Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сбор учителем телефонов учеников перед уроком. Юридические аспекты.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Случаи, когда у детей в школах забирают телефоны, не такая уж большая редкость. Ребенку сложно что-то противопоставить взрослому и авторитетному преподавателю, который наделен какой-никакой властью, пусть и в рамках одного класса. Тем более, когда ребенок чувствует себя виноватым, ведь он действительно нарушил дисциплину. Право учителя отнять смартфон воспринимается как нечто само собой разумеющееся, но так ли это на самом деле? Может ли учитель забрать телефон в рамках закона?
Запрет на использование телефона в школе
1.09.2022 года отечественный государственный деятель С. С. Кравцов сообщил о введении обновленных школьных стандартов. Теперь в образовательных учреждениях нельзя использовать смартфоны в качестве средства обучения.
С. С. Кравцов напомнил о том, что сотовые телефоны лишь мешают детям учиться. Большинство педагогов и родителей поддержали министра образования, однако такая инициатива была воспринята положительно не всеми.
Плюсы и минусы запрета на телефон в школе
Учителя и родители разошлись в позиции относительно того, стоит ли вводить запрет на телефон в школе. Доводы сторонников обычно тождественны официальной позиции Минпросвещения: телефоны отвлекают, портят зрение и негативно влияют на психику.
Противники нововведений полагают, что телефон нельзя рассматривать только как помеху обучению. Часто он помогает школьникам в обучении: поиске информации по предмету, хранении данных и пр. Тогда как аргументы сторонников запретов они видят неубедительными – когда телефонов еще не было, школьники все равно отвлекались на посторонние дела и проблему следует искать не в телефонах, а в неумении учителя удерживать внимание учеников.
Родители также отмечают, что покупают детям телефоны в целях безопасности: чтобы убедиться в местонахождении ребенка и всегда быть с ним на связи в нужный момент. Некоторым детям телефоны нужны по состоянию здоровья: для контроля сахара или сердечного ритма. Запрет на телефон для них может быть крайне опасен.
Педагог наделен рядом общих обязанностей. Первая и самая важная функция учителя — это качественная реализация образовательного процесса. Процедура образования включает в себя обучение и воспитание — два взаимосвязанных направления. Учитель не сможет качественно организовать ни тот, ни другой процесс без уважительного отношения к каждому ребенку. Именно проявление уважения, этичности и толерантности является второй обязанностью педагога.
Учитель должен показывать своим детям пример. Этот до безумия банальный тезис до сих пор не осмыслен многими работниками в сфере образования. Большинство педагогов отдают приоритет авторитаризму и запугиванию. Вместо поучительной беседы о неуместности телефонов на уроке учителя прибегают к спорам и конфликтам. Здесь мы подходим к ключевому вопросу статьи: имеет право учитель забирать телефон у ученика?
Педагог может повышать голос на нерадивых школьников — по крайней мере, никаких санкций за такую меру воздействия на учеников не предусмотрено. Во-первых, учитель может обладать громким голосом от природы, во-вторых, если он не переходил на личности, доказать факт нарушения прав ребенка будет трудно.
А вот оскорблять детей преподаватели не имеют никакого права — ни в присутствии всего класса, ни наедине. Если это случится, учителя будет ждать дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения из школы.
Ранее в Госдуме предложили ввести запрет на использование школьниками телефонов дороже 5 тысяч рублей. В свою очередь министр просвещения РФ Ольга Васильева намеревалась запретить детям приносить в школу любые гаждеты.
К слову, проведенный ВЦИОМ опрос показал, что идею главы Минпросвещения поддерживают 73% россиян.
По материалам дзен-канала «Налоговый эксперт».
? Законодательные положения о праве собственности на мобильный телефон
А вот тут все очень и очень сложно, и странно. И связано это с правильным толкованием правовой позиции.
Изначально при оформлении договора купли-продажи нужно понимать, кто и на какие средства этот телефон приобретает. Не уходя в правовые дебри, можно выделить две ситуации:
В первом случае в качестве собственника гаджета можно рассматривать ребенка. Но только при условии, что ему уже исполнилось 14 лет и родители оформили на его имя согласие на совершение сделок. Такое правило действует в соответствии со статьей 26 Гражданского кодекса (ГК) РФ. Необходимость составления такого согласия связана с тем, что покупку смартфона очень сложно отнести к мелким бытовым сделкам – хотя бы в обывательском понимании.
Если согласие на совершение сделки не было дано, а телефон фактически приобретал родитель – пусть даже и на средства ребенка, и родитель же вписан в договор купли-продажи, а также в гарантийный талон, то собственником будет де-юре родитель.
Во второй ситуации собственником телефона является, безусловно, родитель, который имеет право распоряжаться своим имуществом в порядке статьи 209 ГК РФ, в том числе подарить этот телефон или передать его в безвозмездное пользование.
Как же решить вопрос в этом случае о том, кому принадлежит телефон? Только принять во внимание, что мог иметь место простой договор дарения, совершенный в порядке Главы 32 ГК РФ, то есть без нотариального оформления. Тогда, даже если в тексте договора купли-продажи содержится указание на то, что покупатель телефона – родитель ребенка или законный представитель, собственником гаджета все равно будет считаться ребенок.
Имеет ли право учитель забирать телефон у ученика на уроке?
Федеральным законодательством установлен запрет на использование средств связи исключительно при проведении итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. В то же время Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» закреплена обязанность обучающихся выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В целях недопущения дестабилизации образовательного процесса существует практика установления образовательными организациями в локальных нормативных актах правил пользования сотовыми телефонами (например, отключение телефонов во время нахождения в школе или во время проведения урока, отключение звуковых сигналов, использование телефонов на переменах, передача телефона под ответственное хранение и др.). Действия учителя в данном случае также должны быть регламентированы.
Однако право собственности на имущество, гарантированное статьей 35 Конституции Российской Федерации, не может быть ограниченно локальным актом образовательной организации.
Таким образом, учитель и сотрудники школы не вправе забирать телефоны и иные устройства учеников.
При закреплении в уставе школы запрета на использование телефонов во время учебного процесса, ученики должны его выполнять.
Как учителям бороться своими силами с непослушанием учеников
Как мы знаем, люди, которые идут работать в образовательные учреждения, чаще всего отправляются туда по призванию. Поэтому, многие из них, сталкиваясь с проблемами, связанными с нерадивыми учениками, теряются, и начинают стараться уладить вопрос всеми доступными способами:
- мирными разговорами;
- повышением тона для привлечения внимания и т.д.
Однако, все это может не помогать, так как некоторые ученики довольно часто ввиду различных психологических причин не способны или не хотят внять призывам учителя к качественным и добрым отношениям.
В этом случае мы советуем вам поступить единственно правильно с юридической точки зрения (то есть и наиболее безопасно для вас):
- прервать занятие ради приглашения директора и передачи ему компетенции по урегулированию данной ситуации;
- впоследствии пригласить родителей ученика для разрешения данной проблемы;
- предложить (при необходимости) решить проблемы ученика с помощью школьного психолога.
В этом случае вы максимально эффективно для дела и с минимальным ущербом для себя решите вопрос и постепенно отношения с вашим учеником и его поведение обязательно наладятся.
К слову, в законе об образовании даже значится такая обязанность учителя, как обращение к руководителю образовательного учреждения за помощью в каждой ситуации, которая выходит за рамки обозначенных вам должностной инструкции компетенций.
Родителей заставляют нарушать закон
— Сейчас на школьных собраниях по итогам первой четверти, по распоряжению чиновников от образования, с родителей собирают подписи под документом, одобряющим запрет гаджетов. Если кто-то отказывается ставить подпись, то должен письменно объяснить причины своего несогласия.
— Все гаджеты, смартфоны и иные технические средства являются частной собственностью школьников, так как либо подарены родителями, либо куплены детьми на собственные накопления. Я напомню, частная собственность в нашей стране является неприкосновенной и защищается законом. Больше того, частная собственность священна со времен римского права и к ней надо относиться с большим уважением.
А теперь представьте —
все дети подпишут петицию, запрещающую родителям пользоваться смартфонами
Абсурд? Почему же тогда родители уверены, что могут ограничить права ребенка без его согласия?
— То есть подписывая документ для министерства образования, родители поступают противозаконно?
— Понимаете, в данном случае правом собственности наделен не родитель, а школьник, причем независимо от его возраста. И ребенок вправе отстаивать свои права, потому что такой же гражданин, как и все — у него есть свои определенные права, пусть усеченные, но они есть, он вполне может владеть определенным имуществом и распоряжаться им так, как пожелает.
Право частной собственности формирует и отношение государства к гражданину
Но у нас в Конституции есть статья, кстати моя любимая, 39-ая, где написано, что права, в том числе право собственности, могут быть ограничены законом. То есть только закон, принятый парламентом и подписанный президентом, может ограничить право любого лица, в том числе и ребенка, на что-либо. Подчеркну — только закон! Никакие приказы, правила, инструкции, внутренние положения и уставы не могут никоим образом ограничить право школьника пользоваться гаджетами.
Запретный плод сладок
— Эта бумага, которую родители сейчас подписывают в школах, может послужить основанием для внесения изменений в закон «Об образовании»?
— Не факт. Законом можно ограничить права собственности в исключительных случаях, к примеру, когда нарушаются интересы государства. О каком нарушении интересов государства может идти речь в данном случае?
Запреты, тем более в отношении детей, никогда не бывают эффективными. Все мы помним, что запретный плод самый сладкий и может вызывать повышенный интерес у детей, что приведет к обратному эффекту. На уроках могут возникать конфликтные ситуации между учителем и учащимися. Допустим такую ситуацию: школьник принес на урок смартфон, что должен сделать педагог?
— Отобрать?
— У учителя есть определенные права — поставить двойку, вызвать к доске, дать задание выучить стихотворение, но посягать на частную собственность он не имеет права.
Педагог не имеет права отобрать смартфон, потому как это будет называться самоуправством,
за что есть уголовная статья. Ни учитель, ни директор не имеют права изымать имущество другого лица.
— Как должен поступить учитель в таком случае?
— Забирать много ума не надо. Учителям нужно найти золотую середину — как-то договориться, причем не с родителями, а с учениками. Нужно убедить пользоваться смартфоном в пределах разумной необходимости, исходя из уважения к образовательному процессу. Вот этот момент очень важен, потому как это показывает работу администрации и преподавательского коллектива каждой школы отдельно. Каждая школа должна самостоятельно найти какие-то механизмы, но ни в коем случае ни учитель, ни директор, ни начальник управления образования, ни прокурор — никто не имеет права изымать собственность ребенка без постановления об изъятии, которое подписано судьей.
В школьном уставе прописаны требования к школьной форме и внешнему виду учеников, правила поведения на уроке. Но даже если ученик нарушает эти правила: приходит на занятия не в школьной форме, с синими волосами, в туфлях на каблуках, в макияже, опаздывает, плохо ведет себя на уроке, — его все равно не могут выгнать из класса. Такое действие будет грубым нарушением права ребенка на образование, и если будет доказана вина педагога, то его привлекут к дисциплинарной или даже уголовной ответственности (в зависимости от тяжести нарушения).
В каком-то смысле учителя лишены рычагов влияния: они могут сделать замечание, запись в дневнике, могут приглашать родителей для беседы, приглашать завуча в класс для решения сложной ситуации. Школа может собирать педсовет с участием родителей по поводу поведения ученика, подключать школьного психолога или даже детскую комнату милиции. Крайняя мера — исключение из школы.
Какие права есть у учеников?
Профессия педагога – это призвание, но не все выбирают этот профиль, исходя только из душевных побуждений. В ряде случаев оказывается, что с детьми работает человек, совсем для этого не подходящий. Чтобы иметь возможность поставить учителя на место, если он превышает свои полномочия, ребята должны знать свои права.
Учащийся любой муниципальной школы имеет право:
- получить полное среднее образование, направленное на его всестороннее развитие;
- принимать участие в конкурсах в соответствии со своими способностями и желаниями;
- посещать факультативы, кружки и секции, организованные в школе на безвозмездной или платной основе в соответствии со своими интересами;
- быть зачисленным в учебное заведение с углубленным изучением какого-либо предмета, если его знания и способности соответствуют нужному уровню;
- отказаться от выполнения действий, которые могут привести к ухудшению его самочувствия (например, какого-либо упражнения на уроке физкультуры).
Имеет ли право учитель забирать телефон у ученика во время урока?
То есть, даже если в первый раз они не смогут набрать нужный балл, то получат вторую попытку. Это всё направлено на снижение психологического давления на учеников.
— Этим летом звучало предложение отдавать детей в нулевой класс в пять лет. Будет ли пересмотрена продолжительность уроков и методика обучения пятилетних первоклассников с учётом их возрастных особенностей?
— Обновлённая программа обучения как раз и рассчитана на них. Нет монотонных уроков и жёсткой дисциплины, обучение проходит в игровой форме. Поэтому для детей воспринимать информацию в таком формате несложно. Они достаточно двигаются, достаточно играют и общаются, и через все эти действия учатся.
— Как быть с ситуациями, когда 5-летних выпускают из садиков, но ещё не берут в школу, если день рождения ребёнка, к примеру, 15 сентября или 3 октября?
— Да, такие факты есть, и мы в каждом случае разбираемся, оцениваем действия администрации школ и детских садов. Если родители столкнулись с такой ситуацией, то они могут обратиться за помощью по телефону доверия: 50-25-00. Наши специалисты обязательно помогут решить проблему и зачислить ребёнка либо в школу, либо продлить его пребывание в детском саду.
Имеет ли учитель право забирать телефон в учебном заведении
Иногда звучат нарекания в адрес учителей о том, что не все педагоги достаточно владеют английским после окончания специальных курсов. Но у нас и нет цели научить детей говорить на английском языке на уровне носителей языка. Мы преследуем цель научить коммуницировать на этом языке на уровне, приемлемом для взаимного понимания. Сейчас мир открыт, границы не на замке, и английский язык — язык мирового общения. Мы хотим научить детей не просто грамматике и переводу, а именно навыку общения на иностранном языке, для того чтобы они могли уверенно себя чувствовать в других странах, получать там дополнительное образование и повышать свою квалификацию. Предметы на английском языке в школах обязательны, ученики не могут отказаться от этого и выбрать только казахский или русский язык обучения на уроках естественно-математического цикла.
— Прокомментируйте, пожалуйста, новость о том, что учителя больше не должны готовить выпускников к ЕНТ. Значит ли это, что все желающие поступить в казахстанские вузы будут так или иначе вынуждены прибегать к помощи репетиторов?
— То, что учителя не будут готовить к ЕНТ, не нужно воспринимать буквально. Они следуют на уроках школьной программе, а вопросы для ЕНТ составляются именно на её основе. Вот только теперь не будет распространённого в последние годы «натаскивания», когда старшеклассников учат лишь решать тесты и заставляют зубрить правильные варианты ответов с ЕНТ прошлых лет. Плюс в школах начнут вводить раннее профориентирование, будут работать психологи, педагоги, выявляя склонности и желания ребёнка ещё в средних классах. Таким образом, к старшим классам ученик уже будет понимать, что, если, к примеру, он хочет быть врачом, то ему нужно хорошо знать химию и биологию. И педагог будет давать ему необходимые предметы углублённо. Вероятно, сам ученик в школе выберет факультативы, соответствующие его будущей специальности. К тому же, это снизит стресс у старшеклассников перед тестированием. Сейчас ведь они имеют возможность повторно сдать ЕНТ. То есть, даже если в первый раз они не смогут набрать нужный балл, то получат вторую попытку. Это всё направлено на снижение психологического давления на учеников.
— Этим летом звучало предложение отдавать детей в нулевой класс в пять лет. Будет ли пересмотрена продолжительность уроков и методика обучения пятилетних первоклассников с учётом их возрастных особенностей?
— Обновлённая программа обучения как раз и рассчитана на них. Нет монотонных уроков и жёсткой дисциплины, обучение проходит в игровой форме. Поэтому для детей воспринимать информацию в таком формате несложно. Они достаточно двигаются, достаточно играют и общаются, и через все эти действия учатся.
— Как быть с ситуациями, когда 5-летних выпускают из садиков, но ещё не берут в школу, если день рождения ребёнка, к примеру, 15 сентября или 3 октября?
— Да, такие факты есть, и мы в каждом случае разбираемся, оцениваем действия администрации школ и детских садов. Если родители столкнулись с такой ситуацией, то они могут обратиться за помощью по телефону доверия: 50-25-00. Наши специалисты обязательно помогут решить проблему и зачислить ребёнка либо в школу, либо продлить его пребывание в детском саду.