Выполнил: Папикян М.А. студент 2 курса, группы№1
Преподаватель: Рачеева Л.А.
г. Ростов-на-Дону
2019 уч.г.
Актуальность исследования факторов, влияющих на финансовую состоятельность предприятий, причины и процедуры банкротства обусловлена тем, что в настоящее время российская экономика находится под воздействием ряда негативных моментов: кризис неплатежей, неэффективность управления, изношенное оборудование. Отсутствие инвестиционных вливаний в экономику ставит под вопрос само существование ряда предприятий. В настоящее время подъему многих, даже перспективных, предприятий препятствует огромная кредиторская задолженность перед поставщиками, бюджетом, трудовым коллективом.
Ни один инвестор не будет вкладывать средства, зная, что его деньги пойдут на погашение долгов предприятия. Некоторое улучшение, наблюдаемое в отечественной промышленности по объемным показателям, пока не сопровождается заметным улучшением платежной дисциплины. Размеры просроченной кредиторской задолженности продолжают увеличиваться.
Банкротство как механизм оздоровления экономики давно уже стало одним из основных инструментов западного рынка. Банкротство, безусловно, радикальная мера. Это последняя возможность сохранить то или иное предприятие от окончательного развала благодаря передаче управления неплатежеспособным предприятием от неэффективного собственника более эффективному.
В России процедура банкротства пока не отработана в полной мере, что часто вызывает разногласия сторон и конфликты. Из-за несовершенства действующего законодательства банкротство из средства оздоровления предприятия часто превращается в передел собственности, возможность избавиться от ненужных долгов или метод эффективного давления на собственника, что не всегда способствует улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия и, как следствие, лишь усугубляет общее положение в экономической и социальной сферах.
Законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой достаточно сложный комплекс правовых норм, которые содержатся в целом ряде нормативных актов.
Основным законодательным актом в данной области является Гражданский кодекс Российской Федерации, который содержит отдельные положения о несостоятельности (банкротстве) индивидуальных предпринимателей (ст.25 ГК РФ) и юридических лиц (ст.65 ГК РФ). Положения о банкротстве содержатся и в других статьях ГК РФ.
26 октября 2002 г. вступил в силу новый (третий по счету) Федеральный закон №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Согласно ст.3 Закона о несостоятельности к признакам банкротства относят следующие: юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Таким образом, современное понятие «несостоятельности (банкротства)» можно охарактеризовать следующими признаками:
-неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам, т.е. неспособность рассчитаться по долгам со всеми кредиторами;
— неспособность должника уплатить обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации;
— состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только после того как арбитражный суд констатирует наличие признаков неплатежеспособности должника, являющихся достаточным основанием для применения к нему процедур, предусмотренных Законом.
В соответствии с п.2 ст. 4 Закона, для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:
– размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;
– размер обязательных платежей без учета установленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
При этом важно подчеркнуть, что подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.
Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций
Понятие «градообразующее предприятие» характерно исключительно для российской экономики, являясь своего рода юридической реалией, поэтому проблема признания несостоятельности таких организаций может возникать только в российском законодательстве и отсутствует в правовых системах других государств. Что за процедура банкротство градообразующих организаций? Данная процедура чрезвычайно сложная, она имеет массу отрицательных последствий, поэтому необходимо вначале разобраться с определением термина.
В статье подробно поговорим, что такое банкротство стратегических предприятий и организаций.
Градообразующим может называться организация, имеющая статус юридического лица, в штате которой содержится более 25% от работоспособного населения города. Данное определение регламентирует 169 статья закона «О несостоятельности».
Также к данной категории предприятий могут быть отнесены организации, штат которых превышает 5 тысяч сотрудников, а присвоение статуса зависит от важности конкретного предприятия для населенного пункта, в котором оно расположено.
Правом на обращение с заявлением наделены:
- руководитель градообразующей организации;
- государственные структуры, перед которыми у предприятия есть задолженность по обязательным платежам;
- кредиторы;
- нынешние и бывшие работники, не получившие свой заработок и выходные пособия.
Начать процесс банкротства может как сам руководитель, так и кредиторыРуководитель компании обязан подать заявление в арбитражный суд, если:
- возникла ситуация, при которой погашение одного долга приведет к невозможности ответить по финансовым обязанностям перед другими лицами;
- в случае возникновения одного из признаков банкротства.
Кредиторы, работники и государственные органы могут выступать инициаторами разбирательства после того, как в суде будет рассмотрено дело о взыскании задолженности и получен соответствующий исполнительный документ.
Уполномоченные органы обязаны предварительно вынести решение о возбуждении производства. Обращению кредитора с заявлением о банкротстве должна предшествовать публикация уведомления о намерении сообщить о разорении компании в суд.
Согласно законодательству, банкротство юрлиц оформляется при наличии двух сторон (истца и ответчика, которые представлены должником и кредитором (или советом кредиторов)).
Особенности рассмотрения дел о несостоятельности градообразующих предприятий подразумевают также наличие третьей стороны: органы местного самоуправления.
Кроме того, принимать участие в деле могут представители региональной или федеральной власти.
Реальная процедура банкротства градообразующего предприятия будет очень длительной, потому что все стороны процесса будут прикладывать максимальные усилия, чтобы спасти предприятие, на котором работает огромное количество людей.
Бесплатная консультация юриста
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Задать вопрос
Бесплатная консультация юриста
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Любая подобная процедура начинается с этапа наблюдения. Длительность процесса анализа деятельности предприятия и выявления причин негативной ситуации на предприятии не должна превышать 6 месяцев. Задачи этапа такие:
- проверка финансовой отчетности;
- выявление заведомо убыточных для компании сделок;
- проверка наличия резервов для выведения компании из кризиса.
Второй этап процедуры касательно градообразующих предприятий — ключевой. Речь идет о процессе финансового оздоровления. Основные методы восстановления платежеспособности градообразующего предприятия таковы:
- выделение средств из бюджетов разных уровней;
- проведение реструктуризации в самой компании;
- оптимизация структуры компании;
- оптимизация и жесткая экономия средств предприятия.
Оздоровление компании градообразующего типа может проводиться более длительный период времени, чем предусмотренный в законе максимальный срок длительности этого этапа — 24 месяца.
Процедура внешнего управления, которая наступает вслед за оздоровлением, также очень важна. В процессе наблюдения обязательно будут выявлены моменты, которые мешают оздоровлению компании:
- наличие убыточных филиалов;
- слишком раздутый штат сотрудников;
- использование устаревшего энергозатратного оборудования.
На этапе внешнего управления важно продолжить увеличение показателей компании и вместе с этим обеспечить:
- продажу убыточных филиалов предприятия;
- отказаться от устаревшего оборудования и постепенно заменить его модернизированным;
- оптимизировать штатную численность сотрудников.
Срок внешнего управления на градообразующем предприятии может определяться в зависимости от конкретной необходимости.
Для спасения градообразующих предприятий используется специальный этап, наличие которого не предусмотрено в стандартной процедуре банкротства — поручительство. В качестве поручителей могут выступать исключительно органы власти. На это этапе заключаются дополнительные соглашения с кредиторами и устанавливается отсрочка по кредитам.
В случае нарушения поручителем своих обязательств перед кредиторами вводится конкурсное производство. На этом этапе производится продажа предприятия другому собственнику. Имущественный комплекс реализовывается сразу полностью, потому что для региона важно сохранить функционирование предприятия.
После получения средств от продажи производится удовлетворение требований кредиторов. Важно отметить специфику очередности выплат:
- ликвидация негативных последствий для региона от банкротства предприятия;
- погашение задолженности по заработной плате;
- выплата различных компенсаций и выходных пособий сотрудникам;
- погашение задолженности по кредитам (законодательство допускает списание части долгов, если средств на их полную выплату после выполнения обязательств перед регионом и сотрудниками недостаточно).
Процедура признания финансовой несостоятельности подразумевает и такую возможность. Поручительство дает возможность получения отсрочки со стороны кредиторов, а поручителем могут выступать субъекты местной, региональной или федеральной власти, которые берут на себя денежные обязательства предприятия-должника.
Если поручитель нарушил свои обязательства или же этапы финансового оздоровления и внешнего управления не привели к восстановлению платежеспособности, в отношении организации может быть начато конкурсное производство, подразумевающее продажу предприятия, однако реализовываться оно будет полностью, чтоб сохранить его деятельность.
Согласно законодательству, договор купли-продажи градообразующего предприятия обязывает нового владельца сохранить не менее 50% рабочих мест организации сроком до 3 лет. В случае нарушения условий договора, он расторгается арбитражным судом, и сделка признается недействительной.
Особенности банкротства градообразующих предприятий подразумевают некоторые нарушения очередности выплат средств кредиторам.
Бесплатная консультация юриста
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Бесплатная консультация юриста
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
В первую очередь средства будут направлены на ликвидацию негативных последствий для региона от признания несостоятельности предприятия.
Вторым пунктом идет выполнение обязательств перед работниками, согласно условиям трудовых договоров. Далее выплачиваются компенсации лицам, здоровью и жизни которых нанесен вред деятельностью организации.
В последнюю очередь удовлетворяются требования кредиторов. Если средств недостаточно, остаток долга списывается.
Следует отметить, что банкротство градообразующих предприятий – достаточно редкое явление, поскольку используются все законно возможные способы, чтобы избежать подобного.
Признание крупной компании несостоятельной может стать настоящей трагедией для региона. Выделяют несколько групп последствий, основные из которых:
- экономические – общий упадок финансового состояния города, невозможность административной единицы наполнять казну в необходимой мере, уменьшение доходов бюджетов;
- социальные – безработица и снижение уровня жизни населения;
- экологические последствия.
Таким образом, банкротство градообразующих компаний крайне нежелательно не только местной власти, но и всему государству. В большинстве случаев предприятия удается спасти с помощью вмешательства органов власти.
Понятие и нюансы признания несостоятельности
В соответствии со ст. 169 Закона о несостоятельности, под градообразующей организацией понимается юридическое лицо, отвечающее одному из следующих признаков:
- число сотрудников составляет не менее 25% от общего количества работоспособных жителей конкретного населенного пункта;
- количество работников больше 5 тысяч.
Банкротство градообразующих организаций имеет свои нюансы, объясняющиеся особым статусом. Ликвидация предприятия имеет последствия не только для руководящего состава и владельцев бизнеса, но и для населения, в котором оно расположено.
Итак, особенности банкротства градообразующих организаций следующие:
- период финансового оздоровления юридического лица данного типа либо внешнего управления может быть продлен на 1 год, если в арбитраж будет предоставлено соответствующее поручительство;
- в договоре купли-продажи стратегического предприятия допускается включение условия о сохранении рабочих мест (до 50%) в течение конкретного периода, но не больше, чем на 3 года с даты продажи компании.
Перечень стратегических предприятий утвержден распоряжением Правительства РФ от 9 января 2004 г. №22-р, благодаря чему определение категорий юридических лиц перестало вызывать затруднения.
§ 5. Банкротство стратегических предприятий и организаций
Чтобы объявить себя банкротом добровольно, уполномоченное лицо юрлица должно подать заявление в арбитражный суд по адресу нахождения (стат. 33 Закона № 127-ФЗ). Но такое право есть, помимо организаций, и у других органов. Как правило, банкротство хозяйствующих субъектов инициируется по заявлению налоговых органов, кредиторов, социальных фондов, прокураторы, то есть любым финансово заинтересованным участником взаимоотношений. Кредиторы защищены законодательно и могут реализовать судебный иск в целях получения гарантий собственных интересов, а к должнику предъявляется такая обязанность для восстановления платежеспособности бизнеса и возврата предприятия к нормальному прибыльному функционированию.
- Если обнаружилось, что юрлицо не располагает достаточными денежными средствами для полных расчетов по накопленным обязательствам на сумму свыше 300000 руб. и с периодом просрочки от 3 мес.
- Если в ходе ликвидации нерентабельной компании выяснился факт неплатежеспособности с признаками несостоятельности по Закону № 127-ФЗ.
При втором варианте развития событий должник обязан обратиться в арбитражный суд в срок до 30 дн. от момента выявления указанных признаков. Нередко это случается при составлении итоговых годовых отчетов, проведении аудиторской проверки независимыми специалистами и распределении дивидендов за отчетный период.
Как проходит банкротство субъектов предпринимательской деятельности, зависит от вида организации – нюансы регулируются Законом № 127-ФЗ. Совершенно неважно, кто именно выступает инициатором процедуры, алгоритм разработан на федеральном уровне и состоит из нескольких основных этапов. При этом часть судебных услуг и работа управляющего оплачиваются компанией-должником. Дела рассматриваются при условии представления подтверждающих неисполненные требования документов.
Иногда арбитражные управляющие недооценивают правовые проблемы банкротства, вероятно, в силу недостаточной подготовки к этой процедуре или полному отсутствию такой подготовки. Неважно по какой причине игнорируется подготовка: в силу безответственности или в силу недостатка времени для этого.
Как избежать проблем при банкротстве
Год основания — 1924
Отрасль — кинопроизводство
Эту компанию многие знают по ее логотипу в виде рычащего льва. С 1925 по 1942 годы она по праву считалась лидером индустрии развлечений и сняла такие шедевры классического кинематографа, как «Унесенные ветром» (1939), «Волшебник страны Оз» (1939) и «Северо-западный проход» (1940).
Metro-Goldwyn-Mayer также управляла сетью кинотеатров, имея хорошие показатели выручки и прибыли, и стабильно выплачивала дивиденды акционерам. Период Великой депрессии киностудия перенесла достойно, а вот появление телевидения и многократная смена менеджмента пошатнули ее позиции.
Во второй половине 20 века руководство решило отойти от традиционных мюзиклов и всерьез заняться эпическими постановками, на что и тратила огромные бюджеты. Так, например, была отснята новая версия «Бен-Гура» (1959). Но, несмотря на то, что фильм имел сумасшедший успех у публики и собрал рекордный урожай «Оскаров», финансовая сторона дела оказалась непростой. В 1960-х годах у компании еще были заметные проекты — «Как был завоеван Запад» Джона Форда, «Доктор Живаго» Дэвида Лина и «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика, но их успех лишь отчасти мог компенсировать провал других фильмов.
Неправильно выбранная стратегия привела компанию к разорению. Оказалось, что триумфа одного фильма недостаточно для того, чтобы свести на нет потери из-за провалов десятка других кинолент.
В конце 1960-х Metro-Goldwyn-Mayer оказалась банкротом. Спас компанию миллионер Кирк Керкорян, занимавшийся девелопментом в Лас-Вегасе. Впрочем, его интересовала не столько киноиндустрия, сколько участки земли, которые ей принадлежали. При Керкоряне студия производила 5-6 малобюджетных лент в год, пока миллионер не охладел к «гламурному» бизнесу. В 2005 году новым владельцем Metro-Goldwyn-Mayer стала Sony Pictures. В ноябре 2010 года, имея долг в размере $4 млрд, студия объявила себя банкротом.
Проведение процедуры банкротства стратегических предприятий достаточно редкое, но возможное явление. Оно имеет свои нюансы, существенно осложняющие признание несостоятельности. Итак, особенности банкротства градообразующих организаций:
- инициируется при размере долга свыше 0,5 млн. рублей, а также в случае, если с даты последнего планируемого платежа прошло более полугода;
- перечень стратегических предприятий установлен законодательно (основные характеристики – количество сотрудников превышает 5 тыс. либо свыше 25% от общего числа работоспособных граждан конкретного населенного пункта);
- инициировать процесс признания банкротом могут как кредиторы, так и сам руководитель организации, также привлекается третья сторона – местный орган власти;
- этапы процедуры стандартные, но срок каждого увеличен за счет проведения максимального количества мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности;
- дополнительная стадия процедуры, не предусмотренная для остальных юридических лиц – поручительство органов власти, благодаря которому должнику предоставляется отсрочка по выплатам;
- при невозможности финансового оздоровления, запускается конкурсное производство, в ходе которого реализуется весь имущественный комплекс предприятия единовременно;
- новый владелец обязан сохранить не менее половины рабочих мест в последующие 3 года, иначе сделка купли-продажи будет аннулирована;
- выплаты по долгам имеют строгую очередность: сначала ликвидируются последствия для региона, далее выплачиваются зарплаты, затем компенсации и пособия. Оплата кредитов производится в последнюю очередь, если оставшихся средств не хватает, эти долги списываются;
- признание банкротом стратегических предприятий имеет масштабные последствия для экономики и социальной жизни региона.
Нельзя сказать, что градообразующие организации полностью защищены от банкротства, но признание их несостоятельности самый сложный и длительный процесс.
Взыскание с помощью коллекторского агентства
Сегодня слово «коллекторы» часто вызывает неприятные ассоциации.
Многие уверены, что это легальное определение бандитов.
На самом деле продать долг коллекторам или обратиться к помощи коллекторских агентств — это иногда единственный шанс получить хотя бы часть своих денег. Надо отметить, что крупные коллекторские агентства используют законные методы получения задолженности. И на моей практике работа таких агентств действительно результативна.
Однако важно понимать следующее:
В качестве оплаты работы коллекторского агентства Вам необходимо будет заплатить довольно значительную сумму — от 20% от суммы долга и выше. Цена зависит от сложности ситуации. И она может быть очень высока, вплоть до 90 % от суммы долга, особенно, если Вы хотите продать долг коллекторам.
Коллекторские агентства перед тем как взять долг в работу всегда анализируют информацию по должнику. Когда должника или его представителей найти очень сложно, когда должник является юридическим лицом с минимальным уставным капиталом, без имущества в собственности, и в иных сложных ситуациях — коллекторское агентство заниматься таким долгом не будет, либо запросит очень высокую цену.
Такие юридические способы взаимодействия с должником как претензионная переписка, судебная работа, проведение процедур банкротства, не являются специализацией коллекторских агентств. В связи с чем целесообразно обращаться к ним, когда указанные способы либо не дали результата, либо, когда есть понимание, что эти способы будут неэффективны (желательно на самой ранней стадии возникновения долга).
Преимущества банкротства
Первое преимущество в том, что наличие заявления о банкротстве в суде является для должника большим репутационным риском. Многие бизнес-процессы могут остановится, если контрагенты должника увидят информацию о наличии в отношении своего партнера производства по банкротству. Причем эту информацию всегда легко найти в открытых источниках.
Зачастую бывает так что должник оплачивает задолженность поскольку с финансовой точки зрения это ему невыгодно на данный момент. В такой ситуации даже судебное решение может длительный срок не исполняться.
Но если должник обнаружит, что в отношении него подано заявление о банкротстве, ситуация может резко измениться, и это позволяет утверждать, что во многих случаях банкротство — наиболее эффективный способ взыскания задолженности.
Второе преимущество основано на том, что с момента начала процедуры банкротства органы управления должника существенно теряют свои полномочия. Кроме того, должник обязан раскрыть очень много информации о своей деятельности и принадлежащем ему имуществе.
Это существенный риск для всей деятельности компании поэтому договариваться с кредитором, заявившем о банкротстве, будут очень быстро.
Третье преимущество возникает в ситуации, когда имущества у должника нет, но оно было несколькими годами ранее, и должник его продал либо вывел из активов иным способом. А потом перестал платить по обязательствам.
В такой ситуации исключительно процедура банкротства позволяет признать сделки по выводу имущества недействительными на основании того, что это нарушает интересы кредиторов по выплате им задолженности.
Четвертое преимущество появилось, когда законодательство о банкротстве стало предусматривать возможность привлечения к субсидиарной ответственности учредителей должника.
Это возможно также исключительно в рамках процедуры банкротства и существенно повышает эффективность использования данного способа в целях взыскании долга.
Пятое преимущество наиболее значимо, когда перед кредитором сформировалась существенная сумма задолженности, которая позволяет такому кредитору управлять процедурой банкротства. Это управление дает почти полный контроль над должником и всем его имуществом. Что прямо или опосредованно обеспечивает такому кредитору не только возможность получить свой долг, но и при необходимости приобрести имущество должника с большим дисконтом.
Это основные преимущества банкротства как способа взыскания долга, но не все. В отличие от иных способов получения задолженности, банкротство предоставляет взыскателю очень широкие полномочия, а также иные выгоды помимо взыскания долга
Главное при избрании этого способа не игнорировать помощь специалистов, поскольку банкротство — это очень узкоспециализированная сфера с множеством «подводных камней». И тогда банкротство станет наиболее эффективным способом взыскания долга.